INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Перспективы проекта Цифровая экономика 2017-2030 в России

Prospects of the Digital economy 2017-2030 project in Russian federation



УДК 330

29.06.18 9:19
5681

Выходные сведения: Поречнева С.Е., Морозова А.Д., Теплов А.Ю. Перспективы проекта Цифровая экономика 2017-2030 в России // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/perspektivy-proekta-tsifrovaya-ekon/

Авторы:
Поречнева С.Е.1, Морозова А.Д.2, Теплов А.Ю.3

1 бакалавр, Национальный Исследовательский Ядерный Университет "МИФИ", Москва, Российская федерация (10100 Россия, г. Москва, Каширское ш., 31), e-mail: sporechneva@list.ru
2 бакалавр, Национальный Исследовательский Ядерный Университет "МИФИ", Москва, Российская федерация (10100 Россия, г. Москва, Каширское ш., 31), e-mail: m_anastasia_0801@mail.ru
3 бакалавр, Национальный Исследовательский Ядерный Университет "МИФИ", Москва, Российская федерация (10100 Россия, г. Москва, Каширское ш., 31), e-mail: Teploff1211@gmail.com

Authors:
Porechneva S.E.1, Morozova A.D.2, Teplov A.U.3

1 bachelor, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Moscow, Russian Federation (10100 Russia, Moscow, Kashirskoye highway, 3), e-mail: sporechneva@list.ru
2 bachelor, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Moscow, Russian Federation (10100 Russia, Moscow, Kashirskoye highway, 3), e-mail: m_anastasia_0801@mail.ru
3 bachelor, National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Moscow, Russian Federation (10100 Russia, Moscow, Kashirskoye highway, 3), e-mail: Teploff1211@gmail.com

Ключевые слова: индустрия 4.0, цифровая экономика, государственные программы технологического развития, экономика будущего, четвертая промышленная революция

Keyword: Industry 4.0, digital economy, state programs of technological development, economy of the future, the fourth industrial revolution

Аннотация: Объектом исследования является российское общество в условиях перехода к четвертой промышленной революции. Предмет – общественные проблемы в контексте периода перехода. Статья посвящена анализу процесса внедрения ИКТ в общую доктрину российской экономики. Современные технологии непрерывно совершенствуются, в следствии чего органически встроены в экономическую систему. В частности, исследование направлено на изучение трансформации нового для российского научного сообщества явления цифровой экономики в исторической перспективе. Технологии стали достоянием общественности, продолжая вести общество по пути технического прогресса, что, в свою очередь, обусловило возникновение соревновательной среды среди крупнейших компаний и даже на государственном уровне. Россия поставила себе задачу по введению инновационных технологических процессов в общественную и финансовую жизнь общества. Существует ряд причин, по которым управление информационными системами вызывает сложности у государства. Тем не менее, правительственные программы, направленные на внедрение информационных технологий в экономику, не могут считаться бесперспективными. В статье предложены перспективы применения цифровых платформ и библиотек в промышленности, строительстве, транспорте, логистике, работе социальных государственных структур. Исследуемая программа характеризуется как современная и является отечественным вариантом государственных программ, направленных на переход к четвертой по счету промышленной революции. Более того, можно смело отметить, что государственные программы, нацеленные на введение информационных технологий в экономику, не могут считаться неперспективными.

Annotation: The object of the study is the Russian society in the transition to the fourth industrial revolution. Subject-social problems in the context of the transition period. The article discusses the main prospects of presidential program of digital economy. Modern technologies are constantly being improved, and as a result they are organically integrated into the economic system. The development of technological implementation is given in historical perspective. Technologies became public, continuing to lead society along the path of technological progress, which, in turn, led to the emergence of a competitive environment among the largest companies and even at the state level. Russia has set itself the task of introducing innovative technological processes in the social and financial life of society. There are several reasons why the management of information systems causes difficulties for the state. Nevertheless, government programs aimed at introducing information technologies into the economy can not be considered hopeless. The author pay special attention to the social consequences. Moreover, the paper gives the results of digital implementation in transport, logistic and construction industry. The study program is characterized as modern and is a domestic version of the state programs aimed at the transition to the fourth industrial revolution. Moreover, we can safely say that the state programs aimed at the introduction of information technologies in the economy can not be considered unpromising.

Перспективы проекта Цифровая экономика 2017-2030 в России

Введение

Современные технологии органическим образом встраиваются в экономическую систему, идя по пути постоянного совершенствования. Научно-техническое развитие, подготовка профессиональных узкоспециализированных кадров обусловили выход технологий далеко за рамки исследовательской работы. Технологии стали достоянием общественности, продолжая вести общество по пути технического прогресса, что, в свою очередь, обусловило возникновение соревновательной среды среди крупнейших компаний и даже на государственном уровне. Следующим шагом стало создание инфраструктуры внедрения ИКТ в экономическую доктрину. Через какое-то время объективная необходимость узаконивания информационного сектора стала очевидна. Однако, существует ряд причин, по которым управление информационными системами вызывает сложности у государства. Специфические свойства информации как таковой неимоверно расширяют пространство управления. Тем не менее, правительственные программы, направленные на внедрение информационных технологий в экономику, не могут считаться бесперспективными.

Материалы и методы

В основу методологической базы работы был заложен теоретический анализ научных публикаций как российских, так и зарубежных исследователей, посвященных проблеме внедрения цифровых технологий в экономические системы. В процессе анализа были использованы методы дедукции и индукции. Основой исследования стали нормативные правовые документы. Например, Указ Президента Российской Федерации «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» от 9 мая 2017 года, Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии научно- технологического развития Российской Федерации» от 1 декабря 2016 года No 642, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. No 1632-р об утверждении программу «Цифровая экономика Российской Федерации». В числе научно-исследовательских работ, которые легли в основу исследования, можно выделить статью Попова Е. В. и Семячкова К. А. «Анализ трендов развития цифровой экономики», а также статья Сухарева О. С. «Информационная экономика: знание, конкуренция и рост. М.: Финансы и статистика».

Результаты и обсуждение

Само по себе, определение термина «цифровая экономика» довольно общее, ввиду молодости понятия. Термин используется для описания системы производства, обмена и потребления товаров и услуг, распределения благ с использованием цифровых технологий. Государства, занимающие первые места по экономическим показателям, в частности, Германия и Япония, на государственном уровне разработали программы, определяющие сроки и условия перехода на новый этап технологического развития. К наиболее известным программам подобного плана можно отнести немецкий проект «Индустрия 4.0» и японский проект «Общество 5.0». В российской федерации таким проектом стала Стратегия Информационного общества до 2030 года, подписанная Президентом 09.09.2017 и программа «Цифровая экономика РФ», утвержденная 28 июля 2017 года Председателем Правительства.

Согласно стратегии, включающей в себя и достижения в сфере информационных технологий предыдущих лет, уже в 2016 году количество граждан РФ, получивших государственные услуги удаленно, составило 34 млн., а в 2015 году объем товаров и услуг, проданных и купленных через Интернет, составил 2,3% ВВП. В долгосрочной перспективе среди вариантов внедрения информационных технологий можно выделить следующие:

1)   Социальные структуры. Внедрение информационных технологий в медицину, совершенствование товарооборота. В качестве примеров успешных платформ можно выделить площадки Uber и Airnbnb.

2)   Логистика. Совместная цифровая экономика оказывает помощь инфраструктурам, организациям и людям, чтобы делиться своими продуктами и услугами, использовать инновационные совместные цифровые платформы, чтобы полностью использовать логистические сети разных уровней и активы. Так вместе они могут достичь новых уровней эффективности и создания дополнительных доходов и стоимости, вплоть до компаний, очень быстро выходящих на рынок ценных бумаг.

3)   Транспорт. возможности удовлетворить спроектированный спрос существующими технологиями, оптимизировав обычные системы сигнализации невозможно, их возможности доведены до их пределов. Во многих местах использование традиционных методов для увеличения пропускной способности, например, для создания дополнительных трасс, эстакад и введение более крупных поездов тоже было исчерпано в Европе и в Китае. Этого следует ожидать и в России. Но есть альтернатива - использование цифровых технологий. Это обеспечивает отличную возможность увеличить емкость железнодорожных сетей. Ключевой цифровой технологией, которая может обеспечить это, является цифровая европейская система управления поездами ERTMS.

Тем не менее, существует и реальность в виде негативных последствий, которые несет в себе цифровизация экономики. Первое и основное последствие - безработица, которая является логичным следствием технологического прогресса.

Выводы

Перед Россией стоит задача по внедрению современных технологий в социальную и экономическую жизнь общества. Вместе с тем, необходимо понимать сложности, сопровождающие эти процессы. Новый проект цифровизации России, базирующийся на Стратегии развития информационного общества и программы «Цифровая экономика», рассчитан на период с 2017 до 2030 года. Для стратегии характерна преемственность относительно прежних проектов. Программа «Цифровая экономика» гораздо более современная и представляет собой российский вариант государственных программ перехода к четвертой промышленной революции. Несмотря на своё название текст документа большей частью посвящен развитию отечественных технологий 4.0 и объективно критикуется за недостаточное внимание к социально-экономическим проблемам.

 



Библиографический список


1. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии научно- технологического развития Российской Федерации» от 1 декабря 2016 года No 642
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. No 1632-р об утверждении программу «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/ les/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». http://static.government.ru/media/les/k87YsCABuiyuLAjcWDFILEh6itAirUX0.pdf
4. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» от 9 мая 2017 года No 2013
5. Попов Е. В., Семячков К. А. Анализ трендов развития цифровой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2017. No 10. С. 86–95.
6. Сухарев О. С. Информационная экономика: знание, конкуренция и рост. М.: Финансы и статистика, 2015. 288 с.
7. Куприяновский В. П. и др. ПРАВИТЕЛЬСТВО, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЛОГИСТИКА, ИННОВАЦИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ //Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2017. – Т. 13. – No. 1.-С.58-80.
8. Куприяновский В. П. и др. Пропускная способность и экономика цифровой железной дороги при трансформации сигнализации и управления поездами //International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – Т. 5. – No. 3.-С.117-132. .
9. Куприяновский В. П. и др. Веб Вещей и Интернет Вещей в цифровой экономике //International Journal of Open Information
Technologies. – 2017. – Т. 5. – No. 5.-С.28-45.
10. Синягов С. А. и др. Строительство и инженерия на основе стандартов BIM как основа трансформаций инфраструктур в цифровой экономике //International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – Т. 5. – No. 5.-С.46-79.
11. STATION INNOVATION OVERCROWDING AND INCREASING
PASSENGER THROUGHPUT AT STATIONS. Catapult Transport
Systems April 2016
12. Замолодчиков Д. Г. и др. Комфортная среда и ресурсосбережение на пассажирских станциях и вокзалах в жизненном цикле активов цифровых железных дорог //International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – Т. 5. – No. 3.-C.100-116.
13. Окинавская хартия Информационного общества [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/supplement/3170
14. Report on e 5th Science and Technology Basic Plan Council for Science, Technology and Innovation. Cabinet Of- ce, Government of Japan (December 18, 2015). URL: http:// www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en.pdf
15. Multimobility and Sharing Economy. Shaping the Future Market
Through Policy and Research.National Academy of Sciences. July
2016
16. Implementing the Freight Transportation Data Architecture: Data Element Dictionary. Walton, C. Michael; Seedah, Dan P. K.; Choubassi, Carine; Wu, Hui; Ehlert, Andy; Harrison, Robert; Loftus-Otway, Lisa; Harvey, Jim; Meyer, Joel; Calhoun, Jacob; Maloney, Lucia; Cropley, Stephen; and Ford Annett. NCFRP REPORT 35N2015 National Academy of Sciences
17. Securing the future of German manufacturing industry Recommendations for implementing the strategic initiative INDUSTRIE 4.0 Final report of e Industrie 4.0 Working Group. URL: http://www.acatech.de/ leadmin/user_up- load/Baumstruktur_nach_Website/Acatech/root/de/Mate- rial_fuer_Sonderseiten/Industrie_4.0/Final_report__Indus- trie_4.0_accessible.pdf
18. Standridge P., Esipova N. Russians See Widening Gap Be- tween Rich and Poor APRIL 25, 2017 URL: HTTP://WWW. GALLUP.COM/POLL/209018/RUSSIANS-WIDENING- GAP-RICH-POOR.ASPX?G_SOURCE=RUSSIA&G_MEDI- UM=TOPIC&G_CAMPAIGN=TILES
19. Toward realization of the new economy and society Keidanren (Japan Business Federation) - Outline - April 19, 2016 - Reform of the economy and society by the deepening of «Society 5.0». URL: http://www.keidanren.or.jp/en/poli- cy/2016/029_outline.pdf
20. Future Proofing Infrastructure for Connected and Automated
Vehicles Technical Report.Catapult Transport Systems. February
2017


References


1. Ukaz Prezidenta Rossijskoi Federacii O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoi Federacii ot 1 dekabrya 2016 goda No 642
2. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossii skoi Federacii ot 28 iyulya 2017 g No 1632-r ob utverzhdenii programmu Cifrovaya ehkonomika Rossijskoi Federacii [Elektronnyi resurs] URL: http://static.government.ru/media/ les/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
3. PLAN MEROPRIYATII po napravleniyu Kadry i obrazovanie programmy Cifrovaya ehkonomika Rossijskoi Federacii http://static.government.ru/media/les/k87YsCABuiyuLAjcWDFILEh6itAirUX0.pdf
4. Ukaz Prezidenta Rossijskoi Federacii O strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoi Federacii ot 9 maya 2017 goda No 2013
5. Popov E.V., Semyachkov K.A., Analiz trendov razvitiya cifrovoi ehkonomiki. Problemy teorii i praktiki upravleniya 2017. No 10. Pp. 86 95.
6. Suharev O.S., Informacionnaya ehkonomika: znanie, konkurenciya i rost. M.: Finansy i statistika. 2015. 288 p.
7. Kupriyanovskii V.P. i dr. PRAVITELSTVO, PROMYSHLENNOST, LOGISTIKA, INNOVACII I INTELLEKTUALNAYA MOBILNOST V CIFROVOI EHKONOMIKE Sovremennye informacionnye tekhnologii i IT-obrazovanie 2017. T 13. No 1. Pp. 58-80.
8. Kupriyanovskii V.P. i dr. Propusknaya sposobnost i ehkonomika cifrovoi zheleznoi dorogi pri transformacii signalizacii i upravleniya poezdami. International Journal of Open Information. Technologies. 2017. T 5. No 3. Pp. 117-132.
9. Kupriyanovskii V.P. i dr. Veb Veshchei i Internet Veshchei v cifrovoi ehkonomike. International Journal of Open Information. Technologies. 2017. T 5. No 5. Pp. 28-45.
10. Sinyagov S.A. i dr. Stroitelstvo i inzheneriya na osnove standartov BIM kak osnova transformacii infrastruktur v cifrovoi ehkonomike. International Journal of Open Information. Technologies. 2017. T 5. No 5. Pp. 46-79.
11. STATION INNOVATION OVERCROWDING AND INCREASING
PASSENGER THROUGHPUT AT STATIONS. Catapult Transport
Systems April 2016.
12. Zamolodchikov D.G. i dr. Komfortnaya sreda i resursosberezhenie na passazhirskih stanciyah i vokzalah v zhiznennom cikle aktivov cifrovyh zheleznyh dorog. International Journal of Open Information. Technologies. 2017. T 5. No 3. Pp. 100-116.
13. Okinavskaya hartiya Informacionnogo obshchestva [Elektronnyi resurs]. URL: http://kremlin.ru/supplement/3170
14. Report on e 5th Science and Technology Basic Plan Council for Science, Technology and Innovation. Cabinet Of- ce, Government of Japan (December 18, 2015). URL: http:// www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en.pdf
15. Multimobility and Sharing Economy. Shaping the Future Market
Through Policy and Research.National Academy of Sciences. July
2016
16. Implementing the Freight Transportation Data Architecture: Data Element Dictionary. Walton, C. Michael; Seedah, Dan P. K.; Choubassi, Carine; Wu, Hui; Ehlert, Andy; Harrison, Robert; Loftus-Otway, Lisa; Harvey, Jim; Meyer, Joel; Calhoun, Jacob; Maloney, Lucia; Cropley, Stephen; and Ford Annett. NCFRP REPORT 35N2015 National Academy of Sciences
17. Securing the future of German manufacturing industry Recommendations for implementing the strategic initiative INDUSTRIE 4.0 Final report of e Industrie 4.0 Working Group. URL: http://www.acatech.de/ leadmin/user_up- load/Baumstruktur_nach_Website/Acatech/root/de/Mate- rial_fuer_Sonderseiten/Industrie_4.0/Final_report__Indus- trie_4.0_accessible.pdf
18. Standridge P., Esipova N. Russians See Widening Gap Be- tween Rich and Poor APRIL 25, 2017 URL: HTTP://WWW. GALLUP.COM/POLL/209018/RUSSIANS-WIDENING- GAP-RICH-POOR.ASPX?G_SOURCE=RUSSIA&G_MEDI- UM=TOPIC&G_CAMPAIGN=TILES
19. Toward realization of the new economy and society Keidanren (Japan Business Federation) - Outline - April 19, 2016 - Reform of the economy and society by the deepening of «Society 5.0». URL: http://www.keidanren.or.jp/en/poli- cy/2016/029_outline.pdf
20. Future Proofing Infrastructure for Connected and Automated
Vehicles Technical Report. Catapult Transport Systems. February
2017


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления