INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Регулирования розничных цен на рынке лекарственных средств

Regulation of retail prices in the market of medicines



УДК 338.51

09.01.18 11:03
2241

Выходные сведения: Квачахия Л.Л. Регулирования розничных цен на рынке лекарственных средств // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №1 (34). URL: http://www.innov.ru/science/

Авторы:
Квачахия Л.Л. 1

1 кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармакологии ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация, Lekso82@yandex.ru

Authors:
Kvachaniya L.L. 1

1 candidate of science of pharmaceutical, associate professor of department «Pharmacology», «Kursk State Medical University», Kursk, Russian Federation, Lekso82@yandex.ru

Ключевые слова: лекарственное обеспечение, аптеки, дистрибьюторы, дифференцированное ценообразование

Keyword: drug supply, pharmacies, distributors, differential pricing

Аннотация: Основная цель социальной политики российского государства — последовательное повышение уровня и качества жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий, в том числе по обеспечению доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи. Здоровье граждан является одной из главных задач государства, которое выступает в качестве невозобновляемого ресурса. Одним из условий обеспечения доступности лекарственной помощи для населения является постоянное наличие в аптеках достаточного ресурса ЛС. Главный приоритет в работе аптек – это социальная направленность, забота о доступности лекарственной помощи для всех слоев населения. На фоне снижения прибыльности аптечного бизнеса в России на первый план выходит необходимость разработки и внедрения в деятельность аптек результативной системы ценообразования на реализуемые товары. На современном этапе развития фармацевтического рынка России для аптечных сетей актуальным является применение системы дифференцированного ценообразования на товарный ассортимент. Разработка и внедрение данной системы позволяет обеспечить высокую рентабельность бизнеса при сохранении гибкости ценовой политики аптечной сети. В ходе реализации данной модели возможно получать аналитическую информацию по изменению цен, осуществлять мониторинг и контроль за входящими ценами производителей и дистрибьюторов на аптечные товары, осуществлять декомпозицию и перегруппировку различной детализированной информации по ценам, контролировать доходность товаров по ценовым сегментам, категориям аптек, фармацевтическим группам товаров.

Annotation: The main goal of the social policy of the Russian state is a consistent increase in the level and quality of life of the population, adherence to basic social guarantees, including ensuring affordable and high-quality medical and medicinal care. The health of citizens is one of the main tasks of the state, which acts as a non-renewable resource. The main priority in the work of pharmacies is the social orientation, care of the availability of medicinal care for all segments of the population. One of the conditions for ensuring the availability of medicinal care for the population is the constant availability of sufficient drug resources in pharmacies. Against the backdrop of a decline in the profitability of the pharmacy business in Russia, the need to develop and introduce an effective pricing system for the sold goods into the pharmacies activity comes to the fore. At the present stage of development of the pharmaceutical market of Russia for pharmacy chains, the application of the system of differentiated pricing for the product range is topical. Development and implementation of this system allows to ensure high profitability of the business while maintaining the flexibility of the price policy of the pharmacy network. In the course of implementing this model, it is possible to obtain analytical information on price changes, monitor and control the incoming prices of producers and distributors for pharmacy products, carry out the decomposition and regrouping of various detailed information on prices, control the profitability of goods in price segments, pharmacy categories, pharmaceutical groups of goods

Регулирования розничных цен на рынке лекарственных средств

Введение

Коммерческий сектор на фармацевтическом рынке с каждым годом развивается всё интенсивнее, что приводит к интеграции и укрупнению фармацевтических производств [1, 2]. Современные проблемы взаимодействия между всеми участниками процесса обеспечения населения лекарственными средствами обусловлены сложной конкурентной средой, ключевые факторы которой необходимо учитывать в процессе решения задач поддержания качества товарного потока на всех этапах товародвижения, используя различные технологии для совершенствования логистических аспектов деятельности фармацевтических организаций.

Материалы и методы

В исследовании применяются методы организационно-экономического, структурно-логического, сравнительного и контент-анализов.

Основные результаты исследования

Государственный контроль и регулирование ценовой политики на лекарственные средства осуществляется для обеспечения доступности лекарств для населения, а также для минимизации расходов средств бюджета на социальное обеспечение фармацевтическими препаратами [3]. Для реализации данных направлений государство использует ряд инструментов регулирования и контроля: ограничение маржи производителя и канала распределения, установление максимальных цен или законодательное ограничение торговой наценки, а также возмещение пациентам суммы их затрат на лекарства через систему медицинского страхования.

В среднем по Российской Федерации одна аптечная организация обслуживает 2674 человека, в городах – 2279 человек, в сельской местности – 3069 человек. Поэтому переход лекарственного обеспечения с бесплатного распределения населению, относящегося к льготным категориям, к возмещению стоимости в соответствии с категорией болезни и статуса льгот требует особого внимания к этапу непосредственного взаимодействия пациента и аптеки [4, 5].

Для эффективного функционирования предприятиям розничного звена необходимо постоянно работать над расширением аптечного ассортимента и ценовой политикой. Осуществлять рентабельную закупку товара, а также разделение продукции на разные ценовые группы и по степени участия в валовом доходе и общем товарообороте позволяет ABC-анализ [6-9]. Так, товары, относящиеся к группе A, обеспечивают 80% продаж, в то время как товары группы C составляют около 60% всего ассортимента, однако приводят к получению около 5% прибыли. Поэтому аптеки должны максимально удовлетворять все возрастающие потребности населения в лекарственных средствах и других товарах аптечного ассортимента, от широты которого, а также цен на товары зависит имидж аптеки и отношение покупателей к ней.

Так как наибольшую долю на фармацевтическом рынке занимают не государственные, а именно коммерческие аптечные организации, то и основная цель таких учреждений - получение прибыли [10, 11]. Розничные цены на фармацевтические товары слагаются из оптовой цены, НДС, торговой надбавки или торговой скидки дистрибьюторов, торговой надбавки аптеки. Торговая надбавка (розничная наценка) аптеки устанавливается в процентах к фактическим ценам приобретения товаров, и ее размер должен покрывать все затраты экономического субъекта, суммы налогов с выручки, а также включать в себя определенный процент рентабельности.

Так как государство не принимает прямого участия в закупках аптечных организаций, то устраняется государственное распределение заказов на лекарственное обеспечение между оптовиками (дистрибьюторами) и иными участникам фармацевтического рынка. Данный аспект связан с использованием двухуровневой модели контроля цен на лекарственные средства в канале распределения, то есть деятельность оптовой и розничной торговли регулируется по единой методике [12-14]. Различение состоит только в том, что для производителя регистрируется максимальная оптовая отпускная цена препарата, а для аптечных пунктов устанавливается максимальная суммарная наценка, распределяемая между дистрибьютором и аптекой. Исходя из этого, каналам распределения предоставляется возможность самостоятельно строить систему взаимоотношений с дистрибьюторами и покупателями на основании единой информационной системы мониторинга и учета продаж. Однако существуют недостатки данной двухуровневой модели, выраженные в усложнении процедуры учета всех этапов процесса возмещения расходов на лекарственные средства, а также в виде необходимости перехода к более сложным, динамическим моделям определения объемов поставок. Аптеки, как и многие коммерческие организации, в основном оперируют заемными средствами или пользуются длительными отсрочками платежа, предоставляемыми дистрибьюторами, и фактически расплачиваются за поставленный им товар из средств, полученных от конечных потребителей, то есть берут товар под реализацию. Однако данный метод отмечен наиболее высокими рисками, поэтому дистрибьюторы прибегают к нему только при работе с проверенными аптечными организациями. Однако оптовики также пользуются отсрочкой платежа, поэтому доход производителя и канала распределения должен рассчитываться в натуральном выражении, а не в виде процента от оборота в денежном выражении.

Существенным недостатком двухуровневой модели контроля цен на лекарственные средства в канале распределения является то, что у дистрибьюторов и аптек появляется стимул к исключению из своего ассортимента дешевых препаратов. Данная тенденция связана с минимальной или отрицательной прибылью в расчете на единицу товара, что в основном связано с логистическими расходами, так как указанный вид затрат дистрибьютора и аптеки на обработку одной упаковки приблизительно сопоставим в виду одинаковых размеров упаковок фармацевтических препаратов и не зависит от цены лекарства [15]. Для недорогих препаратов, относящихся к категории «C», эти затраты могут превышать допустимый уровень наценки, что приводит к отсутствию заинтересованности в организации сбыта таких лекарств. Однако данная доля лекарственных средств важна для небогатых слоев населения, а такое поведение участников каналов распределения приводит к дальнейшему ухудшению уровня лекарственного обеспечения и качества жизни этой категории потребителей. Поэтому аптечные сети должны быть ориентированы на сохранение и повышение качества лекарственного обеспечения всех категорий граждан, в том числе малообеспеченных граждан [16,17]. Особенно трудная ситуация сложилась в сельской местности из-за территориальной удаленности от центра, а также низкого уровня доходов у населения. Для регулирования данного положения государство приняло ФЗ №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», разрешающий розничную торговлю лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерский пунктах, амбулаториях, центрах общей врачебной практики.

Из-за большого количества имеющийся недостатков двухуровневой модели остро встает вопрос упрощения процедуры заказа и уменьшения времени выбора минимальной цены. Преодолеть данные отрицательные моменты можно с помощью перехода к дифференцированному подходу формирования заказа на основе структурирования ассортимента по влиянию отдельных наименований на товарооборот, а также дифференцированному возмещению средств пациентам [18].

В программу возмещения целесообразны для включения только рецептурные препараты, в соответствии с установленным Перечнем лекарственных препаратов. При реализации дифференцированной модели возмещения необходимо введение различных типов рецептов для различных типов болезней, поскольку уровень возмещения препарата попадает в зависимость от типа заболевания. В данной модели определение объема возмещения стоимости лекарственного средства базируется на двух факторах: тип льготной категории и наличие заболевания определенной категории [19, 20]. Существенным отличием от предыдущей системы является факт добавления к льготным категориям граждан особые слои населения, а именно пенсионеры, дети до 18 лет, беременные женщины, зарегистрированные безработные, домохозяйки, то есть часть неработающего населения, имеющие низкий материальный доход или его полное отсутствие.

Для возмещения стоимости лекарственных средств в данной модели в аптеке необходимо создать единую информационную систему, в которой будут включены все аптеки, входящие в систему возмещения расходов на лекарственные средства, оптовые и логистические компании, финансовые операторы системы, а также медицинские организации, производящие выписку препаратов. Данное требование позволит оптимизировать процесс мониторинга потребностей, контроля над процедурами выписки и продажи лекарственных средств, а также быть основой для оперативного проведения возмещения стоимости лекарственных средств. Однако сложность ведения данного учета, а также переход к более сложным моделям определения объемов поставок является негативным моментов в данной системе [21].

Заключение

Особенностью российского фармацевтического рынка заключается в том, что наибольшая доля аптечных пунктов являются коммерческими организациями. Поддержка различных социальных слоев населения с помощью ценовой политики не является задачей данных учреждений, целью которых является получение максимальной прибыли. Поэтому государство, используя двухуровневую модель (дистрибьюторы - аптеки), старается обеспечить лекарственными средствами все категории граждан, однако добиться в полной мере этого, а также полностью контролировать и регулировать отношения на фармацевтическом рынке не смогло. Для противодействию влиянию негативных явлений и факторов необходим переход к дифференцированной модели возмещения затрат, что позволит развивать социальную политику государству, а аптечным пунктам и дистрибьюторам вести мониторинг потребностей, а также быстро возмещать расходы в том числе и логистические, что позволит увеличить их деловую активность.



Библиографический список


1. Ковалев В.А. Обеспечение населения РФ предметами медицинского назначения и лекарственными средствами // Вестник Медицинского стоматологического института. 2014. № 1. С. 18-20.
2. Гребенкина А. Аптека и ее партнеры // Российские аптеки. 2003. №5. С. 20-24.
3. Бельских И.Е., Явир А.А. Особенности конкуренции брендов лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 5. С. 5-8.
4. Смерека В.Ю., Ермолаева Е.В. Уровень и качество жизни в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1559.
5. Якунина А.В. К вопросу о государственном регулировании цен // Наука и общество. 2014. № 3 (18). С. 19-26.
6. Голубков Е.П. АBC- и XYZ-анализ: проведение и оценка результативности // Маркетинг в России и за рубежом. 2015. № 3.
7. Михайлова В.Н., Кирщина И.А. Фармацевтическая организация в системе государственного контроля: актуальность, проблемы, пути решения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 515.
8. Сура М.В. Ценовое регулирование на лекарственные препараты в Российской Федерации: текущая ситуация и возможные пути реформирования // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2015. № 1-2. С. 20-27.
9. Резвых Ю.А., Ковальская Г.Н. Современные подходы к совершенствованию системы обеспечения и контроля качества лекарственных средств на региональном уровне // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2013. Т. 121. № 6. С. 104-106.
10. Бузукова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа // Управление продажами. 2016. № 3.
11. Леонов Ю. Ценообразование в сфере услуг //Аудит и налогообложение. 2016. № 9. С. 23– 28.
12. Петрухина И.К., Куркин В.А. Анализ реализации программ лекарственного обеспечения региональных льготополучателей // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. Т. 134. № 3. С. 81-84.
13. Яковлева Д.Н., Битерякова А.М. Некоторые аспекты анализа аптечного ассортимента в сетевых аптеках // Экономический вестник фармации. 2015. № 1. С. 23–27
14. Бойко В.Н., Лисовский П.А. Особенности конкуренции на российском фармацевтическом рынке // Новая аптека. Эффективное управление. 2013. № 11. С. 61-64.
15. Гребенкина А. Аптека и ее партнеры // Российские аптеки. 2015. №5. С. 20-24.
16. Тюренков И.Н. Риск снижения доходности аптек при ценовых маневрах // Фармация. 2014. №3. С. 27-29.
17. Бушина Н.С., Зюкин Д.А. Методический подход к оценке конкурентоспособности подразделений аптечной сети // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №12-6. С. 1091-1095.
18. Тюренков И.Н. Использование оборотных средств при формировании товарных запасов // Новая аптека. 2017. № 9. С. 35-39.
19. Тюренков И.Н. Эффективность использования финансовых ресурсов аптечным предприятием (практические аспекты) // Новая аптека 2016. № 1. С. 26-37.
20. Широкова И. Аптека и дистрибьютор. Новые грани партнерства // Российские аптеки. 2014. № 3. С. 18-19.
21. Афанасьева Т.Г. Разработка методических основ управления бизнес-процессами в аптечном сегменте фармацевтического рынка. Москва. 2014. 47 с.



References


1. Kovalev V.A. Obespechenie naseleniya RF predmetami medicinskogo naznacheniya i lekarstvennymi sredstvami. Vestnik Medicinskogo stomatologicheskogo instituta. 2014. No 1. Pp. 18-20.
2. Grebenkina A. Apteka i ee partner. Rossijskie apteki. 2003. No 5. Pp. 20-24.
3. Bel'skih I.E., YAvir A.A. Osobennosti konkurencii brendov lekarstvennyh sredstv na rossijskom farmacevticheskom rynke. Nauchnoe obozrenie. EHkonomicheskie nauki. 2016. No 5. Pp. 5-8.
4. Smereka V.YU., Ermolaeva E.V. Uroven' i kachestvo zhizni v sovremennoj Rossii. Byulleten' medicinskih internet-konferencij. 2015. T. 5. No 12. Pp. 1559.
5. YAkunina A.V. K voprosu o gosudarstvennom regulirovanii cen. Nauka i obshchestvo. 2014. No 3 (18). Pp. 19-26.
6. Buzukova E.A. Analiz assortimenta i stabil'nosti prodazh s ispol'zovaniem ABC-analiza i XYZ-analiza. Upravlenie prodazhami. 2016. No 3.
7. Mihajlova V.N., Kirshchina I.A. Farmacevticheskaya organizaciya v sisteme gosudarstvennogo kontrolya: aktual'nost', problemy, puti resheniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. No 2-2. Pp. 515.
8. Sura M.V. Cenovoe regulirovanie na lekarstvennye preparaty v Rossijskoj Federacii: tekushchaya situaciya i vozmozhnye puti reformirovaniya. Problemy standartizacii v zdravoohranenii. 2015. No 1-2. Pp. 20-27.
9. Rezvyh YU.A., Koval'skaya G.N. Sovremennye podhody k sovershenstvovaniyu sistemy obespecheniya i kontrolya kachestva lekarstvennyh sredstv na regional'nom urovne. Sibirskij medicinskij zhurnal (Irkutsk). 2013. T. 121. No 6. Pp. 104-106.
10. Golubkov E.P. ABC- i XYZ-analiz: provedenie i ocenka rezul'tativnosti. Marketing v Rossii i za rubezhom. 2015. No 3.
11. Leonov YU. Cenoobrazovanie v sfere uslug. Audit i nalogooblozhenie. 2016. No 9. Pp. 23– 28.
12. Petruhina I.K., Kurkin V.A. Analiz realizacii programm lekarstvennogo obespecheniya regional'nyh l'gotopoluchatelej. Sibirskij medicinskij zhurnal (Irkutsk). 2015. T. 134. No 3. Pp. 81-84.
13. Yakovleva D.N., Biteryakova A.M. Nekotorye aspekty analiza aptechnogo assortimenta v setevyh aptekah. Ekonomicheskij vestnik farmacii. 2015. No 1. Pp. 23–27
14. Bojko V.N., Lisovskij P.A. Osobennosti konkurencii na rossijskom farmacevticheskom rynke. Novaya apteka. EHffektivnoe upravlenie. 2013. No 11. – Pp. 61-64.
15. Grebenkina A. Apteka i ee partner.Rossijskie apteki. 2015. — No5. — Pp. 20—24.
16. Tyurenkov I.N. Risk snizheniya dohodnosti aptek pri cenovyh manevrah. Farmaciya. 2014. No3. Pp. 27-29.
17. Bushina N.S., Zyukin D.A. Metodicheskiy podhod k otsenke konkurentosposobnosti podrazdeleniy aptechnoy seti. Mezhdunarodnyiy zhurnal prikladnyih i fundamentalnyih issledovaniy. 2015. No 12-6. Pp. 1091-1095.
18. Tyurenkov I.N. Ispol'zovanie oborotnyh sredstv pri formirovanii tovarnyh zapasov. Novaya apteka. 2017. No 9. Pp. 35-39.
19. Tyurenkov I.N. EHffektivnost' ispol'zovaniya finansovyh resursov aptechnym predpriyatiem (prakticheskie aspekty). Novaya apteka. 2016. No 1. Pp. 26-37.
20. SHirokova I. Apteka i distrib'yutor. Novye grani partnerstva. Rossijskie apteki. 2014. No 3. Pp. 18-19.
21. Afanas'eva T.G. Razrabotka metodicheskih osnov upravleniya biznes-processami v aptechnom segmente farmacevticheskogo rynka. Moskva.2014. 47 p.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления