Введение
Фармацевтический рынок является одним из наиболее прибыльных и быстроразвивающихся секторов как мировой экономики, так и отдельных национальных хозяйств. Однако он является сложным отраслевым рынком в силу специфики своей организации, роли государственных структур в его регулировании, уровня и качества конкуренции, инерционности процессов и социальной значимости. Одной из важных особенностей фармацевтического рынка России является то, что большой процент этого рынка занимают импортные лекарственные средства. Для того, чтобы развить фармацевтический отечественный рынок необходимо реструктуризировать и модернизировать фармацевтическую промышленность в соответствии с международными стандартами. Рынок фармацевтической продукции несет в себе как признаки рынка потребительских товаров, так и признаки рынка услуг. Он включает совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов разнообразных субъектов: компании – производители, дистрибьюторы, персонал аптек, врачи, руководство поликлиник и стационаров и непосредственно пациенты Переход на новые принципы финансирования, решение проблемы кардинального улучшения качества жизни населения, обеспечение безопасности в области здравоохранения, лекарственного и медико-технического обеспечения требуют повышенного внимания к проблеме развития рынка фармацевтических услуг.
Материалы и методы
Исследование осуществлялось на основе анализа динамики импорта фармацевтических товаров в Российской Федерации в стоимостном и натуральном выражении. Для наглядного представления полученных данных был использован графический метод, также с помощью которого была представлена динамика объемов продаж лекарственных средств на отечественного производства 2010-2016 гг.
Основные результаты исследования
Задачей государственного регулирования оборота лекарственных средств является повышение доступности лекарственных средств для населения и лечебно- профилактических учреждений [1, 2]. На данный момент Россия пока еще сохраняет позицию страны, ориентированной на импорт лекарственных средств, однако перспективной целью стоит переход на импортозамещающую фармацевтическую продукцию (рисунок 1) [3, 4].
Рисунок 1 - Динамика импорта РФ лекарственных средств в натуральном и денежном выражении за 2006-2016 гг.
В период 2006-2013 гг. отмечается схожая динамика в натуральном и стоимостном выражение приобретаемых лекарственных препаратов, однако за последние 3 год ситуация изменилась. После снижения объема импорта в 2013 г. в 2014 г. снова отмечен постепенный рост в натуральном выражении, не смотря на резкое снижение стоимости лекарственных средств (59,4%). Данная тенденция связана с ощутимой девальвацией национальной валюты, что сказывается на потребительском спросе, поскольку цены на лекарственные препараты повысились от 25 до 70%. Также рост курса доллара привел к увеличению конечных цен на лекарственные препараты, а так как рынок фармацевтических товаров представлен большим количеством конкурентов среди аптечных сетей [5], то многие производители снижали цены. Санкции, которым подвержена РФ в том числе и по направлению закупок ЛС, привели к поиску новых партнеров среди стран дальнего зарубежья, а также СНГ, которые ведут более приемлемую ценовую политику.
Изменения международных торговых отношений активизировали процесс импортозамещения в России, которое сейчас является одним из приоритетов для России [6, 7]. В сложившейся ситуации для устранения кризисных явлений целесообразно стимулировать импортозамещение. Около 80% объема фармацевтической продукции в денежном выражении выпускают 25 ведущих российских компаний. При этом на долю 10 наиболее крупных заводов приходится более 50% всех выпускаемых в России лекарств (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика продаж отечественных ЛС в стоимостном и натуральном выражении 2010-2016гг.
Особенностью фармацевтической отрасли Российской Федерации является ее низкая консолидация: преобладают малые и средние предприятия, имеющие небольшую капитализацию и, соответственно, недостаточный потенциал для технического перевооружения и внедрения современных высокотехнологических процессов, проведения научных разработок [8, 9, 10]. Только 10% предприятий работают в соответствии со стандартами надлежащей производственной практики, соответствующими международным требованиям (GMP).
Стоимость лекарственных средств за последние 6 лет выросли, что происходит на фоне снижения объема продаж отечественных фармацевтических препаратов. Цена на продукцию отечественных производителей в определенной степени зависит от цен на субстанции, которые импортируются из Китая, Индии и других стран. Многие производители, имеющие статус локальных, на самом деле имеют в России лишь некоторые стадии производственного процесса. Исходя из федеральной целевой программы «Фарма 2020», до 1 января 2016 года локальными должны считаться производители, осуществляющие стадию упаковки готовых лекарственных средств в России, соответственно ценообразование на данные препараты будет привязано к евро или доллару США [11, 12, 13, 14]. Поэтому сопоставимые цены на отечественную продукцию за изучаемый период выросли на 40%.
Основную часть ассортимента выпускаемой продукции отечественных производителей составляют низкорентабельные воспроизведенные лекарственные средства (дженерики), что не позволяет им выделять на перспективные исследования и разработки более 1-2% от своей прибыли и обеспечивать наполнение рынка инновационными препаратами [15, 16, 17]. Также с рынка фармацевтических товаров уходят дешевые препараты. Ценовая структура рынка показывает, что происходит снижение доли сегмента (на 11%) недорогих препаратов (стоимостью до 50 рублей за упаковку). Этому способствовал процесс введение нового порядка ценового регулирования, которое при жестком контроле за торговыми надбавками сделало коммерчески невыгодным дистрибьюцию дешевой продукции.
В РФ с процессом уменьшения импорта фармацевтических товаров посредством производства, выпуска в стране тех же или аналогичных товаров, низкими темпами проходят инновационные процессы в отрасли. Очевидны трудности, которые испытывают компании, выпускающие дорогостоящие инновационные препараты, так как их покупка может осуществляться только за государственный счет, поэтому уровень продаж целиком зависит от состояния системы здравоохранения. Однако целью принятой федеральной программы развития отечественной фармацевтической промышленности является переход на инновационную модель развития [18, 19]. Что возможно осуществить за счет технологического перевооружения производственных мощностей, создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции, выпуск стратегически значимых лекарственных средств и жизненно необходимых лекарственных препаратов.
Основным драйвером роста отечественно фармацевтического рынка является государственная поддержка, выражающаяся в увеличении госзакупок, стимулировании инвестиционной активности и мер поддержки в виде целевых госпрограмм [20, 21]. Так, инвестиции в инфраструктуру и локализацию производства со стороны государства составили 25 млрд. рублей. Данное финансирование пошло на создание инновационных центров в области разработки и производства лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения. При этом происходит реформирование системы государственного контроля, в рамках чего осуществляется организация современных лабораторных комплексов по контролю качества лекарственных средств в федеральных округах, подчиненных Росздравнадзору. Однако государственная поддержка является единственным катализатором фармацевтического рынка, основанным на введении программ лекарственного возмещения, имеющих высокую социальную эффективность.
Заключение
На Российском фармацевтическом рынке происходит снижение импорта продукции в стоимостном выражении, при его росте в натуральном, что связано с изменением зарубежных партнеров, девальвацией национальной валюты, а также высокой конкуренцией в отрасли. Политика государства направлена на импортозамещение лекарственных средств. Однако цены на отечественные товары динамично растут, при снижении объемов продаж. Данная тенденция обусловлена покупкой субститутов для изготовления ЛС за рубежом, следовательно, цены на них обусловлены курсами иностранных валют. Также основной частью производимых препаратов являются дженерики, представляющие собой низкорентабельные воспроизведенные лекарственные средства, не отличающиеся высокой степенью инновационности. Проблема технологий остро стоит на отечественном фармацевтическом рынке, с чем правительство РФ борется на государственном уровне, выделяя средства на обновление материально-технической базы и организуя процесс контроля за осуществлением федеральных целевых программ.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления