INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Высокотехнологичные компании и творческий труд

High-tech companies and creative work



УДК 331.43

08.11.11 9:05
1809

Выходные сведения: Святов В.В. Высокотехнологичные компании и творческий труд // Иннов: электронный научный журнал, 2011. №4 (9). URL: http://www.innov.ru/science/tech/vysokotekhnologichnye-kompanii-i-tv/

Авторы:
В.В. Святов (доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева) 

Authors:
V.V. Svyatov (associate Professor of NSTU n. a. R. E. Alekseev)

Ключевые слова: высокотехнологичные компании, творческий труд, IT-компании, программное обеспечение, новый проект

Keyword: high-tech companies, creative work, IT-companies, software, new project

Аннотация: Ключевым понятием в таковых компаниях, вокруг которого выстраиваются организационные структуры и процессы, является «проект». Непрерывное возникновение новых проектов является условием продолжения жизни данных компаний.

Annotation: A key concept in such companies, which are built around organizational structures and processes is "project". The continual appearance of new projects is a condition of survival of these companies.

Высокотехнологичные компании и творческий труд

Когда речь идёт о высокотехнологичных компаниях чаще всего имеют ввиду IT-компании, такие как производители IT-оборудования, разработчики программного обеспечения, провайдеры доступа, контент-провайдеры и др. Предполагается высочайшая сложность их функционирования как следствие сложности используемых технологий [1]. Также известно, что успех этих компаний не мыслим без творческого, интеллектуального труда их сотрудников.

Ключевым понятием в таковых компаниях, вокруг которого выстраиваются организационные структуры и процессы, является «проект». Непрерывное возникновение новых проектов является условием продолжения жизни данных компаний [2]. При этом бывает так,  что новые проекты настолько обновляют организацию,  что  можно вести  речь о  новой организации  под  старым  названием. Всё это, безусловно, следует учитывать при решении задач организационного проектирования.

Исторически сложилось так, что степень технологичности всегда повышают в сфере рутинных процедур и процессов [3]. Это понятно: здесь заложен огромный запас временных ресурсов и повышения производительности труда.

Всегда, несколько отстранённо от производительного, находился труд творческий. Его и трудом называют не всегда. Используют такие выражения, как «озарение», «муки творчества», «талант» и т.д. В своё время Генрихом Альтшуллером была предпринята попытка снять с творческого, изобретательского труда покров загадочности. Определённые успехи по рационализации изобретательской деятельности, безусловно, были достигнуты, но до широкого использования в организационных системах дело не дошло [4].

Если речь идет об управленческих технологиях, здесь применительно к современным высокотехнологичным компаниям, добавляется огромное количество «нетрадиционных», с точки зрения классического менеджмента, проблем. Расширяются и видоизменяются такие ключевые понятия, как «организационная структура», «управление персоналом», «собственность», «организационная культура», «организационные границы» и др. И всё же, несмотря на тенденции ухода от сложившегося понятия «организация» с атрибутами статичности, стабильности, структурной управляемости, основной движущей силой в ней являются люди [5]. Наиболее точная характеристика для людей в организации – это культура, и она должна быть творческой и развивающей. Только в определённой атмосфере в головах (и сердцах) людей способны рождаться новые идеи.

Многие компании (осознанно или нет) делают ставку на фактор конкуренции. Действительно, решения должны приниматься быстро и качественно. Конкуренция иногда позволяет «держать» людей на уровне здорового стресса, когда ресурсы организма используются по максимуму. Однако здесь есть определённые ловушки. Во-первых, эти процессы вносят деструктивные элементы в организацию. Во-вторых, для решения сложных проблем нужен интегральный интеллект, а в данном случае, человек будет закрываться в рамках своей индивидуальности [6, 7].

Огромное значение имеет момент мотивации людей к творческому труду. Вопросы хорошего заработка как важный фактор мотивации остаются, но не следует забывать, что функционирование высокотехнологичных компаний сопряжено с огромным риском [8]. Здесь могут быть и головокружительные взлеты, и смертельные падения. Нельзя забывать и о кризисном характере экономики в целом, поэтому устанавливать высокие заработные платы за творческий труд фирма не всегда может себе позволить.

В природе человека заложено стремление к свершению чего-то важного. Если этого не происходит, возникают сомнения, решаются вопросы смысла конкретной деятельности и жизни в целом. Как правило, эти вещи носят деструктивный характер. Продукт высокотехнологичных компаний, практически всегда «скоропортящийся». Приобретение опыта (индивидуального и коллективного) в какой-то мере может рассматриваться как мотивирующий фактор. Данный опыт вполне можно назвать интеллектуальным капиталом.

В современных компаниях популярно в качестве стимула к труду использовать страхи и тревоги людей. Эффективность такого подхода весьма сомнительна. Страхами и тревогами можно разбудить какую угодно энергию в человеке, но только не творческую. Кроме того, на уровне коллективного бессознательного создаётся такая организационная атмосфера, которая непременно рано или поздно погубит и саму организацию.

Отдельный вопрос - управление творческими личностями, так как сложно «вписать» неординарную личность в официальные структуры. Тема эта хорошо известна руководителям креативных подразделений. Может быть выходом здесь будет перенесение акцента со структурных на бесструктурные способы управления [9].

В плане повышения «массовости» творческой деятельности не стоит недооценивать различные программы по развитию творческого потенциала сотрудников. Заметить их эффективность вполне возможно. Не следует только забывать, что творчество - это прорыв в неизвестное, а не копирование и не перестановка старых элементов на новый лад.

Подводя итог следует отметить, что немаловажным условием успеха высокотехнологичных компаний является плодотворный творческий труд их сотрудников [12, 13]. В свою очередь, можно сам творческий труд и создание благоприятных условий для него можно рассматривать как пример высоких управленческих технологий.



Библиографический список


1. Диваева Э.А. Высокотехнологичные компании на рынке инноваций и инвестиций // Интеграл. 2011. № 1. С. 58-59.

2. Шатохин К.С., Нежурина М.И., Ермолкевич А.А., Исаев И.М. Анализ конкурентоспособности высокотехнологичных организаций: практический аспект // Экономика в промышленности. 2011. № 2. С. 36-45.

3. Лаптев А.А. Бизнес-образование России: альтернативы процесса и результатов // Актуальные проблемы Европы. 2010. № 1. С. 190-209.

4. Иванов Е.С. Консолидация бизнеса компаний в области высоких технологий: теория и практика на примере наноиндустрии // Вестник Московского университета. Серия 24: Менеджмент. 2011. № 2. С. 112-127.

5. Беляев О.Г., Корнилов Д.А. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2011. № 3 (88). С. 281-288.

6. Кильдюшевский М.В. Информационные ресурсы как фактор повышения конкуренции // Конкурентоспособность. Инновации. Финансы. 2011. № 1. С. 45-47.

7. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах // сборник практических инструментов / Наталья Самоукина. Москва, 2011. Сер. HR-библиотека

8. Алехина О.Ю. Мотивация персонала как важнейший фактор совершенствования системы роста промышленного производства // Транспортное дело России. 2011. № 5. С. 44-46.

9. Надежда Николаевна Павелко, Мотивация трудовой деятельности // монография / Н. Н. Павелко. Краснодар, 2011. 

10. Джим Коллинз. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет… // перевод с английского / Джим Коллинз ; [пер. П. Павловского]. Москва, 2010. Сер. Библиотека X5 Retail  Group

11. Зайцев Д.А. Инновационные технологии в Интернет для бизнеса // Интернет и инновации: практические вопрсосы информационного обеспечения инновационной деятельности. Материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2008. С. 54-56.

12. Зайцев Д.А. Оценка эффективности интернет-рекламы / Д.А. Зайцев и др. // Актуальные аспекты экономики, менеджмента и инноваций: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции; НГТУ им. Р. Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2010. С. 30-38.


References


1. Divaeva Je.A. Vysokotehnologichnye kompanii na rynke innovacij i investicij Integral. 2011. No 1. P. 58-59.

2. Shatohin K.P., Nezhurina M.I., Ermolkevich A.A., Isaev I.M. Analiz konkurentosposobnosti vysokotehnologichnyh organizacij: prakticheskij aspekt Jekonomika v promyshlennosti. 2011. No 2. P. 36-45.

3. Laptev A.A. Biznes-obrazovanie Rossii: al'ternativy processa i rezul'tatov Aktual'nye problemy Evropy. 2010. No 1. P. 190-209.

4. Ivanov E.P. Konsolidacija biznesa kompanij v oblasti vysokih tehnologij: teorija i praktika na primere nanoindustrii Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 24: Menedzhment. 2011. No 2. P. 112-127.

5. Beljaev O.G., Kornilov D.A. METODIKA KOMPLEKSNOJ OCENKI INNOVACIONNOGO POTENCIALA REGIONA Trudy NGTU im. R.E. Alekseeva. 2011. No 3 (88). P. 281-288.

6. Kil'djushevskij M.V. Informacionnye resursy kak faktor povyshenija konkurencii Konkurentosposobnost'. Innovacii. Finansy. 2011. No 1. P. 45-47.

7. Samoukina N.V. Jeffektivnaja motivacija personala pri minimal'nyh zatratah sbornik prakticheskih instrumentov . Natal'ja Samoukina. Moskva, 2011. Ser. HR-biblioteka

8. Alehina O.Ju. Motivacija personala kak vazhnejshij faktor sovershenstvovanija sistemy rosta promyshlennogo proizvodstva Transportnoe delo Rossii. 2011. No 5. P. 44-46.

9. Nadezhda Nikolaevna Pavelko, Motivacija trudovoj dejatel'nosti monografija . N. N. Pavelko. Krasnodar, 2011.

10. Dzhim Kollinz. Ot horoshego k velikomu. Pochemu odni kompanii sovershajut proryv, a drugie net… perevod s anglijskogo . Dzhim Kollinz ; [per. P. Pavlovskogo]. Moskva, 2010. Ser. Biblioteka X5 Retail Group

11. Zajcev D.A. Innovacionnye tehnologii v Internet dlja biznesa Internet i innovacii: prakticheskie voprsosy informacionnogo obespechenija innovacionnoj dejatel'nosti. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – Saratov, 2008. P. 54-56.

12. Zajcev D.A. Ocenka jeffektivnosti internet-reklamy . D.A. Zajcev i dr. Aktual'nye aspekty jekonomiki, menedzhmenta i innovacij: Tezisy dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; NGTU im. R. E. Alekseeva. – N. Novgorod, 2010. P. 30-38.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления