В настоящее время ни одна страна не способна эффективно развиваться, не имея тесных торгово-экономических связей с другими государствами. На этом основании страны объединяются для реализации своих экономических и политических интересов. Для этого создаются различные торгово-экономические блоки, являющиеся результатом интеграционных процессов. Блоки могут носить разную степень и характер глубины союзных отношений между странами, начиная от зон свободной торговли, обеспечивающих свободу движения товаров отечественного производства между государствами-участниками, и заканчивая экономическим и валютным союзом, основанным на принципах проведения общей экономической политики, гармонизации финансовых механизмов и принятия единой валюты, но все имеют под собой одну общую цель – либерализацию торговых отношений [14].
При анализе существующей информации может возникнуть вопрос о том, почему Россия, являясь достаточно сильным государством, довольствуется во всех возникающих торгово-экономических блоках только статусом приглашенного участника, но не создает ничего сама [13]. Скорее всего, это происходит из-за не совсем дружелюбного отношения других стран на базе недавних событий, которые повлекли за собой широкое неодобрение и экономические барьеры в виде санкций, плюс для любой внешнеэкономической активности нужны серьезные финансовые вложения, которые сейчас Российская экономика просто не сможет осилить.
Почти единственным интеграционным образованием, имеющим существенное значение на мировой арене, и в котором Россия занимает далеко не последнее место, является Евразийский экономический союз. Этот союз близок к статусу мегарегионального.
Чтобы улучшить свои позиции на мировой арене и закрепиться в качестве интеграционной структуры, Союз должен достичь каких-либо существенных результатов в ближайшие 5 лет, за которые исследователи предрекают полную перестройку мирового рынка и его движущих сил [11]. Основным аспектом функционирования ЕАЭС является торговля товарами, следовательно, ставки должны делаться именно на нее, однако за все время деятельности Союза объем внутренних торгов между странами особо не увеличился, а внешние отношения с третьими странами все продолжают развиваться, что говорит о возможной дезинтеграции Союза.
Таким образом, Союз на данный момент не является самодостаточным рынком, однако его потенциал в сфере производства и логистики вполне мог бы послужить хорошей базой для становления Союза главным связующим звеном между странами Европы и АТР. Для этого необходима активная деятельность по переговорам со странами Запада и Востока одновременно. Однако в данный момент активным действиям в этом направлении мешают такие мощные новообразования, как Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнерства, которые повлекут за собой большие изменения в расстановке сил и приоритетов на рынке международной торговли.
Если второе партнерство мы пока можем не учитывать в связи с его относительной абстрактностью и возможностью непринятия странами ЕС, то игнорировать возможное влияние первого на данном этапе его успешной ратификации невозможно.
По оценкам одних ученых, для стран ЕАЭС деятельность ТТП может вылиться в незначительное снижение ВВП, но не вызвать особо крупных потерь в показателях (табл. 1).
Таблица 1 – Влияние ТТП на ВВП некоторых стран ЕАЭС [12]
Страна |
Краткосрочная перспектива |
Долгосрочная перспектива |
Влияние в % к ВВП |
||
РФ |
0,00 |
- 0,01 |
Беларусь |
0,02 |
0,03 |
Казахстан |
0,00 |
0,00 |
Влияние в млн. долл. |
||
РФ |
- 49,6 |
- 65,6 |
Беларусь |
10,9 |
14,3 |
Казахстан |
- 0,6 |
- 0,8 |
В таблице представлены сравнительно незначительные изменения в величине ВВП для всех рассматриваемых стран, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. Особенно крупные размеры потерь в ВВП связаны с Российской Федерации, незначительные – у Казахстана. Для Беларуси влияние ТТП является даже положительным.
Также функционирование ТТП приведет к определенным изменениям в структуре экпортно-импортных операций стран-участниц Евразийского экономического союза с группировкой ТТП и третьими странами, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, повлияв на размер показателей совокупного экспорта (табл. 2).
Таблица 2 – Влияние ТТП на экспортно-импортную структуру торговли стран ЕАЭС [3]
Влияние на экспорт |
|||||
Совокупный экспорт |
Экспорт в ТТП |
Экспорт в остальные страны |
|||
КП |
ДП |
КП |
ДП |
КП |
ДП |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,03 |
- 0,01 |
- 0,01 |
Влияние на импорт |
|||||
Совокупный импорт |
Импорт из ТТП |
Импорт из остальных стран |
|||
КП |
ДП |
КП |
ДП |
КП |
ДП |
- 0,01 |
0,00 |
0,04 |
0,12 |
- 0,01 |
- 0,02 |
В таблице 2 приводится отрицательное, но незначительное влияние ТТП на объемы экспорта и импорта третьих стран. В совокупности же эти показатели остаются практически без изменений. В долгосрочной перспективе немного увеличится импорт стран ЕАЭС из регионов ТТП.
Также можно рассмотреть влияние ТТП на конкретные отрасли российской экономики (табл.3).
Таблица 3 – Влияние ТТП на отраслевой сектор РФ [12]
|
Экспорт |
Выпуск |
Потребление |
|||
КП |
ДП |
КП |
ДП |
КП |
ДП |
|
С/х, лесное и рыбное хозяйство |
- 0,7 |
- 0,5 |
- 0,01 |
- 0,01 |
- 0,01 |
0,0 |
Минералы |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Мясо |
- 1,0 |
- 1,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Молочные продукты |
- 0,9 |
- 0.7 |
- 0,2 |
- 0,1 |
- 0,1 |
0,0 |
Другая пищевая промышленность |
0,1 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Текстиль |
0,1 |
0,1 |
- 0,1 |
- 0,2 |
0,0 |
0,1 |
Одежда |
0,1 |
0,2 |
- 0,1 |
- 0,2 |
0,0 |
0,1 |
Изделия из дерева, бумага |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Продукты переработки минералов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Химические, резиновые и пластиковые изделия |
- 0,6 |
- 0,6 |
- 0,3 |
- 0,3 |
- 0,1 |
0,0 |
Металлургия |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Автотранспортные средства и запчасти |
- 0,1 |
- 0,1 |
0,0 |
- 0,1 |
0,0 |
0,1 |
Электронное оборудование и машины |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
Другие обрабатывающие производства |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Услуги |
0,2 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Транспортные услуги |
0,6 |
0,7 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
Из данных таблицы 3 заметно, что деятельность ТТП никак не затронет минеральную отрасль, отрасль продуктов переработки минералов и металлургию, зато вызовет отрицательные последствия в структуре экспорта сельскохозяйственной, молочной, мясной и химической отраслях. Это объясняется более выгодным взаимодействием стран ТТП в рамках собственного партнерства. Например, теперь знаменитая молочная продукция Новой Зеландии станет более доступной в связи с отменой торговых барьеров. Улучшения в показателях экспорта транспортных услуг как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах могут быть объяснены раскрытием и дальнейшим развитием потенциала рынка российских перевозок [2].
Помимо этого, некоторые исследования выявляют для России дополнительные положительные последствия от формирования ТТП. В основном они связаны с улучшением инвестиционного климата и условий работы на рынках развивающихся стран, которых в силу членства в Партнерстве должны будут провести некоторые внутренние реформы в соответствии с обязательствами по соглашения. Такие реформы могут коснуться рынков Малайзии, Перу и Чили [1].
Также ТТП может открыть некоторые возможности для российских предприятий в силу одновременно близкого сотрудничества Вьетнама с ЕАЭС и ТТП. Год назад между странами ЕАЭС и Вьетнамом было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли на территориях, а такое соглашение вполне может дать толчок к встраиванию российской продукции в цепочку поставок от Вьетнама к странам ТТП.
Совсем недавно стало известно об отказе Таиланда присоединяться к Тихоокеанскому партнерству. Вместо этого страна готовит заявление на вступление в ЕАЭС. По заявлениям властей страны решение было принято на основе взвешенного подсчета выгод от присоединения к одному и второму блоку, и склонилось на сторону стран СНГ из-за больших выгод, которые на данный момент не оглашают. Это сотрудничество не только может принести России значительные выгоды, но также и обернуться большими потерями для США, так как в настоящее время Таиланд является одним из главных и основных торговых партнеров Штатов. Так, королевство экспортировало туда около 22,3% своих товаров, среди которых можно выделить сырье, топливо и потребительские продукты. Взамен же импортировало 14% от общего количества американских товаров. В целом же страна ввозит товары на сумму 152 млн. долл. ежегодно, что могло сделать ее для США масштабной торговой площадкой.
Теперь же Таиланд переориентировал свою экономику в сторону России и ЕАЭС, что становится препятствием на пути США к «захвату» торговых рынков мира. Основными выгодами для России от сотрудничества с новым союзником могут стать:
- выгодные инвестиции в экономику Таиланда, привлекательные из-за дешевой рабочей силы королевства;
- экспорт инновационных продуктов в Таиланд, что объясняется высокой степенью заинтересованности страны в новых технологиях из-за экономической стратегии, направленной на реализацию крупных инфраструктурных проектов.
В целом же оценка тесного сотрудничества Таиланда со странами ЕАЭС представляется положительной, причем для всех сторон, включая Россию, которая является самым привлекательным торговым партнером среди участников союза за счет размаха своей экономики [6].
Касаясь выгод для экономики Российской Федерации, можно затронуть тему китайского Нового Шелкового пути, к которому она непосредственно причастна [20]. У данного сотрудничества есть и отрицательные стороны, которые будут рассмотрены, но также нельзя отрицать и наличие очевидных преимуществ, которые изначально так обнадежили российских экономистов.
Одним из таких на долгосрочную перспективу является сам факт участия России в таком масштабном проекте, который впоследствии может полностью переформировать расстановку сил на мировом рынке. Также нельзя не заметить хорошую инвестиционную обеспеченность этой интеграции, чего нельзя сказать о том же ЕАЭС. Тем более, с учетом создания Фонда Шелкового пути, который нацелен на сбор крупных сумм в пользу проекта.
Говоря о краткосрочной перспективе, можно выделить очевидное противостояние этого проекта намечающимся партнерствам с западной стороны, хотя многие ученые считают, что Китай в скором времени тоже примкнет к активным действиям США, хотя на данный момент правила торговли Америки его не устраивают. Также власти КНР не видят ни в одном партнерстве Штатов угрозы или вызова для себя [8].
Таким образом, Россия от участия в мегарегиональной интеграции имеет как очевидные выгоды, среди которых расширение сферы влияния, укрепление экспортных позиций, развитие сельского хозяйства [17, 18], модернизация экономики и улучшение инвестиционного климата в стране [19], так и более скрытые угрозы и риски.
Основные угрозы и риски для экономики России в условиях интенсивного развития процессов интеграции несет наличие следующих факторов:
- стремительное и опережающее развитие новых зарубежных промышленных кластеров [15] и экономических центров, а именно Китая, который занимает одну из доминирующих позиций на рынках товаров и финансов;
- усиление инновационной активности [16], вызывающей постоянную перестройку структуры хозяйства и повышение качества жизни, а также решение актуальных проблем социальной и экологической сферы развитых и развивающихся стран [21];
- замедление развития экономик стран-партнеров, ведущее к снижению спроса на товары российского экспорта;
- потеря лидерского положения в сфере энергетического развития на рынках региона из-за усиления конкуренции на мировом пространстве.
Все вышеперечисленные риски усиливаются за счет их сильной взаимосвязи друг с другом.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления