Введение
В настоящее время здравоохранение является одним из важнейших секторов национальной экономики, поэтому уровень развития здравоохранения, как отмечается во многих работах [1, 13, 17], оказывает значительное воздействие на социально-экономическую ситуацию в стране. Однако, по мнению Ю.В. Исуповой [5], текущее неблагоприятное системы здравоохранения обуславливается, в первую очередь, низким уровнем финансирования отрасли, что особо заметно, если провести сравнение с развитыми странами. Недостаточность финансирования приводит к тому, что медицинские учреждения не оснащены необходимым современным оборудованием, соответствующим последним достижениям в области медицины, а, следовательно, диагностика и лечение заболеваний оказываются неэффективными. Эффективность функционирования отрасли здравоохранения в целом также оказывается низкой [9, 12, 16]. В связи с этим мы поддерживаем обоснование необходимости более значительные финансовых затрат государства, направленных на развитие отрасли здравоохранения [14, 15], и росте величины подушевого финансирования [4].
Как отмечает Е.И. Логвиненко [8], в настоящее время в РФ финансирование здравоохранения является смешанным - бюджетно-страховым. Это связано с переходом всей отрасли в 2013 году на одноканальное финансирование, предполагающее оплату оказания медицинской помощи за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) [2, 18, 19]. Финансирование капитальных вложений, реализации государственных программ осуществляется за счет бюджетных средств [10, 11]. В то же время, как отмечают И.П. Каткова и В.И. Катков [6], сегодня во многих странах мира происходит переоценка роли здравоохранения в развитии общества: позиция крупнейшего «потребителя» бюджетных средств трансформируется в «соучастника» в процессах общественного производства, что выражается в участии в формировании ВВП и обеспечении благополучия граждан.
Курская область является одним из динамично развивающихся регионов Черноземья. Система здравоохранения области представлена большим числом амбулаторно-поликлинических, больничных и прочих учреждений здравоохранения [7, 11]. Как отмечает ряд авторов [3], в последние годы величина расходов областного бюджета на здравоохранение сокращается, в то время как платные медицинские услуги получают все большее распространение. Низкий уровень оплаты труда в государственных медицинских учреждениях приводит к оттоку квалифицированных медицинских кадров из бюджетной сферы в честный бизнес, что сказывается на развитии и эффективности функционирования системы здравоохранения региона. Таким образом, финансирование здравоохранения региона является важным направлением, требующим изучения, поскольку напрямую влияет на эффективность функционирования этой важнейшей социальной системы.
Материалы и методы
Для развития здравоохранения в Курской области в 2013 году была принята Государственная программа «Развитие здравоохранения в Курской области» [21], основной целью которой является обеспечение доступности медицинской помощи в регионе, а также повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Курской области. Программа включает в себя 10 подпрограмм, охватывающих все аспекты функционирования системы здравоохранения региона.
В ходе исследования была проведена оценка развития системы здравоохранения Курской области в 2015-2016 гг. На первом этапе был проведен анализ финансирования Программы развития здравоохранения в регионе в разрезе источников финансирования, выявлены сложившиеся тенденции. Поскольку одним из приоритетов Программы является переход к профилактической направленности в сфере охраны здоровья и развитии первичной медико-санитарной помощи, то целесообразно провести анализ расходов на здравоохранение по данному направлению за 2 последних года.
На втором этапе была поведена оценка степени соответствия фактически осуществленных на развитие здравоохранения региона расходов их запланированному уровню. На последнем этапе проведен анализ эффективности реализации региональной Программы развития здравоохранения на основе сравнения фактических значений индикаторов функционирования здравоохранения за 2 последних года, а также на основе их соответствия запланированному уровню.
Основные результаты исследования
Общий объем финансирования здравоохранения Курской области в 2015-2016 годах имел тенденцию к росту и в 2016 году составил 17,3 млрд. рублей. Подавляющую долю во всем анализируемом периоде занимает Территориальный фонд ОМС (более 9 млрд. руб.), при том, что средства областного бюджета составляют 7 млрд. руб., а финансирование со стороны федерального бюджета снижается и уже составляет менее 1 млрд. руб. (рисунок 1). Такую структуру определяет переход на одноканальное финансирование, в результате которого будет происходить увеличение доли ТФОМС в структуре источников финансирования регионального здравоохранения.
Рисунок 1 – Финансирование развития здравоохранения в Курской области в разрезе источников финансирования в 2015-2016 гг., млрд. руб.
Одним из приоритетов в области регионального здравоохранения является профилактическая направленность всей системы и формирование здорового образа жизни у населения, что соответствует словам великого древнегреческого врача Гиппократа: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». В структуре финансового обеспечения профилактических мер и формирования здорового образа жизни в Курской области наибольшая доля приходится на средства ТФОМС. Однако наблюдается тенденция к снижению их доли до 82% в 2016 году по сравнению с 97% в предыдущем году. В 2015 году средства со стороны федерального бюджета не были выделены по данному направлению, а доля средств областного бюджета не превысила и 3%. В 2016 году выделенные средства федерального бюджета составили 6% от общей величины объема финансирования, что в 2 раза меньше средств, выделенных областным бюджетом в данном году (рисунок 2).
Рисунок 2 – Финансирование профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в Курской области в разрезе источников финансирования в 2015-2016 гг., млрд. руб.
Общая величина расходов в Курской области на профилактические мероприятия значительна – более 6 млрд. руб, однако имеет тенденцию к снижению за исследуемый период. В целом, фактическая величина средств, израсходованных за 2 последних года на развитие здравоохранения в Курской области, не превышает плановых значений (99% от плана). Это свидетельствует о том, что реализация Программы осуществляется в строгом соответствии с планом-графиком (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка степени соответствия фактических расходов на здравоохранение в Курской области запланированному уровню затрат
Источник финансирования |
Год |
|
2015 |
2016 |
|
Всего |
0,993 |
0,996 |
Федеральный бюджет |
0,989 |
0,998 |
Областной бюджет |
0,984 |
1 |
Территориальный фонд ОМС |
1 |
0,993 |
Индикаторами эффективности развития здравоохранения в регионе являются показатели смертности и продолжительности жизни. Так, уровень смертности в 2015 году в Курской области составил 16,3 человек на 1000 населения, что на 17% ниже запланированного значения и свидетельствует о повышении эффективности регионального здравоохранения. В следующем году уровень смертности составил 16,1 человек на 1000 населения, что всего лишь на 0,2 ниже, чем в предыдущем году и на 82% соответствует плановому значению для данного года. Ожидаемая продолжительность жизни в регионе в 2015-2016 годах увеличивалась и составила 70,94 лет в 2016 году. Однако достигнутые за 2 года значения лишь на 98% соответствуют запланированному уровню продолжительности жизни в регионе (таблица 2).
Таблица 2 – Оценка степени реализации Программы «Развитие здравоохранения в Курской области» в 2015-2016 гг.
Показатель |
Год |
|||
2015 |
2016 |
|||
факт |
соответствие плану |
факт |
соответствие плану |
|
Смертность от всех причин (чел. на 1000 населения) |
16,3 |
1,17 |
16,1 |
0,82 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
70,1 |
0,98 |
70,94 |
0,98 |
Обеспеченность врачами (чел. на 10 тыс. населения) |
41,4 |
0,86 |
41,4 |
0,99 |
Соотношение врачей и среднего медицинского персонала |
0,42 |
1,05 |
0,42 |
0,9 |
Средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское образование, от средней заработной платы в Курской области, % |
152,7 |
1,11 |
141,2 |
1 |
Средняя заработная плата среднего медицинского персонала (СМП) от средней заработной платы в Курской области, % |
87,0 |
1,10 |
80,1 |
1,01 |
Средняя заработная плата младшего медицинского персонала (ММП) от средней заработной платы в Курской области, % |
57,9 |
1,10 |
52,9 |
0,99 |
Степень реализации Программы |
- |
1,001 |
- |
0,963 |
Обеспеченность врачами за анализируемый период неизменно составляет 41,4 человека на 10 тыс. населения. В регионе отмечается тенденция снижения числа врачей, приходящихся на 10 тыс. населения, что отражается в степени соответствия фактических значений плановым. Так, в 2015 году 41,4 человек на 10 тыс. населения лишь на 86% соответствовало плану, а в 2016 году – уже на 99%. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала (СМП) также неизменно на уровне 0,42, что означает, что на 100 человек СМП приходится лишь 42 врача. В 2015 году это значение на 5 % превышало запланированный уровень, а в 2016 году составляет лишь 90% от плана. Таким образом, прослеживается тенденция к увеличению числа врачей по отношению к СМП.
Еще одним важнейшим показателем является соответствие заработной платы врачей, СМП и ММП среднерегиональному значению. Значимость данного показателя обусловлена Указами Президента РФ в мае 2012 года, согласно которым к 2018 году заработная плата врачей должна достигнуть 200% от среднерегионального уровня, а СМП и ММП – до 100%.
В 2015-2016 годах наблюдается тенденция к снижению данного показателя для врачей с 152,7% до 141,2%.Зарплата СМП и ММП также снизилась относительно среднерегионального уровня. Данный факт является негативным, тормозящим развитие регионального здравоохранения. Ведь достойный уровень оплаты труда является стимулом для выполнения работы на более высоком уровне, что в конечном итоге должно привести к повышению качества оказываемой медицинской помощи. Вероятнее всего экономика региона развивается более быстрыми темпами, чем региональное здравоохранение, а заработная плата в других отраслях за год возросла намного больше. Этим и обусловлено снижение данного показателя. Общая степень реализации программы развития здравоохранения в Курской области также снизилась со 100% в 2015 году до 96% в 2016.
Заключение
Объем финансовых ресурсов, направляемых на развитие здравоохранения в Курской области, имеет тенденцию к росту: в 2016 году общий объем финансирования составил 17,3 млрд. рублей. Основным источником финансирования является Территориальный фонд ОМС, из которого ежегодно выделяется более 9,5 млрд. руб, что во многом связано с переходом системы здравоохранения на одноканальное финансирование. Профилактическая направленность регионального здравоохранения и формирование здорового образа жизни имеет высокую стратегическую значимость для улучшения социально-экономического состояния системы здравоохранения, поэтому требует более значительных вложений финансовых ресурсов. В то же время на это направление затрачивается и так 35% от общей величины расходов на развитие здравоохранения (или более 6 млрд. руб.), поэтому дальнейший прогресс зависит от возможности увеличить бюджет всей системы здравоохранения региона.
Программы развития здравоохранения в Курской области выполняется в соответствии с планами-графиками, о чем свидетельствует соответствие на 99% фактических расходов плану. Индикаторы реализации Программы в 2015 году превышали плановые значения по многим позициям, а сама Программа была осуществлена на 100%. В следующем году фактические значения несколько «недотягивали» до плановых - Программа реализовалась на 96%. В области наблюдается тенденция к снижению числа врачей, приходящихся на 10 тыс. населения. При этом увеличивается пропорция в соотношении числа врачей к числу среднего медицинского персонала. Негативной тенденцией, отмечающейся в сфере регионального здравоохранения, является снижение уровня оплаты труда врачей по отношению к среднерегиональному значению: в 2015 году зарплата врачей составляла 152,7% от среднерегиональной; в 2016 -141,2%. В соответствии с Указом Президента РФ о повышении заработной платы врачей к 2018 году до 200% от среднерегиональной, а СМП и ММП - до 100%, поэтому вопросы роста оплаты труда в системе здравоохранения региона только увеличивают свою актуальность. Важность этого определяется тем, что низкий уровень оплаты труда приводит не только к отсутствию мотивации медицинских работников к труду и к оттоку квалифицированных кадров в частные клиники и многопрофильные центры, где заработная плата является более достойной, но и увеличению коррупционной составляющей в медицинской сферы. Все это приводит к неэффективному функционированию бюджетных учреждений здравоохранения в регионе, низкому качеству оказания медицинских услуг и превращению системы здравоохранения из социального института в частный бизнес, нацеленный на получение максимальной прибыли.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления