INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Информативность в расчетах и процедурах

Informativeness in calculations and procedures



УДК 378.167

13.04.18 13:38
4386

Выходные сведения: Никишина В.Б., Петраш Е.А. Информативность в расчетах и процедурах // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/tech/informativnost-v-raschetakh-i-prots/

Авторы:
Никишина В.Б.1, Петраш Е.А.2

1 д.психол.н., заведующий кафедрой психологии здоровья и коррекционной психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация (305000 Россия г. Курск, ул. К.Маркса, д.3), vbnikishina@mail.ru
2к.психол.н., доцент кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация (305000 Россия г. Курск, ул. К.Маркса, д.3), petrash@mail.ru

Authors:
Nikishina V.B.1, Petrash E.A.2

1 d.psihol.n., head of the Department of Psychology of Health and Correctional Psychology, FGBOU VO "Kursk State Medical University" of the Ministry of Health of Russia, Kursk, Russian Federation (305000 Russia Kursk, K. Marksa St., 3), vbnikishina@mail.ru
2k.psihol.n., associate Professor of the Department of Psychology of Health and Correctional Psychology, FGBOU VO "Kursk State Medical University", Ministry of Health of the Russian Federation, Kursk, Russian Federation (305000 Russia Kursk, K.Marksa St., 3), petrash@mail.ru

Ключевые слова: информативность, образовательный ресурс, электронный образовательный ресурс, видеолекция

Keyword: nformativity, educational resource, electronic educational resource, video lecture

Аннотация: Представленная статья посвящена изучению проблемы количественной оценки информативности, которая выступает одним из критериев оценки качества информационного содержания. В условиях интенсивного расширения информационного пространства, в том числе и за счет новых образовательных и других информационных ресурсов (например, сайтов), предъявляются все новые требования к методам и технологиям оценки качества информационного содержания. В связи с чем возникает вопрос о том, как обеспечить максимальную информативность при минимизации усилий (временных и трудозатрат).

В результате исследования четырех видеолекций разной длительности достоверно установлено, что количество предложений, имеющих высокую семантическую нагрузку (вне зависимости от типа содержащихся ключевых слов), в долевом распределении от общего количества предложений является соотносительным. Вне зависимости от хронологической длительности видеолекций, предложения, максимально насыщенные высокочастотными ключевыми словами, представлены в основной их части. Распределение предложений, содержащих ключевые слова, которые максимально отражают предметно-объективные характеристики темы, во всех анализируемых стенограммах преобладают в начальной и в завершающей частях. Таким образом, стенограммы всех представленных видеолекций с длительностью от 15 до 60 минут характеризуются целостностью и равномерностью распределения семантического ядра в центральной (основной) части видеолекции.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что представленная процедура расчета позволяет оценивать информативность электронных образовательных ресурсов с точки зрения возможности оптимизации как трудозатрат на их создание, так и минимизации временных затрат с сохранением высокой информативности. Рассматривая информативность в качестве критерия качества конечного результата, представленная процедура расчета может применяться в образовательной, организационно-управленческой, экономической деятельности.

Annotation: The article is devoted to the study of the problem of quantitative assessment of informativeness, which is one of the criteria for assessing the quality of information content. In the conditions of intensive expansion of the information space, including through new educational and other information resources (for example, sites), new requirements for methods and technologies for assessing the quality of information content are presented. In this connection, the question arises as to how to ensure maximum informativeness while minimizing efforts (time and effort).

As a result of the study of four video lections of different duration, it was reliably established that the number of sentences having a high semantic load (regardless of the type of contained keywords) in the distribution of shares from the total number of sentences is correlative. Regardless of the chronological duration of the video lectures, the sentences that are most saturated with high-frequency keywords are presented in the main part. The distribution of sentences containing keywords that maximally reflect the object-objective characteristics of the topic, in all the analyzed transcripts prevail in the initial and the final parts. Thus, the transcripts of all presented video lections with a duration of 15 to 60 minutes are characterized by the integrity and uniformity of the distribution of the semantic core in the central (main) part of the video lecture.

The practical significance of the obtained research results is that the presented calculation procedure allows to evaluate the informative value of electronic educational resources from the point of view of the possibility of optimizing both labor costs for their creation and minimizing time costs while maintaining high informativeness. Considering informativeness as a criterion of the quality of the final result, the presented calculation procedure can be applied in educational, organizational, managerial, economic activities.

Информативность в расчетах и процедурах

Введение

Интенсивное расширение информационного пространства, в том числе и за счет новых образовательных и других информационных ресурсов (например, сайтов), предъявляет все новые требования к методам и технологиям оценки качества информационного содержания. Одним из критериев оценки качества информационного содержания выступает информативность, которая представляет собой выраженное в соответствующих единицах измеренное количество информации, предлагаемое обучающемуся для усвоения [8, 9, 14, 15, 16]. В качестве единицы измерения информативности выступает информационная емкость, максимально возможное количество условных единиц, характеризующих сообщение, которое может вместить данный носитель информации.

Информация, представляющая собой совокупность сведений, об объектах и явлениях, их параметрах, свойствах и состоянии, которые могут быть восприняты, характеризуется рядом свойств. Во-первых, информация приносит знания об окружающем мире, которых в рассматриваемой точке пространства не было до ее получения. Во-вторых, информация не материальна и представляет собой неотъемлемое свойство материи, которое не подчиняется законам сохранения, подобным законам сохранения массы и энергии. В-третьих, информация проявляется в виде материальных носителей - символов (буквы, цифры, изображения) и сигналов (динамические процессы, т.е. изменяющиеся во времени или пространстве значения любой физической величины). В-четвертых, информация может содержаться как в отдельных символах, так ив их взаимном расположении.

В свете выше сказанного возникает вопрос о том, как обеспечить максимальную информативность при минимизации усилий (временных и трудозатрат). Именно информативность выступает в как критерий качества результата применительно как к электронным, так и к не электронным образовательным ресурсам [4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13], содержательной наполненности информационных сайтов [8] и других ресурсов, содержащих информацию.

В современной науке существуют четыре основных подхода к количественной оценке информативности: синтаксический, семантический, прагматический (включая теоретико-игровое и алгоритмическое направления) и хронометрический подходы. В рамках семантического, синтаксического и прагматического подходов количественная оценка показателей информативности осуществляется через расчет логорифмической зависимости (таблица 1). В рамках хронометрического подхода оценка информативности осуществляется через расчет хронометрических показателей содержания информации.

Предлагаемая процедура расчета информативности как критерия качества конечного результата может применяться в образовательной, организационно-управленческой, экономической деятельности.




Таблица 1

Подходы к измерению информативности




Алгоритмизацию процедуры расчета информативности представим на примере электронных образовательных ресурсов – видеолекций, представляющих собойтип учебного занятия (лекции), предназначенный для передачи обучающимся содержания отдельных вопросов преподаваемой дисциплины с целью формирования представлений и реализуемый с использованием различных видеотехнологий с трансляцией видеоматериала на экран, мониторы компьютеров либо интерактивную доску [1, 17, 18, 19, 20].

Методологическим основанием представляемой процедуры расчета информативности выступили положения семантического и хронометрического подходов, что позволяет установить соответствие распределения семантических единиц в хронологической длительности электронного образовательного ресурса [2,3].

Материал и методы

Реализация процедуры расчета информативности видеолекций осуществлялась на примере анализа записи четырех видеолекций по дисциплинам гуманитарного профиля, размещенные в открытом доступе на базах информационно-образовательных платформ «YouTube» и «Univertv.ru»: видео №1 (длительностью 15 минут), видео №2 (продолжительностью 30 минут), видео №3 (продолжительностью 45 минут) и видео №4 (продолжительностью 60 минут).

Процедура расчета информативности включала в себя пять этапов: 1) составление стенограммы; 2) расчет общего количества предложений; 3) определение ключевых слов двух типов (высокочастотные ключевые слова – наиболее часто встречающиеся в тексте слова; ключевые слова, которые максимально отражают предметно-объектные характеристики темы); 4) расчет долевого распределения предложений, содержащих ключевые слова (для каждого типа ключевых слов отдельно), и вообще не содержащих ключевые слова; 5) оценка распределения ключевых слов двух типов в общей хронологической протяженности видеолекции.

Начальным этапом процедуры расчета информативности электронного образовательного ресурса является составление стенограммы (текста дословной записи устной речи с использованием метода стенографии). Единицей анализа стенограммы является предложение.

Объективизируя процедуру расчета, эмпирическим путем установлено, что информативность видеолекции является высокой, если соблюдается неравенство:

 где

Dч– доля предложений, содержащих высокочастотные ключевые слова; Dпо – доля предложений, содержащих ключевые слова, отражающие предметно-объектные характеристики темы;Dо – доля предложений, в которых отсутствуют ключевые слова.

Результаты и обсуждение

В результате анализ четырех видеолекций разной длительности установлено, что количество предложений, имеющих высокую семантическую нагрузку (вне зависимости от типа содержащихся ключевых слов), в долевом распределении от общего количества предложений является соотносительным (Таблица 2).

Таблица 2

Количественные характеристики информативности видеолекций

Расчетные показатели информативности

Видео №1

(15 мин. 20 сек)

Видео №2

(31 мин. 40 сек)

Видео №3

(45 мин. 11 сек)

Видео №4

(59 мин. 05 сек)

Общее количество предложений

49

102

161

212

Количество высокочастотных ключевых слов

28

44

57

76

Количество ключевых слов, соответствующих предметно-объектным характеристикам темы

16

26

39

51

Количество предложений, содержащих высокочастотные ключевые слова

33

67

108

142

Количество предложений, содержащих ключевые слова, соответствующие предметно-объектным характеристикам темы

31

62

97

129

Количество предложений, не содержащих ключевых слов

14

29

46

57

 

Анализируя семантическую наполненность текста видеолекции через расчет общего количества ключевых слов, достоверно установлено, что все анализируемые видеолекции вне зависимости от их длительности характеризуются преобладанием высокочастотных ключевых слов в сравнении с ключевыми словами, характеризующими соответствие предметно-объектным характеристикам темы (Рис. 1).


Рис. 1. Показатели частоты встречаемости ключевых слов в стенограммах электронных образовательных ресурсов

Преобладание количества высокочастотных ключевых слов над ключевыми словами, отражающими объектно-предметные характеристики темы видеолекции, во всех представленных стенограммах (видео №1, видео №2, видео №3, видео №4) позволяет сделать вывод о том, что не все высокочастотные ключевые слова отражают семантическое содержание видеолекции.

Оценка долевого распределения предложений, содержащих и не содержащих ключевые слова, осуществлялась по двум типам ключевых слов: доля предложений, содержащих высокочастотные ключевые слова в тексте стенограммы, от общего количества предложений в стенограмме; доля предложений, содержащих ключевые слова, которые максимально отражают предметно-объективные характеристики темы, от общего количества предложений (Рис. 2).

Полученные данные свидетельствуют о том, что доля предложений, содержащих высокочастотные ключевые слова, вне зависимости от хронологической протяженности видеолекции составляет 65%-67%. Доля предложений, содержащих ключевые слова, отражающих предметно-объектные характеристики темы, во все четырех анализируемых видеолекциях превышает 60%. Осуществляя статистическую оценку значимости различий показателей частоты встречаемости предложений, содержащих ключевые слова (расчет осуществлялся методом попарного сравнения с использованием критерия φ – Фишера, р<0,05), достоверно установлено, что доля предложений, содержащих как высокочастотные ключевые слова (р=0,129), так и ключевые слова, отражающие предметно-объектные характеристики темы (р=0,338), значимо не отличаются. При этом, доля предложений, в которых полностью отсутствуют ключевые слова (как высокочастотные, так и отражающие предметно-объектные характеристики темы), вне зависимости от хронологической длительности видеолекции, колеблется в диапазоне от 26,9% (видео №4) до 28,6% (видео №1). Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что вне зависимости от хронологической длительности видеолекции их семантическая наполненность значимо не отличается.




Рис. 2. Диаграммы долевого распределения предложений стенограмм электронных образовательных ресурсов, содержащих ключевые слова



Заключительным этапом процедуры расчета информативности электронных образовательных ресурсов осуществлялась оценка распределения ключевых слов в общей хронологической протяженности видеолекции, характеризующего семантическое ядро информативности (Рис. 3).



Рис. 3. Показатели динамики распределения предложений, содержащих ключевые слова, в содержании электронных образовательных ресурсов (видеолекции)

Полученные результаты свидетельствуют о том, что вне зависимости от хронологической длительности видеолекций, предложения, максимально насыщенные высокочастотными ключевыми словами, представлены в основной части видеолекции. При этом распределение предложений, содержащих ключевые слова, которые максимально отражают предметно-объективные характеристики темы, во всех видеолекциях преобладают в начальной части и в завершающей.

Таким образом, стенограммы всех представленных видеолекций с длительностью от 15 до 60 минут характеризуются целостностью и равномерностью распределения семантического ядра в центральной (основной) части видеолекции.  

Выводы

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что представленная процедура расчета позволяет оценивать информативность электронных образовательных ресурсов с точки зрения возможности оптимизации как трудозатрат на их создание, так и минимизации временных затрат с сохранением высокой информативности. Процедура расчета информативности при осуществлении выбора наиболее эффективных образовательных ресурсов, ориентирована следующие критерии: качество, доступность, измеряемость и воспроизводимость.

Рассматривая информативность в качестве критерия качества конечного результата, представленная процедура расчета может применяться в образовательной, организационно-управленческой, экономической деятельности.



Библиографический список


1. Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Технология создания электронных средств обучения// 2012. – http://uu.vlsu.ru/ffles/Tekhnologija_sozdanija_EHSO.pdf (Дата обращения 17.02.2017).
2. Буран А.Л. К вопросу об основных лингвистических характеристиках технического текста // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – №4 (119). – С. 97-99
3. Величко М.А. Информационная насыщенность как необходимое условие для успешного речевого воздействия в рекламном дискурсе // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. – №3 (180). – С. 9-13.
4. Виштак, О. В. Особенности формирования информационно-методического сопровождения дополнительного образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2013. – № 2(22). – С. 100-102.
5. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения
6. Дышленко С. Г. Развитие информатики. Образовательные ресурсы и технологии. Изд: Московский университет им. С.Ю. Витте. – 2015. – № 2. – С. 71-77
7. Гольдин А. Образование 2.0: взгляд педагога // Компьютерра Online: электрон. журн. [Электронный ресурс] / URL: http://www.computerra.ru/readitorial/393364/
8. Ежова Т.В., Мошкова Л.В. Оценка информативности интернет-сайтов для специалистов в области фармации // Фармация. – 2011. – №2. – С. 50-52
9. Железовский Б.Е., Белов Ф.А. Определение информативности учебного материала как метод семантико-прагматической теории информации//Научно-практич. журнал «Приволжский научный вестник». 2011. № 1. С.71-76.
10. Зайцева О.В. Формирование электронных образовательных ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии. – 2016. – №4 (16). – С. 21-27.
11. Ибрагимова Л.А., Скобелева И.Е. Электронные образовательные ресурсы как важный элемент обеспечения качественной подготовки будущих специалистов среднего звена // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 16-20.
12. Кислов А.Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. – 2018. – 20(1). – С.54-74. DOI:10.17853/1994-5639-2018-1-54-74
13. Кислов А. Г. Об опережающем профессиональном образовании в условиях роста социально-экономической мобильности // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – № 1. – С. 80-88. DOI: 10.21510/1817-3292-2017-1-80-88.
14. Кожевникова Т.В., Фалеева Е.В. Расширение информационного пространства школьной образовательной системы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 446.
15. Колесникова С.И. Методы анализа информативности разнотипных признаков // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – №1 (6). –С. 69-80
16. Косова М.В. Информативность документного текста: лингвистические критерии меры // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание – 2013. – №3 (19). – С. 85-89
17. Никишина В.Б., Запесоцкая И.В., Кузнецова А.А. Технология создания видеолекций: мифы и реальность // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – С. 140.
18. Природова О.Ф., Никишина В.Б., Кузнецова А.А. Моделирование системы непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. –2017. – № 2 (26). – С. 60-68.
19. Свистунов А.А., Никишина В.Б., Кузнецова А.А. Интерактивные эффекты видеолекций в пространстве электронного обучения в высшей школе // Профессиональное образование в России и за рубежом. –2017. –№ 3 (27). – С. 136-142.
20. Ядровская М.В. О дидактическом качестве электронных лекций // Образовательные технологии и общество. – 2015. – Т. 18. – № 3. – С. 380-396.


References


1. Belyaev M. I., Grinshkun V. V., Krasnova G. A. Tekhnologiya sozdaniya elektronnykh sredstv obucheniya. 2012. http://uu.vlsu.ru/ffles/Tekhnologija_sozdanija_EHSO.pdf (Data obrashcheniya 17.02.2017).
2. Buran A.L. K voprosu ob osnovnykh lingvisticheskikh kharakteristikakh tekhnicheskogo teksta. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. No 4 (119). Pp. 97-99
3. Velichko M.A. Informatsionnaya nasyshchennost' kak neobkhodimoe uslovie dlya uspeshnogo rechevogo vozdeystviya v reklamnom diskurse. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. No 3 (180). Pp. 9-13.
4. Vishtak, O. V. Osobennosti formirovaniya informatsionno-metodicheskogo soprovozhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus». 2013. No 2(22). Pp. 100-102.
5. GOST R 53620-2009 Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Elektronnye obrazovatel'nye resursy. Obshchie polozheniya
6. Dyshlenko S. G. Razvitie informatiki. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. Izd: Moskovskiy universitet im. S.Yu. Vitte. 2015. No 2. Pp. 71-77
7. Gol'din A. Obrazovanie 2.0: vzglyad pedagoga. Komp'yuterra Online: elektron. zhurn. [Elektronnyy resurs] URL: http://www.computerra.ru/readitorial/393364/
8. Ezhova T.V., Moshkova L.V. Otsenka informativnosti internet-saytov dlya spetsialistov v oblasti farmatsii. Farmatsiya. 2011. No 2. Pp. 50-52
9. Zhelezovskiy B.E., Belov F.A. Opredelenie informativnosti uchebnogo materiala kak metod semantiko-pragmaticheskoy teorii informatsii. Nauchno-praktich. zhurnal «Privolzhskiy nauchnyy vestnik». 2011. No 1. Pp.71-76.
10. Zaytseva O.V. Formirovanie elektronnykh obrazovatel'nykh resursov. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. 2016. No 4 (16). Pp. 21-27.
11. Ibragimova L.A., Skobeleva I.E. Elektronnye obrazovatel'nye resursy kak vazhnyy element obespecheniya kachestvennoy podgotovki budushchikh spetsialistov srednego zvena. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. No 3. Pp. 16-20.
12. Kislov A.G. Ot operezhayushchego k transprofessional'nomu obrazovaniyu. Obrazovanie i nauka. 2018. No 20(1). Pp. 54-74. DOI:10.17853/1994-5639-2018-1-54-74
13. Kislov A. G. Ob operezhayushchem professional'nom obrazovanii v usloviyakh rosta sotsial'no-ekonomicheskoy mobil'nosti. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana. 2017. No 1. Pp. 80-88. DOI: 10.21510/1817-3292-2017-1-80-88.
14. Kozhevnikova T.V., Faleeva E.V. Rasshirenie informatsionnogo prostranstva shkol'noy obrazovatel'noy sistemy. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. No 2. Pp. 446.
15. Kolesnikova S.I. Metody analiza informativnosti raznotipnykh priznakov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. No 1 (6). Pp. 69-80
16. Kosova M.V. Informativnost' dokumentnogo teksta: lingvisticheskie kriterii mery. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Yazykoznanie 2013. No 3 (19). Pp. 85-89
17. Nikishina V.B., Zapesotskaya I.V., Kuznetsova A.A. Tekhnologiya sozdaniya videolektsiy: mify i real'nost'. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017. No 4. Pp. 140.
18. Prirodova O.F., Nikishina V.B., Kuznetsova A.A. Modelirovanie sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya prepodavateley meditsinskogo vuza. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017. No 2 (26). Pp. 60-68.
19. Svistunov A.A., Nikishina V.B., Kuznetsova A.A. Interaktivnye effekty videolektsiy v prostranstve elektronnogo obucheniya v vysshey shkole. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017. No 3 (27). Pp. 136-142.
20. Yadrovskaya M.V. O didakticheskom kachestve elektronnykh lektsiy. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo. 2015. T. 18. No 3. Pp. 380-396.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления