Наше государство достаточно давно ставит задачу перехода от сырьевой экономики к экономике знаний. Практически все регионы России провозгласили инновационный путь развития, однако суровая статистика показывает, что инновационных проектов по-прежнему мало, а инновационный бизнес не развивается.
Даже в Москве в период с 1996 по 2004 гг. число малых предприятий (МП) по отрасли «Наука и научное обслуживание» сократилось в 2,5 раза, а годовое количество вновь созданных малых предприятий данной отрасли за этот же период сократилось с 2468 до 609, т.е. в четыре раза. В других субъектах РФ дела обстоят не лучше. Это и понятно, так как легче всего для предпринимателя получить быструю отдачу в розничной торговле, общественном питании и т.п. А вот инновационный бизнес, основанный на создании новых товаров на базе новых знаний, характеризуется длительным циклом, значительными инвестициями и высокими рисками [1, 2]. Эти проблемы наиболее ярко проявляются именно в малых инновационных компаниях. Это венчурный, т.е. рискованный бизнес.
По рейтингу Мирового банка по степени простоты создания нового малого предприятия Россия находится на 50-м месте в мире, тогда как США – на первом. Среднегодовые темпы прироста численности малых предприятий в РФ не превышают 3 %, хотя в 2007 г. этот показатель значительно вырос. Доля «выживших» к началу 2004 г. малых предприятий, зарегистрированных в 1997 г., не превышает 17%, что в целом соответствует среднемировым показателям [3].
Безусловным положительным фактором является принятие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившего в силу первого января 2008 г. В этом законе введены новые критерии отнесения предприятий к категории малых или средних, впервые введено понятие микропредприятия. Определены направления развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, формы и способы государственной поддержки, в том числе, консультационной, информационной, финансовой и имущественной. В отдельную статью впервые выделена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, а также малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность [4, 5].
Тем не менее решения государства в части поддержки малого инновационного бизнеса страдают половинчатостью. С одной стороны, предусматриваются некоторые льготы и меры поддержки, а с другой – прослеживается желание собрать налоги в полном объеме. Думается, что доходы бюджетов разных уровней от налогообложения малых инновационных компаний весьма невелики и сопоставимы с объемом субсидий, выдаваемых безвозвратно субъектам малого инновационного бизнеса через фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (программы СТАРТ, ПУСК, УМНИК и др.) [6]. Поэтому представляется, что государство могло бы быть более последовательным в поддержке инновационной сферы, как это было, например, на заре малого бизнеса в 90-е годы прошлого века.
По итогам 2006 г. среднесписочная численность работающих в МП в 2006 г. составила 8,6 млн чел. или 17,7 % всех работающих, оборот МП за год вырос на 15%, инвестиций в основной капитал – на 30,5%.
Регионы РФ по итогам 2006 г. разделились на 12 типов в соответствии с динамикой малого предпринимательства, например, Татарстан, Самарская обл. и ряд других регионов отнесены к первому типу, так как у них динамика положительна по всем параметрам, а Нижегородская область отнесена к третьему типу из-за снижения оборота МП. По Нижегородской области за год число МП выросло до 22 000 или на 7,5%, среднесписочная численность – на 3,3 %, инвестиции в основной капитал – на 28,1%, тогда как оборот упал на 12,1%. В структуре нижегородского малого бизнеса около 64% составляют торговля, аренда, операции с недвижимостью и т.п., по 12,5% – строительство и обрабатывающие производства, 4,1% – транспорт, 2% – бизнес в социальной сфере, 1,5% – сельское хозяйство, а наука и инновации не упомянуты вовсе.
Основные параметры малого бизнеса в Нижегородской области поитогам 2006 г. приведены в таблице.
Таблица
Параметр |
Абсолютное значение по Нижегородской области |
Абсолютное значение по России |
Место Нижегородской области в РФ |
Число МП на 100 тыс. жителей |
647,3 |
719,9 |
21 |
Доля занятых на МП, % |
21,8 |
17,8 |
4 |
Оборот МП, млн руб. |
361 |
12099 |
4 |
Изменение оборота МП, % к 2005 г. |
87,9 |
115,0 |
87 |
Инвестиции в основной капитал, % к 2005 г. |
128,1 |
130,5 |
5 |
Развитие малого инновационного бизнеса принципиально важно для российской экономики, поскольку мировой опыт показывает, что именно в новых малых фирмах чаще всего коммерциализируются прорывные научные идеи, принципиально новые продукты, многие из которых в последующем покупаются крупными компаниями. Аналитики сходятся во мнении, что малый инновационный бизнес нуждается в особенной, усиленной поддержке: финансовой, нормативно-правовой, налоговой, кадровой, информационной и др [7].
Опросы малых инновационных фирм показали, что самыми существенными помехами являются бюрократические процедуры (отметили до 40% опрошенных), взятки (более 35%), несовершенное законодательство (30%), налоги (25%), криминальные структуры (20%), финансовые проблемы (20%). Упоминаются также недобросовестная конкуренция, частые проверки, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие помещений и другие проблемы.
В этой связи можно отметить следующие актуальные меры поддержки малого инновационного бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне [8]:
снятие административных барьеров, введение принципа «одного окна», совершенствование законодательства, упрощение отчетности;
развитие финансовой поддержки как в форме субсидий, так и привлечения инвестиций в инновационную сферу реального сектора экономики. Развитие системы государственных гарантий для инвесторов;
развитие венчурного бизнеса;
развитие международных связей и внешнеэкономической деятельности;
развитие и улучшение деятельности инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства;
поддержка образовательных проектов по подготовке и переподготовке специалистов для инновационного предпринимательства и др.
Только последовательное развитие мер поддержки малого инновационного бизнеса сможет по-настоящему перевести экономику России на инновационные рельсы.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления