Введение
В рамках Российской Федерации выделяется двенадцать экономических районов (ЭР): Центральный, Центрально-Черноземный, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Северо-Казвказский, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский и Калининградский [1], республика Крым и Севастополь на настоящий момент не входят ни в один экономический район. Курская область входит в состав Центрально-Черноземного экономического района (ЦЧР), наряду с Воронежской, Белгородской, Липецкой и Тамбовской областями. После распада СССР до 2001 г. существовала Ассоциация «Черноземье», сформированная в 1991 г. с целью объединения регионов для их ускоренного развития, куда входили также Новгородская, Орловская, Смоленская, Тульская и Брянская области [2]. Современное развитие регионов, ранее развивавшихся в рамках единого объединения, значительно различается – близость в столице и удаленность от государственной границы дает преимущества для развития некоторых из них, хотя близость к границе, например, в регионах Северо-Кавказского ЭР наоборот выступает дополнительным стимулом для увеличенных объемов финансирования. Столицей Центрального Черноземья считается г. Воронеж, при этом Курск, Белгород и Липецк являются крупными промышленными центрами.
Массовый спорт развивается в регионах Центрального Черноземья в едином ключе со спортом по стране: в областях ЦЧР в рамках действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (ФЦП) [3] был достигнут уровень доли населения, систематически занимающегося спортом в среднем выше, чем по России (36,2% в ЦЧР против 31,7%) [4].
Одним из направлений развития массового спорта является развитие спортивной инфраструктуры, в том числе доступных для населения спортивные объектов, к которым относятся физкультурно-оздоровительные комплексы [5]. В Курске по состоянию на 2000 г. работало 300 спортивных сооружений, из них: 2 стадиона, 129 спортзалов, 11 плавательных бассейнов, примерно 130 площадок и полей. В настоящее время число объектов в городе увеличилось до 444, из них: 1 стадион, 1 ледовая арена, 1 физкультурно-оздоровительный комплекс, 156 спортзалов, 16 плавательных бассейнов, 13 стрелковых сооружений, 5 лыжных баз, 192 плоскостных площадки и др. [6].
Целесообразно провести исследование по развитию массового спорта в регионах ЦЧР, к которым принадлежит Курская область, с точки зрения анализа финансирования, выделенного на оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов спортивно-технологическим оборудованием. Также стоит принять к сведению данные, относящиеся к соседним областям, входившим некогда вместе с Курской областью в Ассоциацию «Черноземье» (кроме Новгородской области), поскольку все они входят в Центральный федеральный округ и в начале 1990-х в этих регионах был заложен единый вектор экономического развития, отразившийся на состоянии физической культуры и спорта на момент принятия и реализации ФЦП на 2006-2015 гг.
Материал и методы
В работе использовались данные Министерства спорта Российской Федерации [7], данные Отчета о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [4], для анализа использовались методы статистико-экономического анализа (метод сбора данных, аналитический метод, сравнительный анализ, графический метод) [8].
Результаты и обсуждение
Развитие массового спорта важно для страны со стратегической точки зрения, поскольку приверженность граждан к здоровому образу жизни является залогом поддержания здоровья в хорошем состоянии, что благоприятно должно сказаться на развитии страны не только в социальном, но и в экономическом плане, снижая долю затрат на медицинское обслуживание, а также должно отразиться в виде увеличения продолжительности жизни людей, поддерживая демографическое состояние страны [9-11]. На развитие массового спорта, результативность которого для населения важнее, чем результативность профессионального спорта, направлена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» [3, 12], имеющая аналогичные программы в регионах России, в том числе и в Курской области [13].
В Центрально-Черноземном регионе, как и в целом в стране, на развитии массового спорта значительно отражаются объемы выделяемого финансирования [14, 15]. Как показали исследования, во всех регионах Центрального Черноземья была успешно реализована Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.», и в них ведется активная спортивно-оздоровительная работа в виде проведения спортивно-массовых мероприятий, популяризации спортивных занятий среди молодежи [16-19].
В некоторых соседних с Центрально-Черноземным экономическим районом регионах, некогда являвшихся партнерами по участию в Ассоциации «Черноземье», ситуация по развитию массового спорта не настолько успешна, поскольку. Например, в Орловской области госдолг многократно превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета, что ставит его положение в аутсайдерскую семерку страны, и развитие спорта здесь является далеко не первоочередной задачей [20], поэтому в целом развитие массового спорта в Центрально-Черноземном экономическом районе находится на хорошем уровне [21].
Для того чтобы определить, как развивалось финансирование массового спорта в регионах Центрально-Черноземного экономического района, рассмотрим динамику финансирования ФКИС в расчете на одного жителя за период 2012-2016 гг.
Финансирование ФКИС в расчете на одного жителя наиболее нестабильно развивалось в Курской области, с огромными скачками, в годах с нижними пиками опускаясь на уровень ниже, чем у других регионов ЦЧР, а в верхних пиках многократно превышая общий уровень (рисунок 1), причем движение графика, отражающего изменения в Курской области не совпадают с общими тенденциям, а с Тамбовской областью и вовсе имеют противоположные направления движения. Минимальные объемы финансирования ФКИС в расчете на одного жителя зафиксированы, как ни странно, в Белгородской области, достаточно развитой в плане спортивной инфраструктуры. Если рассматривать стабильные регионы, то максимальные величины отмечаются в Воронежской области, где значения периодически превышают среднюю величину по ЦЧР, которая сильно искажается показателями Курской области, которая в среднем за 5 лет имеет наибольшую величину показателя.
*Источник: Составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [7]
Рисунок 1 – Динамика изменения финансирования ФКИС в расчете на 1 жителя по регионам Центрального Черноземья за 2012-2016 гг., руб.
В соседних регионах, некогда входивших в состав Ассоциации «Черноземье» вместе с регионами ЦЧР, особенностями скачкообразного развития финансирования ФКИС в расчете на одного жителя обладают Брянская область и Тульская область, где произошел резкий спад в 2013 г., опустив и дальнейшие размеры показателя на уровень ниже, чем у других регионов анализируемой группы (рисунок 2). В целом по группе уровень финансирования ФКИС в расчете на одного жителя превышает средний уровень в Смоленской области. Минимальные размеры финансирования фиксируются в Тульской области, если исключить значение 2012 г., когда был максимальный пик, значительно завышающий среднюю величину.
*Источник: Составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [7]
Рисунок 2 – Динамика изменения финансирования ФКИС в расчете на 1 жителя по регионам, входившим в состав Ассоциации «Черноземье» наряду с регионами Центрально-Черноземного ЭР за 2012-2016 гг., руб.
В целом по сравнению средней величины финансирования ФКИС в расчете на одного жителя в динамике между регионами ЦЧР и группой соседних регионов, уровень финансирования в ЦФО оказывается выше.
Одним из направлений повышения популярности занятий спортом является привлечение населения к занятиям спортом в рамках фитнес-услуг, а также развитием детско-юношеского спорта, что в перспективе должно положительно сказаться на отношении молодежи к спорту и здоровому образу жизни. Объектами развития массового спорта, где доступны занятия, как в тренировочных, так и в тренажерных залах, оснащенных специализированным спортивно технологическим оборудованием, являются физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи).
*Источник: Составлено автором на основе данных Отчета о реализации ФЦП [4]
Рисунок 3 – Средняя стоимость оснащения одного ФОКа спортивно-технологическим оборудованием в разрезе ЦЧР и соседних регионов, млн. руб.
Максимальная стоимость оснащения одного ФОКа в рамках действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.», зафиксирована в Тульской области, минимальная – в Курской (рисунок 3). При анализе смешанной группы регионов, видим, что в ЦЧР средняя стоимость оснащения одного ФОКа спортивно-технологическим оборудованием ниже, чем в группе соседних регионов – 27,3 млн. руб. против 38,2 млн. руб., завышающихся, в свою очередь, значениями Тульской области, хотя в ЦЧР в совокупности оснащенных объектов почти в два раза больше, чем у соседей.
Выводы
В ходе исследования финансирования массового спорта в региона ЦЧР и соседних регионах, входивших до 2001 г. в Ассоциацию «Черноземье», развиваясь в едином ключе с регионами ЦЧР на этапе до принятия ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.», было установлено, что ЦЧР развивается успешнее, чем соседи. Это подтверждается размерами финансирования ФКИС в расчете на одного жителя, где лидирует Курская область, где показатель развивался скачкообразно, и Воронежская область, где уровень финансирования превышает показатели других регионов ЦЧР. В соседней группе регионов лидирует Смоленская область, где показатели также превышают средний уровень по группе. Белгородская область, несмотря на развитую спортивную инфраструктуру, обладает самыми низкими показателями финансирования ФКИС в расчете на одного жителя. Также стоит отметить, что при анализе финансирования оснащения ФОКов спортивно-технологическим оборудованием в ЦЧР стоимость оснащения одного объекта гораздо ниже, чем в группе соседних регионов, что обусловлено в большей степени показателями Тульской области.
Таким образом, в целом финансированием массового спорта в регионах ЦЧР можно оценить в положительном ключе и порекомендовать продолжать политику увеличения финансирования массового спорта в регионах ЦЧР с целью закрепления достигнутых результатов, в том числе за счет привлечения финансовых средств из частного бизнеса посредством государственно-частного партнерства.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления