Введение
Начиная с 2009 года рост внутреннего государственного долга субъектов Российской Федерации (далее – госдолг) показывает внушительные темпы. Если в 2008 году отношение объема госдолга к доходам субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных перечислений (далее – собственным доходам) составляла 16,0% в целом по всем регионам России, то в 2014 году (по состоянию на 1 января 2015 г.) достигла величины 36,8%, а в 2015 году (по состоянию на 1 января 2016 г.) – 37,0%. По состоянию на 1 ноября 2017 года это отношение достигло 44,0%.
Как можно видеть на рисунке 1, рост отношения госдолга к собственным доходам проходило в 2 этапа. Первый этап наблюдался в 2009-2010 году и был вызван мировым финансовым кризисом. К 2011 году доля долга в собственных доходах снизилась. Второй этап начался с 2013 года с резкого роста на 6,9 п.п. отношения госдолга к собственным доходам, продолжился в 2014 году, стабилизировался в 2015 и стал сокращаться в 2016 г.
Рисунок 1 – Отношение внутреннего государственного долга к доходам за вычетом безвозмездных перечислений, %
Источник: данные Минфина России и сайта www. ifinmon.ru
Причиной второй волны можно назвать продолжение снижение поступлений доходов, а также возросшие расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в том числе в следствии принятия майских Указов Президента Российской Федерации в 2012 г. Кроме того, за последние 10 лет не раз происходило перераспределение расходных полномочий с федерального бюджета на региональной уровень. По некоторым оценкам [3], дефицит средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по переданным расходным полномочиям, между Российской Федерацией и регионами в 2005-2015 гг., составил 0,24% ВВП.
Материалы и методы
Рисунок 2 – Структура внутреннего государственного долга субъектов Российской Федерации, млн. руб.
Источник: данные Минфина России и сайта www. ifinmon.ru
На текущий момент, структура госдолга субъектов имеет ярко выраженный перекос в сторону краткосрочных обязательств, что является очень опасным для долговой устойчивости всей региональной финансовой системы. В 2015 году на бюджетные кредиты приходилось 34,9% госдолга субъектов Российской Федерации, в 2016 – 42,0%, на 1 ноября 2017 г. – 48,2%. При этом сокращается доля кредитов, полученных от кредитных организаций с 41,6% в 2015 г. до 34,3% в 2016 г. и 25,4% на 1 ноября 2017 года. Одновременно наблюдается рост доли ценных бумаг с 18,7% в 2015 г. до 19,4% в 2016 г. и 21,7% на 1 ноября 2017 года.
Подобная картина позволяет сделать вывод о том, что субъекты Российской Федерации пытаются диверсифицировать структуру своего долга и перевести его с краткосрочных заимствований на среднесрочные обязательства, но 73,6% госдолга представляют собой краткосрочные обязательства. Политика федерального правительства по замещению коммерческих кредитов бюджетными, направлена на сокращение расходов по обслуживанию государственного долга, но не решает главную проблему – повышение сбалансированности региональных бюджетов.
Таблица 1. Структура внутреннего государственного долга субъектов Российской Федерации, млн. руб.
Источник: данные сайта www. ifinmon.ru
Политика замещения бюджетными кредитами кредитов, выданных кредитными организациями в 2010-2011 гг. снизила остроту проблемы регионального госдолга. Именно в эти годы объем предоставленных бюджетных кредитов превысил объем заимствований от кредитных организаций. Аналогичная картина наблюдается и в 2016-2017 гг. (см. таблицу 1).
Другой не менее важной проблемой является тот факт, что с каждым годом количество регионов, имеющих долг свыше 50% от собственных доходов растет с 2008 года.
Рисунок 3 – Ранжирование субъектов Российской Федерации по объему государственного долга к налоговым и неналоговым доходам, ед.
Источник: данные Минфина России и сайта www. ifinmon.ru
Как можно видеть на рисунке 3, в 2008 году было 11 регионов с госдолгом выше 50% собственных доходов. По состоянию на 1 января 2017 года (за 2016 год) таких регионов – 53. Суммарный внутренний государственный долг, накопленный субъектами Российской Федерации составляет 2,352 трлн. руб. (2016 г.).
Таким образом, проблемы долговой устойчивости субъектов Российской Федерации относятся к первоочередным и требуют решения.
Наиболее остро проблема с внутренним государственным долгом стоит перед Республикой Мордовия. По состоянию на 01.01.2017 г. республика находится на 1 месте по величине государственного долга по отношению к доходам без учета безвозмездных перечислений. По отчетам об исполнении регионального бюджета за 2016 год государственный долг Республики Мордовия достигал 176% собственных доходов, что существенно превышает ограничение, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. По данным за 11 месяцев 2017 года объем долга достиг 214,8% от «собственных» доходов регионального бюджета.
При этом, необходимо отметить, что рост государственного долга Республики наблюдается на протяжении последних 8 лет. При этом структуру долга нельзя назвать диверсифицированой, более половины объема долга (57,1% по состоянию на 01.11.2017 г.) приходится на бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета. На втором месте кредиты, полученные от кредитных организаций (21,7% по состоянию на 01.11.2017 г.), доля которых выросла с начала года (15,2% по состоянию на 01.01.2017). На третьем месте ценные бумаги с долей в 17,4%. При этом доля сократилась на 11 месяцев 2017 года с 24,4% (по состоянию на 01.01.2017 г.). Сокращение доли ценных бумаг свидетельствует о перекосе в структуре государственного долга со среднесрочных обязательств на краткосрочные.
Объем государственного долга в расчете на одного жителя (59,0 тыс. руб. на человека) на 01.11.2017 г. в 3,3 раза превышает среднее по Приволжскому федеральному округу и в 3,98 раз среднее по России. Необходимо также отметить рост объема долга на 18,9% в абсолютном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, также является самым высоким в Приволжском федеральном округе. При этом средняя начисленная заработная плата работников организаций, включая субъекты малого предпринимательства, в октябре 2017 года по Республике Мордовия составила 25 150,5 рубля, что более чем в 2 раза меньше объема государственного долга на одного жителя.
Таблица 2 – Объем государственного долга в Приволжском федеральном округе по состоянию на 01.11.2017 г.
Территория |
Объем гос. долга на 01.11.2017.г., млн.руб. |
Объем гос. долга на 01.11.2016.г., млн.руб. |
Объем гос. долга на 1 жителя, тыс.руб./чел. |
Темп роста к предыдущему году |
Российская Федерация |
2 172 433,2 |
2 210 461,8 |
14,8 |
98,28% |
Приволжский федеральный округ |
530 567,7 |
537 799,7 |
17,9 |
98,66% |
Республика Башкортостан |
17 561,8 |
25 820,2 |
4,3 |
68,02% |
Республика Марий Эл |
13 513,8 |
14 008,8 |
19,7 |
96,47% |
Республика Мордовия |
47 662,8 |
40 327,6 |
59,0 |
118,19% |
Республика Татарстан |
93 276,4 |
94 725,9 |
24,1 |
98,47% |
Удмуртская Республика |
50 409,8 |
48 977,2 |
33,2 |
102,93% |
Чувашская Республика |
8 591,4 |
10 540,3 |
6,9 |
81,51% |
Пермский край |
14 601,4 |
16 422,4 |
5,5 |
88,91% |
Кировская область |
26 748,9 |
26 273,7 |
20,6 |
101,81% |
Нижегородская область |
74 657,9 |
67 490,6 |
22,9 |
110,62% |
Оренбургская область |
27 145,1 |
28 825,1 |
13,6 |
94,17% |
Пензенская область |
22 798,6 |
20 614,0 |
16,9 |
110,60% |
Самарская область |
58 037,3 |
70 256,4 |
18,1 |
82,61% |
Саратовская область |
50 377,9 |
49 797,9 |
20,3 |
101,16% |
Ульяновская область |
25 184,6 |
23 719,7 |
20,0 |
106,18% |
Источник: www. ifinmon.ru
Расходы на обслуживание государственного долга Республики Мордовия за 10 лет выросли с 0,11% в 2006 г. до 5,93 % в 2016 г. от всех расходов без учета субвенций, что является максимальным значением среди всех субъектов Приволжского федерального округа в 2016 году.
Государственная долговая политика Республики Мордовия на в текущем году основывается на Указе Главы Республики Мордовия от 07 ноября 2016 г. № 251-УГ «Об основных направлениях долговой политики Республики Мордовия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Состояние бюджета Республики Мордовия вызывает тревогу с точки зрения долговой устойчивости (см. таблицу 3), хотя в Основных направлениях долговой политики и запланировано снижение отношения объема государственного долга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, однако не совсем понятно, за счет чего это будет реализовано.
Таблица 3 - Показатели долговой устойчивости Республики Мордовия
Показатель долговой устойчивости |
2016 г. (факт) |
01.11.17 г. (факт) |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений |
176,03% |
214,84% |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета |
5,71% |
- |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета без учета субвенций |
5,93% |
- |
Отношение годовой суммы платежей по обслуживанию государственного долга к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений |
10,06% |
- |
Отношение годовой суммы платежей по обслуживанию долга субъекта к нецелевым доходам бюджета (налоговым, неналоговым и дотациям) |
8,26% |
- |
Источник:. Минфин России, www. ifinmon.ru
Основные цели и задачи долговой политики Республики Мордовия на 2017-2019 гг. установлены следующим образом:
Результаты и обсуждение
Основные цели и задачи долговой политики Республики Мордовия на 2017-2019 гг. установлены следующим образом:
1) непревышение уровня государственного долга, установленного бюджетным законодательством;
2) снижение расходов на обслуживание государственного долга;
3) соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014-2022 годы.
В качестве приоритетной задачи устанавливается снижение объема государственного долга к установленному бюджетным кодексом Российской Федерации ограничению, включая снижение рыночного долга до 50% собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Меры по сокращению государственного и муниципального долга, включенные в Программу оздоровления государственных финансов Республики Мордовия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Мордовия на 2016-2019 годы (план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Мордовия), утверждённую распоряжение Главы Республики Мордовия от 18 января 2013 г. № 18-РГ, предусматривает следующие мероприятия:
- Подготовка аукционов по привлечению кредитов кредитных организаций, предусмотренных Программой государственных внутренних заимствований Республики Мордовия со сроком погашения не менее 24 месяцев
- Размещение государственных ценных бумаг Республики Мордовия со сроками обращения от 3 до 7 лет
- Поддержание долгосрочного инвестиционного рейтинга Республики Мордовия на уровне не ниже «В+»
- Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации
- Привлечение кредитов кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий
- Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на замещение долговых обязательств по рыночным заимствованиям
- Осуществление мероприятий по снижению процентных ставок по привлеченным кредитным ресурсам от кредитных организаций
- Исключение расходов, связанных с невыполнением (ненадлежащим выполнением) долговых обязательств
- Формирование и утверждение республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом предельного объема государственного долга Республики Мордовия без учета задолженности по бюджетным кредитам и государственным гарантиям от общего годового объема доходов республиканского бюджета Республики Мордовия без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений
- Формирование и утверждение объема дефицита республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период ниже предельно допустимого бюджетным законодательством уровня
- Передача права осуществления государственных внутренних заимствований Республики Мордовия от имени Республики Мордовия Правительству Республики Мордовия
- Мониторинг государственного долга
- Ужесточение условий предоставления бюджетных кредитов и реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам муниципальных образований
- Мониторинг муниципального долга
- Мораторий на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия (за исключением социально-значимых организаций и в случаях, связанных с обеспечением мероприятий по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года).
В целом меры по сокращению государственного и муниципального долга выглядят обоснованными, единственное, учитывая объем накопленного долга, хотелось бы рекомендовать направлять на погашение государственного долга 100% дополнительных налоговых и неналоговых доходов. Но учитывая, что в ситуации Республики Мордовия роста дополнительных доходов ожидать не приходится, в качестве основного источника улучшения показателей долговой устойчивости все-таки рассматриваются бюджетные кредиты, которые помогли бы снизить расходы на обслуживание долга. Однако учитывая, что федеральный центр также ограничен в ресурсах, ожидать существенного улучшения ситуации не приходится. В среднесрочной перспективе ожидается рост доли расходов на обслуживание долга.
Показатель доли краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга тоже достаточно высок. Если исходить из текущего (по состоянию на 01.11.2017 г.) объема долга в предположении, что не будут привлекаться новые заимствования, неоправданно высок объем платежей по погашению и обслуживанию долга. В итоге возникает дилемма: если не привлекать новые долговые заимствования для реструктуризации долга, то к 2019 г. объем долга не опустится ниже 100% доходов без учета безвозмездных перечислений, а выплаты по долгу превысят половину суммы налоговых и неналоговых доходов и дотаций, и сложно предположить, что республике удастся на столько сократить расходы. Если же долг будет реструктуризирован, то не будут выполнены показатели, заложенные в основные направления долговой политики (и требования Бюджетного кодекса), т.е. объем долга не снизится до величины доходов без учета безвозмездных перечислений.
Высокий объем долговой нагрузки в Республике Мордовия свидетельствует о накопившихся проблемах в бюджетной сфере. Замещение дорогостоящих коммерческих кредитов бюджетными улучшит финансовое положение республики в краткосрочной перспективе и снизит расходы на обслуживание долга, но хотя республика реструктуризирует задолженность, сложно предположить, что удастся одновременно улучшить и показатели объема долга по отношению к доходам без учета безвозмездных перечислений и показатели расходов на погашение и обслуживание долга по отношению к нецелевым доходам (налоговые и неналоговые доходы плюс дотации).
Выводы
Таким образом, возросший объем долговой нагрузки субъектов Российской Федерации свидетельствует о накопившихся проблемах в бюджетной сфере. Замещение дорогостоящих коммерческих кредитов бюджетными улучшит финансовое положение регионов, но выдача таких кредитов должна сопровождаться требованиями проведения оптимизации расходов бюджета, в том числе сокращения численности государственных и муниципальных служащих, реформе системы социальной защиты населения, сокращения объема налоговых льгот. Особенно опасная ситуация с государственным долгом сложилась в Республике Мордовия. Для решения этой проблемы необходимо не только проведение взвешенной долговой политики, но и серьезная работа по повышению сбалансированности регионального бюджета, включая оптимизацию расходов регионального бюджета, повышению поступлений доходов в региональный бюджет и сокращению объемов налоговых льгот.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления