Введение
Уральский федеральный округ (УФО) – один из богатейших минерально-сырьевых регионов Российской Федерации, второй после Центрального федерального округа по стоимости основных фондов, расположенный на 1818,5 тыс. км и при этом один из самых слабозаселенных в стране, где плотность населения не превышает 7 человек на 1 кв.км. [1, 2]. На территории УФО добывается 90% российского газа и 70% российской нефти, располагаются крупнейшие металлургические комбинаты, металлоемкого машиностроения и химической промышленности. В период после распада СССР регион крупнейшие предприятия УФО подвергались рейдерскому захвату, в регионе процветала организованная преступность, из-за разрушения социальной сферы регион захлестнула наркомания, как нигде в стране, в настоящее время именно Урал лидирует по числу ВИЧ-инфицированных граждан разных возрастов [3]. Крупнейшие города Урала – Екатеринбург и Челябинск, где численность населения превышает миллион человек, и Тюмень – самый комфортный для проживания город в России.
Несмотря на положительную демографическую обстановку в регионе и рост численности населения, наблюдается отток населения из небольших городов в пользу мегаполисов в соответствии с общероссийской тенденцией – более 80% жителей УФО горожане. Слабая заселенность УФО обусловлена наличием в его составе Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов, принадлежащих к Тюменской области, занимающих более1,3 млн. кв. км. и находящихся в неблагоприятных природно-климатических условиях. Основная часть населения УФО сосредоточена в его юго-западной части, где располагаются крупнейшие производственные предприятия региона и развита инфраструктура.
Развитие массового спорта способствует борьбе с социальными проблемами, а в УФО крупнейшей является проблема наркомании, поэтому развитие спортивной инфраструктуры в регионе в совокупности с пропагандой массового спорта будет способствовать решению данной проблемы. Необходимо проанализировать основные показатели социально-экономического развития УФО, динамику изменения объемов финансирования физической культуры и спорта (ФКИС) в регионе, а также рассмотреть какие объемы финансирования были выделены для оснащения физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) в рамках федеральной целевой программы по развитию спорта в РФ [4, 5]. Такая политика должна быть неотъемлемым элементов социально-экономической политики развития малонаселенных территорий [6].
Материал и методы
В работе использовалась статистическая информация Федеральной службы государственной статистики [1, 2], данные Отчета о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [7], данные Министерства физической культуры и спорта РФ [8]. Для анализа были применены статистико-экономические методы, такие как: аналитический, сбора данных, сравнительного анализа, графический методы [9].
Результаты и обсуждение
Социально-экономические показатели УФО, как отмечает Радковская Е.В. [10], в последние годы имеют тенденцию к росту, а по объемам ВРП в расчете на душу населения регион находится на первом месте в России. Волков В.И. [11] отмечает, что лидирующие позиции по уровню экономического развития принадлежат Свердловской и Челябинской областям, что обусловлено высокой долей граждан, имеющих высшее образование, что влияет на производительность труда и экономические результаты организаций.
Город Екатеринбург в настоящее время позиционируется как центр инновационного развития, поскольку обладает мощной инфраструктурой в виде образовательных учреждений [12]. Развитие ФКИС в регионе, как описывает Абрамов А.Н. [13], в последние годы идет в гору – растет число спортивных сооружений и численность занимающихся спортом. Екатеринбургская агломерация обладает большим количеством фитнес-центров и лыжных баз, шестью манежами, биатлонным комплексом, 64 плавательными бассейнами, 13 стадионами и 10 ФОКами [14]. Городу выпала честь принять Чемпионат мира по футболу-2018, наряду с другими городами России [15, 16], что позволило преобразить городскую инфраструктуру. Челябинск – второй по численности населения город в УФО, обладающий мощной производственной инфраструктурой, с развитыми международными связями [14] и развитой спортивной инфраструктурой [15]. Тюмень – самый комфортный для проживания граждан город России, обладающий высокой инвестиционной привлекательностью и высоким потенциалом экономического развития [19]. В малонаселенных регионах УФО (Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском федеральных округах), где природные условия не позволяют широко развивать спортивную инфраструктуру, развитие таковой все же ведется. А вот в Курганской области социально-экономическая ситуация хуже, чем в соседних регионах – наблюдается отток населения из области в более успешные регионы Урала [20], а спортивная инфраструктура развита слабее, чем Ханты-Мансийском федеральном округе.
В целом, на долю не городского населения в УФО остается порядка 20%, и в регионах, где наблюдается слабое развитие спортивной инфраструктуры, возможно, связано, во-первых, с нецелесообразностью ее создания и содержания, а, во-вторых, с недостаточными объемами финансирования [21]. В связи с этим, стоит предположить, что в малонаселенных городах УФО существование ФОКов вполне могло бы обеспечить развитие массового спорта [22] .
Для начала рассмотрим основные социально-экономические показатели УФО в динамике за 2014-2016 гг.
Таблица 1 – Динамика и структура основных социально-экономических показателей в УФО за 2014-2016 гг.
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение (+, -) |
Численность населения, тыс. чел. |
12275,8 |
12308,1 |
12345,8 |
0,6 |
Доля в РФ, % |
8,4 |
8,4 |
8,4 |
0,0 |
Стоимость основных фондов, млрд. руб. |
23584 |
26777 |
28902 |
22,5 |
Доля в РФ, % |
17,7 |
18,3 |
18,0 |
0,3 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
2094 |
2323 |
2514 |
20,1 |
Доля в РФ, % |
15,8 |
17,1 |
17,3 |
1,5 |
ВРП, млрд. руб. |
7091 |
8002 |
8980 |
26,6 |
Доля в РФ, % |
14,2 |
13,6 |
13,8 |
-0,4 |
ВРП на душу населения в УФО, руб. |
578 |
650 |
727 |
32,0 |
ВРП на душу населения в РФ, руб. |
341 |
402 |
443 |
25,8 |
Номинальная начисленная заработная плата УФО, тыс. руб. |
34,9 |
39,3 |
41,8 |
19,8 |
Номинальная начисленная заработная плата РФ, тыс. руб. |
30,0 |
34 |
36,7 |
22,3 |
*Источник: Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [1, 2]
УФО занимает 10,6% территории Российской Федерации, где проживает всего 8,4% населения (таблица 1). По стоимости основных фондов УФО уступает только ЦФО, а по размеру доли инвестиций в основной капитал регион находится на третьем месте, причем вместе с ЦФО и ПФО они получают практически 60% от общего объема. Доля ВРП УФО в структуре РФ также значительна, и, при соизмерении относительного показателя ВРП на душу населения УФО со средним по Российской Федерацией, становится очевидным, что в УФО он выше среднего по РФ более, чем на 60%. Номинальная начисленная заработная плата в федеральном округе так же выше, чем в среднем по России. Исходя из этого, следует отметить высокую долю УФО в экономике страны, что, в большой степени, связано с добычей на его территории природного газа и нефти, черных и цветных металлов, урана, и, в меньшей степени, с наличием металлоемких производств и химической промышленности.
*Источник: Составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [23]
Рисунок 1 – Количество спортивных сооружений в разрезе регионов УФО
В развитии спортивной инфраструктуры УФО мы видим значительный перекос в сторону Свердловской и Челябинской агломераций, что связано с высокой численностью проживающегося в них населения (рисунок 1). Тюменская область на третьем месте по количеству спортивных сооружений, но в сумме с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО, относящихся к ее составу, спортивных сооружений больше, чем в Челябинской области. Стоит отметить слабое положение Курганской области относительно соседей по УФО, где спортивных сооружений меньше, чем в Ханты-Мансийским, хотя расположена она в более благоприятных климатических условиях.
*Источник: Составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [8]
Рисунок 2 – Динамика изменения объемов финансирования ФКИС в УФО и РФ за 2012-2016 гг., млн. руб.
В то время как в России объемы финансирования ФКИС изменение объемов финансирования происходило со значительными перепадами, в УФО наблюдается относительная стабильность – объемы финансирования остаются на уровне 40 млрд. в год (рисунок 2), причем в динамике происходит рост, что положительно отражает политику региона в области развития спорта, т.к. в стране в последние годы наблюдаются кризисные явления, и многие регионы были вынуждены снизить объемы средств на поддержку спорта. При этом стоит также отметить высокую долю населения, занимающегося спортом – в 2016 г. она составила 32% от общей численности проживающих в УФО, что является, прежде всего, результатом высокой доли городского населения, где доступность занятий спортом выше, чем в малонаселенных городах.
*Источник: Составлено автором на основе данных Отчета о реализации ФЦП на 2006-2015 гг. [7]
Рисунок 3 – Объемы финансирования на оснащение ФОКов УФО спортивно-технологическим оборудованием, млн. руб.
На оснащение ФОКов в УФО было выделено 1076,3 млн. руб. [4], меньше получили только ДФО и СКФО, что, возможно, связано с высоким уровнем урбанизации городов на территории региона (рисунок 3). Максимальное количество средств пришлось на Челябинскую область, на втором месте Ханты-Мансийский АО, на третьем Свердловская область, минимальное на Курганскую область. По всей видимости, распределение средств осуществлялось не по принципу – где наибольшее число спортивных сооружений и выше финансирование ФКИС, туда и направляется большее количество средств на оснащение ФОКов, как в большинстве федеральных округов, а по принципу поддержки малонаселенных территорий севера, где ведется активная добыча сырьевых ресурсов и необходимо обеспечивать досуг для трудоспособного населения.
*Источник: Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [23]
Рисунок 4 – Административное деление регионов УФО
Вместе с тем, мы видим, что в Ханты-Мансийском АО и Ямало-Ненецком АО небольшая численность сельских поселений и Поселков городского типа (ПГТ) (рисунок 4), но они имеют высокое экономическое значение для страны. А Курганская область, сравнимая по количеству городов и ПГТ с Ямало-Ненецким АО, но обладающая высоким числом сельских поселений, вносит низкий вклад в экономику страны. Поэтому развитие спортивной инфраструктуры в Курганской области, видимо, нецелесообразно, поскольку миграция населения в Челябинскую область в качестве трудовых ресурсов, выгоднее с экономической точки зрения, отчасти развитие и поддержка спортивной инфраструктуры в Челябинской области, получившей максимальное количество средств на оснащение ФОКов, этим и объяснима. Что касается Свердловской и Тюменской областей, здесь спортивная инфраструктура итак достаточно высоко развита, ведется грамотная политика по развитию ФКИС, поэтому собственных средств для развития спортивной инфраструктуры в этих регионах достаточно.
Выводы
В ходе анализа было установлено, что УФО имеет высокое значение в экономике страны, т.к. на его территории расположены основные места добычи газа, нефти, черных и цветных металлов, а также сосредоточена высокая доля основных фондов, в том числе в виде перерабатывающей и химической промышленности. Динамика развития УФО имеет положительные тенденции, развитие ФКИС имеет стабильный характер, несмотря на кризисные явления в экономике. Исходя из данных анализа, можно предположить, что в УФО за счет Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.», в ключе развития спортивной инфраструктуры в малонаселенных регионах через создание ФОКов, улучшили спортивную инфраструктуру в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, слабозаселенных и находящихся в неблагоприятных природно-климатических условиях. Также было установлено, что в Курганской области – наиболее слабой и имеющей проблему оттока населения – поддержка спорта находится на низком уровне относительно соседей по УФО. Таким образом, стоит предположить, что в УФО в целом ведется грамотная политика по развитию ФКИС, что в дальнейшем позволит преодолеть социальные проблемы, которые достаточно серьезно подрывают имидж федерального округа.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления