Введение
В последнее время велась разработка новых стратегий: научно-технологического развития РФ (далее – Стратегия НТР) и Национальной технологической инициативы (далее – Стратегия НТИ), а осенью была начата работа по формированию Стратегии развития России на 2018–2024 гг., в которой есть научно-технологические аспекты.
В Стратегии НТР подчеркивается важность фундаментальной науки, и это находит отражение в бюджетных проектировках на 2017–2019 гг. Запланирован прирост бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования по разделу бюджетной классификации «фундаментальные исследования». При этом объемы финансирования Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) будут сокращаться, а Российского научного фонда (РНФ) – расти. На сегодняшний день РФФИ – единственный фонд, поддерживающий небольшие инициативные проекты, результаты которых могут стать основой более крупных исследований, финансируемых в рамках как Российского научного фонда, так и различных программ. В 2017 году произошло объединение РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), однако бюджет укрупненного РФФИ остался прежним. Фактическое сокращение бюджета РФФИ снижает возможности поддержания среды зарождения «инициативных исследований». Рост таких исследований может осуществляться через грантовую деятельность.
Материалы и методы
О финансировании научной деятельности в высших учебных заведениях в рамках грантов написано немало статей и научных работ отечественных и зарубежных исследователей [1-20].
В трудах отмечаются следующие цели получения гранта: реализация научного, издательского или образовательного проекта; оплата труда руководителя и исполнителей, участие в работе крупных научных мероприятиях и их организация в вузе, стажировка или организация научных экспедиций.
Как правило, гранты выделяются на конкурсной основе, условия их предоставления свои для каждого фонда или конкурса, и устанавливают их сами грантодатели. Выдача гранта оформляется через заключение грантового соглашения.
|
|
Результаты и обсуждение
В качестве примера заявления на получение гранта для издания монографиии мы приводим проект, который может быть полезен исследователям в гуманитарной сфере. Данный проект был разработан для заявления на грант в Курском государственном медицинском университете. В соответствии с требованиями, предъявляемыми грантодателями проект имеет следующую структуру:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Тема: «Развитие аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный». Соискатель: Чиркова Вера Михайловна.
Описание проекта.
Цели и задачи проекта. Цель исследования составляет решение следующей проблемы: каковы теоретические основы и технологические средства развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный? Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
1. Разработать и экспериментально проверить технологию развития аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного.
2. Опубликовать монографию по результатам исследования «Развитие аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный».
Актуальность выполнения проекта. В последнее время возрос интерес к проблеме формирования у будущих медицинских работников профессиональных и общепрофессиональных компетенций. Развитие данной группы компетенций, как и дальнейшая профессиональная деятельность будущего специалиста-медика невозможны без высокого уровня развития у него аналитических умений, которые являются приоритетными для решения профессионально значимых задач специалистов данной сферы.
Имеющийся у заявителя задел по теме проекта. Данная тема нашла отражение в авторских публикациях, статьях и тезисах докладов [21-24] и в выступлениях автора на методических семинарах в Курском государственном университете на кафедре методики преподавания иностранных языков. Основные положения и результаты настоящего исследования отражены в четырёх статьях, опубликованных в научных журналах, включенных в перечень ВАК.
Предлагаемые пути получения результатов (методы решения задач; краткое описание возможных исследований; известные аналоги и др.).
В качестве методов решения поставленных задач используются анализ научной литературы по теории и методике профессионального образования, психологии; моделирование процесса обучения, направленного на развитие аналитических умений у иностранных студентов-медиков; обработка и обобщение собственного опыта работы автора по преподаванию русского языка иностранным студентам; включенное наблюдение; систематизация накопленного материала; анкетирование, тестирование студентов, опытно-экспериментальная работа, метод статистической обработки данных (медианный критерий) и их интерпретация [26].
Основные ожидаемые результаты (указывается, что будет разработано (получено) в результате выполнения проекта). В результате выполнения проекта планируется публикация монографии на тему: «Развитие аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный».
Уровень планируемого результата (сопоставление с аналогичными российскими и зарубежными разработками). Несмотря на большое количество работ известных исследователей, посвящающих свои научные изыскания формированию и развитию различных умений у учащихся высших учебных заведений, а также научных трудов, связанных с понятиями «анализ», «рефлексия» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе не нашла отражения проблема развития аналитических умений средствами русского языка, хотя в последнее десятилетие появилось несколько диссертационных исследований, посвященных проблеме формирования и развития аналитических умений.
Календарный план выполнения работ по проекту с указанием основных этапов, содержания (направлений) работы на каждом этапе, ожидаемых результатов, сроков выполнения и формы отчетности по каждому этапу:
Номер, название этапа, краткое содержание (направления) работы |
Сроки выполнения работ |
Планируемые результаты |
Обязательная отчетная документация |
1.Теоретический. Изучение научной литературы, определение методологических и теоретических основ, научных подходов к написанию монографии |
20.11.18 – 30.12.18 |
Разработка плана и программы опытно-экспериментальной работы |
Эскиз первой главы монографии |
2.Опытно-экспериментальный. Проверка эффективности модели развития аналитических умений у студентов-медиков средствами русского языка как иностранного |
10.01.19 – 01.07.20 |
Выявление научного обоснования условий результативности процесса развития аналитических умений при изучении РКИ студентами-медиками. |
Эскиз второй главы монографии |
3.Итоговый. Проведение анализа, обобщения и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы. |
01.09.20 – 31.12.20 |
Формулировка основных выводов, оформление материалов. |
Законченная монография, готовая к публикации. |
Перечень объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат заявителю и которые используются при выполнении работы. Диссертационное исследование на тему: «Развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного при подготовке к клинической практике» [25].
Сфера и формы возможного использования результатов работы. Монография ««Развитие аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный» будет полезна преподавателям, работающим с иностранными студентами, которые получают высшее медицинское образование.
СМЕТА РАСХОДОВ
на проведение научного исследования с последующим написанием монографии
|
Предметная статья |
Сумма (тыс. рублей) |
1 |
2 |
3 |
1. |
Внешняя рецензия на монографию |
10 000 руб. |
2. |
Получение ISBN |
10 000 руб. |
3. |
Публикация платных статей |
13 000 руб. |
4. |
Заправка картриджа |
1500 руб. |
5. |
Канцелярские товары |
1500 руб. |
6. |
Офисная бумага |
1500 руб. |
7. |
Участие в конференциях по теме монографии |
10 000 руб. |
Итого расходов |
46 000 руб. |
Выводы
Приведенный пример касается получения исследовательских грантов, однако, принимая во внимание унифицированный характер мер грантовой поддержки, такой опыт можно рассматривать применительно к остальным видам грантов, имея в виду, в первую очередь, государственные гранты. В заключение следует отметить, что более чем за двадцатилетний период существования в российском праве, гранты доказали свою жизнеспособность и эффективность в разрешении проблем социальной направленности. Благодаря вовлечению внебюджетных источников финансирования, они занимают особое место среди мер государственной поддержки.
Создание развитой системы грантовой поддержки индивидов, коллективов и учреждений представляет собой наиболее эффективное решение проблемы финансировании научной деятельности в высших учебных заведениях.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления