Роль государства заключается в концентрации на создании потенциала для будущего развития путем не только создания условий для формирования инновационной модели бизнеса, но и модернизации сектора научных исследований, придания инновационного характера системе образования, а также создания системы стимулов для наращивания инновационной активности.
Роль государства заключается в концентрации на создании потенциала для будущего развития путем не только создания условий для формирования инновационной модели бизнеса, но и модернизации сектора научных исследований, придания инновационного характера системе образования, унификации терминологической базы и информационного поля [1], а также создания системы стимулов для наращивания инновационной активности [2, 3].
Для достижения указанных целевых ориентиров инновационного развития, бизнес и государство совместно должны определять порядок и направления взаимодействия в перспективных сферах исследований путем реализации мер по следующим основным направлениям [4]:
- развитие здоровой конкурентной среды, где, прежде всего, идет речь о возможности технологической конкуренции и конкуренции в инновациях на уровне мирового сообщества;
- формирование законодательной базы для поддержки программ инвестиций в модернизацию технологической базы,
- использование бюджетных, налоговых и иных инструментов стимулирования проведения исследований и разработок, возможности их коммерциализации;
- формирование инструментария и условий для эффективной рыночной оценки накопленных и вновь созданных интеллектуальных продуктов и их использования для повышения стоимости предприятий, увеличения оборачиваемости нематериальных активов, привлечение в экономическую деятельность объектов интеллектуальной собственности, сформированных за счет бюджетных средств;
- предложение мер по снижению бюрократических барьеров, препятствующих развитию инновационного бизнеса в РФ [5, 6];
- создание условий для передачи малому и среднему бизнесу, ориентированному на внедрение инноваций, части государственных заказов на НИОКР;
- - разработка мероприятий по формированию в государственном секторе экономики, и в сфере естественных монополий дополнительных стимулов к инновационному развитию;
- формирование условий для перехода субъектов естественных монополий, крупных государственных компаний к использованию передовых технологий, результатом чего должен являться более высокий уровень технологического вклада в повышение энергоэффективности.
В рамках программы по развитию фундаментальной науки и повышению эффективности сектора исследований необходимо разработать мероприятия, направленные на рост конкурентоспособности НИОКР, повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств на поддержку и развитие научных исследований за счет:
- создания долгосрочных прогнозов научного и технологического развития, в рамках выработки приоритетных направлений исследований;
- разработки положений проведения независимой оценки деятельности научных организаций государственного сектора с учетом международной практики;
- разработки мероприятий, направленных на увеличение доли конкурсного финансирования научных исследований, удельного веса государственной поддержки финансирования фундаментальных исследований;
- создания и доработки инструментов финансирования государственного сектора науки, включая фундаментальную науку, направленных на обеспечение снижения и разделения рисков между государством, наукой и бизнесом;
- выработки и реализации комплексных мер по развитию негосударственного сектора наук за счет увеличения финансирования из внебюджетных источников;
- создания и развития сети центров коллективного пользования материально-технической базой;
- организации нескольких национальных исследовательских центров и оказания поддержки в формировании научно-исследовательских университетов с целью проведения разработок в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ. Необходимо отдельно проработать вопросы повышения эффективности многоуровневого взаимодействия субъектов инновационной деятельности, связанные с использованием информационного обеспечения инновационной деятельности [7, 8, 13];
- содействия развитию научных исследований на уровне предприятий, путем предоставления доступа к уникальному научному потенциалу государства, и реализации мероприятий по распространению передовых отечественных и мировых достижений [9];
- реформирования кадровой политики сектора исследований и разработок, в том числе, за счет создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности;
- совершенствования инструментов управления предприятиями, ориентированных на инновационный путь развития, в целях максимизации эффектов от реализации инновационных проектов [10, 14];
- повышения инвестиционной привлекательности целого ряда отраслей народного хозяйства, в том числе и аграрного серктора [11].
Способом претворения в жизнь данных начинаний будет обеспечение государственной поддержки на уровне фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях и реализация стратегических инновационных проектов [12, 15].
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления