При внедрении электронного обучения в ННГАСУ выбор системы дистанционного обучения осуществляется между Moodle [1] и Tandem e-Learning на базе Sakai. Как показал анализ технических характеристик, системы отличаются незначительно. Вследствие этого возникла потребность в проведении подробного сравнительного анализа функциональных возможностей данных систем. В результате необходимо рассмотреть и сравнить между собой механизмы ролей, пользовательский интерфейс, структуру и основные элементы курсов, а также систему тестирования и отчетности.
Сравнение ролей пользователей.
Роли пользователей в обеих системах практически аналогичны, единственным отличием является наличие в СДО Moodle роли «Создатель курса», позволяющей создавать курсы и обучать в них.
Сравнение профиля пользователей.
Профиль пользователя в Moodle позволяет получить полную информацию о пользователе, в том числе в каких курсах он задействован, отредактировать личную информацию и изменить пароль, получить последние сообщения из форума, просмотреть блог, записи, свои роли и полный отчет о деятельности [2]. Кроме того, пользователи имеют возможность обмениваться сообщениями онлайн и просмотреть свой список контактов. В Tandem e-Learning в профиле пользователя доступна основная информация о пользователе, можно просмотреть список контактов, а также ограничить доступ к личным данным.
Сравнение структуры курсов.
Основное отличие курсов Moodle заключается в большом количестве блоков, предоставляющих основную информацию пользователю и располагающихся по бокам от ресурсов и элементов курса [3]. Каждый блок может быть настроен, перемещен или удален преподавателем в зависимости от целей курса. Кроме того, каждый курс в Moodle разграничен на определенное количество разделов, которые можно озаглавить и в которых можно хранить ресурсы и элементы курса [4]. В Tandem e-Learning курс организован другим образом: все элементы курса расположены в левой части и пользователь может получить информацию о том, каким именно элементом необходимо воспользоваться через объявления [5]. К недостатку интерфейса курса в Tandem можно отнести слишком большую область, отведенную для информации о курсе.
Сравнение основных функциональных возможностей.
Как показал анализ функциональных возможностей, статические элементы или ресурсы курса, в сравниваемых системах аналогичны. Также одинаковая реализация у некоторых динамических элементов, таких как: задания, форум, глоссарий, опрос, wiki-страницы, чат, база данных или обмен данными [6].
Однако, кроме вышеперечисленных элементов, СДО Moodle предлагает пользователям следующие дополнительные элементы курса:
1. «Лекция» – элемент, позволяющий организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала.
2. «Рабочая тетрадь» – конспект студента, аналог письменной контрольной работы или реферата. Основное отличие данного элемента от задания состоит в том, что время редактирования рабочей тетради не ограничено, студент может постоянно изменять свой конспект и нет необходимости завершать с ним работу.
3. «Семинар» – вид занятий, в которых студент не только выполняет собственную работу, но и оценивает результаты работы других студентов.
В Tandem e-Learning, в отличие от Moodle, каждый курс имеет автоматически сгенерированный адрес электронной почты, который можно просмотреть, используя инструмент «Архив электронной почты». Письмо, которое отправляется на электронный адрес сайта, копируется на адреса участников и владельцев сайта. Все письма, отправленные на e-mail сайта, сохраняются в архиве электронной почты.
Сравнение систем тестирования и отчетности.
В Moodle большинство элементов курса могут быть оцениваемыми. Все оценки собираются в единый журнал, который содержит удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок [7]. В Tandem e-Learning система отчетности реализована с помощью инструмента «Зачётная книжка», который используется для подсчёта и хранения информации об оценках и распространения её среди студентов в режиме реального времени.
Итоговый вывод.
В результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что Tandem e-Learning легче в изучении, поскольку интерфейс системы максимально облегчен. Справочные материалы переведены полностью, однако стоит отметить небольшое количество справочных пиктограмм и всплывающих подсказок [8].
В тоже время СДО Moodle позволяет создавать более мощные курсы, поскольку предлагает больше интерактивных элементов курса. Также, по сравнению с Tandem e-Learning, интерфейс курса в Moodle более развит: структура курса позволяет создавать в нем множество разделов, в зависимости от даты или определенной темы, в которых хранятся все созданные элементы и ресурсы. Кроме того справочные материалы представлены в большем разнообразии: в основном в виде пиктограмм и всплывающих сообщений. Однако справочные материалы переведены не в полной мере: в переводе нуждается часть справочных материалов, касающихся администрирования системы.
Таким образом, СДО Moodle предлагает больше интерактивных элементов курса и более удобный и развитый интерфейс с точки зрения функциональных характеристик [9]. Кроме того, открытость исходного кода данной системы позволяет адаптировать систему для деятельности конкретного учебного заведения.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления