Russia's WTO accession was a step inevitable and the only question is the timing and conditions of entry.
23 августа 2012 года РФ официально вступила в ВТО. Это событие не оставило равнодушным ни политиков, ни бизнесменов, ни экономистов. Событие, которое ждали давно, готовились, планировали и прогнозировали, снимали барьеры на пути вступления РФ в ВТО и согласовывали условия. Многие сторонники вступления в ВТО оптимистично говорят о доступе к более дешевым и конкурентоспособным товарам, противники этого события прогнозируют кризис и банкротство для предприятий целого ряда отраслей промышленности [1].
Однако следует отметить ряд фактов:
1. Сейчас в состав ВТО входит 156 государств (80% стран мира) с долей 97% мирового торгового оборота.
2. Ни одно из вступивших в ВТО государств не вышло из него.
Поэтому можно сделать вывод о том, что вступление России в ВТО было шагом неизбежным и вопрос лишь заключается в своевременности и условиях вступления [2].
Рассмотрим вопрос своевременности вступления РФ в ВТО [3]:
· благоприятный климат на рынке ресурсов с 2002 года позволил повысить финансовые активы страны и укрепить ее позиции на переговорах с ВТО;
· постепенное усиление таможенного давления и дискриминация России на внешних рынках со стороны стран участников ВТО;
· возможность участия в международных переговорах об условиях торговли на равных правах.
Россия и с политической, и с экономической точек зрения не может быть в стороне от глобальных торгово-политических отношений, регулируемых и устанавливаемых ВТО [4]. Устанавливая торговые, экономические и политические барьеры, мы рискуем безвозвратно отстать от экономически развитых стран, так как эти барьеры не только защищают страну от экспансии зарубежных компаний и товаров, но и способствуют ограничению внедрения инноваций и новых технологий во всех областях бизнеса, производства, торговли и образования [5].
По мнению большинства аналитиков, практически невозможно спрогнозировать все реальные изменения денежных потоков в разрезе отдельных отраслей, налоговых сборов и бюджета страны после снятия таможенных ограничений. Даже по прошествии нескольких лет после вступления в ВТО, многие из стран не могут четко определить все «плюсы» и «минусы» этого события в краткосрочном и долгосрочном периодах [6, 7].
Дмитрий Медведев ответил губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву, который призвал президента не подорвать потенциал российского сельского хозяйства в процессе присоединения к ВТО: «Это в интересах различного бизнеса, …, в интересах грамотного регулирования международных торговых потоков. Это дорога с двусторонним движением».
Для России наиболее остро отразится вступление в ВТО на таких отраслях, как сельское хозяйство, машиностроение [8], химическая и легкая промышленность. Например, после снятия ограничительного таможенного режима на ввоз подержанных зарубежных автомобилей таможенная пошлина снизится в 4, 4 раза. Это значительно изменит рынок автопроизводителей и автопродавцов.
Сейчас в качестве одного из объектов переговоров между Минэкономразвития и ВТО является процесс постепенного снижения пошлин на ввоз продукции отдельных отраслей и постепенный отказ от внутреннего квотирования российских производителей. Это позволит повысить конкурентоспособность российских предприятий и сбалансировать экспортно-импортный поток без резких перепадов.
Однако сам принцип работы ВТО предполагает:
· запрещено применение субсидий в отношении отдельных предприятий или отдельных товаров;
· торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
· регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
· отказ от использования количественных и иных ограничений;
· транспарентность торговой политики;
· разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.
Важнейшими функциями ВТО являются:
· контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
· проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;
· разрешение торговых споров;
· мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
· техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;
· сотрудничество с международными специализированными организациями.
Противники вступления РФ в ВТО утверждают, что страна будет одним из рынков сбыта продукции для международных транснациональных корпораций. Естественно, это приведет к усилению конкуренции и появлению более дешевых и качественных товаров, страна может стать сырьевым придатком Европы, т.е. будет значительное сокращение объемов производства в неконкурентных обрабатывающих отраслях и увеличение спроса на продукцию добывающих отраслей. Рыночный механизм приведет к постепенной коррекции бизнеса, к банкротству предприятий с отсталыми технологиями и низкоквалифицированной рабочей силой и к появлению открытой международной конкуренции на российском рынке [9].
Какие же меры следует предпринять для стабилизации экономики при повышении открытости внутренних рынков?
· необходим постоянный мониторинг экспортно-импортного сальдо по каждой из отраслей. Мониторинг финансово-экономического и технико-организационного состояния стратегических предприятий и бизнеса в целом;
· требуется повышение эффективности логистики грузоперевозок, так как значительно увеличится грузопоток внутри страны и международные перевозки;
· финансово-банковский сектор будет подвержен значительному притоку иностранного капитала, экспансии международных компаний и крупных банков, поэтому необходимы значительный резерв финансовых активов и укрепление национальной валюты, эффективное вложение дешевых и длинных иностранных кредитов в развитие среднего и малого бизнеса;
· определить направления инновационного прорыва [10] в обрабатывающих отраслях, сформировать направления стратегического развития производства и эффективного использования сырьевых ресурсов;
· эффективно вкладывать капитал в закупку, не столько готовых товаров и технологического оборудования, сколько в ноу-хау и инновации для повышения конкурентоспособности производства [11];
· обеспечить подготовку кадров в области международного права и торговли, повышение квалификации персонала в сфере услуг и производства продукции, в банковской сфере;
· разработать стратегию развития естественных и государственных монополий при глобализации торговли и либерализации цен;
· обеспечить плавный переход к открытию «торговых границ» через постепенное изменение таможенной ценовой и ограничительной политики.
В целом же реальные изменения в стране от вступления в ВТО скажутся не сразу, так как на снятие всех административных преград по доступу зарубежных товаров и компаний уйдет несколько лет.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления