INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Политика импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке

Policy of import replacement in the popular pharmaceutical market



УДК 338.46

09.12.17 12:56
3190

Выходные сведения: Квачахия Л.Л., Квачахия Л.Л. Политика импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/politika-importozameshcheniya-na-ot/

Авторы:
Квачахия Л.Л. 1

1 кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармакологии ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация, Lekso82@yandex.ru

Квачахия Л.Л. 2
2 кандидат медицинских наук, ассистент кафедры хирургических болезней ФПО, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация, levan77@yandex.ru

Authors:
Kvachaniya L.L. 1

1 candidate of science of pharmaceutical, associate professor of department «Pharmacology», «Kursk State Medical University», Kursk, Russian Federation, Lekso82@yandex.ru

Kvachaniya L.L. 2

2 candidate of medical sciences, assistant of the department of surgical diseases FPO «Kursk State Medical University», levan77@yandex.ru

Ключевые слова: инновации, импорт, импортозамещение, дженерики, фармацевтический рынок

Keyword: innovations, import, import substitution, generics, pharmaceutical market

Аннотация: Фармацевтический рынок является стратегически важным сектором экономики любой развитой страны. Оказание качественной и доступной медицинской и фармацевтической помощи сейчас является государственным приоритетом, а формирование системы рационального назначения и использования лекарственных средств - одной из основных целей обеспечения лекарственными средствами граждан Российской Федерации. Ключевым моментом для государства является политика ценообразования на различные фармацевтические препараты. Российский рынок лекарственных средств стратегически зависим от поставок импортных фармацевтических средств. Из-за нестабильной макроэкономической ситуации (вводом санкций, ростом ключевой ставки, девальвации рубля) Правительство Российской Федерации избрало политику импортозамещения. Замена импортных товаров в фармацевтической отрасли значима с точки зрения укрепления национального производства лекарственных средств. Государство старается не только оптимизировать систему обращения лекарственных средств, но и гарантировать их безопасность, эффективность и качество. На отечественном рынке малое количество компаний имеет инновационные технологии производства, наибольшее число предприятий выпускает низкорентабельные воспроизведенные лекарственные средства – дженерики. Для развития наукоемкого отечественного производства Правительство РФ принимает федеральную целевую программу «Фарма 2020», благодаря которой государство осуществляет финансирование развития фармацевтической отрасли и контроль за ее исполнением. Проблемой отечественного рынка лекарственных средств остается то, что драйвером роста является только государственная политика, включающая как изменения в нормативных актах, так и эффективное распределение реальных материально-финансовых потоков.

Annotation: The pharmaceutical market is a strategically important sector of the economy of any developed country. Provision of quality and affordable medical and pharmaceutical assistance is a state priority, and the formation of a rational use and use of medicines is one of the main goals of providing medicines to citizens of the Russian Federation. The key issue for the state is the pricing policy for various pharmaceutical products. The Russian market of medicines is strategically dependent on the supply of imported pharmaceuticals. Due to the unstable macroeconomic situation (the introduction of sanctions, the growth of key interest rate, the devaluation of the ruble), the Government of the Russian Federation has chosen a policy of import substitution. The replacement of imported goods in the pharmaceutical industry is significant in terms of strengthening national production of medicines. The state tries not only to optimize the circulation of medicines, but also to guarantee their safety, efficiency and quality. In the domestic market, a small number of companies have innovative production technologies, the largest number of enterprises produces low-profitable reproduced medicines – generics. For the development of science-intensive domestic production, the Government of the Russian Federation adopts the federal target program "Pharma 2020", with the help of which the state finances the development of the pharmaceutical sector and controls its implementation. The problem of the domestic market of medicines is that the driver of growth is only state policy, which includes both changes in regulatory acts and the effective distribution of real material and financial flows.

Политика импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке

Введение

Фармацевтический рынок является одним из наиболее прибыльных и быстроразвивающихся секторов как мировой экономики, так и отдельных национальных хозяйств. Однако он является сложным отраслевым рынком в силу специфики своей организации, роли государственных структур в его регулировании, уровня и качества конкуренции, инерционности процессов и социальной значимости. Одной из важных особенностей фармацевтического рынка России является то, что большой процент этого рынка занимают импортные лекарственные средства. Для того, чтобы развить фармацевтический отечественный рынок необходимо реструктуризировать и модернизировать фармацевтическую промышленность в соответствии с международными стандартами. Рынок фармацевтической продукции несет в себе как признаки рынка потребительских товаров, так и признаки рынка услуг. Он включает совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов разнообразных субъектов: компании – производители, дистрибьюторы, персонал аптек, врачи, руководство поликлиник и стационаров и непосредственно пациенты Переход на новые принципы финансирования, решение проблемы кардинального улучшения качества жизни населения, обеспечение безопасности в области здравоохранения, лекарственного и медико-технического обеспечения требуют повышенного внимания к проблеме развития рынка фармацевтических услуг.

Материалы и методы

Исследование осуществлялось на основе анализа динамики импорта фармацевтических товаров в Российской Федерации в стоимостном и натуральном выражении. Для наглядного представления полученных данных был использован графический метод, также с помощью которого была представлена динамика объемов продаж лекарственных средств на отечественного производства 2010-2016 гг.

Основные результаты исследования

Задачей государственного регулирования оборота лекарственных средств является повышение доступности лекарственных средств для населения и лечебно- профилактических учреждений [1, 2]. На данный момент Россия пока еще сохраняет позицию страны, ориентированной на импорт лекарственных средств, однако перспективной целью стоит переход на импортозамещающую фармацевтическую продукцию (рисунок 1) [3, 4].

 

Рисунок 1 - Динамика импорта РФ лекарственных средств в натуральном и денежном выражении за 2006-2016 гг.

 

В период 2006-2013 гг. отмечается схожая динамика в натуральном и стоимостном выражение приобретаемых лекарственных препаратов, однако за последние 3 год ситуация изменилась. После снижения объема импорта в 2013 г. в 2014 г. снова отмечен постепенный рост в натуральном выражении, не смотря на резкое снижение стоимости лекарственных средств (59,4%). Данная тенденция связана с ощутимой девальвацией национальной валюты, что сказывается на потребительском спросе, поскольку цены на лекарственные препараты повысились от 25 до 70%. Также рост курса доллара привел к увеличению конечных цен на лекарственные препараты, а так как рынок фармацевтических товаров представлен большим количеством конкурентов среди аптечных сетей [5], то многие производители снижали цены. Санкции, которым подвержена РФ в том числе и по направлению закупок ЛС, привели к поиску новых партнеров среди стран дальнего зарубежья, а также СНГ, которые ведут более приемлемую ценовую политику.

Изменения международных торговых отношений активизировали процесс импортозамещения в России, которое сейчас является одним из приоритетов для России [6, 7]. В сложившейся ситуации для устранения кризисных явлений целесообразно стимулировать импортозамещение. Около 80% объема фармацевтической продукции в денежном выражении выпускают 25 ведущих российских компаний. При этом на долю 10 наиболее крупных заводов приходится более 50% всех выпускаемых в России лекарств (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Динамика продаж отечественных ЛС в стоимостном и натуральном выражении 2010-2016гг.

 

Особенностью фармацевтической отрасли Российской Федерации является ее низкая консолидация: преобладают малые и средние предприятия, имеющие небольшую капитализацию и, соответственно, недостаточный потенциал для технического перевооружения и внедрения современных высокотехнологических процессов, проведения научных разработок [8, 9, 10]. Только 10% предприятий работают в соответствии со стандартами надлежащей производственной практики, соответствующими международным требованиям (GMP).

Стоимость лекарственных средств за последние 6 лет выросли, что происходит на фоне снижения объема продаж отечественных фармацевтических препаратов. Цена на продукцию отечественных производителей в определенной степени зависит от цен на субстанции, которые импортируются из Китая, Индии и других стран. Многие производители, имеющие статус локальных, на самом деле имеют в России лишь некоторые стадии производственного процесса. Исходя из федеральной целевой программы «Фарма 2020», до 1 января 2016 года локальными должны считаться производители, осуществляющие стадию упаковки готовых лекарственных средств в России, соответственно ценообразование на данные препараты будет привязано к евро или доллару США [11, 12, 13, 14]. Поэтому сопоставимые цены на отечественную продукцию за изучаемый период выросли на 40%.

Основную часть ассортимента выпускаемой продукции отечественных производителей составляют низкорентабельные воспроизведенные лекарственные средства (дженерики), что не позволяет им выделять на перспективные исследования и разработки более 1-2% от своей прибыли и обеспечивать наполнение рынка инновационными препаратами [15, 16, 17]. Также с рынка фармацевтических товаров уходят дешевые препараты. Ценовая структура рынка показывает, что происходит снижение доли сегмента (на 11%) недорогих препаратов (стоимостью до 50 рублей за упаковку). Этому способствовал процесс введение нового порядка ценового регулирования, которое при жестком контроле за торговыми надбавками сделало коммерчески невыгодным дистрибьюцию дешевой продукции.

В РФ с процессом уменьшения импорта фармацевтических товаров посредством производства, выпуска в стране тех же или аналогичных товаров, низкими темпами проходят инновационные процессы в отрасли. Очевидны трудности, которые испытывают компании, выпускающие дорогостоящие инновационные препараты, так как их покупка может осуществляться только за государственный счет, поэтому уровень продаж целиком зависит от состояния системы здравоохранения. Однако целью принятой федеральной программы развития отечественной фармацевтической промышленности является переход на инновационную модель развития [18, 19]. Что возможно осуществить за счет технологического перевооружения производственных мощностей, создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции, выпуск стратегически значимых лекарственных средств и жизненно необходимых лекарственных препаратов.

Основным драйвером роста отечественно фармацевтического рынка является государственная поддержка, выражающаяся в увеличении госзакупок, стимулировании инвестиционной активности и мер поддержки в виде целевых госпрограмм [20, 21]. Так, инвестиции в инфраструктуру и локализацию производства со стороны государства составили 25 млрд. рублей. Данное финансирование пошло на создание инновационных центров в области разработки и производства лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения. При этом происходит реформирование системы государственного контроля, в рамках чего осуществляется организация современных лабораторных комплексов по контролю качества лекарственных средств в федеральных округах, подчиненных Росздравнадзору. Однако государственная поддержка является единственным катализатором фармацевтического рынка, основанным на введении программ лекарственного возмещения, имеющих высокую социальную эффективность.

Заключение

На Российском фармацевтическом рынке происходит снижение импорта продукции в стоимостном выражении, при его росте в натуральном, что связано с изменением зарубежных партнеров, девальвацией национальной валюты, а также высокой конкуренцией в отрасли. Политика государства направлена на импортозамещение лекарственных средств. Однако цены на отечественные товары динамично растут, при снижении объемов продаж. Данная тенденция обусловлена покупкой субститутов для изготовления ЛС за рубежом, следовательно, цены на них обусловлены курсами иностранных валют. Также основной частью производимых препаратов являются дженерики, представляющие собой низкорентабельные воспроизведенные лекарственные средства, не отличающиеся высокой степенью инновационности. Проблема технологий остро стоит на отечественном фармацевтическом рынке, с чем правительство РФ борется на государственном уровне, выделяя средства на обновление материально-технической базы и организуя процесс контроля за осуществлением федеральных целевых программ.



Библиографический список


1. Ковалев В.А. Обеспечение населения РФ предметами медицинского назначения и лекарственными средствами // Вестник Медицинского стоматологического института. 2014. № 1. С. 18-20.
2. Улумбекова Г.Э. Лекарственное обеспечение населения Российской Федерации в амбулаторных условиях: состояние, проблемы, развитие // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2013. № 2. С. 45-50.
3. Скоробогатов М.В., Лукашова Е.В. Лекарственная безопасность как важнейшая задача импортозамещения: итоги и перспективы // Успехи современной науки. 2017. Т. 6. № 2. С. 191-195.
4. Ерасова Е.А. Импортозамещение как фактор обеспечения лекарственной безопасности современной России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. № 3 (55). С. 14-26.
5. Бушина Н.С., Зюкин Д.А. Методический подход к оценке конкурентоспособности подразделений аптечной сети // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-6. С. 1091-1095.
6. Якунина А.В. К вопросу о государственном регулировании цен // Наука и общество. 2014. № 3 (18). С. 19-26.
7. Бельских И.Е., Явир А.А. Особенности конкуренции брендов лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 5. С. 5-8.
8. Винтер В.В., Ильинова Ю.Г. Кадровое обеспечение региональных фармацевтических кластеров: проблемы и пути решения // Научный альманах. 2017. № 5-1 (31). С. 61-63.
9. Мешковский А.П. Роль инспектирования производителей лекарственных средств на соответствие надлежащей производственной практике в обеспечении качества лекарственных препаратов на рынке // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2016. № 1 (23). С. 81-88.
10. Слепнев Д.А., Иванов А.И., Фармацевтический кластер и особая экономическая зона // Business Partner. Информационно-аналитический журнал для предпринимателей. 2017. № 11. С. 39–43.
11. Ложникова А.В., Розмаинский И.В., Развадовская Ю.В. Техника как национальное богатство России: институциональные аспекты, «статистические иллюзии» и проблемы прогнозирования // Journal of Institutional Studies. 2015. Т. 7. № 4. С. 60-85.
12. Лин А.А., Слепнев Д.М., Румянцева М.С. Тотальная импортозависимость фармацевтического рынка – угроза национальной безопасности России // Экономическое возрождение России. 2014. № 1 (39). С. 141-149.
13. Калиновская Е. Инвестиции в проекте (Фармпроизводители в 2014 г. предпочитали проектировать новые производства, а не строить их) // Фармацевтический вестник. 27 января 2015 г. № 2 (796).
14. Чевтаева И. Почему инвесторы не идут в Россию // Фармацевтический вестник. 11 августа 2015 г. № 24 (811).
15. Розничный коммерческий сектор фармрынка в цифрах: Итоги полугодия 2015 года (в цифрах конечного потребления без учета БАД) // Фармацевтический вестник. 11 августа 2015 г. № 24 (811).
16. Борисов И. Фармацевтический рынок ЕЭП нуждается в интеграционном «лечении» // Экономика и жизнь. 2014. №07 (9523).
17. Соколова С.В., Орлов А.С., Румянцева М.С. Фармацевтический рынок: государственный закупки лекарственных препаратов //Проблемы современной экономики. 2013. № 4 (48). С. 387.
18. Сухинин М.В. Стратегические аспекты управления качеством лечебно-профилактических учреждений // Экономика строительства и городского хозяйства. 2016. Т. 12. № 4. С. 199-204.
19. Письменная Е.Е., Моженкова Е.М. Доступность и качество медицинских услуг в российской системе здравоохранения // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2016. № 2. С. 36-39.
20. Мельникова Л.С., Федяев Д.В., Герасимова К.В. Инновационные методы лекарственного обеспечения: соглашения о разделении рисков // Злокачественные опухоли. 2016. № 4 (20). С. 99-102.
21. Резвых Ю.А., Ковальская Г.Н. Современные подходы к совершенствованию системы обеспечения и контроля качества лекарственных средств на региональном уровне // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2013. Т. 121. № 6. С. 104-106.



References


1. Kovalev V.A. Obespechenie naseleniya RF predmetami medicinskogo naznacheniya i lekarstvennymi sredstvami. Vestnik Medicinskogo stomatologicheskogo instituta. 2014. No 1. Pp. 18-20.
2. Ulumbekova G.EH. Lekarstvennoe obespechenie naseleniya Rossijskoj Federacii v ambulatornyh usloviyah: sostoyanie, problemy, razvitie. Kremlevskaya medicina. Klinicheskij vestnik. 2013. No 2. Pp. 45-50.
3. Skorobogatov M.V., Lukashova E.V. Lekarstvennaya bezopasnost' kak vazhnejshaya zadacha importozameshcheniya: itogi i perspektivy. Uspekhi sovremennoj nauki. 2017. T. 6. No 2. Pp. 191-195.
4. Erasova E.A. Importozameshchenie kak faktor obespecheniya lekarstvennoj bezopasnosti sovremennoj Rossii. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2015. No 3 (55). Pp. 14-26.
5. Bushina N.S., Zyukin D.A. Metodicheskiy podhod k otsenke konkurentosposobnosti podrazdeleniy aptechnoy seti/ Mezhdunarodnyiy zhurnal prikladnyih i fundamentalnyih issledovaniy. 2015. No 12-6. Pp. 1091-1095.
6. YAkunina A.V. K voprosu o gosudarstvennom regulirovanii cen. Nauka i obshchestvo. 2014. No 3 (18). Pp. 19-26.
7. Bel'skih I.E., YAvir A.A. Osobennosti konkurencii brendov lekarstvennyh sredstv na rossijskom farmacevticheskom rynke. Nauchnoe obozrenie. EHkonomicheskie nauki. 2016. No 5. Pp. 5-8.
8. Vinter V.V., Il'inova YU.G. Kadrovoe obespechenie regional'nyh farmacevticheskih klasterov: problemy i puti resheniya. Nauchnyj al'manah. 2017. No 5-1 (31). Pp. 61-63.
9. Meshkovskij A.P. Rol' inspektirovaniya proizvoditelej lekarstvennyh sredstv na sootvetstvie nadlezhashchej proizvodstvennoj praktike v obespechenii kachestva lekarstvennyh preparatov na rynke. Medicinskie tekhnologii. Ocenka i vybor. 2016. No 1 (23). Pp. 81-88.
10. Slepnev D.A., Ivanov A.I., Farmacevticheskij klaster i osobaya ehkonomicheskaya zona. Business Partner. Informacionno-analiticheskij zhurnal dlya predprinimatelej. 2017. No 11. Pp. 39–43.
11. Lozhnikova A.V., Rozmainskij I.V., Razvadovskaya YU.V. Tekhnika kak nacional'noe bogatstvo Rossii: institucional'nye aspekty, «statisticheskie illyuzii» i problemy prognozirovaniya. Journal of Institutional StudieP. 2015. T. 7. No 4. Pp. 60-85.
12. Lin A.A., Slepnev D.M., Rumyanceva M.S. Total'naya importozavisimost' farmacevticheskogo rynka – ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossii. EHkonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2014. No 1 (39). Pp. 141-149.
13. Kalinovskaya E. Investicii v proekte (Farmproizvoditeli v 2014 g. predpochitali proektirovat' novye proizvodstva, a ne stroit' ih). Farmacevticheskij vestnik. 27 yanvarya 2015 g. No 2 (796).
14. CHevtaeva I. Pochemu investory ne idut v Rossiyu. Farmacevticheskij vestnik. 11 avgusta 2015 g. No 24 (811).
15. Roznichnyj kommercheskij sektor farmrynka v cifrah: Itogi polugodiya 2015 goda (v cifrah konechnogo potrebleniya bez ucheta BAD). Farmacevticheskij vestnik. 11 avgusta 2015 g. No 24 (811).
16. Borisov I. Farmacevticheskij rynok EEHP nuzhdaetsya v integracionnom «lechenii». «EHkonomika i zhizn'»,2014 god, No 07 (9523).
17. Sokolova, S. V. Farmacevticheskij rynok: gosudarstvennyj zakupki lekarstvennyh preparatov / S. V. Sokolova, A. S. Orlov, M. S. Rumyanceva. Problemy sovremennoj ehkonomiki. 2013. No 4 (48). Pp. 387.
18. Suhinin M.V. Strategicheskie aspekty upravleniya kachestvom lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij. EHkonomika stroitel'stva i gorodskogo hozyajstva. 2016. T. 12. No 4. Pp. 199-204.
19. Pis'mennaya E.E., Mozhenkova E.M. Dostupnost' i kachestvo medicinskih uslug v rossijskoj sisteme zdravoohraneniya. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2016. No 2. Pp. 36-39.
20. Mel'nikova L.S., Fedyaev D.V., Gerasimova K.V. Innovacionnye metody lekarstvennogo obespecheniya: soglasheniya o razdelenii riskov. Zlokachestvennye opuholi. 2016. No 4 (20). Pp. 99-102.
21. Rezvyh YU.A., Koval'skaya G.N. Sovremennye podhody k sovershenstvovaniyu sistemy obespecheniya i kontrolya kachestva lekarstvennyh sredstv na regional'nom urovne. Sibirskij medicinskij zhurnal (Irkutsk). 2013. T. 121. No 6. Pp. 104-106.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления