Введение
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) объединяет в себе два экономических района – Северный и Северо-западный. Столицей СЗФО является Санкт-Петербург, второй по значению город России, имеющий большое культурно-историческое значение и стратегическое значение. В состав СЗФО входит одиннадцать субъектов федерации: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, республики Коми и Карелия, и Ненецкий АО, входящий в состав Архангельской области.
СЗФО в силу геополитического, положения играет роль транспортно-распределительного и торгово-посреднического центра международного значения, связывая экономически развитые районы России со странами Евросоюза и Балтийского бассейна, что обуславливает специфику значительной части регионального бизнеса, ориентированного на обслуживание внешнеэкономических связей [1]. Высока роль СЗФО в стратегическом развитии России, поскольку на его территории располагаются морские границы и выход в Арктику, где в последние годы ведется активная борьба за право разработки арктических шельфов и добычу полезных ископаемых [2].
С точки зрения социально-экономического развития СЗФО уступает Центральному, Приволжскому и Уральскому федеральным округам. При этом на территории округа располагается развитая научно-инновационная база [3], и имеется высокий потенциал для развития туристических и рекреационных направлений [4]. Большая часть СЗФО располагается в суровых природно-климатических условиях, поэтому в регионе затрудняется развитие сельского хозяйства [5].
Развитие спортивной инфраструктуры в СЗФО во многом обусловлено природно-климатическими и географическими особенностями региона [6] – в силу неблагоприятных климатических условий в регионе затрудняется содержание спортивных площадок на открытом воздухе, а в силу слабой заселенности северных территорий, отсутствует логическое обоснование создания и содержания большого количества спортивных объектов.
Поскольку СЗФО имеет высокое значение в составе Российской Федерации в силу различных особенностей, рассмотрим, как изменялись в динамике показатели социально-экономического развития региона, уровень развития спортивной инфраструктуры, а также проанализировать структуру объемов финансирования физической культуры и спорта (ФКИС) на территории федерального округа за 2014-2016 гг.
Материал и методы
В статье используются данные Федеральной службы государственной статистики [7, 8], статистическая информация Министерства спорта РФ [9, 10]. Анализ проводится с помощью различных статистико-экономических методов - сбора данных, сравнительного анализа, статистического наблюдения, табличный метод, графический метод и др. [11].
Результаты и обсуждение
В экономическом развитии СЗФО большую роль играет транспортная составляющая и добыча полезных ископаемых. Уникальность географического положения СЗФО в том, что близость к странам Евросоюза и Европейским портам позволяет доставлять по международным транспортным коридорам большое количество международных грузов, давая выгодное преимущество СЗФО на мировом рынке транспортно-логистических услуг [12]. В то же время слабо развитая транспортная сеть в сельских территориях региона не дает развиваться лесозаготовительной промышленности. В силу труднодоступности северных территорий, затрудняется разработка арктических территорий, богатых минеральными ресурсами [13].
В СЗФО сохраняется высокий уровень зависимости внутреннего продовольственного рынка от внешних поставок, а реформы АПК последнего времени только усугубили состояние животноводческого комплекса региона [14]. СЗФО является перспективным регионом для развития туризма – Санкт-Петербург, Калининградская область и Карелия входят в десятку лучших для отдыха в рейтинге регионов России [15].
В связи с введением экономических санкций против Российской Федерации странами Запада, образовалась кризисная ситуация в российской экономике [16]. Введенные санкции отразились на международных проектах России, в том числе касающихся разработки арктического шельфа, а также на сотрудничестве в сфере международной торговли, что послужило стимулом к ускоренному развитию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и усилению международных связей с дружественными государствами [17].
Спортивная инфраструктура в СЗФО развита крайне неравномерно - более 40% спортивных сооружений сосредоточено в Санкт-Петербурге и Ленинградской области [18], а в Ненецком АО находится менее 1% спортивных сооружений. Поэтому для этого округа также являются актуальными проблемы малозаселенных округов [19, 20]. С Санкт-Петербургом связан крупнейший коррупционный скандал в мире футбола – строительство стадиона «Зенит-Арена» («Санкт-Петербург- Арена») известно колоссальными затратами и затянувшимися сроками строительства [21, 22]. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [23] на развитие спортивной инфраструктуры в СЗФО было выделено 4,7 млрд. руб., но, как известно, вопросы финансирования ФКИС в федеральных округах России требуют дополнительного внимания, поскольку роль государства в поддержке развития спорта все еще занимает ключевое значение [24].
Рассмотрим, как изменялись основные социально-экономические показатели СЗФО в 2014-2016 гг.
Таблица 1 – Динамика основных социально-экономических показателей СЗФО 2014-2016 гг.
Показатели |
Годы |
Изменение (+,-) |
||
2014 |
2015 |
2016 |
||
Численность населения, тыс. чел. |
13843,6 |
13853,7 |
13899,3 |
55,7 |
Доля в структуре РФ, % |
9,5 |
9,5 |
9,5 |
0,0 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
32,9 |
37,6 |
41,0 |
8,1 |
В % от среднего по России уровня |
109,7 |
110,6 |
111,7 |
2,0 |
Стоимость основных фондов, млрд. руб. |
14412 |
16021 |
17400 |
2988,0 |
Доля в структуре РФ, % |
10,8 |
10,9 |
10,8 |
0,0 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
1198 |
1357 |
1439 |
241,0 |
Доля в структуре РФ, % |
9,0 |
10,0 |
9,9 |
0,9 |
Объем ВРП, млрд. руб. |
5259 |
5915 |
6790 |
1531,0 |
Доля в структуре РФ, % |
10,5 |
10,0 |
10,4 |
-0,1 |
ВРП на душу населения в СЗФО |
380 |
427 |
489 |
109,0 |
В % от среднего уровня по РФ |
111,4 |
106,2 |
110,4 |
-1,0 |
Источник: данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики РФ [7, 8]
В СЗФО отмечается рост основных социально-экономических показателей, несмотря на кризисные явления в экономике России на фоне санкций (таблица 1). Ряд показателей СЗФО (среднемесячная заработная плата и ВРП на душу населения) превышают среднероссийский уровень, что позволяет говорить о положительной динамике развития в регионе. В структуре экономики России доля СЗФО в динамике практически не изменяется. Рост заработных плат и инвестиционной привлекательности региона говорит о том, что, несмотря на спад в экономике, стратегическое значение СЗФО только возрастает.
Как уже отмечалось выше, в СЗФО присутствуют диспропорции в размещении спортивной инфраструктуры по регионам.
Таблица 2 – Обеспеченность спортивными сооружениями регионов СЗФО, 2016 г.
Регионы |
Площадь территории, кв. км. |
Кол-во спортивных сооружений |
Стадионы |
Плоскост- |
Залы |
Бассейны |
Республика Карелия |
181 |
1 595 |
4 |
632 |
394 |
33 |
Республика Коми |
417 |
2 285 |
7 |
853 |
578 |
39 |
Архангельская область |
413 |
2 310 |
10 |
1 002 |
642 |
49 |
Вологодская область |
145 |
1 925 |
11 |
829 |
639 |
49 |
Калининградская область |
15 |
1 976 |
6 |
1 076 |
469 |
44 |
Ленинградская область |
84 |
3 003 |
25 |
1 481 |
782 |
69 |
Мурманская область |
145 |
1 158 |
7 |
311 |
378 |
34 |
Новгородская область |
55 |
1 670 |
3 |
832 |
312 |
33 |
Псковская область |
55 |
1 164 |
9 |
537 |
353 |
14 |
Ненецкий АО |
177 |
95 |
0 |
35 |
50 |
1 |
г. Санкт-Петербург |
1,4 |
7 099 |
8 |
2 765 |
1 823 |
302 |
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [9]
Так, при том, что Санкт-Петербург занимает самую незначительную площадь территории, в нем сосредоточена почти 1/3 всех спортивных сооружений федерального округа (таблица 2). В Ленинградской области также наблюдается большое количество спортивных сооружений, а в Архангельской области, которая находится на 3 месте по количеству спортивных объектов в СЗФО втрое меньше объектов, чем в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что в СЗФО площади территорий регионов значительно дифференцированы, а количество спортивных сооружений в них не слишком разнится – у большинства находится в диапазоне 1,5-2,0 тысяч единиц. Неблагоприятные природно-климатические условия объясняют низкое количество стадионов в регионах, которое компенсируется большим количеством бассейнов. В целом, если рассматривать структуру спортивных сооружений, то она выглядит сбалансировано. Но если учесть территориальный фактор, то на лицо диспропорции в распределении объектов по территории СЗФО.
Оценим структуру финансирования ФКИС в регионах СЗФО суммарно за 2014-2016 гг.
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [9]
Рисунок 1 – Структура финансирования ФКИС в регионах СЗФО суммарно за 2014-2016 г., %
Более 42% средств финансирования ФКИС в СЗФО было направлено в Санкт-Петербург, что обусловлено его статусом северной столицы России, а также наибольшим в федеральном округе объемом вырабатываемого ВРП (Рисунок 1). Равное количество средств было получено Ленинградской областью и Республикой Коми. Несмотря на маленький объем занимаемой территории, Калининградская область получила на развитие ФКИС больше средств, чем Республика Карелия, Новгородская и Псковская области и всего на 1% меньше, чем Архангельская и Вологодская области. Такая ситуация может быть обусловлена необходимостью преображения Калининграда к Чемпионату мира по футболу – 2018, где строительство стадиона обернулось определенными проблемами, вплоть до обсуждения переноса матчей, запланированных в Калининграде в другие города.
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [9]
Рисунок 2 – Динамика изменения объемов финансирования ФКИС в расчете на 1 жителя в регионах СКФО в 2014-2016 г., руб.
Если рассматривать финансирование ФКИС в расчете на одного жителя, то лидером по показателю является Ненецкий АО, поскольку численность населения в регионе невысока (рисунок 2). На втором месте по финансированию ФКИС в расчете на одного жителя Республика Коми, на третьем Мурманская область [25], на четвертом – Санкт-Петербург. Хуже всего финансировалось развитие ФКИС, как ни странно, в Калининградской области, немного выше в Вологодской и Псковской областях.
Развитие массового спорта в регионах СЗФО с точки зрения вовлечения населения в систематические занятия спортом ниже, чем во всей России – доля населения, систематически занимающегося спортом в СЗФО, 29%, а это самый низкий показатель в России.
*Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [10]
Рисунок 3 – Структура финансирования оснащения ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в разрезе регионов СЗФО, %
На оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) в СЗФО было потрачено 1,4 млрд. руб. – это скорее мало, чем много, поскольку СЗФО находится ближе по объемам полученного финансирования к Дальневосточному, Северо-Кавказскому и Уральскому федеральным округам, получившим наименьшие объемы средств. В структуре распределения средств очевидно, что наибольшие объемы на оснащение ФОКов получила Калининградская область – единственный регион, где вместо увеличения доли населения, занимающегося спортом, наблюдается снижения до 10%, в то время, как в России средний уровень равен 31,7%. В Санкт-Петербурге был оснащен всего один ФОК, больше всего ФОКов было оснащено в Архангельской области. В целом структура распределения целевых средств на оснащение ФОКов в СЗФО не имеет больших перекосов в адрес отдельных регионов, распределение произошло практически равномерно.
Выводы
В ходе работы было установлено, что СЗФО обладает уникальным геополитическим положением, что обуславливает высокое развитие транспортной сети в регионе и ориентацию регионального бизнеса на обслуживание внешнеторговых связей. СЗФО обладает выходом в Арктику, где имеется большой потенциал для разработки месторождений нефти, является промежуточным пунктом транспортировки международных грузов на территорию России и обладает обширными лесными ресурсами. Развитие АПК и сельского хозяйства в регионе осложняется природно-климатическими условиями.
Основные социально-экономические показатели СЗФО имеют тенденцию к росту, но доля региона в экономике России не увеличивается. Уровень заработных плат и ВРП на душу населения в СЗФО выше, чем в среднем по России. Спортивная инфраструктура в регионе развита с перекосом в сторону Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В регионе отмечается низкое количество стадионов, что обусловлено суровыми природно-климатическими условиями и сложностями в эксплуатации и содержании открытых спортивных объектов. С другой стороны, в регионе отмечается достаточно большое количество бассейнов. С структуре финансирования ФКИС суммарно за три года наибольший объем средств пришелся на Санкт-Петербург – 42%. А в расчете на одного жителя лидирует Ненецкий АО. Хуже всего финансировалось развитие ФКИС, как ни странно, в Калининградской области, немного выше в Вологодской и Псковской областях. Также в развитии спорта СЗФО стоит отметить самый низкий показатель доли населения, систематически занимающегося спортом по России. При этом занижение среднего показателя по округу происходит за счет низкого показателя Калининградской области, где за период действия Федеральной целевой программы произошло снижение показателя до 10%. На оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием наибольший объем средств был получен Калининградской областью, наименьший – Санкт-Петербургом.
В целом в СЗФО благоприятная обстановка для развития социально-экономической сферы, и имеются перспективные направления для развития региона. Для уменьшения оттока населения из северных территорий следует вводить стимулирующие финансовые и социальные меры, развивать транспортную сеть в отдаленных и сельских территориях, поддерживать сельское хозяйство и повышать уровень инновационного развития региона.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления