RU
EN   Информационное агентство INNOV.RU | Понедельник, 05 декабря 2016 г. 13:39
Иннов: электронный научный журнал

Анализ рынка труда, подготовка и привлечение молодых специалистов в развивающие сектора промышленности

Analysis of the labor market, training and involvement of young professionals in the educational sector of the industry


14.09.11 0:00
261

Выходные сведения: Аксенова Л.В. Анализ рынка труда, подготовка и привлечение молодых специалистов в развивающие сектора промышленности // Иннов: электронный научный журнал, 2011. №3 (8). URL: http://www.innov.ru/science/economy/analiz-rynka-truda-podgotovka-i-pri/

Авторы:

Л.В. Аксенова (НГТУ им. Р.Е. Алексеева)



Authors:

L.V. Aksyonova (NSTU named after R.E. Alekseeva)



Ключевые слова: подготовка кадров, промышленность, рынок труда, дефицит кадров,управление человеческими ресурсами

Keyword: training, industry, labor, shortage of personnel, human resource management

Аннотация: В настоящее время к широко развивающимся секторам промышленности можно отнести  высокотехнологичные, в которых Российская Федерация обладает или претендует на создание в средне- и долгосрочной перспективе серьезных конкурентных преимуществ.

Annotation: Currently, a widely growing sectors include high-tech industry, in which the Russian Federation has, or claims to the creation in the medium and long term major competitive advantage.

Анализ рынка труда, подготовка и привлечение молодых специалистов в развивающие сектора промышленности

В настоящее время к широко развивающимся секторам промышленности можно отнести  высокотехнологичные (такие как авиационная промышленность, двигателе-, судостроение, радиоэлектронная промышленность, энергетическое машиностроение и ряд других), в которых Российская Федерация обладает или претендует на создание в средне- и долгосрочной перспективе серьезных конкурентных преимуществ. Поэтому развитие кадрового потенциала именно в этих высокотехнологичных секторах должно стать приоритетом государства.

Анализируя рынок труда, следует отметить, что существуют проблемы [1]:

·   сокращения притока специалистов на промышленные предприятия и в отраслевые научно-исследовательские организации;

·   снижения количества обучающихся по основным рабочим профессиям в техникумах и лицеях;

·   потери преемственности (институт наставничества);

·   повышения среднего возраста работников всех категорий и приближения его к критическому уровню.

Общий анализ показывает, что дефицит кадров в промышленности существует на всех уровнях, начиная с управленческого уровня, инженеров, специалистов с начальным и средним техническим образованием до уровня высоко- и среднеквалифицированных рабочих [2, 3].

В настоящий момент существует две группы проблем в сфере обеспечения кадрами в высокотехнологичных секторах промышленности.

Первая группа - системные проблемы:

·       дефицит кадров (количественный и качественный). Ключевой проблемой является не отсутствие кадров как таковых, а дефицит квалифицированных кадров;

·       демотивация, отсутствие интереса к инженерным специальностям.

Вторая группа - организационные проблемы:

·       разрозненность субъектов управления и отсутствие на постоянной основе сотрудничества по кадровой проблематике [4];

·       отсутствие механизма определения спроса и предложения кадров в промышленном секторе экономики.

В Российской Федерации существует большое количество организаций и учреждений, реализующих программы по подготовке кадров для секторов промышленности. Однако не проводятся мониторинг и анализ потребности в кадрах, не разработана система квалификационных и профессиональных стандартов, взаимосвязь между образовательными и профессиональными стандартами, отсутствует упорядоченная система оценки качества образовательных услуг и обучающих центров [5].

Задача состоит в совершенствовании формирования целостной инфраструктуры подготовки кадров для секторов промышленности с использованием имеющихся образовательных ресурсов, а также в приведении направлений подготовки кадров в соответствие со стратегическими задачами развития российской промышленности.

Отдельного внимания заслуживает позиция управляющих человеческими ресурсами. Промышленным предприятиям необходимо иметь специалистов, соответствующих современным профессиональным стандартам в области управления персоналом и кадровой политики [6].

В этих секторах необходимо создание государственных программ, обеспечивающих развитие кадрового потенциала  под промышленные проекты [7].

Эффективному достижению указанной задачи может способствовать развитие учебных центров (УЦ), деятельность которых сконцентрирована на процессе обучения сотрудников высокотехнологичных промышленных предприятий. «Ядром» УЦ является то, что к процессу обучения привлекаются специалисты научного и экспертного сообщества, а также квалифицированные специалисты предприятий, которые могут передать профессиональный опыт работы на предприятиях высокотехнологичных секторов и свои управленческие компетенции.

Данный подход к обучению специалистов не является новым, однако, особенность заключается в том, что учебные программы для специалистов будут разрабатываться на основе технологической базы конкретного предприятия с учетом специфики его деятельности [8, 9]. Это делает процесс обучения наиболее эффективным, так как в учебных программах основное внимание будет уделяться не только теории, но и практике (за счет «погружения» в проблематику предприятия и умения нахождения решений и выработки стратегий развития конкретного предприятия).

Таким образом, проводится не только подготовка молодых специалистов, но и их активное привлечение непосредственно на рабочие места [10].



Библиографический список


1. Старкова Е.Ю. Спрос на труд и равновесие на рынке труда // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № 5-3. С. 94-98.

2. Дондокова Е.Б., Гуреева Е.С Развитие экономической интеграции - предпосылка трансформации рынка труда // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 1. С. 20-22.

3. Герций Ю.В., Малышев М.Л. Рынок труда россии: проблемы оптимизации // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 5. С. 6-22.

4. Ашмаров И.А. Рынок труда и его особенности в переходной экономике // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2009. Т. 9. № 11-1-1. С. 57-64.

5. Локтюхина Н.В. Социально-экономические основы рынка труда: содержание понятия и его определение // Труд и социальные отношения. 2010. № 8. С. 103-108.

6. Загуляева Н.Н., Зотов А.В., Липкина. Оценка персонала как составляющая рынка труда // Экономические науки. 2008. № 48. С. 65.

7. Каменская О.В., Сухова Н.М. Инновационный подход к образованию. Что нам принесёт реформа? // Иннов: электронный научный журнал, 2010. №2 (3). URL: http://www.innov.ru/science/economy/innovatsionnyy-podkhod-k-obrazovani/

8. Зайцев А.Н., Сухова Н.М. Концепция инновационно-экономического подхода в подготовке кадров в НГТУ // «Иннов: электронный научный журнал», 2010. №4 (5). URL: http://www.innov.ru/science/economy/kontseptsiya-innovatsionno-ekonomicheskogo/

9. Евсеева И.А, Совецкова И.В. Подготовка и привлечение молодых специалистов на примере ОАО «ОКБМ Африкантов» // Иннов: электронный научный журнал, 2010. №3 (4). URL: http://www.innov.ru/science/economy/podgotovka-i-privlechenie-molodykh-/

10. Лайкам К.Э. Российский рынок труда в 2009-2010 годах // Вопросы статистики. 2010. № 8. С. 42-50.




  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления