Современный менеджмент основывается на использовании различных подходов и средств управления. По критерию эффективности решения сложных задач хорошо себя зарекомендовал системный анализ с использованием компьютерных технологий сбора, передачи, обработки и хранения информации. Содержание менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в организации [1].
Особое внимание следует уделять таким задачам менеджмента, состав и содержание которых в минимальной степени зависят от специфики деятельности (масштабов, отраслевой принадлежности, назначения и т.п.). Многообразие организаций, их сложность и разнообразие условий функционирования чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации процессов менеджмента или регламентации состава его функций.
Систематизация управленческих функций необходима любой организации [2]. Это позволяет произвести дифференциацию задач управления, закрепить их за отдельными исполнителями и при этом не потерять организационную целостность.
Классическое представление менеджмента как науки выделяет четыре относительно обособленных, однородных направления управленческой деятельности, т.е. четыре основных функции, составляющие процесс менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль [3, 4].
Планирование (включая прогнозирование) предполагает то, что подготовка к будущему должна быть в максимальной степени на это будущее ориентировано.
Организация – это обеспечение бизнес-процесса всем необходимым для функционирования.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Контроль – проверка и надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.
Организационные процессы в разных фирмах специфичны и разнятся в зависимости от типа, размеров и уровня зрелости организации. Операции в рамках каждого процесса должны определяться и соответствовать отличительным особенностям именно этой организации.
Следует обеспечивать проактивный менеджмент всех процессов, включая процессы, переданные сторонним исполнителям, чтобы сделать их результативными и эффективными для достижения поставленных целей. Этому может способствовать принятие «процессного подхода».
Процессы и их взаимосвязи следует пересматривать на регулярной основе и принимать соответствующие меры по их совершенствованию.
В настоящее время для объекта исследования приоритетной задачей является совершенствование операций контроля за исполнением задач и поручений. В устной или письменной форме руководитель выдает в день до 50 различных заданий — от разработки маркетинговой стратегии до закупки канцелярских скрепок. Но поставить задачу — это только полдела, важно проконтролировать, чтобы она была выполнена в срок.
Проблема усугубляется относительно низкой исполнительской дисциплиной персонала. Существующая система контроля за исполнением работ имеет очевидные недостатки. Прежде всего, это рассредоточение функций по сбору и обработке информации о плановых и текущих работах между разными сотрудниками. Обработку входящих документов осуществляет табельщик-завхоз, им же регистрируются постановка на контроль, учет исполнения документов, информирование исполнителей о сроках. Данная деятельность регламентируется стандартом по делопроизводству. Экономист ведет учет работ по планам мероприятий, работ в соответствии с записями по качеству и др., а также со стандартами СМК. Такое разделение затрудняет получение совокупной информации по выполняемым работам, осложняет их планирование [5, 6].
К тому же отсутствуют формализованные процедуры, обеспечивающие получение информации и контроль за исполнением текущих работ, связанных с техническими вопросами в производстве. Такие работы не могут быть запланированы, требуют высокой оперативности решения, на начальном этапе, обычно, никак не оформлены документально. Организация сбора сведений для руководства подразделения с целью контроля за оперативным исполнением является насущной задачей и одним из направлений развития системы контроля.
Нельзя оставить без внимания во многом устаревшие методы работы сотрудников в части сбора, обработки и хранения информации. Весьма неэффективно используются средства вычислительной техники.
Совершенствование системы необходимо вести комплексно в нескольких направлениях. При этом не стоит недооценивать возможное сопротивление и трудности при внедрении. Особенно таковые возможны при внедрении изменений на уровне всего предприятия, в частности, если будут затронуты стандарты предприятия. Поэтому при проектировании нельзя не учитывать имеющиеся «законы игры» и предусмотреть вариант проекта с минимальными изменениями стандартов.
Реализация организационных изменений невозможна без предварительной оценки текущего состояния бизнеса. SWOT-анализ организации в целом, а также более подробный SWOT-анализ потенциала менеджмента компании позволили выделить основные сильные стороны и возможности организации, проанализировать сложившиеся в настоящее время угрозы и слабые стороны. В результате была подтверждена актуальность выбранной темы и ее соответствие стратегии и организационным целям [7, 8].
Анализ существующей системы контроля был проведен с применением статистических методов оценки с выведением числовых показателей качества её функционирования. Был проведен расчет этого показателя за прошедший период и получена количественная оценка процесса функционирования исследуемой системы. В результате анализа выявлены соответствующие недостатки, и дальнейшая работа была сфокусирована на их устранении. Это:
· физическое перемещение документов и, как следствие, высокая трудоемкость процедур;
· раздробленность информации по работам;
· неэффективное планирование сложных трудоемких задач;
· процедуры по сбору информации о работах и контролю их исполнения не регламентированы.
В рамках эскизного проекта была сформулирована концепция предлагаемых изменений и предложено три базовых варианта совершенствования системы:
· совершенствование бумажного делопроизводства с расширением функциональности;
· автоматизация процессов сбора, обработки и контроля средствами ЭВМ с разработкой собственного и приобретением коммерческого ПО.
Дальнейший сравнительный анализ позволил выделить окончательный вариант развития системы. Им стало решение по автоматизация процессов сбора, обработки и контроля средствами ЭВМ с приобретением коммерческого ПО. В результате предложены конкретные технические решения, сформирован пакет необходимых документов и составлен план внедрения изменений.
Процесс контроля, являясь частью управленческой деятельности, неразрывно связан с ее остальными аспектами. В рамках данного проекта кроме решения основных задач совершенствования системы контроля решался ряд смежных. Например, для оценки качества функционирования системы контроля разработана методика оценки и сформулированы качественные показатели. При реализации проекта будет осуществлен автоматизированный сбор данных для расчета указанных показателей, что позволит их вычислять ежемесячно. Данные показатели и методика могут быть использованы как элемент системы мотивации при постановке в зависимость от них премиальной части заработной платы сотрудников. Кроме того, эти данные можно использовать для анализа и совершенствования качества процессов деятельности отдела с применением статистических методов. Примененные компьютерные средства автоматизации предоставляют удобные инструменты для планирования, что тоже напрямую влияет на качество управления [8].
Абсолютное большинство выявленных при анализе недостатков должно быть устранено при реализации проекта. Совокупная трудоемкость действий персонала, в том числе управленческого, в рамках процесса контроля будет значительно снижена, при этом будут расширены возможности сотрудников за счет инструментария, предоставленного примененной электронной системой оперативного управления [9, 10].
Были произведены расчеты себестоимости процессов функционирования системы в базовом и измененном вариантах и определен срок окупаемости инвестиций [11]. Проект экономически целесообразен.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления