Введение
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) – наименьший по площади территории субъект Российской Федерации, с высокой плотностью населения, которая уступает только Центральному Федеральному округу [1, 2]. В состав СКФО входит 6 республик и 1 край. Численность населения в СКФО имеет тенденцию к росту, несмотря на высокие темпы миграционного оттока, которые перекрываются самыми высокими в стране показателями рождаемости. Демографическая ситуация в СКФО обусловлена религиозными и национальными особенностями населения, проживающего на его территории.
В силу национально-религиозных особенностей населения социально-экономическое развитие и развитие спорта в регионе отличается от общих тенденций в регионах России. В СКФО готовят сильнейших спортсменов по греко-римской борьбе, вольной борьбе и дзюдо, которые становятся олимпийскими чемпионами, и на протяжении многих лет не уступают золотые медали в вышеупомянутых видах спорта участникам из других стран [3]. Еще одной отличительной особенностью развития спорта в регионе является невысокая доля женщин, систематически занимающихся спортом, что связано с религиозными особенностями и национальными традициями народов Северного Кавказа. В силу природно-географических условий в СКФО располагается сравнительно небольшое количество бассейнов, что может быть связано с особенностями рельефа. Несмотря на самую маленькую площадь территории из всех субъектов РФ, спортивная инфраструктура развита в СКФО лучше, чем в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) – самом большом по площади территории, поскольку число стадионов, плоскостных сооружений и залов в СКФО превышает показатели ДФО [4].
СКФО принял участие в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [5] и ее продолжении на 2016-2020 гг. [6]. Результаты программы, отраженные в Отчете о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» (ФЦП) [7], показали, что в СКФО было создано больше спортивных объектов, чем Уральском, Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах, а объем средств, направленных на развитие спортивной инфраструктуры превысил 3,5 млрд. руб. Также СКФО занимает 4 место по объемам, полученных на приобретение искусственных покрытий для футбольных полей, и первое место по приросту доли населения, систематически занимающегося спортом, увеличение которой обусловлено действием ФЦП.
В связи с тем, что СКФО обладает рядом особенностей в социально-экономическом развитии, располагая одной из лучших в мире школой по подготовке борцов (вольная борьба, греко-римская борьба), о чем говорят результаты олимпиад. Рассмотрим, как в динамике изменялись основные социально-экономические показатели региона, спортивную инфраструктуру в разрезе регионов СКФО, затраты на оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) спортивно-технологическим оборудованием в рамках развития массового спорта, динамику изменения объемов финансирования ФКИС в разрезе регионов СКФО.
Материал и методы
Статья написана с использованием статистической информации Федеральной службы государственной статистики [1, 2], статистическая информация Министерства спорта РФ [4, 7]. Для анализа данных использовались статистико-экономические методы (метод сбора данных, метод сравнительного анализа, метод статистического наблюдения, табличный метод, и графический метод) [8].
Результаты и обсуждение
На современном этапе в Российской Федерации большое внимание уделяется развитию массового спорта [9, 10], проявляющееся, в том числе в развитии спортивной инфраструктуры [11]. Развитие социальной сферы имеет большую зависимость от состояния экономики страны. В Российской Федерации, ввиду введенных против нее экономических санкций [12], которая в совокупности со снижением цен на нефть привела к кризисной ситуации в экономике. Ученые часто подчеркивают, что финансирование спорта в России находится на недостаточно высоком уровне [13], и, в силу экономических обстоятельств, следует ожидать изменения в политике финансирования спортивной отрасли и перехода к использованию государственно-частного партнерства в области спорта [14].
На финансирование спорта и развитие спортивной инфраструктуры влияет также социально-экономическое развитие региона, поскольку при невозможности получения целевых средств из федерального бюджета регионы сами финансируют приоритетные направления, необходимые для формирования благоприятной среды проживания населения на их территории. Социально-экономическое развитие СКФО, как отмечают Абазов А.С. и Хубулова В.В. [15], как и во всей России имеет дисбаланс в рамках отдельных территорий. Имеются проблемные округа из-за низкозаселенности при очень тяжелых природно-климатических условиях, что препятствует динамичному развитию социальной сферы, в том числе улучшению спортивной инфраструктуры [16, 17].
Герасимов А.Н., Громов Е.И., Дьяченко Е.Г. [18] пишут о том, что в регионе наблюдается снижение инновационной активности предприятий, что может привести к дальнейшему отставанию региона в экономическом развитии. Ряд субъектов, входящих в состав СКФО, такие как: Республика Дагестан, Ингушетия, Кабардино - Балкарская Республика, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы [19].
СКФО пополняет олимпийский резерв Российской Федерации перспективными спортсменами по спортивной борьбе. Спортивная борьба – основной вид спорта, практически традиционный, для народов Северного Кавказа [20]. И, как отмечает Магомедалиева М.Б. [21], если в 2020 г. будет принято решение об исключении спортивной борьбы из списка Олимпийских игр, то это негативно скажется как на лидирующих позициях России в медальном зачете, так и на развитии Северного Кавказа.
В целом в СКФО наблюдается прирост численности населения и снижение миграционного оттока, но в силу слабого экономического развития большинства республик, входящих в его состав, перспектив для развития экономики в регионе не так много. Некоторые авторы [22] связывают слабое развитие экономики СКФО с проблемами безработицы, высокого уровня коррупции, высокой дотационности республик СКФО, а также со сложными естественно-географическими условиями и большим количеством этнических групп населения, проживающих на его территории.
Проанализируем основные социально-экономические СКФО показатели в динамике за 2014-2016 гг., чтобы оценить его долю в экономике России.
Таблица 1 – Динамика основных социально-экономических показателей СКФО 2014-2016 гг.
Показатели |
Годы |
Изменение (+,-) |
||
2014 |
2015 |
2016 |
||
Численность населения, тыс. чел. |
9659 |
9718 |
9776 |
117,0 |
Доля в структуре РФ, % |
6,6 |
6,6 |
6,7 |
0,1 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
21 |
22 |
23 |
2,0 |
В % от среднего по России уровня |
70,0 |
64,7 |
62,7 |
-7,3 |
Стоимость основных фондов, млрд. руб. |
3273 |
3601 |
4032 |
759,0 |
Доля в структуре РФ, % |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
0,0 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
517 |
508 |
485 |
-32,0 |
Доля в структуре РФ, % |
3,9 |
3,7 |
3,3 |
-,06 |
Объем ВРП, млрд. руб. |
1359 |
1587 |
1704 |
33,6 |
Доля в структуре РФ, % |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
-0,1 |
Источник: данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики РФ [1, 2]
В динамике численность населения СКФО увеличивается и в структуре РФ занимает 6,7% (таблица 1). Заработные платы в регионе значительно ниже, чем в среднем по России и этот разрыв в динамике увеличивается, достигая 37,3%, что объясняет высокий миграционный отток населения. Стоимость основных фондов СКФО занимает всего 2,5% в структуре России, а инвестиции не превышают 4% и динамике сокращаются. ВРП в абсолютном выражении растет, но его доля в структуре России снижается. Исходя из анализа, можно сказать, что социально-экономические показатели СКФО находятся на низком уровне и вклад региона в развитие российской экономики носит незначительный характер.
Как отмечалось выше, спортивная инфраструктура в СКФО развита даже лучше, чем в ДФО, несмотря на небольшую площадь территории. Проанализируем количество спортивных сооружений, расположенных в регионах СКФО, для наглядного представления о размещении спортивных объектов на территории федерального округа, и структуру занимающихся спортом по состоянию на 2016 г.
Таблица 2 – Спортивная инфраструктура СКФО, 2016 г.
Регионы |
Площадь территории, кв. км. |
Количество спортивных сооружений |
Стадионы |
Плоскост- |
Залы |
Бассейны |
Численность занимающихся, в % от всего населения |
Доля женщин, в % от численности женщин |
Кабардино-балкарская республика |
12470 |
1518 |
12 |
939 |
499 |
16 |
32,7 |
20,6 |
Республика Северная Осетия-Алания |
7987 |
1051 |
15 |
571 |
436 |
18 |
31,3 |
18,9 |
Чеченская республика |
15647 |
1288 |
13 |
724 |
503 |
9 |
35,8 |
25,4 |
Республика Ингушетия |
3628 |
322 |
4 |
173 |
137 |
5 |
15,9 |
1,2 |
Республика Дагестан |
50270 |
3589 |
12 |
2 113 |
902 |
21 |
40,9 |
19,7 |
Карачаево-Черкесская республика |
14277 |
597 |
4 |
309 |
239 |
13 |
36,5 |
16,2 |
Ставропольский край |
66160 |
4552 |
40 |
2 757 |
1 118 |
79 |
32,0 |
23,9 |
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]
Распределение общего числа спортивных сооружений по регионам СКФО пропорционально площади территории, занимаемой этими регионами (таблица 2). Стоит отметить республику Дагестан, поскольку спортивная инфраструктура на фоне других республик наиболее развита, а сам регион является родиной большого количества олимпийских чемпионов по различным видам спортивной борьбы. Судя по доле населения, систематически занимающегося спортом, хуже всего развит массовый спорт в Республике Ингушетия, где наблюдается наименьший процент занимающихся спортом, особенно низок показатель вовлеченности женщин.
Оценим, как изменялось финансирование ФКИС в СКФО в период за 2014-2016 гг.
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]
Рисунок 1 – Динамика изменения объемов финансирования ФКИС в регионах СКФО в 2014-2016 г., млн. руб.
Наиболее стабильно происходило финансирование ФКИС в Чеченской Республике и Республике Дагестан (рисунок 1). Карачаево-Черкесская Республика вышла на третье место по объемам финансирования ФКИС только за счет огромного вливания в 2014 г., а в последующие годы суммы приблизились к показателям Республики Ингушетия и Кабардино-балкарии. Также стабильность в финансировании наблюдается в Республике Северная Осетия-Алания. В динамике объемы финансирования растут в Ставропольском крае, в Чеченской Республике финансирование происходит скачкообразно. Но при всем этом объемы финансирования ФКИС в СКФО находятся на самом низком уровне в России, к примеру, в ЦФО и ПФО объемы финансирования ФКИС в 10 раз выше.
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]
Рисунок 2 – Динамика изменения объемов финансирования ФКИС в расчете на 1 жителя в регионах СКФО в 2014-2016 г., руб.
В силу того, что в Карачаево-Черкесской Республике финансирование происходило крайне неравномерно, целесообразно исключить ее из графического анализа. В расчете на 1 жителя финансирование ФКИС выше всего в Чеченской Республике (рисунок 2). Достаточно высоко относительно других регионов можно оценить показатели Республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания. Ниже остальных финансирование в расчете на 1 жителя в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарии.
Развитие массового спорта во многих регионах России стало возможным благодаря повышению доступности спортивных объектов, в частности за счет создания большого количества ФОКов.
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [4]
Рисунок 3 – Структура финансирования оснащения ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в разрезе регионов СКФО
Наибольшее количество оснащенных спортивно-технологическим оборудованием ФОКов в СКФО оказалось в Ставропольском крае (рисунок 3), туда же был направлен наибольший объем целевых средств на оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием. На втором месте по объему полученных средств находится Карачаево-Черкесская Республика, на третьем Кабардино-Балкария. Наименьший объем средств был получен Республикой Дагестан.
Выводы
В ходе исследования было установлено, что социально-экономическое развитие СКФО находится на низком уровне. Регион характеризуется самым высоким уровнем естественного прироста и высоким миграционным оттоком населения. Доля СКФО в ВРП страны находится на уровне 2,5%, а уровень заработных плат значительно ниже среднероссийского уровня.
Спортивная инфраструктура в СКФО достаточно хорошо развита, а распределение спортивных объектов пропорционально площади территории, занимаемой отдельными регионами. Наиболее высокая доля населения, занимающегося спортом, фиксируется в Республике Дагестан, а наиболее низкая – в Республике Ингушетия.
Отличительной особенностью развития спорта в СКФО является сильная школа по подготовке спортсменов в спортивной борьбе – регион богат на Олимпийских чемпионов по греко-римской и вольной борьбе. В то же время уровень финансирования ФКИС в СКФО самый низкий в России, что объясняется дотационным характером бюджета СКФО, поэтому на развитие спорта выделяются крайне низкие суммы.
По результатам исследования можно сказать, что регион нуждается в реформировании социально-экономической среды, развитии сильных сторон региона для развития АПК, туризма, отраслей нефтехимической промышленности, что смогло бы поспособствовать уменьшению зависимости СКФО от дотаций.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления