Рациональное управление бизнесом невозможно без анализа. Теория экономического анализа является научным обобщением прикладных дисциплин по экономическому анализу, экономической теории, менеджмента, методологического аспекта философии. Наиболее наукоёмкой и действенной частью теории экономического анализа является его методология, содержание которой освещено в учебнике [2, с. 130-249].
Изучение экономики в магистратуре не ограничивается передачей готовых знаний, а носит исследовательский характер. Для проведения инновационных исследований в экономике необходим анализ. О развитии теории, методологии и практики бухгалтерского учета, экономического анализа и финансового контроля в России сказано в статьях [1; 11, с. 10-46]. В указанных статьях уделено достаточно внимания историко-биографическому описанию развития дисциплин исследуемого профиля. В данной статье мы рассмотрим функции, роль, возможности и значимость теории экономического анализа в решении современных проблем управления социально-экономическими системами, в прикладных и фундаментальных научных исследованиях, инновационных изысканиях.
Для исследования прикладных и фундаментальных аспектов в теории экономического анализа обратимся к последовательном рассмотрению его методологических основ и их взаимосвязи со смежными науками.
Всеобъемлющим принципом и требованием в анализе является комплексность и системность, которые позволяют исследовать хозяйственные процессы с учётом всевозможных условий, факторов, состояний на всех уровнях общественных отношений, имеющих прямую или косвенную причастность к анализируемой экономической системе.
Порядок проведения анализа определяется его методологией. В общем понимании методологией называют учение о научных методах познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. Методология экономического анализа – это совокупность методов, применяемых в данной науке.
Под методом понимают способы, приёмы исследования, подход к изучению объекта. Всеобъемлющим по своему характеру, раскрывающим наиболее общие законы развития, является диалектический метод. Экономический анализ, как и другие науки, базируется на диалектическом методе познания хозяйственных процессов. Диалектический метод, хотя и является основным методом в экономическом анализе, на практике его возможности обычно используются не в полной мере или остаются без внимания. Нередко к нему относятся формально без достаточного осмысления содержания и возможностей диалектики в экономических исследованиях, что и станет предметом дальнейшего рассмотрения.
Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Она является целостным методом, органической системой категорий и законов. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития. Экономическая система рассматривается как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов. Развитие любого явления происходит от простого к сложному от низших форм к высшим. Сложное отношение или форма могут проявиться только тогда, когда получило развитие то отношение или явление, на основе которых возникло сложное отношение или явление (принцип последовательности). Это означает, что каждое из явлений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие выступает как внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположностей, как отрицание отрицания [10].
Диалектический метод исследования экономики предусматривает применение метода научной абстракции, который означает отвлечение, отказ от единичного, случайного в изучаемом явлении или процессе, выделение у них устойчивого, типичного постоянного, установившегося режима движения (аттрактора). Исследователь выделяет существенные стороны изучаемого, абстрагируется от всего второстепенного, случайного. Сначала дается общая характеристика явления, определяются присущие ему противоречия, а затем рассматриваются конкретные проявления этого явления. Таким образом, метод абстракции тесно связан с понятием конкретного, потому что сама абстракция является лишь ступенькой к познанию конкретного. Она является одной из граней конкретного. Конкретным является целостный объект в единстве его разнообразных черт и граней, каждая из которых после ее выделения с помощью анализа может быть раскрыта наиболее подробно, полно и точно.
Формой реализации диалектической методологии служит системный подход. Системный подход и принципы системного анализа (1) в науке использовались издавна. Однако массовое распространение в научной среде эти принципы получили во второй половине XX в. в связи с появлением новой науки — кибернетики и ее раздела — экономической кибернетики.
Последняя рассматривает экономику, ее структурные и функциональные звенья как систему, что облегчает регулирование социально-экономических процессов и управление ими. Окружающий нас мир, и материальный и идеальный, составляют не отдельные, изолированные друг от друга предметы, явления и процессы, а их взаимосвязанные и взаимодействующие системные, целостные образования [8].
И так диалектика исходит из того, что все явления, процессы, их субъекты и противоречия между ними необходимо рассматривать во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, единстве, в причинно-следственной соподчинённости, в постоянном движении и развитии.
Один из основных законов диалектики, сформулированный Гегелем, закон «отрицания отрицания» характеризует направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого, но на более высоком – усовершенствованном уровне развития.
Отрицать, по Гегелю, «означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец» (Гегель. Соч. М., 1937.Т. 5. С. 99). То есть снятие предполагает удержание всего положительного, конструктивного и созидательного из старого, отрицаемого качества (системы). Посредством отрицания-снятия должно возникать новое качество, более надежная и более совершенная система.
Диалектический подход (снятие) образно проиллюстрирован в «Нагорной проповеди» Иисуса: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Евангелие от Матфея 5:17-18).
Теория познания. Диалектический метод широко используется в теории познания, включающей гносеологию и эпистемологию. теория познания является одним из фундаментальных методологических разделов философии. Она изучает возможности и закономерности познания в определённой последовательности, от ощущений, представлений, понятий к объективной реальности, к действительности; всесторонне раскрывает этапы, ступени и формы познавательного процесса, условия и критерии, способствующие достижению достоверности и истинности познания.
Являясь методологической основой всех отраслей науки, теория познания определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа. Она даёт определение понятиям объекта и субъекта познания. К объекту относят объективную действительность, практику как чувственнопредметную, материальную, жизненно-социальную и природоохранную деятельность человека. В свою очередь практика персонифицирует познание, составляет основу общественного развития. Субъектом является сам человек, сообщество людей или все человечество, т. е. участники, воздействующие на объект познания. Диалектическое единство субъекта и объекта познания необходимо для достижения его достоверности, истинности.
Важнейшими инструментами познания являются анализ и синтез, эксперимент, моделирование. Активной составляющей здесь выступает человеческое мышление, как наивысшая аналитико-синтетическая способность человеческого мозга, которая выполняет функцию живого аналитико-синтезирующего аппарата.
Анализ как функция мышления отражает общее, дифференцирует и группирует свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностью, объективностью в их противоречиях и развитии. Таким образом, умозаключение сводится к индуктивнодедуктивному выводу, содержащему нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений, без чего невозможны инновационные достижения.
Инновационное мышление представляет собой аналитикосинтетическую деятельность человеческого мозга, проходящую через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений. Созерцание, наблюдение, фактофиксация относят к начальной стадии проведения анализа.
Стадия абстрактных обобщений приводит к теоретическим суждениям и умозаключениям с их возможными вариантами. Чем больше суждений проводит исследователь, тем выше вероятность выбора оптимального решения. Здесь возможно применение способа итераций и метода «Дельфи», который раскрыт в источнике [15, с. 55-60]).
Генерирование научных знаний, абстрактные обобщения опираются на эмпирические данные, полученные в научных экспериментах и знания о природном мире, которые носят фактологический характер. Такой процесс логического вывода называют индукцией.
Правила, аксиомы или гипотезы, выведенные индуктивно становятся знаниями, имеющими характер общих утверждений. Последние в свою очередь становятся началом (посылками) дедукции, выводящей следствия из посылок. Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. В общем дедукция – основное средство доказательства, противоположно индукции. Причём оба метода взаимно дополняются в комплексном экономическом анализе и являются его фундаментальными основами. Единство индукции и дедукции проявляется, например, в корреляционно-регрессионном анализе, где эмпирическая линия регрессии строится индуктивно. На её основе составляют уравнение регрессии, определяющее теоретическую линию регрессии. Полученное уравнение регрессии в дальнейших расчётах и прогнозах используют дедуктивно.
В общем, экономический анализ, как один из методов исследования, есть систематизированная совокупность аналитических процедур, проводимых с целью получения заключений, выводов и рекомендаций экономического характера в отношении объекта исследования.
Эмпирический и теоретический анализ необходим для рационального обоснования текущего положения и ближайшей перспективы, а также для построения прогнозов средней и дальней перспективы. Он позволяет не только рационально управлять, но и предвидеть.
Серьёзным препятствием в развитии экономических систем с инновационными задачами служит неопределённость. Для условий неопределённости и риска предусмотрены специальные методы анализа, изложенные в источниках [3, с. 331-345; 16, c. 78-86; 18, с. 243-245; 19; 20; 22]. Для решения слабоструктурируемых, неподдающихся формализации экономических задач получили развитие экономико-математические методы, эволюция, опыт использования и инновационные перспективы которых раскрыты в источнике [23, с. 122-141].
Экономический анализ – относится к прикладным наукам. Поэтому, наукой её можно считать только в том случае, если она, опираясь на теорию познания, обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую эффективность хозяйственной деятельности.
Являясь прикладной наукой, экономический анализ базируется на фундаментальных основах, методологии, которые аккумулируются в теории экономического анализа.
Теоретической основой для развития всех экономических дисциплин является экономическая теория, которая, изучает экономические законы, механизмы их действия. В многочисленных аналитических исследованиях накапливаются сведения о проявлении различных экономических законов. На основе их изучения на пути инновационного развития формулируются новые, ранее неизвестные законы, делаются прогнозы развития экономики страны, глобальной экономики в их взаимоувязке. Реализовать эти исследования невозможно без инструмента, составляющего методологию анализа. Без анализа экономические исследования невозможны в принципе.
Для реализации научных исследований в экономике использование прикладных методик оказывается недостаточным. Возникает потребность в синтезе, выработке единых принципов, требований, правил, подходов на более высоком уровне обобщения, унификации способов исследований. Создаваемые таким образом формы научного познания в экономике опираются на системы обобщений, являющихся их основой; формируется аппарат, способный охватить и сформулировать общие фундаментальные принципы исследований и методы их истолкования. Так появляется теория экономического анализа – научная составляющая экономических исследований. В этой роли теория экономического анализа становится фундаментальной в отношении к дисциплинам прикладного экономического анализа. Являясь прикладной наукой, экономический анализ оперирует фундаментальными основами, которые входят в состав теории экономического анализа.
Выступая необходимым средством и инструментарием инновационных исследований в экономике, теория экономического анализа не может не быть фундаментальной наукой и в отношении других экономических дисциплин. В качестве фундаментальных основ методология экономического анализа синтезирует в себе: диалектику, теорию познания, экономическую теорию, которые объединяет принцип комплексности и системности аналитических исследований. В основе комплексных исследований лежит факторный анализ, который универсален для применения в актуальных направлениях национальной экономической науки: концепции устойчивого развития [5], теории стейкхолдеров [4; 6], теории ограничений систем (TOC) [7, с. 22-26], теории циклов [21, с. 91-104] и других учениях, имеющих отношение к хозяйственной деятельности.
Использование методов анализа особенно актуально в управлении инновационной деятельностью вертикально интегрированных образований [13] в виде территориальных кластеров [9; 24, с. 2-5], промышленных технопарков [14], которые востребованы в инновационном развитии отечественного производства, в импортозамещении на Российском рынке. В свою очередь инновационное развитие становится стратегическим ресурсом повышения устойчивости развития экономических субъектов [12].
Норма управляемости интегрированными объединениями определяется на основе анализа экономических условий инвестирования в формирование корпоративных структур посредством использования сценарного подхода, позволяющего определить взаимосвязь между экономическими и управленческими факторами развития промышленных предприятий и охарактеризовать степень их влияния на выбор направления интеграции.
Эффективная структура управления предприятием обусловливает выбор инвестиционной стратегии формирования вертикально интегрированных структур, основанный на использовании метода сценарного анализа, позволяющего провести оценку инвестиционной привлекательности создаваемого промышленного холдинга по выбранным сценариям и обосновать направления инвестиционной деятельности предприятий. Методы сценарного анализа в инвестиционной деятельности раскрыты в источниках [13, с. 4, 53-81; 17, с. 76-131].
Теория экономического анализа фундаментальна относительно указанных теорий, концепций и прикладных задач экономического анализа, так как содержит универсальные методологические основы для исследований и прикладных решений.
Таким образом, в отличии от экономического анализа, относящегося к прикладным наукам; теория экономического анализа имеет основные признаки фундаментальности в виде концептуальной универсальности и пространственно-временной общности для различного рода экономических исследований. В процессе решения фундаментальных проблем в теория экономического анализа закономерно открываются новые возможности и методы решения практических инновационных задач.
Не пользуясь фундаментальными основами, исследователи обращаются к отдельным зарубежным теориям, которые не достаточно объединены между собой, чтобы принимать исчерпывающе обоснованные решения в экономике. Для принятия научно обоснованных решений гносеологией (1) и эпистемологией (3) предусмотрен системный подход и принципы системного анализа, согласно которым в анализе исследуют не отдельные, изолированные друг от друга элементы, факты, явления и процессы, а их взаимосвязанные и взаимодействующие системные, целостные образования. Системное сочетание различных методов анализа обеспечивает комплексный подход к изучению сложных (многоэлементных) экономических объектов. Такие объекты (системы) следует изучать как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не рассматривать как механическое соединение разрозненных элементов. Системный подход служит формой реализации диалектической методологии как фундаментальной основы теории экономического анализа. При невыполнении требования комплексности анализ может оказаться неполным, незавершённым, искаженным. Незнание диалектики приводит к ошибочным суждениям в экономической науке и образовании, о которых сказано в статье [21, с. 91-104].
И так, теория экономического анализа, без методологии которой невозможны научные исследования в экономике, наряду с экономической теорией образует фундаментальную составляющую экономической науки. При этом прикладные методики анализа и инновационные разработки предприятий различных отраслей являются реализацией фундаментальных основ в задачах прикладного уровня.
1. Системный анализ (системотехника) – учение о системе методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для решения проблем.
2. Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание» и λόγος — «слово», «речь») — теория познания, раздел философии.
3. Эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος — «слово», «речь») — раздел знания, в котором исследуются структура, формы, закономерности функционирования и эволюции знания. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической философии выделяют различие эпистемологии и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях (противоположных компонентах категории). Если гносеология развивает свои представления вокруг оппозиции «субъект – объект», то для эпистемологии базовой является оппозиция «объект – знание». Предмет эпистемологии отличается от предмета гносеологии и выходит за рамки чисто философского исследования. В этом смысле эпистемология исследует объективные формы знания, отвлекаясь как от особенностей познающего субъекта, так и от сопоставления знания с объективной реальностью. Обоснованием такого понимания «эпистемология без познающего субъекта» служит теория «трех миров» К. Поппера: существуют реальный мир, мир состояний сознания человеческой субъективности и мир чистого знания вне сопоставления с объективной реальностью, отвлекающийся от человеческой субъективности. Этот последний, «третий мир» и есть предмет эпистемологии (Эпистемология. Понятия и категории. Вспомогательный проект портала «Хронос» [Электронный ресурс] ponjatija.ru/taxonomy/term/885).
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления