Сегодня отечественные специалисты говорят о необходимости построения экономики инновационного типа, основанной на знаниях [1]. Одним из базовых элементов этой экономики является научное творчество, как самый ценный ресурс, рождающий новые знания. Основными мотивами научного творчества являются развитие интеллектуального потенциала [2, 3] и повышение благосостояния отдельного гражданина и общества в целом.
Базой для развития научного творчества служат фундаментальные технические и экономические знания, получаемые в ВУЗе. Одной из специализированных учебных дисциплин для студентов специальности «Управление инновациями» в НГТУ ФЭМИ является «Управление инновационными проектами» [4, 5]. В процессе изучения данной дисциплины студенты приобретают навыки проектной деятельности по разработке концепции инновационного проекта, его планированию, управлению стоимостью, временем, качеством и рисками проекта. Кроме того, студенты учатся работать в проектной команде, эффективно управлять изменениями путем выработки упреждающих и корректирующих воздействий, а также воспитывают чувство ответственности за достижение проектных целей.
В арсенале теории «Управления инновационными проектами» существует огромное число инструментов для развития творческого потенциала студентов. Например, матрицы STEP-и SWOT-анализа [6], матрица ответственности и матрица ресурсов, диаграмма Гантта и сетевой график, структурная декомпозиция работ и дерево целей. Студенты применяют их при написании научно-исследовательской работы и курсового проекта по данной дисциплине.
На практических занятиях наибольший интерес у студентов вызывает такой активный метод обучения, как «анализ конкретной ситуации». Приведем следующий пример использования данного метода для реализации творческого подхода к принятию проектных решений путем построения «дерева решений» [7].
Руководство управляющей компании решает, создавать ли для выпуска новой продукции крупное производство (вариант а1), малое предприятие (вариант а2) или продать патент другой организации (вариант а3). Размер дохода зависит от благоприятного или неблагоприятного состояния рынка (табл. 1). Вероятность рыночных состояний составляет 0,5 соответственно.
Таблица 1
Вариант решения |
Доход при благоприятном состоянии рынка, тыс. руб. |
Доход при неблагоприятном состоянии рынка, тыс. руб. |
а1 |
2000 |
- 1200 |
а2 |
1200 |
- 200 |
а3 |
200 |
200 |
При этом руководство решает заказывать или нет маркетинговое исследование рынка консалтинговой фирме, если эта услуга обойдется компании в 100 тыс. руб. Возможности консалтинговой фирмы в виде условных вероятностей благоприятности и неблагоприятности рынка сбыта новой продукции представлены в табл. 2.
Таблица 2
Прогноз фирмы |
Благоприятный |
Неблагоприятный |
Благоприятный |
0,75 |
0,25 |
Неблагоприятный |
0,30 |
0,70 |
Предположим, что в результате проведенного маркетингового исследования рынка данного товара консалтинговая фирма утверждает, что ситуация будет благоприятной с вероятностью 0,6 и неблагоприятной с вероятностью 0,4.
Предлагается построить дерево решений, где развитие событий происходит от корня дерева к исходам, а расчет ожидаемого дохода выполняется от конечных состояний к начальным. Проанализировать альтернативные варианты реализации проекта, принять решения в отношении проведения маркетингового исследования и масштаба производства новой продукции.
Результаты анализа в пользу проведения маркетингового исследования. В случае благоприятного состояния рынка нужно открывать крупное производство, в противном случае – организовать малое предприятие.
Ученые утверждают, что XXI век станет «золотым» веком в управлении инновационными проектами [8, 9]. Поэтому значительно возрастает роль менеджеров проектов, несущих глобальные изменения в экономике, политике и обществе.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления