Ключевой задачей государственных органов власти становится устранение возможностей передела собственности при проведении процедур банкротства стратегических предприятий.
Наиболее характерными проблемами анализа экономического состояния стратегических предприятий являются:
· совершенствование законодательных актов, относящихся к процедурам банкротства стратегических предприятий;
· совершенствование нормативных и методических материалов, относящихся к оценке состояния предприятий, имеющих стратегическое значение;
· формирование групп стратегических предприятий, имеющих общие характерные особенности;
· определение системы показателей, характеризующих состояние каждой группы;
· выбор принципов, критериев и методов оценки состояния стратегических предприятий;
· определение сторон, заинтересованных в оценке состояния предприятий, имеющих стратегическое решение;
· оценка состояния анализируемых предприятий каждой заинтересованной стороной;
· выбор компромиссных решений с учетом интересов заинтересованных сторон.
Остановимся на анализе первых двух проблем.
Необходимость совершенствования законодательных актов, относящихся к банкротству стратегических предприятий, обсуждается в экономической и юридической литературе. В Законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 1992 г. отсутствовали положения об особенностях банкротства различных категорий должников, в частности, предприятий, имеющих стратегическое значение. В редакции 2002 г. полностью решить рассматриваемую проблему не удалось, поскольку не учтена в должной мере специфика хозяйственной деятельности стратегических предприятий.
В соответствии с законом, к стратегическим предприятиям относятся: предприятия оборонного комплекса; предприятия топливно-энергетического комплекса; организации здравоохранения; предприятия социальной сферы; организации культуры и образования и др. Очевидно, что каждая из указанных групп предприятий и организаций имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении процедур банкротства.
Следует отметить, закон не определяет особенности обычных и стратегических предприятий, что приводит к нивелированию требований к их банкротству. Перенос положений о банкротстве с обычных частных предприятий на стратегические может привести к значительным негативным последствиям экономической безопасности страны [1]. В первую очередь это относится к предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Поэтому ключевой задачей государственных органов власти становится устранение возможностей передела собственности при проведении процедур банкротства стратегических предприятий.
Не менее важной проблемой, относящейся к стратегическим предприятиям, является совершенствование методических и нормативных актов по оценке экономического состояния [2, 3].
В настоящее время оценка состояния и платежеспособности стратегических предприятий осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной Минэкономразвития РФ по приказу № 104 от 21.04.2006 г. В данной методике введено распределение предприятий по пяти группам на основании расчета рекомендуемых показателей. Для определения состояния предприятий, относящихся к первым двум группам, применяются показатели: степень платежеспособности по текущим обязательствам и коэффициент текущей ликвидности. Отнесение предприятий к последующим группам производится не на основе указанных показателей, а в соответствии с иными сведениями, имеющимися у налоговых органов.
При этом могут возникнуть ситуации, когда показатели платежеспособности и текущей ликвидности соответствуют нормативным значениям, но объекты учета не удовлетворяют другим требованиям, предъявляемым налоговыми службами. В таких ситуациях, анализируемые предприятия могут быть отнесены не к 1-й и 2-й группам, а к 3-й - 5-й группам.
Следующая особенность, которая может привести к ошибочным выводам при использовании указанной методики, обусловлена недостатком информации у налоговых органов о хозяйственной деятельности предприятий, имеющих стратегическое значение [4]. При этом могут появиться возможности возбуждения процедур банкротства различными кредиторами [5, 6].
Необходимо отметить, что предлагаемые в указанной методике показатели оценки состояния стратегических предприятий имеют отличия от показателей, характеризующих состояние обычных предприятий. К ним относятся показатели: обеспеченности собственными средствами, автономии, платежеспособности, рентабельности и др.
Таким образом, несмотря на наличие методики оценки состояния стратегических предприятий, существует необходимость продолжения исследований в данной области.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления