INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Вопросы регулирования инновационной деятельности в регионе (на примере Нижегородской области)

Regulatory issues innovative activity in the region (for example Nizhni Novgorod Region)



УДК 330

17.12.09 14:43
2115

Выходные сведения: Никонов А.Н. Вопросы регулирования инновационной деятельности в регионе (на примере Нижегородской области) // Иннов: электронный научный журнал, 2009. №1 (1). URL: http://www.innov.ru/science/economy/voprosy-regulirovaniya-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-regione-na-p/

Авторы:
Николай Александрович Никонов (заместитель министра, начальник управления промышленной и инновационной политики, Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области)

Authors:
Nikolai Nikonov (Deputy Minister, Head of Industrial and Innovation Policy, Ministry of Industry and Innovations of Nizhniy Novgorod region)

Ключевые слова: инновации, государственная инновационная политика, инновации в нижегородской области, стратегия развития области, стратегия инновационного развития

Keyword: innovation, state innovation policy, innovation in the Nizhny Novgorod region, the strategy of development of the region, the strategy of innovative development

Аннотация: Нижегородская область расположена в центре европейской части России. Она занимает территорию 76,6 тыс. кв. км. Это одна из самых обширных в европейской части России областей. Административный центр - г. Нижний Новгород (1,3 млн чел.) - находится в 400 км к северо-востоку от Москвы, на слиянии рек Волги и Оки. Область является одним из экономически развитых регионов РФ. На ее долю приходится около 2% суммарного валового регионального продукта регионов РФ. Трудовой потенциал составляет 2,5% занятого населения страны. Географическое расположение Нижегородской области обусловило создание здесь мощного научно-промышленного комплекса. Доля промышленного производства составляет 3% в общероссийском объеме.

Annotation: Nizhny Novgorod region is located in the center of the European part of Russia. It covers an area of ​​76.6 thousand sq. M. km. This is one of the largest in the European part of the Russian regions. Administrative center - the city of Nizhny Novgorod (1.3 million people). - Is located 400 kilometers north-east of Moscow, at the confluence of the Volga and Oka. The area is one of the economically developed regions of Russia. It accounts for about 2% of the total gross regional product of Russian regions. Labor potential is 2.5% of the employed population. Geographical location of the Nizhny Novgorod region led to the creation here of a powerful scientific-industrial complex. The share of industrial production is 3% on a national scale.

Вопросы регулирования инновационной деятельности в регионе (на примере Нижегородской области)

Нижегородская область расположена в центре европейской части России. Она занимает территорию 76,6 тыс. кв. км. Это одна из самых обширных в европейской части России областей. Административный центр - г. Нижний Новгород (1,3 млн чел.) - находится в 400 км к северо-востоку от Москвы, на слиянии рек Волги и Оки. Численность населения Нижегородской области составляет 3,4 млн чел., область занимает десятое место по этому показателю среди регионов РФ.

Область является одним из экономически развитых регионов РФ. На ее долю приходится около 2% суммарного валового регионального продукта регионов РФ. Трудовой потенциал составляет 2,5% занятого населения страны. Географическое расположение Нижегородской области обусловило создание здесь мощного научно-промышленного комплекса. Доля промышленного производства составляет 3% в общероссийском объеме.

Нижегородская область исторически является одним из крупнейших центров научно-технического образования, академической и отраслевой науки. Выполнением научных исследований и разработок занимаются около 100 предприятий и организаций, в том числе 6 институтов Российской академии наук.

Основа экономики региона – промышленность, составляющая третью часть в структуре ВРП области. Более 90% производства приходится на долю обрабатывающей промышленности. Наибольшую долю (по итогам 2006 г.) в обработке занимают: производство транспортных средств – 28%, производство нефтепродуктов – 26%, металлургическое производство – 19%. В городе Дзержинск Нижегородской области находится крупный российский нефтехимический комплекс. На территории области расположены крупные предприятия целлюлозно-бумажного производства, производства стекла. По итогам 2006 г. Нижегородская область по объему отгрузки обрабатывающих производств заняла первое место в ПФО и шестое − в России.

Область является российским лидером в производстве автомобильной техники: по выпуску автобусов и грузовых автомобилей она занимает первое место в России, легковых автомобилей – четвертое. По производству стальных труб – второе место, бумаги – четвертое место среди регионов России.

Особенностью нижегородской промышленности является созданный здесь в годы советской власти мощный оборонно-промышленный комплекс, включающий предприятия авиа- и судостроения, высокоточного приборостроения, атомной энергетики, радиоэлектроники и других наукоемких, высокотехнологичных производств. 40% из них являются головными в своей отрасли.

В экономике области активно развивается сектор информационных технологий: о его высоком уровне свидетельствует тот факт, что корпорация Intel разместила свой российский центр в Н.Новгороде.

В апреле 2006 г. была принята Стратегия развития области до 2020 г., в которой определены долгосрочные ориентиры ее развития и стратегические целевые установки, обеспечивающие достижение высоких стандартов качества жизни и уровня благосостояния жителей области [1].

Проблема активизации инновационной деятельности в Нижегородской области имеет два аспекта. С одной стороны, высокий научно-технический потенциал, с другой – низкий процент воплощения результатов научно-технической деятельности в рыночную продукцию, а также устаревшие технологические мощности промышленного производства. Эта картина типична для многих развитых в научно-техническом и промышленном отношении регионов Российской Федерации.

Эффективной реализации инновационных проектов прежде всего препятствует отсутствие:

- развитой инфраструктуры инновационной деятельности;

- интеграционного механизма, связывающего инновации, производство и бизнес;

- достаточного финансирования.

Это приводит к увеличению времени вывода разработок и технологий на рынок, уменьшению спроса на них и резкому снижению эффективности вложенных бюджетных ассигнований.

В связи с этим основными задачами, стоящими перед Нижегородской областью на пути перехода к инновационной экономике, является:

- создание инфраструктуры инновационной деятельности;

- концентрация усилий и ресурсов на реализации приоритетных инновационных проектов предприятий и организаций Нижегородской области;

- формирование привлекательных условий для инвестиций в инновационную сферу деятельности через участие государства и региональной власти в финансировании инновационных проектов [2, 3];

- создание условий для развития системы подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной активности, коммерциализацию результатов научных исследований.

При определении форм и методов государственного участия в процессе коммерциализации технологий Правительство области исходит из следующих принципов:

- государственные служащие не должны вмешиваться в процесс коммерциализации технологий. Основная функция государственных органов заключается не в руководстве ходом реализации инновационного проекта, а в оказании содействия его участникам в достижении успеха;

- инновационные проекты, претендующие на получение государственной поддержки, проходят конкурсный отбор;

- областная финансовая поддержка оказывается организациям через предоставление мер государственной поддержки приоритетных инновационных проектов, финансирование на паритетных началах;

- государственные и областные финансовые средства играют роль катализатора для привлечения негосударственных инвестиций в проект.

Эти принципы положены в основу закона Нижегородской области «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области».

Законом определены меры государственной поддержки для субъектов инновационной деятельности:

а) финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета;

б) предоставление инвестиционного налогового кредита на осуществление инновационной деятельности;

в) предоставление налоговых льгот;

г) предоставление государственных гарантий Нижегородской области по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инновационной деятельности на территории Нижегородской области;

д) частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, привлекаемым для реализации приоритетных инновационных проектов;

е) освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области в части платежей, зачисляемых в областной бюджет.

Для практической реализации Закона с 2003 г. в области разрабатываются программы, направленные на ускорение инновационного развития региона: «Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003 – 2005 гг.», «Первоочередные мероприятия по развитию промышленности Нижегородской области на 2006 год».

В 2006 году продолжалось развитие Открытого технопарка в пос. Сатис Дивеевского района, задачей которого является развитие инновационной инфраструктуры на свободной для доступа российских и зарубежных партнеров территории, которая позволит повысить эффективность процесса коммерциализации инновационных разработок РФЯЦ-ВНИИЭФ, научных центров и предприятий Нижегородской области, а также создать новые рабочие места для высококвалифицированных специалистов [4]. Основные задачи технопарка – разработка наукоемкой продукции, создание условий и дополнительных возможностей, в том числе финансовых, для ведения фундаментальных и прикладных исследований. Открытие первой очереди технопарка состоялось 5 октября 2006 г.

В соответствии с поручением Председателя Правительства М.Е.Фрадкова о реализации задач, поставленных 5 сентября 2005 г. Президентом РФ В.В.Путиным, в области началась реализация проекта создания Нижегородского центра высоких медицинских технологий – Нижегородского онкологического научного центра (НОНЦ). В его составе будут функционировать клинический Центр протонной лазерной терапии, Биомедицинский технопарк, Научно-учебный комплекс. Стратегическая цель проекта – повышение эффективности, доступности и качества медицинского обслуживания онкологических больных за счет создания высокотехнологичного интегрированного центра, объединяющего медицину, науку, новые технологии, образование, управление. Проект создает предпосылки для институциональных преобразований в практическом здравоохранении, высшем образовании, во внедрении высоких технологий. С уверенностью можно констатировать, что в России, несмотря на наличие целого ряда современных онкологических центров, не существует аналогов данному проекту.

Одновременно с развитием инфраструктуры инновационной деятельности в Нижегородской области идет практическая работа по реализации инновационных проектов промышленных и конструкторских организаций. Нам необходимо быстрее двигаться по пути внедрения в производство новых технологий, увеличения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках продукции. Правительство области готово поддерживать предприятия и организации, реализующие приоритетные для области инновационные проекты, при условии, что они принесут ощутимый бюджетный и социальный эффект.

В 2006 г. семь проектов организаций Нижегородской области были признаны приоритетными и получили право на предоставление господдержки. На сегодняшний день ОАО «Горьковский металлургический завод», ОАО «Останкино» (Борский район), ЗАО «Пустынь» (г. Арзамас), ЗАО «Медполимер ЛТД» (г. Ворсма), ООО «Центр трансфера технологий «Система - Саров» (Дивеевский район) получают налоговые льготы и компенсацию процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию проектов в соответствии с Законом «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области». Еще шесть проектов рекомендованы комиссией по отбору приоритетных инновационных проектов Нижегородской области и предприятий легкой промышленности на право получения государственной поддержки для признания приоритетными.

В бюджете 2007 г. значительные средства заложены на возмещение процентной ставки организациям, реализующим приоритетные инновационные проекты. Кроме того, с целью поддержки инновационной деятельности областной Программой развития промышленности Нижегородской области на 2007 – 2010 гг. предусмотрено:

l присуждение грантов и награждение премией Нижегородской области в сфере науки и техники, проведение областного конкурса «Патент года»;

l обучение специалистов промышленности по программам «Технологический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», вопросам интеллектуальной собственности;

l информационное обеспечение инновационного процесса.

В то же время руководство области считает, что бюджетное финансирование инновационной сферы должно осуществляться только на начальных этапах реализации проектов. Поэтому одной из приоритетных задач является привлечение частных инвестиций [5, 6, 7]. Действенным решением этой задачи является участие нижегородских предприятий в российских и международных выставках и форумах. В частности, инновационные проекты, признанные победителями на выставке «Инновации нижегородцев – экономике региона», на льготных условиях участвуют в Московском международном салоне инноваций и инвестиций. В этом году они также были представлены на Всемирном салоне инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель – Эврика - 2007». Разработки ФГУП «ОКБМ», ФГУП «ГосНИИмаш», фонд «Нижегородский онкологический научный центр» совместно с ИПФ РАН, ООО «ГАЗвторресурс» отмечены тремя золотыми, тремя серебряными, двумя бронзовыми медалями.

Библиографический список


1. Игнатьева Г.А., Доронин Д.Ю., Медвидь М.В., Тулупова О.В. Программа проектного эксперимента «Проектирование инновационных моделей школы как самообучающейся организации» // Информационный бюллетень / ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, кафедра педагогики и андрагогики. Рецензент: Слободчиков В.И. – доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО, зав. лабораторией антропологии образования НИИ психолого-педагогических проблем детства РАО. Нижний Новгород, 2009. Сер. 2 сетевой образовательный проект «Нижегородская инновационная школа»

2. Морозенко А.Ф. Инновация - основа прогресса // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2008. № 8. С. 100-102.

3. Мальгин В.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в современных условиях // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. № 1. С. 16-21.

4. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России // статистический сборник / М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. учреждение "Центр исследований и статистики науки" ; [подгот.: Рыбак О. П. (рук.) и др.]. Москва, 2008. 

5. Семеусов В.А., Берегова Г.М. Инновации, инвестиции и наука хозяйственного (экономического) права // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2008. № 1 (33). С. 54-56.

6. Корнилов, Д.А Экономическое прогнозирование на предприятиях /Д.А. Корнилов, Р.Г.Вартанян, К.В. Комиссарова // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в экономике, менеджменте и подготовке кадров». – Н.Новгород: Изд-во Нижегород. гос. техн. ун-т.,2010. - С.74-76 (0,2/0,1 печ.л.)

7. Гедич Т.Г., Уразова Н.Г. Государственное регулирование инновационной деятельности // Иркутск, 2008.



References


1. Ignat'eva G.A., Doronin D.Ju., Medvid' M.V., Tulupova O.V. Programma proektnogo jeksperimenta «Proektirovanie innovacionnyh modelej shkoly kak samoobuchajushhejsja organizacii» Informacionnyj bjulleten' . GOU DPO Nizhegorodskij institut razvitija obrazovanija, kafedra pedagogiki i andragogiki. Recenzent: Slobodchikov V.I. – doktor psihologicheskih nauk, professor, chlen-korr. RAO, zav. laboratoriej antropologii obrazovanija NII psihologo-pedagogicheskih problem detstva RAO. Nizhnij Novgorod, 2009. Ser. 2 setevoj obrazovatel'nyj proekt «Nizhegorodskaja innovacionnaja shkola»

2. Morozenko A.F. Innovacija - osnova progressa Polet. Obshherossijskij nauchno-tehnicheskij zhurnal. 2008. No 8. P. 100-102.

3. Mal'gin V.A. Gosudarstvennoe regulirovanie innovacionnoj dejatel'nosti v sovremennyh uslovijah Aktual'nye problemy jekonomiki i prava. 2009. No 1. P. 16-21.

4. Podgotovka nauchnyh kadrov vysshej kvalifikacii v Rossii statisticheskij sbornik . M-vo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, GoP. uchrezhdenie "Centr issledovanij i statistiki nauki" ; [podgot.: Rybak O. P. (ruk.) i dr.]. Moskva, 2008.

5. Semeusov V.A., Beregova G.M. Innovacii, investicii i nauka hozjajstvennogo (jekonomicheskogo) prava Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2008. No 1 (33). P. 54-56.

6. Kornilov, D.A Jekonomicheskoe prognozirovanie na predprijatijah .D.A. Kornilov, R.G.Vartanjan, K.V. Komissarova Sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Innovacii v jekonomike, menedzhmente i podgotovke kadrov». – N.Novgorod: Izd-vo Nizhegorod. goP. tehn. un-t.,2010. - P.74-76 (0,2.0,1 pech.l.)

7. Gedich T.G., Urazova N.G. Gosudarstvennoe regulirovanie innovacionnoj dejatel'nosti Irkutsk, 2008.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления