INNOV.RU | технологии Blockchain в экономике; ICO
Иннов: электронный научный журнал
 

Влияние инновационного потенциала на повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения

The influence of the innovative capacity over the increasing of competitive capacity of the university



УДК 339.9

19.06.18 6:51
628

Выходные сведения: Скляр Е.С. Влияние инновационного потенциала на повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/vliyanie-innovatsionnogo-potentsial/

Авторы:
Скляр Е.С.
к. филол. н., преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи» ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России», Курск, Россия (305041, г. Курск, ул. КарлаМаркса 3), e-mail: elsklyar@gmail.com

Authors:
Sklyar E.S.
candidate of philological sciences, academic of the «Russian Language and Speech Culture» department of Kursk state medical university (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street 3, e-mail:elsklyar@gmail.com)

Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационный потенциал, инновационный ресурс, высшее образовательное учреждение, показатели оценки инновационного потенциала

Keyword: competitive capacity, innovative capacity, innovative resource, higher educational establishment, innovative capacity

Аннотация: В современных экономических условиях высшие учебные заведения осуществляют экспериментальную и инновационную деятельность, направленную на модернизацию системы образовательного учреждения, разработку новых образовательных программ, учитывающих новейшие информационно-компьютерные технологии, и реализацию инновационных проектов, которые обеспечивают подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Позиция университета на рынке образовательных услуг определяется ценами на оказываемые образовательные услуги, имиджем университета, однако ведущую роль играет инновационный потенциал, непосредственно влияющий на конкурентоспособность вуза. Инновационный потенциал образовательного учреждения представляет собой ресурсы, необходимые и достаточные для внедрения нововведений, которые способствуют повышению качества образования. В данной статье рассматривается инновационная деятельность как важнейшая тенденция развития высшей школы России, проводится теоретический анализ проблемы инновационного потенциала высшего образовательного учреждения, осуществляется тематический анализ публикационной активности по проблеме исследования в информационной системе Cyberleninka. Автором освещаются основные принципы формирования и эффективного использования инновационного потенциала. Особое внимание уделяется оценочным показателям инновационного потенциала высшей школы, к которым принадлежат показатели кадрового, образовательного и научно-инновационного потенциала, инфраструктурный и имиджевый потенциал. Изучение качественных и количественных показателей инновационного потенциала учреждения высшего профессионального образования позволяет не только оценить эффективность деятельности вуза на современном этапе его функционирования, но и спрогнозировать перспективы его дальнейшего развития.

Annotation: In modern economic conditions higher educational establishments engage in experimental and innovative activity focused on the modernization of educational institution system, on the development of new educational programs with due regard to the newest informative computer technologies and on the executing of innovative projects providing the training of specialists with higher professional education. The university position at the market of educational services is defined by the prices for offered educational services, by the university reputation, but the main role belongs to the innovative capacity directly impacting the competitive capacity. The educational institution innovative capacity is the resources needed and sufficient for innovations introduction, favouring the improvement of education quality. The article shows the innovative activity as an important tendency of development of higher education in Russia, presents the theoretical analysis of the problem of university innovative capacity, shows the thematic analysis of publication activities in regards to problems of studying in the informational system Cyberleninka. The author highlights the main principals of creating and effective use of innovative capacity. Special attention is paid to such estimation indicators of higher education innovative capacity as indicators of workforce, educational and scientific innovative capacities, infrastructural and reputation potential. The studying of quality and quantity indicators of innovative capacity not only gives a sense of the efficiency of the university activity but also predicts the prospects of its future development.

Влияние инновационного потенциала на повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения

Введение

Высшие учебные заведения занимаются подготовкой специалистов с высшим профессиональным образованием, которые способны обеспечить воспроизводство интеллектуального потенциала страны, внедрение инноваций во всех секторах экономики, что требует не только развития научных исследований, но и использования их результатов непосредственно в учебном процессе [1]. Для модернизации и развития системы образования университеты осуществляют экспериментальную и инновационную деятельность. Экспериментальная деятельность заключается в разработке, апробации и внедрении новых образовательных технологий, образовательных ресурсов, а инновационная – в совершенствовании научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения системы образования (в форме реализации инновационных проектов и программ)[2]. Разработка инноваций и их внедрение на сегодняшний день является основой конкурентоспособности и развития вуза [3].

Материалы и методы

В последние годы исследованию инновационного потенциала и изучению закономерностей его формирования в литературе уделяется достаточно большое внимание. Связь инновационной деятельности с процессом управления образованием освещается в трудах Степановой И.П. [4], Исмагиловой Г.В., Щемеровой О.Г., Кельчевской Н.Р. [5], Михалко Е.Р. [6]. Изучению влияния инноваций на конкурентоспособность посвящены труды Калашниковой Е.А. [3], Баширова Э.К. [7], Громовой Н.В. [8], Самойлова В.А [9], Чарыковой М.А. [10], Матюшкиной М.Д. [11], Якунина В.И. [12], а также Воронова Д.С. и Криворотова В.В. [13]. Пименов С.В., Панова С.А., Осипов М.А. [14] Ильина Н.Ф. [15], Сычев А.А., Сергеева К.Н., Савостицкий А.С. [16] акцентируют свое внимание на развитии инновационного потенциала образовательного учреждения и управление интеллектуальными ресурсами.

Целью проведенного исследования явилось изучение теоретических основ инновационного потенциала как основного фактора повышения конкурентоспособности вуза. Методологическую базу составили методы сравнения, изучения источников, анализа и синтеза.

Результаты и обсуждения

В настоящее время инновационный характер деятельностивысшего учебного заведения, ориентация на постоянное внедрение самых актуальных и востребованных рынком тенденций является основным фактором конкурентоспособности. Технологические инновации в обучении содействуют повышению эффективности не только педагогической деятельности, но и качества образования, приводя к прямому снижению себестоимости оказываемых вузом услуг.

Среди факторов, побуждающих вуз к инновационной деятельности, выделяют внешние и внутренние. К внешним относятся изменение конкуренции на рынке образовательных услуг, изменение запросов потребителей, влияние заинтересованных лиц и организаций (собственники, учредители, партнеры, спонсоры, ассоциации работодателей, министерства и т.д.). Внутренние факторы включают изменение запросов профессорско-преподавательского состава и других сотрудников вуза, стремление к достижению максимальной эффективности деятельности организации и к оптимальному качеству деятельности (соответствие миссии), реализация потребности организации в собственной индивидуальности [7].

Положение вуза на рынке образовательных услуг определяется ценой образовательных услуг, имиджем вуза и инновационным потенциалом. Последний фактор непосредственно влияет на конкурентоспособность вуза. Под инновационным потенциалом понимается системная совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных инновационных ресурсов сектора высшей школы, необходимых в процессе осуществления инновационной деятельности с учетом их ограниченного характера и возможного (положительного или отрицательного) влияния на конечный результат деятельности, а также фактор реализации конкурентных преимуществ высшей школы, ее инвестиционно-инновационной привлекательности [18].

Инновационный потенциал организации представляет собой сложную нелинейную функцию потенциалов отдельных видов ресурсов и определяется в первую очередь наиболее сильной составляющей ресурсной базы инновационного процесса [6]. Следовательно, инновационный потенциал объединяет финансовый, интеллектуальный, научно-исследовательский, производственный, организационно-управленческий, информационный, маркетинговый потенциалы организации.

К инновационным ресурсам вуза относятся кадровый состав (профессорско-преподавательский состав, магистранты и аспиранты, принимающие участие в инновационной деятельности); соответствиеорганизационных структур и систем управления задачам развития инновационного процесса; реализация различных инновационных программ; научно-технический задел в виде незавершенных инновационных проектов; основные фонды, участвующие в инновационном процессе; финансовое обеспечение инновационной деятельности [18]. Универсальный характер инновационной деятельности в современном высшем учебном заведении затрагивает все направления его деятельности, в том числе и предпринимательскую.

Исследователи выделяют принципы формирования и эффективного использования инновационного потенциала вуза. К первой группе относятся системность, интеграция с учреждениями образования, науки, бизнес-сообществом, а также органами власти, нацеленная на решение стратегических задач развития инновационной среды и экономики, непрерывное развитие инновационного потенциала вуза и интернационализация образования. Во вторую группу входит компетентностный подход, направленность на разработку инноваций и подготовку специалистов высокой квалификации, использование инновационных образовательных технологий, функционирование специализированных структур, осуществляющих использование инновационного потенциала (в том числе развитие взаимодействияпри организации инновационной образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской деятельности). В процессе инновационной научно-исследовательской деятельности высшее учебное заведение должно ориентироваться на непрерывное совершенствование процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, увеличение количества разработок новых технологийи их передачу в производственный сектор экономики и в социальную сферу.

Для повышения эффективности инновационной деятельности высшее учебное заведение должно формировать инновационную инфраструктуру, которая обеспечивает проведение фундаментальных и прикладных исследований, их коммерциализацию, а также подготовку специалистов высокой квалификации. Необходимым условием подготовки специалистов высокой квалификации является разработка инновационных образовательных программ, учитывающих инновационныеобразовательные и новейшие информационно-компьютерные технологии; включение международной составляющей во все направления деятельности исследовательского вуза; применение организационных инноваций в системе управления вузом и его инновационной деятельностью [19].

Инновационный потенциал помогает рассчитать эффективность инновационной деятельности высшей школы и спрогнозировать ее дальнейшее развитие, поэтому особую важность приобретает оценка инновационного потенциала вуза [18]. Оценочные показатели могут быть разделены на абсолютные количественные показатели, которые измеряются в натуральных или денежных единицах, относительные количественные показатели, измеряемые в долях или процентах, и качественные показатели, требующие балльной экспертной оценки [20].

Е.А. Калашникова полагает, что инновационный потенциал высшего образовательного учреждения включает в себя три группы показателей, позволяющих оценить его влияние на уровень конкурентоспособности вуза. К ним относятся показатели кадрового потенциала, показатели образовательного потенциала и показатели научно-инновационного потенциала.

Кадровый потенциал вуза включает процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и учеными званиями (доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора наук, доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата наук), процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе, доля действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий России из штатных работников университета.  

Показатели образовательного потенциала вуза представлены числом укрупненных групп специальностей по реализуемым основным образовательным программам, числом отраслей науки по специальностям научных работников аспирантуры, количеством аспирантов, процентом аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры, а также докторские диссертации, защищенные работниками и докторами университета.

Показатели научно-инновационного потенциала вуза определяются числом отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования, объемом научных исследований и разработок из всех источников, долей внебюджетного финансирования в доходах университета от образовательной и научной деятельности, долей работающих в вузе, занятых в НИОКР, числом поданных заявок на получение патентов, подтверждающих исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, коэффициентом изобретательности или инновационной активности.

Оценивая инновационный потенциал университетов, Турсунходжаев М. и Хашимова Н. к перечисленным выше показателям также относят инфраструктурный потенциал, определяемый количеством объектов инновационной инфраструктуры и качеством их работы, а также имиджевый потенциал,      оцениваемый на основемнения университетского сообщества об образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза, мнения работодателей о выпускниках вуза и степени доверия бизнес-сообщества к результатам научных исследований и разработок образовательного учреждения [20].

Указанные группы показателей позволяют провести комплексную и объективную оценку инновационного потенциала как фактора конкурентоспособности вуза.

Выводы

Ориентация высшего учебного заведения на инновационную деятельность, определяемая внешними и внутренними факторами, способствует его модернизации и повышению качества образования. Объективная комплексная оценка инновационного потенциала университета позволяет оценить влияние инновационной политики на развитие высшего учебного заведения как участника рынка образовательных услуг и повышения конкурентоспособности образовательной организации. Оценка различных качественных и количественных показателей помогает руководству проанализировать эффективность деятельности учебного заведения, определить перспективы его дальнейшего развития.



Библиографический список


1. Сухарев О.С. Стратегия развития науки, образования и производства. – М.: Ленанд, 2014. – 144 с.
2. Сергеева К.Н. Формирование конкурентоспособной инновационной экосистемы университета: дис. … канд. экон. наук. – М., 2015. – 221 с.
3. Калашникова Е.А. Инновационный потенциал как фактор конкурентоспособности вуза // Вестник КрасГАУ. – 2011. – №6 – С. 200–204.
4. Степанова И.П. Инновационный менеджмент: курс лекций для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Менеджмент организации») / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2014. – 124 с.
5. Исмагилова, Г. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Г.В. Исмагилова, О.Г. Щемерова, Н.Р. Кельчевская. – Екатеринбург: УрФУ, 2012. – 175 с.
6. Михалко Е.Р. Инновационный потенциал в системе экономической безопасности: на примере потребительской кооперации Республики Беларусь: дис. … канд. экон. наук. – М., 2009. – 185 с.
7. Баширов Э.К. Оценка влияния инноваций на конкурентоспособность национальной экономики в мировом хозяйстве // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2010. – № 1. – С. 65–68.
8. Громова Н.В. Инновационные подходы к управлению системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для российского банковского сектора: Сб.: Система бизнеса. Вып.2. – М.: МФПА, 2006.
9. Балашов В.В. и др. Пути развития научно-инновационного потенциала высших учебных заведений: Монография / Под редакцией Балашова В.В. // ГУУ. –М.: ЗАО «Издательство «Экономическое образование», 2007. – 292 с.
10. Сычев А.А., Сергеева К.Н., Савостицкий А.С. Управление интеллектуальными ресурсами в организациях научно-образовательной сферы: Монография.– М.: ГУУ. – 90 с.
11. Самойлов В.А. Инновационное управление развитием образования в вузе: Сб. Система бизнеса. Вып. 2. – М.: МФПА, 2006.
12. Чарыкова М.А. Формирование модели вертикальной интеграции учебных заведений «колледж-вуз» как предпринимательская стратегия вуза: Сб.: Система бизнеса. Вып. 1. – М.: МФПА, 2005.
13. Матюшкина М.Д. Оценка инновационного потенциала образовательного учреждения // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2015. – № 8 (161). – С. 21–26.
14. Якунин В.И. Образование как фактор экономического развития: монография. – М.: Научный эксперт, 2008. – 104 с.
15. Воронов Д.С., Криворотов В.В. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. – 96 с.
16. Пименов С.В. Управление инновациями как бизнес-процесс / С.В. Пименов, С.А. Панова, М.А. Осипов // Экономические науки : науч. информ. журн. – 2010. – № 63. – С. 152–158.
17. Ильина Н.Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). – 2009. – Вып. 5 (83). – С. 53–56.
18. Владыка М.В. Инновационный потенциал вузов как фактор конкурентности экономического развития // Научные ведомости. – 2009. – № 7 (62). – С. 44–54.
19. Варламов В.Г. К вопросу о формировании инновационного потенциала исследовательского вуза. – Режим доступа: http://pskgu.ru/projects/pgu/storage/wt/wt13/wt13_35.pdf
20. Турсунходжаев М., Хашимова Н. Формирование и использование инновационного потенциала вуза. – Режим доступа: http://biznes-daily.uz/ru/birjaexpert/47853--formirovani-i-ispolzovani-innovatsionnogo-potntsiala-vuza


References


1. Suharev O.S. Strategiya razvitiya nauki, obrazovaniya i proizvodstva. – M.: Lenand, 2014. 144 p.
2. Sergeeva K.N. Formirovanie konkurentosposobnoj innovacionnoj ehkosistemy universiteta: dis. … kand. ehkon. nauk. M., 2015. 221 p.
3. Kalashnikova E.A. Innovacionnyj potencial kak faktor konkurentosposobnosti vuza // Vestnik KrasGAU. 2011. № 6 Pp. 200–204.
4. Stepanova I.P. Innovacionnyj menedzhment: kurs lekcij dlya studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki 080200.62 «Menedzhment» (profil' «Menedzhment organizacii») / Saratovskij social'no-ehkonomicheskij institut (filial) FGBOU VPO «REHU im. G.V. Plekhanova». Saratov, 2014. 124 p.
5. Ismagilova, G. V. Innovacionnyj menedzhment: uchebnoe posobie / G.V. Ismagilova, O.G. SHCHemerova, N.R. Kel'chevskaya. – Ekaterinburg: UrFU, 2012. 175 p.
6. Mihalko E.R. Innovacionnyj potencial v sisteme ehkonomicheskoj bezopasnosti: na primere potrebitel'skoj kooperacii Respubliki Belarus': dis. … kand. ehkon. nauk. M., 2009. 185 p.
7. Bashirov EH.K. Ocenka vliyaniya innovacij na konkurentosposobnost' nacional'noj ehkonomiki v mirovom hozyajstve // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta. 2010. № 1. Pp. 65–68.
8. Gromova N.V. Innovacionnye podhody k upravleniyu sistemnoj podgotovki, perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii kadrov dlya rossijskogo bankovskogo sektora: Sb.: Sistema biznesa. Vyp.2. M.: MFPA, 2006.
9. Balashov V.V. i dr. Puti razvitiya nauchno-innovacionnogo potenciala vysshih uchebnyh zavedenij: Monografiya / Pod redakciej Balashova V.V. // GUU. M.: ZAO «Izdatel'stvo «EHkonomicheskoe obrazovanie», 2007. 292 p.
10. Sychev A.A., Sergeeva K.N., Savostickij A.S. Upravlenie intellektual'nymi resursami v organizaciyah nauchno-obrazovatel'noj sfery: Monografiya.M.: GUU. 90 p.
11. Samojlov V.A. Innovacionnoe upravlenie razvitiem obrazovaniya vvuze: Sb. Sistema biznesa. Vyp. 2. M.: MFPA, 2006.
12. CHarykova M.A. Formirovanie modeli vertikal'noj integracii uchebnyh zavedenij «kolledzh-vuz» kak predprinimatel'skaya strategiya vuza: Sb.: Sistema biznesa. Vyp. 1. M.: MFPA, 2005.
13. Matyushkina M.D. Ocenka innovacionnogo potenciala obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). 2015. № 8 (161). Pp. 21–26.
14. YAkunin V.I. Obrazovanie kak faktor ehkonomicheskogo razvitiya: monografiya. M.: Nauchnyj ehkspert, 2008. 104 p.
15. Voronov D.S., Krivorotov V.V. Konkurentosposobnost' predpriyatiya: ocenka, analiz, puti povysheniya. Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2001. 96 p.
16. Pimenov S.V. Upravlenie innovaciyami kak biznes-process / S.V. Pimenov, S.A. Panova, M.A. Osipov // EHkonomicheskie nauki : nauch. inform. zhurn. 2010. № 63. Pp. 152–158.
17. Il'ina N.F. Razvitie innovacionnogo potenciala obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Vestn. Tomskogo gos. ped. un-ta (TSPU Bulletin). 2009. Vyp. 5 (83). Pp. 53–56.
18. Vladyka M.V. Innovacionnyj potencial vuzov kak faktor konkurentnosti ehkonomicheskogo razvitiya // Nauchnye vedomosti. 2009. № 7 (62). Pp. 44–54.
19. Varlamov V.G. K voprosu o formirovanii innovacionnogo potenciala issledovatel'skogo vuza. – Rezhim dostupa: http://pskgu.ru/projects/pgu/storage/wt/wt13/wt13_35.pdf
20. Tursunhodzhaev M., Hashimova N. Formirovanie i ispol'zovanie innovacionnogo potenciala vuza. – Rezhim dostupa: http://biznes-daily.uz/ru/birjaexpert/47853--formirovani-i-ispolzovani-innovatsionnogo-potntsiala-vuza



  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления