INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Анализ планов мероприятий по устранению неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) субъектов Российской Федерации

Cancellation (removal) of tax benefits and improvement of reduced tax rates as reserves for the growth of tax income from subjects of the Russian Federation



УДК 336.22:332

24.11.17 15:43
1614

Выходные сведения: Ольховик В.В. Анализ планов мероприятий по устранению неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) субъектов Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/analiz-planov-meropriyatiy-po-ustra/

Авторы:
Ольховик Владимир Витальевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра межбюджетных отношений, Научно-исследовательский финансовый институт, доцент школы финансов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация
olhovik@nifi.ru

Authors:
Vladimir V. Olkhovik, PhD (Economics), Financial Research Institute, Moscow, Russian Federation
olhovik@nifi.ru

Ключевые слова: налоговые доходы, налоговые льготы, неэффективные налоговые льготы, оценка эффективности, налоговые расходы, внутренние резервы региона, региональные налоговые льготы, федеральные налоговые льготы, правило двух ключей

Keyword: tax revenues, tax benefits.

Аннотация: Предмет. Необходимость совершенствования процедуры оценки эффективности налоговых льгот и механизма устранения неэффективных налоговых льгот в регионах связана с тем, что одним из обязательных условий соглашений субъектов Российской Федерации с Министерством финансов РФ (далее – Минфин) является формирование Планов мероприятий по устранению неэффективных налоговых льгот до 1 июля 2017 года (далее – План мероприятий). Основной проблемой, возникающей при подготовке и составлении проектов Планов мероприятий по устранению неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) является отсутствие утвержденных Минфином методических рекомендаций по составлению Планов мероприятий, а также отсутствие федеральной методики оценки эффективности налоговых льгот. В связи с чем многие регионы допускают ошибки при разработке мероприятий плана, а также не оценивают бюджетный эффект от устранения неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам).
Цели. Обобщение и уточнение мероприятий по увеличению налоговых доходов субъектов Российской Федерации за счет имеющихся внутренних резервов, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам).
Методология. Для достижения поставленных целей необходимо определить общие для всех регионов мероприятия по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), а также направления совершенствования планов мероприятий. В статье используются методы сравнительного анализа в разрезе анализа разработанных планов мероприятий всех регионов.

Annotation: Importance. The need to improve the procedure for assessing the effectiveness of tax incentives and the mechanism for eliminating inefficient tax benefits in the regions is due to the fact that one of the mandatory conditions for agreements between the constituent entities of the Russian Federation and the Ministry of Finance of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Ministry of Finance) is the formation of Action Plans to eliminate inefficient tax benefits before July 1, 2017 of the year. The main problem that arises in the preparation and preparation of draft Action Plans to eliminate ineffective benefits (reduced tax rates) is the lack of methodological recommendations approved by the Ministry of Finance for the preparation of Action Plans. In this connection, many regions make mistakes in the development of plan activities, and also do not estimate the budgetary effect of eliminating inefficient tax benefits (reduced tax rates).
Objectives Generalization and clarification of measures to increase the tax revenues of the constituent entities of the Russian Federation from existing internal reserves, including through the abolition of inefficient tax benefits (reduced tax rates).
Methods To achieve these goals, it is necessary to determine common measures for all regions to eliminate inefficient tax benefits (reduced tax rates), as well as directions for improving mechanisms for increasing tax revenues by methods of analyzing and synthesizing the Plan's activities developed.

Анализ планов мероприятий по устранению неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) субъектов Российской Федерации
Введение

Одним из направлений устранения проблем избытка неэффективных и необоснованных налоговых льгот на уровне региона стал подход Министерства финансов Российской Федерации, который основывается на соглашениях между Федерацией и регионами согласно Постановлению Правительства РФ от 27.12.2016 № 1506 "О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений".

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.12.2016 № 1506 предусмотрено представление в Министерство финансов Российской Федерации в срок до 1 июля плана мероприятий по устранению с 1 января 2018 г. неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам).

План мероприятий по устранению неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам), далее – План мероприятий, формировался в целях обеспечения сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации на основе исключения выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговых льгот. Многие регионы представили планы мероприятий на высоком профессиональном уровне (Архангельская область, Белгородская область, Курганская область, Республика Коми и Удмуртская Республика). Регионы разработали план мероприятий на основе проведенного анализа оценки эффективности налоговых льгот в разрезе видов налогов и категорий получателей льгот. Несущественные замечания мероприятий плана по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) касались разнообразного формата предоставления информации (Архангельская область, Удмуртская Республика).

Материалы и методы

Представленные материалы планов перечисленных регионов содержали обоснование предлагаемых мероприятий по отмене эффективности налоговых льгот и расчет бюджетного эффекта от их отмены. Отличительной чертой некоторых планов стало дополнение их сопроводительными документами, поясняющих предлагаемые мероприятия (Амурская область, Архангельская область, Белгородская область), а также их отсутствием (Саратовская область, Забайкальский край, Хабаровский край, Костромская область, Еврейская автономная область, Орловская область).

План мероприятий Курганской области, Еврейской автономной области, Краснодарского края не лишен некоторых недостатков, в частности в плане отсутствует финансовый результат (бюджетный эффект, финансовая оценка) от устранения налоговых льгот по каждой категории налогоплательщиков. Помимо этого, в Плане мероприятий Еврейской автономной области, Забайкальского края, Орловской области, Рязанской области, Саратовской области, Чукотского автономного округа в качестве некоторых мероприятий была отражена процедура проведения оценки эффективности налоговых льгот. Следует отметить, что меры по проведению оценки эффективности налоговых льгот должны предшествовать разработке Плана мероприятий.

При этом в планах мероприятий регионов (Амурская область, Краснодарский край, Курганская область, Марий Эл, Орловская область, Хабаровская область, Чувашская Республика) не были представлены результаты ранее проводившегося анализа оценки эффективности действующих налоговых льгот, а также обоснование целесообразности отмены налоговых льгот, признанных неэффективными и предназначенных к отмене. Отсутствие указанных материалов не дает возможности в полной мере сделать заключение об обоснованности представленных в плане мероприятий по отмене налоговых льгот.

В плане по устранению неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) Амурской, Орловской области, Хабаровского края, Кировской области, Чукотского автономного округа были представлены поверхностные формулировки некоторых мероприятий. При этом отсутствовали конкретные мероприятия по отмене неэффективных налоговых льгот, а также пояснительная записка к предлагаемым мероприятиям. А План мероприятий Чувашской Республики не содержал не только конкретных мероприятий, но и оценку финансового результата от устранения налоговых льгот по каждой категории налогоплательщиков.

Результаты и обсуждение

Практически все регионы, за исключением Республики Коми, не представили обосновывающие материалы, содержащие результаты проведенного анализа оценки эффективности действующих налоговых льгот и обоснование целесообразности отмены указанных льгот.

Объединяет все проанализированные планы то, что при их разработке были исключены мероприятия по правилу «двух» ключей. Так, с 1 января 2018 года налоговая льгота по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества будет применяться на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации (правило «двух» ключей). В качестве примера следовало бы привести в Планах мероприятий «введение моратория на принятие закона о применении федеральной льготы». В Планах мероприятий Республики Коми был представлены мероприятия по введению моратория на принятие закона о применении федеральной льготы, а также по отмене налоговой льготы по критерию размера площади помещений административно-деловых и торговых центров по налогу на имущество. Таким образом, наиболее часто встречающиеся недостатки в Планах мероприятий проявляются в отсутствии:

1. результатов оценки эффективности налоговых льгот для анализа в качестве приложений к планам мероприятий, включающей обоснования и аргументы целесообразности отнесения налоговой льготы (пониженной налоговой ставки) к неэффективной;

2. информации по отдельным мероприятиям о финансовом результате от отмены неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) по каждому виду налога, в том числе в разрезе отдельных налоговых льгот и категорий льготополучателей;

3. мероприятий по отмене критерия размера площади помещений административно-деловых и торговых центров по налогу на имущество (для тех регионов, где данный критерий был введен), а также рассмотрение введения моратория на принятие закона о применении федеральной льготы по налогу на имущество организаций.

Также существенным недостатком явилось то, что в Планах в качестве мероприятий была отражена процедура оценки эффективности налоговых льгот, которая должна предшествовать разработке Плана до 1 января 2018 года.

При составлении Планов мероприятий регионам может быть рекомендован следующий комплекс мероприятий по увеличению налоговых поступлений с указанием бюджетного эффекта при:

  •  повышении ставок по транспортному налогу до уровня, сравнимого с соседними регионами в пределах ограничений, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации;
  •  повышении ставок по налогу на прибыль до уровня, установленного Налоговым Кодексом Российской Федерации
  •  постепенное доведение ставок по налогу на имущество до уровня, рекомендуемого Налоговым Кодексом Российской Федерации;
  •  повышении ставок по местным налогам;
  •  отмена критерия размера площади помещений административно-деловых и торговых центров (для тех регионов, где данный критерий был установлен) по налогу на имущество организаций.

По налогу на имущество организаций в ряде субъектов Российской Федерации предусмотрены льготы в отношении объектов налогообложения с наименьшей площадью. В случае признания данной льготы неэффективной могут быть предусмотрены мероприятия по отмене критерия размера площади помещений административно-деловых и торговых центров (для тех регионов, где данный критерий был установлен). В данном случае отмена критерия размера общей площади приведет к увеличению налоговой базы по налогу на имущество организаций за счет расширения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также выравнивание условий ведения предпринимательской деятельности для юридических и физических лиц – собственников объектов налогообложения, если для объектов, включенных в перечень и находящихся в собственности физических лиц, критерий размера площади или иные особенности налогообложения органами местного самоуправления не установлены.

Выводы

Таким образом, при составлении Планов мероприятий необходимо учесть опыт регионов по разработке представленных документов и не допускать описанных выше ошибок. Разработанные мероприятия могут быть реализованы в регионах также и через Программы оздоровления государственных финансов Субъекта Российской Федерации. Реализованный Минфином России подход по разработке программ оздоровления государственных финансов совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации направлен на увеличение доходных источников регионов.

Библиографический список


1. Арсаева И.Л., Хасанова С.С. Налоговые льготы как показатель эффективности налоговой политики. Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70). С. 99-102.
2. Баташев Р.В. Налоговые льготы в системе регионального налогового менеджмента. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 4-1 (75). С. 9-11.
3. Баташев Р.В Налоговые льготы в структуре приоритетов налоговой политики региона. Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-4 (76-4). С. 962-966.
4. Валиева Р.Р. Налоговые льготы и преференции как основа налогового регулирования региональных экономических систем Российской Федерации. Пермский финансовый журнал. 2015. № 2 (13). С. 107-119.
5. Конищева А.К. Налоговые льготы как инструмент налогового планирования. В сборнике: Россия молодая Сборник материалов VI всероссийской, 59-й научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. Ответственный редактор: Блюменштейн В.Ю. 2014. С. 427.
6. Липатова И.В. К вопросу о налоговых льготах и преференциях как о налоговых расходах бюджета. Научный альманах. 2016. № 7-1 (21). – с. 111-115.
7. Лисовская И.А., Коломенская Н.А. Налоговые льготы и преференции: нечеткость понятийного аппарата как источник налоговых рисков. Международный бухгалтерский учет. 2013. № 42. С. 36-43.
8. Малис Н.И. Налоговые поступления в региональные бюджеты: резервы роста. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 2 (24). С. 25-32.
9. Печенская М. А. Оценка результативности регулирования межбюджетных отношений (на примере Вологодской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. Москва, 2014. – 23 с.
10. Ольховик В. В. Оптимизация налоговых льгот Смоленской области // Проблемы современной науки и образования. 2016. Т. 39. № 81. С. 51-53.
11. Ольховик В. В. Региональные налоговые льготы в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Карелия) // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 31(73). С. 58-60.
12. Ольховик В.В. Особенности предоставления налоговых льгот в субъектах Российской Федерации (на примере Вологодской области и Республики Алтай). В сборнике: Финансовая система России: тенденции и альтернативы развития материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». 2016. С. 122-125.
13. Ольховик В. В., Михайлова Ю.А. Методические подходы к оптимизации расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и организаций // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4.(33).
URL: http://www.innov.ru/science/economy/metodicheskie-podkhody-k-optimizats/
14. Печенская М. А., Ускова Т. В. Межбюджетное распределение налогов в России: концентрация полномочий или децентрализация управления. Экономика региона. — 2016. — Т. 12, вып. 3. — с. 875–886
15. Поспелова Е.Б. Налоговые льготы, как способ обеспечения социальной справедливости налоговых расходов. Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 1 (203). С. 99-109.
16. Рыбченко Т.И., Шевцова Т.П. Налоговые льготы как вариант государственной поддержки льняного кластера Смоленской области. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3-2 (33). С. 121-125.
17. Самсонов Е.А. Налоговые льготы как инструмент оптимизации налоговых платежей организации. Вестник ВСГУТУ. 2016. № 2 (59). С. 103-108.
18. Семкина Т.И., Сорокин А.В. Потенциал роста поступлений налогов на имущество в Российской Федерации. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2 (30). С. 52-59
19. Тютюрюков Н.Н., Тютюрюков В.Н. Региональные и местные налоговые доходы // Финансы. — 2008. — №4. — С. 31–35.
20. Шакирова Р.К. О соотношении понятий «налоговые льготы» и «налоговые расходы бюджета» и оценке их эффективности. Налоги и налогообложение. 2015. № 2. С. 146-156.
21. Шкарупа Е.А., Мулаева С.С. Налоговые льготы как инструмент налогового регулирования инвестиционной деятельности. В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики налогообложения Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Горшкова. 2016. С. 281-286.


References


1. Arsaeva I.L., Khasanova S.S. [Tax benefits as an indicator of the effectiveness of tax policy]. Ekonomika i predprinimatelstvo. 2016. No. 5 (70). Pp. 99-102.
2. Batashev R.V. [Tax benefits in the system of regional tax management]. Novaya nauka_ Teoreticheskii i prakticheskii vzglyad =New science: Theoretical and practical view. 2016. No. 4-1 (75). Pp. 9-11.
3. Batashev R.V. [Tax benefits in the structure of priorities of the tax policy of the region]. Ekonomika i predprinimatelstvo. 2016. No. 11-4 (76-4). Pp. 962-966.
4. Valieva R.R. [Tax privileges and preferences as the basis of tax regulation of regional economic systems of the Russian Federation]. Permskii finansovii jurnal = The Perm financial journal. 2015. № 2 (13). Pp. 107-119.
5. Konischeva A.K. [Tax benefits as a tool for tax planning]. V sbornike_ Rossiya molodaya Sbornik materialov VI vserossiiskoi_ 59_i nauchno_prakticheskoi konferencii molodih uchenih s mejdunarodnim uchastiem. Otvetstvennii redaktor_ Blyumenshtein V.Yu. 2014. P. 427.
6. Lipatova I.V. [To the question of tax privileges and preferences as tax expenditures of the budget]. Nauchnii almanah. 2016. No. 7-1 (21). - pp. 111-115.
7. Lisovskaya I. A, Kolomenskaya N.A. [Tax privileges and preferences: the concept of unclearness as a source of tax risks]. Mejdunarodnii buhgalterskii uchet. 2013. No. 42. P. 36-43.
8. Malis N.I. [Tax revenues to regional budgets: growth reserves] Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute.
Financial Journal. 2015. № 2 (24). Pp. 25-32.
9. Pechenskaya M.A. [Evaluation of the effectiveness of regulation of intergovernmental fiscal relations (on the example of the Vologda region)]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.10. Moscow, 2014. - 23 p.
10. Olkhovik V. V. [Optimization of tax benefits in the Smolensk region]// Problemi sovremennoi nauki i obrazovaniya = Problems of modern science and education. 2016. P. 39. No. 81. P. 51-53.
11. Olkhovik V. V. [Regional tax privileges in the subjects of the Russian Federation (on the example of the Republic of Karelia)]// Problemi sovremennoi nauki i obrazovaniya = Problems of modern science and education. 2016. No. 31 (73). Pp. 58-60.
12. Olkhovik V. V. [The specifics of granting tax privileges to subjects of the Russian Federation (on the example of Vologda region and Republic of Altai)] V sbornike: Finansovaya sistema Rossii: tendencii i al'ternativy razvitiya materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov, magistrantov i studentov. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii; FGAOU VO «Sevastopol'skij gosudarstvennyj universitet». 2016. S. 122-125.

13. Pechenskaya M.A., Uskova T.V. [Inter-budgetary distribution of taxes in Russia: concentration of powers or decentralization of management] Ekonomika regiona = Economy of the region. - 2016. - Vol. 12, no. 3. - p. 875-886
14.Pospelova E.B. [Tax incentives as a way of ensuring social justice tax expenditures]. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2017. № 1 (203). S. 99-109.
15. Rybchenko T.I., Shevtsova T.P. [Tax benefits as a variant of state support for the flax cluster of the Smolensk region]. Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii = Competitiveness in the global world: economy, science, technology. 2017. No. 3-2 (33). Pp. 121-125.
16. Samsonov E.A. [Tax benefits as a tool to optimize the company's tax payments]. Vestnik VSGUTU. 2016. No. 2 (59). Pp. 103-108.
17. Semkina T., Sorokin A.V. [Potential for growth in the collection of property taxes in the Russian Federation]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal. 2016. № 2 (30). Pp. 52-59
18. Tyutyuryukov N.N., Tyutyuryukov V.N. [Regional and local tax revenues] // Finance. - 2008. - №4. - P. 31-35.
19. Shakirova R.K. [On the relationship between the concepts of "tax benefits" and "fiscal expenditures of the budget" and an assessment of their effectiveness]. Nalogi i nalogooblojenie =Taxes and taxation. 2015. № 2. P. 146-156.
20. Shkarupa E.A., Mulaeva S.S. [Tax benefits as an instrument of tax regulation of investment activities]. V sbornike_ Aktualnie problemi teorii i praktiki nalogooblojeniya Materiali V Mejdunarodnoi nauchno_prakticheskoi konferencii.Otvetstvennii redaktor N. V. Gorshkova. 2016. pp. 281-286.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления