Введение
Уровень показателей здоровья граждан взаимосвязан с уровнем развития массового спорта в стране, так как благотворное влияние занятий спортом на здоровье человека давно доказано учеными. В Российской Федерации после преодоления кризисов, связанных с распадом СССР, постепенно началось преобразование всех сфер социально-экономической деятельности, в том числе и сферы физической культуры и спорта (ФКИС). Государственная поддержка проявилась в принятии и реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (ФЦП) [1], которая в настоящий момент завершилась, но продолжает работу в виде аналогичной ФЦП, сроком действия на 2016-2020 г. [2], осуществляя задачи Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. [3]. Основными целями реформирования сферы ФКИС Российской Федерации в конечном итоге выступают увеличение доли населения, систематически занимающегося спортом, создание современной спортивной инфраструктуры, способной обеспечить потребности населения в занятиях спортом, которая должна будет использоваться с максимальной эффективностью, повышение квалификации тренерского состава, а также улучшение результатов в спорте высших достижений.
Первые результаты, достигнутые в результате ФЦП на 2006-2015 гг. по направлению развития массового спорта и детско-юношеского спорта, были обусловлены в большой степени повсеместным созданием физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов), способных обеспечить занятия по широкому спектру спортивных дисциплин, что особенно важно для развития детско-юношеского спорта в провинциальных городах и сельских населенных пунктах. Развитие детско-юношеского спорта, представляющего стратегическое значение в плане формирования олимпийского резерва, а также благотворно влияющего на формирование здорового образа жизни среди молодежи, что также в стратегическом плане должно благотворно отразиться на показателях здоровья россиян.
Политическая партия «Единая Россия», которая считается правящей в Российской Федерации, совместно с российским Правительством была задействована в оснащении физкультурно-оздоровительных комплексов спортивно-технологическим оборудованием во всех регионах России, кроме республики Крым и Севастополя, а также республики Калмыкия и Чукотского АО.
В силу специфики размещения отдельных субъектов России по территории страны, что напрямую отражается на транспортной доступности, населенности, затратах на содержание государственного и муниципального имущества из-за климатических особенностей регионов, неодинаковы возможности для размещения и содержания объектов массового спорта, в том числе и ФОКов.
В связи с этим, рассмотрим, как распределилось финансирование, направленное на оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов спортивно-технологическим оборудованием, с целью оценки потенциала отдельных регионов для развития массового спорта, а также с целью определения групп регионов, получивших наибольшие и наименьшие объемы финансирования в рамках исследуемого направления, для поиска общих закономерностей развития спорта в группах регионов.
Материал и методы
В работе используются методы статистико-экономического анализа (метод сбора данных, статистического наблюдения, сравнительного анализа, метод группировки, графический метод) [4] на основе данных Отчета о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [5].
Результаты и обсуждение
Под физкультурно-оздоровительным комплексом, или ФОКом понимают предназначенное для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий специальное сооружение, которое подразумевает проведение различных видов спортивных тренировок, поскольку может включать в себя тренажерные и спортивные залы, плавательные бассейны, катки, скалодромы и иные помещения для занятий спортом [6].
Необходимость занятий спортом среди широких масс населения обусловлена повышением показателей здоровья граждан [7], которые снижаются ввиду ухудшения экологической обстановки, оседлому образу жизни, который с точки зрения эволюции организма приводит к ожирению, снижению тонуса мышц, развитию сердечно-сосудистых заболеваний и др. Скорректировать изменения, связанные с изменением образа жизни человека можно регулярными физическими нагрузками, но для этого необходимо прививать систему занятий спортом с детского возраста [8-12]. Для приобщения населения в систематическим занятиям спортом применяются различные способы [13-15], но мало привлечь население к занятиям спортом, необходимо обеспечить его объектами доступной спортивной инфраструктуры [16, 17]. ФОКи стали объектами обеспечения занятий для спортивных школ и секций в малых населенных пунктах, давая возможности для развития детско-юношеского спорта, а также предоставив возможность для развития фитнес-индустрии [18].
В сфере ФКИС вплоть до настоящего времени остается одной из основных проблема финансирования (строительства, оснащения, содержания, эффективности эксплуатации) [19-22], что влияет на качество спортивных объектов. В рамках ФЦП на 2006-2015 гг. было произведено оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов спортивно-технологическим оборудованием. Для оценки потенциала различных регионов для привлечения населения к систематическим занятиям спортом путем организации спортивных занятий в ФОКах, оценим, как распределялось финансирование по регионам страны, а также произведем группировку регионов по объемам полученного финансирования, сопоставляя объемы финансирования с количеством оснащенных спортивно-технологическим оборудованием объектов.
В программе участвовал 81 субъект федерации, поэтому следует выделить 5 группа, заранее исключив из расчетов шага группировки регионы, объемы финансирования и количество оснащенных объектов в которых значительно варьируются с остальными регионами – в нашем случае те, где финансирование составило менее 53,5 млн. руб. и количество оснащенных объектов равно 1 (объединим их в 6 группу), а также выделив лидеров и аутсайдеров [23].
Таблица 1 – Группировка субъектов федерации по объемам финансирования, выделенным на оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием
Группа |
Субъекты федерации |
Количество оснащенных объектов |
Средняя стоимость оснащения одного объекта, млн. руб. |
Лидеры >1400 млн. руб. |
Республика Татарстан Краснодарский Край |
31 40 |
43 |
1 группа 605-650 млн. руб. |
Московская область |
22 |
39 |
Саратовская область, Чувашская республика |
15-20 |
||
2 группа 470-605 млн. руб. |
Оренбургская область, Республика Мордовия, Красноярский Край |
13-14 |
41 |
3 группа 330-470 млн. руб. |
Воронежская, Белгородская, Омская, Нижегородская области, Республика Башкортостан |
13-17 |
31 |
Пермский Край, Челябинская, Тверская, Новосибирская области |
8-12 |
||
4 группа 205-330 млн. руб. |
Республика Саха (Якутия), Ставропольский Край, Пензенская область |
13-18 |
26 |
Ханты-Манский АО, Республика Коми, Самарская, Смоленская, Калужская, Рязанская, Ярославская, Ульяновская области |
8-11 |
||
Калининградская, Томская, Волгоградская, Ивановская области |
5-8 |
||
5 группа 53,6-205
|
Москва, Карачаево-Черкесская республика, республика Марий Эл, Кабардино-Балкарская республика, Архангельская, Ростовская, Свердловская, области |
7-11 |
25 |
Приморский, Хабаровский, Забайкальский и Алтайский края, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Орловская, Тамбовская, Псковская, Владимирская, Тюменская, Кемеровская, Липецкая, Новгородская, Брянская, Сахалинская, Кировская, Иркутская, Ленинградская, Курганская, Мурманская области |
4-6 |
||
Республика Адыгея, Республика Тыва, Республика Бурятия, Чеченская республика, Камчатский Край, Тульская, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Астраханская, Костромская, Удмуртская, Вологодская, Амурская, Магаданская области Республика Хакасия |
2-3 |
||
6 группа 13,2-53,5 |
Республика Алтай, Республика Дагестан, Еврейская АО, Санкт-Петербург |
1 |
21 |
Аутсайдер |
Курская область |
1 |
13 |
*Источник: Составлено автором на основе данных Отчета о реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2006-2015 гг.» [5]
Группировка показала, что в распределении финансовых средств, направленных на оснащение ФОКов спортивно-технологическим оборудованием, отсутствует явный фактор влияния территориальной принадлежности к объемам полученного финансирования (таблица 1). Лидерами по полученному финансированию и количеству оснащенных объектов являются Краснодарский Край и Республика Татарстан, здесь же средняя стоимость оснащения 1 объекта также максимальная среди всех регионов. 1и 2 группы – немногочисленные и с высокой средней стоимостью оснащения 1 объекта, не слишком отстающие по величине от лидеров. В 4 и 5 группах средняя стоимость оснащения 1 объекта значительно отличается от 1 и 2 групп, но незначительно разнятся между собой, хотя границы объемов финансирования в группах отличаются в разы. Отдельно стоит отметить, что в 6 группе, где было оснащено всего по 1 объекту, средняя стоимость оснащения составила 21 млн. руб., а в Курской области, где также был оснащен 1 объект, на оснащение ФОКа было выделено всего 13 млн. руб. Нижняя граница финансирования 5 группы и объемы финансирования в лидирующих субъектах федерации различаются в 26 раз, а с аутсайдером группировки Курской областью в 103 раза. Такое распределение средств на оснащение ФОКов спортивно технологическим оборудованием позволяет судить о значительной дифференциации в распределении целевых средств, не зависящей от территориальной принадлежности регионов. Группами регионов, обладающими наибольшим потенциалом для развития массового спорта, являются 1-3 группы. Средним потенциалом обладают 4-5 группы, остальные регионы обладают низким потенциалом для привлечения к занятиям спортом широких масс населения через использование ФОКов.
Выводы
Как показало исследование, наиболее перспективными для развития массового спорта через привлечение населения к занятиям в ФОКах являются регионы-лидеры и регионы 1-3 групп, где было оснащено большое количество объектов и финансирование превысило 300 млн. руб. в расчете на 1 субъект федерации. К регионам с низким потенциалом для развития массового спорта можно отнести Республику Алтай, Республику Дагестан, Еврейскую АО, Санкт-Петербург и Курскую область, которая получила по ФЦП на оснащение единственного ФОКа всего 13 млн. руб., в то время, как в соседней 6 группе стоимость оснащения 1 объекта составила более 21 млн. руб., не говоря о лидерах. Таким образом, следует отметить, что в наименее перспективных регионах стоит использовать дополнительные меры по поддержке развития массового спорта, увеличивая финансовую поддержку, эффективность использования целевых средств и эффективность использования спортивных объектов.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления