Введение
Современное развитие Российской Федерации происходит в непростых экономических условиях, не позволяющих национальной экономике сохранять устойчивое положение, тем не менее, правительство страны старается не ущемлять развитие социальной сферы, продолжая финансирование программ по развитию физической культуры и спорта, здравоохранения, поддержку семейной и молодежной политики. Одной из ключевых в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1] была определена задача по развитию физической культуры и спорта [2, 3], направленная на увеличение доли населения, занимающегося массовым спортом, развитие спортивной инфраструктуры, формирование олимпийского резерва и др.
Из-за высокой дифференциации в природно-климатических условиях на территории России, существуют различия в социально-экономическом развитии ее регионов, и стремление к сбалансированному развитию территорий со стороны государственного аппарата не всегда оправдывается в силу различных факторов. Дальневосточный федеральный округ (ДФО) – самый отдаленный от центра России, крупнейший по площади территории, но при этом самый малонаселенный [4, 5]. Одной из ключевых проблем ДФО является устойчивое снижение численности населения, основными причинами которого служат невысокий уровень жизни (слабо развитая развлекательная инфраструктура, низкий уровень образования, отсутствие перспектив для построения карьеры, невысокий уровень заработных плат) и суровые природно-климатические условия [6]. Со стороны государства ведется активная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата на территории ДФО, который в перспективе должен привести к созданию рабочих мест в регионе, развитию инфраструктуры в населенных пунктах, привлечь молодое трудоспособное население в федеральный округ, предотвратив дальнейшее запустение стратегически важных территорий.
Поскольку важной причиной оттока молодежи из ДФО на территорию Центральной России, наряду с невысоким уровнем оплаты труда, является отсутствие насыщенной культурной жизни и развлекательной инфраструктуры, в том числе и спортивной, актуальность приобретает вопрос об устранении слабых мест для обеспечения полноценной жизни в регионе. Инфраструктура, создаваемая для занятий массовым спортом, стимулирует приток финансирования в бюджеты регионов, способствует созданию рабочих мест, вынуждает местные власти благоустраивать прилегающие территории и трансформировать дорожно-транспортную сеть. С другой стороны, благотворно влияет на привлечение к занятиям спортом молодого населения, которое с формированием положительного отношения к здоровому образу жизни приобщается к систематическому труду, отказывается от пагубных привычек (в ДФО одной из крупнейших социальных проблем является алкоголизм) и учится коммуникативным навыкам, в то время, как основная масса населения приобретает зависимость от гаджетов и интернета, замыкаясь от живого общения.
За период действия государственной программы, направленной на поддержку физической культуры и спорта в 2006-2015 гг., совместно с политической партией «Единая Россия» на территории Российской Федерации проводилось оснащение спортивно-технологическим оборудованием физкультурно-оздоровительных комплексов, и на долю ДФО пришлась наименьшая сумма выделенных средств относительно других федеральных округов [7]. Целесообразно рассмотреть, как распределились выделенные средства федеральной целевой программы по регионам ДФО, какова динамика финансирования спорта в субъекте и его основные социально-экономические показатели, чтобы оценить влияние создания спортивной инфраструктуры на социально-экономическое развитие ДФО.
Материал и методы
Статья написана с использованием статистической информации Федеральной службы государственной статистики [4,5] и данных Отчета о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [7] с использованием статистико-экономических методов: аналитического, сбора данных, сравнительного анализа, графического [8].
Результаты и обсуждение
Социально-экономическое развитие ДФО стратегически важно для Российской Федерации, поскольку на его территории находятся крупные природные ресурсы и месторождения полезных ископаемых, расположена протяженная морская граница с Китаем, Японией, США и КНДР, но социально-экономическое развитие региона нельзя назвать благополучным, поскольку существует ряд проблем: сложная демографическая ситуация, увеличение числа мигрантов из Китая, вызывающее опасения у местного населения из-за возможности вооруженного конфликта или захвата спорных территорий ДФО путем референдума в случае превышения числа китайцев над россиянами; сложность выхода отечественных производителей на рынок ДФО из-за высокой конкуренции с китайскими продуктами; существенные диспропорции в промышленном развитии территорий; слабая транспортная сеть; истощение земель китайскими фермерами; отсутствие льгот со стороны государства для крупных инвесторов; высокий уровень преступности [9, 10].
Для граждан среднего возраста и молодежи немаловажно наличие инфраструктуры, где можно организовать собственный досуг и досуг детей. В этой роли могут выступать спортивные объекты, развлекательные центры, обустроенные парки, детские площадки. Слабое развитие спортивной инфраструктуры в ДФО отметил помощник президента РФ Игорь Левитин, подчеркнув, что три Олимпиады подряд состоятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а на Дальнем Востоке России так и не создали спортивной базы для подготовки спортсменов [11]. Это отчасти связано с отдаленностью ДФО от Центральной России, где в последнее десятилетие активно наращивается спортивная инфраструктура, проводятся международные соревнования – Летняя Универсиада в Казани, Зимняя Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу [12, 13, 14], что способствует не только развитию спортивной инфраструктуры, но и преображению регионов с точки зрения благоустройства и сбалансированности территориального развития страны [15].
Одной из традиционных причин замедленного развития спортивной инфраструктуры регионов является недостаточное финансирование ФКИС [16, 17, 18], что отражается в виде дисбаланса в территориальном размещении спортивных объектов [19] и ограничений в возможностях населения заниматься спортом [20].
Физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК), как показала практика, стали опорными объектами для развития массового спорта в малых городах, где для бюджета легче обходится содержание универсального спортивного объекта, позволяя обеспечивать его наполняемость даже в условиях низкой населенности и невысокой экономической выгоды от осуществления спортивной деятельности [21]. В программе оснащения ФОКов спортивно-технологическим оборудованием из состава ДФО не принимал участие Чукотский АО, а в сумме было потрачено 855,2 млн. руб. [7], что в 7,4 раза меньше, чем у лидера – Приволжского федерального округа, который в рамках действия государственной программы по развитию физической культуры и спорта получил наибольший объем инвестиций.
Таблица 1 – Доля основных социально-экономических показателей ДФО в структуре РФ, %
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение (+, -) |
Площадь территории в структуре РФ |
36,1 |
36,0 |
36,0 |
-0,1 |
Численность населения |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
0,0 |
Стоимость основных фондов |
6,3 |
6,3 |
6,6 |
+0,3 |
Инвестиции в основной капитал |
6,1 |
6,0 |
6,1 |
0,0 |
ВРП |
12,4 |
10,5 |
9,5 |
-2,9 |
Превышение ВПР на душу населения в ДФО над средним уровнем в РФ |
27,6 |
29,4 |
29,6 |
+2,0 |
Превышение средней заработной платы в ДФО над средним уровнем в РФ |
24,7 |
26,2 |
25,6 |
+0,9 |
*Источник: Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [4, 5]
ДФО занимает более 1/3 площади территории РФ, на которой проживает всего 4,2% населения (таблица 1), хотя еще в 2002 г. на территории ДФО проживало 4,9 % населения, в абсолютном выражении на 855 тыс. чел. больше [4]. Мы видим, что на долю ДФО приходится невысокий процент основных фондов и инвестиций в основной капитал, а ВРП в динамике снижается, причем ВРП на душу на селения в ДФО выше, чем в среднем по России, что объясняется его малонаселенностью. Уровень заработных плат в ДФО хотя и выше, чем в среднем по РФ, но, как показывает практика, он является недостаточным для прекращения оттока населения.
Вопросам развития спорта в ДФО в последнее время уделяется большое внимание, вплоть до включения их в часть программы по развитию Дальнего Востока на 2018 г. и последующий период. Рассмотрим, как изменялось финансирование ФКИС в ДФО в 2014-2016 гг.
*Источник: Составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [22]
Рисунок 1 – Финансирование ФКИС в ДФО и РФ, млн. руб.
Как видим, финансирование ФКИС в ДФО в динамике увеличивается (рисунок 1), но на фоне РФ выглядит очень скромно – порядка 6-7%, что логично при таком количестве населения и удаленности основных населенных пунктов друг от друга, но не логично с другой стороны, поскольку убывающее население одной из причин своего переезда отмечает отсутствие инфраструктуры для обеспечения досуга, следовательно, развитию спортивной инфраструктуры стоит стоило бы уделять больше внимания.
*Источник: Составлено автором на основе данных Отчета о реализации Федеральной целевой программы на 2006-2015 гг. [7]
Рисунок 2 – Структура распределения средств на оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в разрезе регионов ДФО
Наибольший объем финансовых средств на оснащение ФОКов в ДФО спортивно-технологическим оборудованием пришелся на Республику Саха (Якутию), примерно одинаковый объем средств получили Приморский край и Сахалинская область (рисунок 2). Меньше всего было выделено средств для Еврейской АО, Чукотский АО не участвовал в программе, поскольку суровые природно-климатические условия в целом не позволяют создавать на территории субъекта большое количество спортивных сооружений. В целом распределение целевых средств происходило пропорционально объемам финансирования ФКИС в регионах и количеству имеющихся на их территории спортивных объектов.
Субъекты, входящие в состав ДФО, дифференцированы по площади территории и численности населения. Наибольшей площадью обладает Республика Саха (Якутия), наименьшей Еврейская АО, при этом на всей территории ДФО наблюдаются неблагоприятные климатические условия, что может обуславливать небольшое количество спортивных сооружений на его территории относительно других регионов РФ из-за сложности содержания объектов.
*Источник: Составлено автором на основе данных Отчета о реализации Федеральной целевой программы на 2006-2015 гг. [7]
Рисунок 3 – Средняя стоимость оснащения одного ФОКа спортивно-технологическим оборудованием в разрезе регионов ДФО
Наибольшее количество оснащенных ФОКов пришлось на Республику Саха (Якутия), но при этом оснащенных объектов в Сахалинской области второе меньше, а в Приморском и Хабаровском краях по пять ФОКов, в остальных регионах по два объекта, а Еврейской АО всего один. Наибольшая стоимость оснащения одного ФОКа была зафиксирована в Амурской области, наименьшая – в Хабаровском крае. При этом в регионах, где выделяются сравнительно небольшие объемы на финансирование ФКИС (Амурская и Магаданская области, Камчатский край), оснащение ФОКов обошлось дороже, чем, например, в Хабаровском крае и Якутии, возможно, в силу их географического положения.
Выводы. В ходе исследования было установлено, что ДФО, являясь крупнейшим по площади субъектом РФ, занимает в экономике страны не высокую долю, причем в динамике ВРП региона падает, но основной проблемой региона является отток населения. Одной из ключевых причин оттока населения является отсутствие благоприятной среды для жизни – комфортных климатических условий, транспортной доступности территорий, инфраструктуры для обеспечения досуга, удаленность от Центральной России, отсутствие перспектив для построения карьеры молодым населением, сравнительно невысокие доходы, не привлекающие в суровые условия региона трудоспособное население, а также ксенофобные настроения россиян в адрес мигрантов из Китая. Было выяснено, что в финансирование ФКИС в ДФО выделяются низкие объемы, составляющие 6-7% от общего объема РФ, и проблема развития спорта на Дальнем Востоке приобретает все большую актуальность. Несмотря на то, что среди населения в последние годы доля граждан, занимающихся спортом, выросла до 30%, спортивных объектов в ДФО в разы меньше, чем в округах Центральной России, что обусловлено сложностью природно-климатических условий и расходами на содержание спортивной инфраструктуры, а также низкой численностью населения – имеющееся количество спортивных объектов, вероятно, справляется с нагрузкой. Распределение средств на оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием происходило пропорционально количеству спортивных объектов по регионам ДФО. Стоимость оснащения ФОКов дороже всего обошлась в Амурской области, дешевле всего в Хабаровском крае.
Безусловно, процесс оттока населения из ДФО преодолеть крайне сложно, поскольку для обращения вспять сложившихся тенденций необходимы к крупные инвестиционные вложения в производственную и развлекательную инфраструктуру; пристальный контроль за использованием направляемых средств, который сложно осуществлять в силу удаленности ДФО от Центральной России и высокого уровня преступности в регионе; изменение государственной политики в части социальной поддержки населения в проблемных регионах, таких как ДФО; возможно, возврат к системе распределения кадров после получения высшего образования при условии повышения заработных плат работников и расширении перспектив карьерного роста для специалистов. Развитие спортивной инфраструктуры в ДФО может послужить одним из базовых моментов для развития благоприятной среды в регионе, особенно если в основу будет положено создание спортивных баз по подготовке профессиональных спортсменов.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления