INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Финансирование массового спорта в рамках Центрально-Черноземного экономического района

The financing of mass sports in the Central Black earth economic region



УДК 338.49

05.03.18 13:08
1734

Выходные сведения: Аксентьев А.Л. Финансирование массового спорта в рамках Центрально-Черноземного экономического района // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №3 (36). URL: http://www.innov.ru/science/economy/finansirovanie-massovogo-sporta-v-r/

Авторы:
Аксентьев А.Л. 1
1 преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Россия, bobrowsky.eugeny2017@yandex.ru

Authors:
Aksentiev A. L. 1
1 lecturer of department of physical education, Kursk state medical university, Kursk, Russian Federation , bobrowsky.eugeny2017@yandex.ru

Ключевые слова: массовый спорт, физкультурно-оздоровительный комплекс, Центрально-Черноземный экономический район, финансирование

Keyword: mass sport, fitness complex, Central black earth economic region, financing

Аннотация: В работе представлен анализ финансирования массового спорта в регионах Центрально-Черноземного экономического района, а также соседних регионов, входивших вместе с регионами Центрально-Черноземного региона в состав Ассоциации «Черноземье» до 2001 г., посредством сопоставления показателя финансирования физической культуры и спорта в расчете на одного жителя за период 2012-2016 гг. В ходе анализа было установлено, что средняя величина финансирования физической культуры и спорта в расчете на одного жителя в Центрально-Черноземном регионе выше, чем в соседних регионах. Лидирует по величине исследуемого показателя Курская область, где изменение показателя в динамике происходило с резкими скачками. Более стабильно и успешно развивался показатель в Воронежской области. Среди регионов анализируемой группы соседей лидером является Смоленская область, но показатель здесь все же ниже, чем у лидеров Центрально-Черноземного региона. Несмотря на развитую спортивную инфраструктуру, в Белгородской области зафиксированы самые низкие значения величины финансирования физической культуры и спорта в расчете на одного жителя. Также проводился анализ стоимости оснащения одного физкультурно-оздоровительного комплекса спортивно-технологическим оборудованием как объекта популяризации массового спорта. В ходе анализа величин стоимости оснащения в рамках Центрально-Черноземного региона и группы соседних регионов было установлено, что в целом по Центрально-Черноземному региону величина ниже, чем в группе соседних регионов, что обусловлено показателем Тульской области, обладающей значением, в 6 раз превышающим самое низкое значение, принадлежащее Курской области.

Annotation: Analysis of the financing of mass sports in the regions of Central black earth economic region and the neighboring regions that were included together with the regions of Central black earth region the Association "Chernozem" before 2001, are presented in the article. The analysis was carried out by comparing the in-dicator of financing of physical culture and sports per capita for the period 2012-2016. During the analysis it was found that the average amount of financing of physical culture and sports per capita in the Central black earth region is higher than in the neighboring regions. The Kursk region is the leader in terms of the value of the studied indicator, where the change in the indicator in dynamics occurred with sharp jumps. The studied indicator improved more steadily and successfully in the Voronezh region. Smolensk region is a leader among the regions of the analyzed group of neighbors, but the figure is still lower than that of the leaders of the Central black earth region. The lowest values of financing of physical culture and sport per one inhabitant are fixed in the Belgorod region in which the most developed sports infrastructure is noted. The analysis of the cost of equipping one sports complex with sports and technological equipment as an object of popularization of mass sports was carried out in the research. Analysis of the values of the cost of equipment in the Central black earth region and the group of neighboring regions has allowed to establish that in the whole of Central-Chernozem region of magnitude lower than in the group of neighboring regions Is due to the increased Tula region, have a value 6 times higher than the lowest value belonging to the Kursk region.

Финансирование массового спорта в рамках Центрально-Черноземного экономического района

Введение 

В рамках Российской Федерации выделяется двенадцать экономических районов (ЭР): Центральный, Центрально-Черноземный, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Северо-Казвказский, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский и Калининградский [1], республика Крым и Севастополь на настоящий момент не входят ни в один экономический район. Курская область входит в состав Центрально-Черноземного экономического района (ЦЧР), наряду с Воронежской, Белгородской, Липецкой и Тамбовской областями. После распада СССР до 2001 г. существовала Ассоциация «Черноземье», сформированная в 1991 г. с целью объединения регионов для их ускоренного развития, куда входили также Новгородская, Орловская, Смоленская, Тульская и Брянская области [2]. Современное развитие регионов, ранее развивавшихся в рамках единого объединения, значительно различается – близость в столице и удаленность от государственной границы дает преимущества для развития некоторых из них, хотя близость к границе, например, в регионах Северо-Кавказского ЭР наоборот выступает дополнительным стимулом для увеличенных объемов финансирования. Столицей Центрального Черноземья считается г. Воронеж, при этом Курск, Белгород и Липецк являются крупными промышленными центрами.

Массовый спорт развивается в регионах Центрального Черноземья в едином ключе со спортом по стране: в областях ЦЧР в рамках действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (ФЦП) [3] был достигнут уровень доли населения, систематически занимающегося спортом в среднем выше, чем по России (36,2% в ЦЧР против 31,7%) [4].

Одним из направлений развития массового спорта является развитие спортивной инфраструктуры, в том числе доступных для населения спортивные объектов, к которым относятся физкультурно-оздоровительные комплексы [5]. В Курске по состоянию на 2000 г. работало 300 спортивных сооружений, из них: 2 стадиона, 129 спортзалов, 11 плавательных бассейнов, примерно 130 площадок и полей. В настоящее время число объектов в городе увеличилось до 444, из них: 1 стадион, 1 ледовая арена, 1 физкультурно-оздоровительный комплекс, 156 спортзалов, 16 плавательных бассейнов, 13 стрелковых сооружений, 5 лыжных баз, 192 плоскостных площадки и др. [6].

Целесообразно провести исследование по развитию массового спорта в регионах ЦЧР, к которым принадлежит Курская область, с точки зрения анализа финансирования, выделенного на оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов спортивно-технологическим оборудованием. Также стоит принять к сведению данные, относящиеся к соседним областям, входившим некогда вместе с Курской областью в Ассоциацию «Черноземье» (кроме Новгородской области), поскольку все они входят в Центральный федеральный округ и в начале 1990-х в этих регионах был заложен единый вектор экономического развития, отразившийся на состоянии физической культуры и спорта на момент принятия и реализации ФЦП на 2006-2015 гг.

Материал и методы

В работе использовались данные Министерства спорта Российской Федерации [7], данные Отчета о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [4], для анализа использовались методы статистико-экономического анализа (метод сбора данных, аналитический метод, сравнительный анализ, графический метод) [8].

Результаты и обсуждение

Развитие массового спорта важно для страны со стратегической точки зрения, поскольку приверженность граждан к здоровому образу жизни является залогом поддержания здоровья в хорошем состоянии, что благоприятно должно сказаться на развитии страны не только в социальном, но и в экономическом плане, снижая долю затрат на медицинское обслуживание, а также должно отразиться в виде увеличения продолжительности жизни людей, поддерживая демографическое состояние страны [9-11]. На развитие массового спорта, результативность которого для населения важнее, чем результативность профессионального спорта, направлена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» [3, 12], имеющая аналогичные программы в регионах России, в том числе и в Курской области [13].

В Центрально-Черноземном регионе, как и в целом в стране, на развитии массового спорта значительно отражаются объемы выделяемого финансирования [14, 15]. Как показали исследования, во всех регионах Центрального Черноземья была успешно реализована Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.», и в них ведется активная спортивно-оздоровительная работа в виде проведения спортивно-массовых мероприятий, популяризации спортивных занятий среди молодежи [16-19].

В некоторых соседних с Центрально-Черноземным экономическим районом регионах, некогда являвшихся партнерами по участию в Ассоциации «Черноземье», ситуация по развитию массового спорта не настолько успешна, поскольку. Например, в Орловской области госдолг многократно превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета, что ставит его положение в аутсайдерскую семерку страны, и развитие спорта здесь является далеко не первоочередной задачей [20], поэтому в целом развитие массового спорта в Центрально-Черноземном экономическом районе находится на хорошем уровне [21].

Для того чтобы определить, как развивалось финансирование массового спорта в регионах Центрально-Черноземного экономического района, рассмотрим динамику финансирования ФКИС в расчете на одного жителя за период 2012-2016 гг.

Финансирование ФКИС в расчете на одного жителя наиболее нестабильно развивалось в Курской области, с огромными скачками, в годах с нижними пиками опускаясь на уровень ниже, чем у других регионов ЦЧР, а в верхних пиках многократно превышая общий уровень (рисунок 1), причем движение графика, отражающего изменения в Курской области не совпадают с общими тенденциям, а с Тамбовской областью и вовсе имеют противоположные направления движения. Минимальные объемы финансирования ФКИС в расчете на одного жителя зафиксированы, как ни странно, в Белгородской области, достаточно развитой в плане спортивной инфраструктуры. Если рассматривать стабильные регионы, то максимальные величины отмечаются в Воронежской области, где значения периодически превышают среднюю величину по ЦЧР, которая сильно искажается показателями Курской области, которая в среднем за 5 лет имеет наибольшую величину показателя.

 

*Источник: Составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [7]

Рисунок 1 – Динамика изменения финансирования ФКИС в расчете на 1 жителя по регионам Центрального Черноземья за 2012-2016 гг., руб.

 

В соседних регионах, некогда входивших в состав Ассоциации «Черноземье» вместе с регионами ЦЧР, особенностями скачкообразного развития финансирования ФКИС в расчете на одного жителя обладают Брянская область и Тульская область, где произошел резкий спад в 2013 г., опустив и дальнейшие размеры показателя на уровень ниже, чем у других регионов анализируемой группы (рисунок 2). В целом по группе уровень финансирования ФКИС в расчете на одного жителя превышает средний уровень в Смоленской области. Минимальные размеры финансирования фиксируются в Тульской области, если исключить значение 2012 г., когда был максимальный пик, значительно завышающий среднюю величину.

 

*Источник: Составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [7]

Рисунок 2 – Динамика изменения финансирования ФКИС в расчете на 1 жителя по регионам, входившим в состав Ассоциации «Черноземье» наряду с регионами Центрально-Черноземного ЭР за 2012-2016 гг., руб.

 

В целом по сравнению средней величины финансирования ФКИС в расчете на одного жителя в динамике между регионами ЦЧР и группой соседних регионов, уровень финансирования в ЦФО оказывается выше.

Одним из направлений повышения популярности занятий спортом является привлечение населения к занятиям спортом в рамках фитнес-услуг, а также развитием детско-юношеского спорта, что в перспективе должно положительно сказаться на отношении молодежи к спорту и здоровому образу жизни. Объектами развития массового спорта, где доступны занятия, как в тренировочных, так и в тренажерных залах, оснащенных специализированным спортивно технологическим оборудованием, являются физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи).

 

*Источник: Составлено автором на основе данных Отчета о реализации ФЦП [4]

Рисунок 3 – Средняя стоимость оснащения одного ФОКа спортивно-технологическим оборудованием в разрезе ЦЧР и соседних регионов, млн. руб.

 

Максимальная стоимость оснащения одного ФОКа в рамках действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.», зафиксирована в Тульской области, минимальная – в Курской (рисунок 3). При анализе смешанной группы регионов, видим, что в ЦЧР средняя стоимость оснащения одного ФОКа спортивно-технологическим оборудованием ниже, чем в группе соседних регионов – 27,3 млн. руб. против 38,2 млн. руб., завышающихся, в свою очередь, значениями Тульской области, хотя в ЦЧР в совокупности оснащенных объектов почти в два раза больше, чем у соседей.

Выводы

В ходе исследования финансирования массового спорта в региона ЦЧР и соседних регионах, входивших до 2001 г. в Ассоциацию «Черноземье», развиваясь в едином ключе с регионами ЦЧР на этапе до принятия ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.», было установлено, что ЦЧР развивается успешнее, чем соседи. Это подтверждается размерами финансирования ФКИС в расчете на одного жителя, где лидирует Курская область, где показатель развивался скачкообразно, и Воронежская область, где уровень финансирования превышает показатели других регионов ЦЧР. В соседней группе регионов лидирует Смоленская область, где показатели также превышают средний уровень по группе. Белгородская область, несмотря на развитую спортивную инфраструктуру, обладает самыми низкими показателями финансирования ФКИС в расчете на одного жителя. Также стоит отметить, что при анализе финансирования оснащения ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в ЦЧР стоимость оснащения одного объекта гораздо ниже, чем в группе соседних регионов, что обусловлено в большей степени показателями Тульской области.

Таким образом, в целом финансированием массового спорта в регионах ЦЧР можно оценить в положительном ключе и порекомендовать продолжать политику увеличения финансирования массового спорта в регионах ЦЧР с целью закрепления достигнутых результатов, в том числе за счет привлечения финансовых средств из частного бизнеса посредством государственно-частного партнерства.



Библиографический список


1. Экономическое районирование России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономическое_районирование_России (дата обращения 06.03.2018 г.).
2. Центрально-Черноземный экономический район. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Центрально-Чернозёмный_экономический_район (дата обращения 06.03.2018 г.).
3. Федеральные целевые программы России. Официальный сайт. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/191/ (дата обращения 06.03.2018 г.).
4. Отчет о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/activities/economy/razdel324/29696/?sphrase_id=559787 (дата обращения 06.03.2018 г.).
5. Кривченков В.В., Шаповал Ж.А. К вопросу о понятии «многофункциональный спортивный комплекс» // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4-4. С. 137-142.
6. Информация о развитии физической культуры и спорта за период 2014-2016 гг. Администрация города Курска. Официальный сайт. Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kurskadmin.ru/node/1096 (дата обращения 06.03.2018 г.).
7. Статистическая информация. Официальный сайт Министерства спорта РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения 06.03.2018 г.).
8. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, О.В. Власова и др.– Курск: КГМУ, 2017. - 164 с.
9. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года от 05.02.2016 г. № 164-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/25500/ (дата обращения 06.03.2018 г.)
10. Сахарова А.А. Физическая культура и спорт как важнейшие социальные факторы, способствующие оздоровлению населения // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-4. С. 139-141.
11. Ковтун О.Г., Ковтун Р.П., Аксентьев А.Л. К вопросу информационно-аналитического сопровождения тренерской деятельности // Физическая культура, спорт и здоровье. 2014. № 23. С. 163-165.
12. Паспорт Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/p30_21012015.pdf (дата обращения 06.03.2018 г.).
13. Постановление Администрации Курской области от 11.10.2013 № 724-па «Об утверждении государственной программы Курской области «Развитие физической культуры и спорта в Курской области» (в редакции постановления Администрации Курской области от 22.12.2017 № 1075-па) Электронный ресурс] – Режим доступа: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=1164 (дата обращения 06.03.2018 г.).
14. Бобровский Е.А. Финансирование как фактор развития спорта в регионах Черноземья // // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/finansirovanie-kak-faktor-razvitiya/
15. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Организационно-экономические аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/organizatsionno-ekonomicheskie-aspe/
16. Шляхта М.Г., Агибалова О.Ю. Организация спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в Воронеже: практика, проблемы и направления совершенствования // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 4 (39). С. 118-124.
17. Рыболова М.А., Гончарук С.В. Развитие физической культуры и массового спорта по Белгородской области // Велес. 2017. № 3-1 (45). С. 129-134.
18. Коростелев А.В., Башлыков Т.В. Развитие услуг сферы физической культуры и спорта в Липецкой области // Вестник магистратуры. 2016. № 102 (61). С. 57-58.
19. Развитие спорта в Тамбовской области признали одним из лучших в стране. Тамбовский курьер. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tmbtk.ru/news/society/16/ (дата обращения 06.03.2018 г.).
20. В 2017 году 49 российских регионов смогли снизить госдолг. РИА новости. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/economy/20180227/1515331800.html (дата обращения 06.03.2018 г.).
21. Перькова Е.Ю. Оценка развития массового спорта в регионах ЦФО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 3 (20). С. 365-368.


References


1. Ekonomicheskoe rayonirovanie Rossii. [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ekonomicheskoe_rayonirovanie_Rossii (data obrascheniya 06.03.2018 g.).
2. Tsentralno-Chernozemnyiy ekonomicheskiy rayon. [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Tsentralno-ChernozYomnyiy_ekonomicheskiy_rayon (data obrascheniya 06.03.2018 g.).
3. Federalnyie tselevyie programmyi Rossii. Ofitsialnyiy sayt. Federalnaya tselevaya programma «Razvitie fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii na 2006-2015 gg.» [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/191/ (data obrascheniya 06.03.2018 g.).
4. Otchet o realizatsii Federalnoy tselevoy programmyi «Razvitie fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii 2006-2015 gg.» [Elektronnyiy resurs]: – Rezhim dostupa: https://www.minsport.gov.ru/activities/economy/razdel324/29696/?sphrase_id=559787 (data obrascheniya 06.03.2018 g.).
5. Krivchenkov V.V., Shapoval Zh.A. K voprosu o ponyatii «mnogofunktsionalnyiy sportivnyiy kompleks». Sovremennyie tendentsii razvitiya nauki i tehnologiy. 2015. No 4-4. Pp. 137-142.
6. Informatsiya o razvitii fizicheskoy kulturyi i sporta za period 2014-2016 gg. Administratsiya goroda Kurska. Ofitsialnyiy sayt. Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: http://www.kurskadmin.ru/node/1096 (data obrascheniya 06.03.2018 g.).
7. Statisticheskaya informatsiya. Ofitsialnyiy sayt Ministerstva sporta RF. [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (data obrascheniya 06.03.2018 g.).
8. Zyukin D.A., Svyatova O.V., Belyaev S.A., Vlasova O.V. i dr. Primenenie metodov statistiki: teoriya i praktika: uchebnoe posobie – Kursk: KGMU, 2017. - 164 p.
9. Strategiya deystviy v interesah grazhdan starshego pokoleniya v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda ot 05.02.2016 g. # 164-r [Elektronnyiy resurs]. – Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/25500/ (data obrascheniya 06.03.2018 g.)
10. Saharova A.A. Fizicheskaya kultura i sport kak vazhneyshie sotsialnyie faktoryi, sposobstvuyuschie ozdorovleniyu naseleniya. Sovremennyie tendentsii razvitiya nauki i tehnologiy. 2016. No 6-4. Pp. 139-141.
11. Kovtun O.G., Kovtun R.P., Aksentev A.L. K voprosu informatsionno-analiticheskogo soprovozhdeniya trenerskoy deyatelnosti. Fizicheskaya kultura, sport i zdorove. 2014. No 23. Pp. 163-165.
12. Pasport Federalnoy tselevoy programmyi «Razvitie fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gg.» [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: http://www.minsport.gov.ru/p30_21012015.pdf (data obrascheniya 06.03.2018 g.).
13. Postanovlenie Administratsii Kurskoy oblasti ot 11.10.2013 # 724-pa «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmyi Kurskoy oblasti «Razvitie fizicheskoy kulturyi i sporta v Kurskoy oblasti» (v redaktsii postanovleniya Administratsii Kurskoy oblasti ot 22.12.2017 # 1075-pa) Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=1164 (data obrascheniya 06.03.2018 g.).
14. Bobrovskiy E.A. Finansirovanie kak faktor razvitiya sporta v regionah Chernozemya. Innov: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal, 2017. No 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/finansirovanie-kak-faktor-razvitiya/
15. Zyukin D.A., Pozhidaeva N.A., Matushanskaya E.E. Organizatsionno-ekonomicheskie aspektyi razvitiya fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii. Innov: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal. 2017. No 4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/organizatsionno-ekonomicheskie-aspe/
16. Shlyahta M.G., Agibalova O.Yu. Organizatsiya sportivnoy i fizkulturno-ozdorovitelnoy rabotyi v Voronezhe: praktika, problemyi i napravleniya sovershenstvovaniya. Region: sistemyi, ekonomika, upravlenie. 2017. No 4 (39). Pp. 118-124.
17. Ryibolova M.A., Goncharuk S.V. Razvitie fizicheskoy kulturyi i massovogo sporta po Belgorodskoy oblasti. Veles. 2017. No 3-1 (45). Pp. 129-134.
18. Korostelev A.V., Bashlyikov T.V. Razvitie uslug sferyi fizicheskoy kulturyi i sporta v Lipetskoy oblasti. Vestnik magistraturyi. 2016. No 102 (61). Pp. 57-58.
19. Razvitie sporta v Tambovskoy oblasti priznali odnim iz luchshih v strane. Tambovskiy kurer. [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: http://tmbtk.ru/news/society/16/ (data obrascheniya 06.03.2018 g.).
20. V 2017 godu 49 rossiyskih regionov smogli snizit gosdolg. RIA novosti. [Elektronnyiy resurs] – Rezhim dostupa: https://ria.ru/economy/20180227/1515331800.html (data obrascheniya 06.03.2018 g.).
21. Perkova E.Yu. Otsenka razvitiya massovogo sporta v regionah TsFO. Azimut nauchnyih issledovaniy: pedagogika i psihologiya. 2017. No 3 (20). Pp. 365-368


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления