Введение
Современные технологии органическим образом встраиваются в экономическую систему, идя по пути постоянного совершенствования. Научно-техническое развитие, подготовка профессиональных узкоспециализированных кадров обусловили выход технологий далеко за рамки исследовательской работы. Технологии стали достоянием общественности, продолжая вести общество по пути технического прогресса, что, в свою очередь, обусловило возникновение соревновательной среды среди крупнейших компаний и даже на государственном уровне. Следующим шагом стало создание инфраструктуры внедрения ИКТ в экономическую доктрину. Через какое-то время объективная необходимость узаконивания информационного сектора стала очевидна. Однако, существует ряд причин, по которым управление информационными системами вызывает сложности у государства. Специфические свойства информации как таковой неимоверно расширяют пространство управления. Тем не менее, правительственные программы, направленные на внедрение информационных технологий в экономику, не могут считаться бесперспективными.
Материалы и методы
В основу методологической базы работы был заложен теоретический анализ научных публикаций как российских, так и зарубежных исследователей, посвященных проблеме внедрения цифровых технологий в экономические системы. В процессе анализа были использованы методы дедукции и индукции. Основой исследования стали нормативные правовые документы. Например, Указ Президента Российской Федерации «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» от 9 мая 2017 года, Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии научно- технологического развития Российской Федерации» от 1 декабря 2016 года No 642, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. No 1632-р об утверждении программу «Цифровая экономика Российской Федерации». В числе научно-исследовательских работ, которые легли в основу исследования, можно выделить статью Попова Е. В. и Семячкова К. А. «Анализ трендов развития цифровой экономики», а также статья Сухарева О. С. «Информационная экономика: знание, конкуренция и рост. М.: Финансы и статистика».
Результаты и обсуждение
Само по себе, определение термина «цифровая экономика» довольно общее, ввиду молодости понятия. Термин используется для описания системы производства, обмена и потребления товаров и услуг, распределения благ с использованием цифровых технологий. Государства, занимающие первые места по экономическим показателям, в частности, Германия и Япония, на государственном уровне разработали программы, определяющие сроки и условия перехода на новый этап технологического развития. К наиболее известным программам подобного плана можно отнести немецкий проект «Индустрия 4.0» и японский проект «Общество 5.0». В российской федерации таким проектом стала Стратегия Информационного общества до 2030 года, подписанная Президентом 09.09.2017 и программа «Цифровая экономика РФ», утвержденная 28 июля 2017 года Председателем Правительства.
Согласно стратегии, включающей в себя и достижения в сфере информационных технологий предыдущих лет, уже в 2016 году количество граждан РФ, получивших государственные услуги удаленно, составило 34 млн., а в 2015 году объем товаров и услуг, проданных и купленных через Интернет, составил 2,3% ВВП. В долгосрочной перспективе среди вариантов внедрения информационных технологий можно выделить следующие:
1) Социальные структуры. Внедрение информационных технологий в медицину, совершенствование товарооборота. В качестве примеров успешных платформ можно выделить площадки Uber и Airnbnb.
2) Логистика. Совместная цифровая экономика оказывает помощь инфраструктурам, организациям и людям, чтобы делиться своими продуктами и услугами, использовать инновационные совместные цифровые платформы, чтобы полностью использовать логистические сети разных уровней и активы. Так вместе они могут достичь новых уровней эффективности и создания дополнительных доходов и стоимости, вплоть до компаний, очень быстро выходящих на рынок ценных бумаг.
3) Транспорт. возможности удовлетворить спроектированный спрос существующими технологиями, оптимизировав обычные системы сигнализации невозможно, их возможности доведены до их пределов. Во многих местах использование традиционных методов для увеличения пропускной способности, например, для создания дополнительных трасс, эстакад и введение более крупных поездов тоже было исчерпано в Европе и в Китае. Этого следует ожидать и в России. Но есть альтернатива - использование цифровых технологий. Это обеспечивает отличную возможность увеличить емкость железнодорожных сетей. Ключевой цифровой технологией, которая может обеспечить это, является цифровая европейская система управления поездами ERTMS.
Тем не менее, существует и реальность в виде негативных последствий, которые несет в себе цифровизация экономики. Первое и основное последствие - безработица, которая является логичным следствием технологического прогресса.
Выводы
Перед Россией стоит задача по внедрению современных технологий в социальную и экономическую жизнь общества. Вместе с тем, необходимо понимать сложности, сопровождающие эти процессы. Новый проект цифровизации России, базирующийся на Стратегии развития информационного общества и программы «Цифровая экономика», рассчитан на период с 2017 до 2030 года. Для стратегии характерна преемственность относительно прежних проектов. Программа «Цифровая экономика» гораздо более современная и представляет собой российский вариант государственных программ перехода к четвертой промышленной революции. Несмотря на своё название текст документа большей частью посвящен развитию отечественных технологий 4.0 и объективно критикуется за недостаточное внимание к социально-экономическим проблемам.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления