Введение
Здоровье – это основа экономического и социального процветания, благополучия нации. Финансирование здравоохранения осуществляется за счет разных источников: бюджета страны, средств населения и работодателей. В России функционирует бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения. В то же время основным источником финансирования лекарственного обеспечения является государственный бюджет, формируемый за счет налогов, взимаемых с населения и предприятий.
Ряд ученых [1-3] считает, что следует придерживаться только одного источника финансирования. Они отмечают эффективность использования бюджетной системы лекарственного обеспечения. Однако в виду ограниченности бюджета необходимо прибегать к привлечению частных средств (система ДМС). Из-за отсутствия организационной структуры и недостаточной капитализации рынка ДМС требуется привлечение значительных финансовых ресурсов со сторон государства, поэтому данный механизм развивается медленно. Значительная дифференциация доходов не позволяет задействовать все слои населения в рамках этой системы, что влечет за собой разную степень доступности и противоречит принципам государственных гарантий.
Альтернативная позиция, которой придерживается Мельничук И.И., Сертаковой О.В. [4], заключается в преимущественном использовании системы ОМС, так как она имеет нормативно-правое регулирование (ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). По мнению этих ученых, внедрение лекарственного обеспечения через одноканальную систему финансирования становится неотъемлемой частью системы оказания медицинской помощи по средствам ОМС. Преимуществом данной системы является налаженная организационная структура в виде ФФОМС, ТФОМСов, СМО, МО с уже отработанными механизмами взаимодействия, финансирования, учета и контроля. Поэтому модернизация имеющейся системы позволит значительно сэкономить ресурсы.
Материалы и методы
В исследовании применяется графический метод для характеристики динамики финансирования лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета, а также использовались структурно-логический метод и контент-анализ. В работе указаны документы, предоставленные департаментом здравоохранения и социальной защиты населения и данные, используемые Министерством финансов РФ (консолидируемый бюджет).
Основные результаты исследования
В настоящее время проблема финансового обеспечения учреждений здравоохранения является достаточно острой. Для ее решения с января 2013 года в РФ в ходе реформирования здравоохранения внедрена новая модель финансового обеспечения – одноканальная система финансирования (за счет средств общего налогообложения и взносов на ОМС). Переход на данную систему не привел к кардинальным изменениям в системе финансирования лекарственного обеспечения населения [5-8]. За счет средств ОМС осуществляется примерно 70% обеспечения выплат на осуществление функционирования отрасли здравоохранения. Однако лекарственное обеспечение граждан РФ занимает наименьшую долю расходов среди перечня статей ОМС. Основными источниками финансирования данного направления являются федеральный бюджет, а также ведомственные целевые программы (Обеспечение рационального назначения и использования лекарственных препаратов, Обеспечение эффективной системы ценового регулирования) [9-11] (Рисунок 1). Так, применяются различные формы программно-целевых документов, такие как реализуемая в настоящее время Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», а также Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Рисунок 1 – Динамика финансирования лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета 2012-2016 гг.
Если вначале лекарственное обеспечение финансировалось за счет системы ОМС, то в виду ограниченности страховых отчислений, стала ощущаться нехватка денежных средств в рамках данного направления. В связи с принятием поправок к Федеральному закону № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также за счет реализации программы ОНЛС (дополнительного лекарственного обеспечения - ДЛО) наблюдалось резкое увеличение расходов из государственных источников финансирования, что привело к фактическому удвоению объема российского фармацевтического рынка. С начала 2014 года финансирование лекарственного обеспечения практически полностью осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Данный переход обоснован невозможностью повысить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)). В связи с этим средства на лекарственное обеспечение необходимо было изыскать из других источников, что увеличило нагрузку на федеральный и региональный бюджеты. Невозможность осуществления финансирования лекарственного обеспечения населения только за счет средств ПФР, ФСС, ФФОМС возникает из-за низкой собираемости налогов и страховых выплат в процентах от фонда заработной платы. Эта проблема связана с растущей тенденцией теневых зарплат и сокрытия доходов, с одной стороны, и не эффективности механизма работы налоговой службы [12-14]. При этом осуществление лекарственного обеспечения только за счет средств федерального бюджета способствует оперативному реагированию на изменения числа льготной категорий граждан, принятию управленческих решений [15, 16].
Дефицит федерального бюджета, сложившийся в виду экономического кризиса и санкций, а также зависимость от дотаций большинства регионов повышает угрозу ограничений в росте (или и даже сокращении) финансирования лекарственного обеспечения населения. Из-за не владения всех категорий населения информацией о лекарственном обеспечении, а также из-за неопределенности спроса могут возникать затраты, которые значительно повышают удорожание всей системы лекарственного обеспечения. В связи с этим целесообразно включить в механизм формирования финансового обеспечения дополнительные источники финансирования. Одним из таких может успешно стать добровольное медицинское страхование (ДМС). В данном случае используются дифференцированные схемы софинансирования для разных категорий граждан [14, 23]. Также вовлечение граждан в процесс формирования страхового запаса мотивирует их к здоровому образу жизни и профилактике заболеваний, с целью экономии собственных средств [22]. Однако в стране, к сожалению, большинство семей не обладают достаточным уровнем дохода, чтобы рассчитывать на массовое участие в программе добровольного страхования [18, 19]. Поэтому центрами развития ДМС, в первую очередь, могут стать экономически развитые крупные города, население которых, с одной стороны, имеют более высокий уровень дохода, с другой стороны, система здравоохранения там имеет гораздо более развитую инфраструктуру, что обеспечивает получение более качественной и высокотехнологичной медицинской помощи. При этом, в отличие от налаженной системы ОМС, в ДМС еще до конца не сформирована организационная структура. Негативным моментом в этом является то, что на ее создание потребуются значительные финансовые ресурсы, а отсутствие достаточного нормативно-правового регулирования ДМС требует принятия мер по его доработке.
Использование системы ОМС является более целесообразным с организационно-правовой и экономической точки зрения, так как имеется действующее законодательное регулирование. Помимо этого, возможно привлечение источников софинансирования в систему ОМС за счет средств граждан (соплатежи), что позволит аккумулировать ресурсы и обеспечить системный подход к лекарственному обеспечению граждан.
Наиболее эффективным механизмом для развития лекарственного обеспечения будет интегрирование всех финансовые потоков, распределяемые в настоящее время в единую систему. Помимо использования средств ОМС, ДМС и федерального бюджета возможно применение ряда других механизмов [20]:
Во-первых, соплатежи (50%, 100%). Возмещение стоимости необходимых лекарственных средств для граждан происходит с учетом их возможностей по сооплате лекарств, исходя из трудоспособности, льготного статуса и наличия заболеваний с дорогостоящей терапией. Однако участие граждан в оплате лекарств является одним из препятствий для увеличения бюджета лекарственного обеспечения.
Во-вторых, накопительной системы лекарственного обеспечения. Каждому гражданину выделяется месячный лимит затрат на лекарства [21]. Если гражданин не нуждается в лекарственном обеспечении на данный момент, то средства накапливаются на счете гражданина. Однако при превышении стоимости лекарства над накопленными средствами пациент производит доплату за свой счет.
Заключение
С 2014 года в России наблюдается устойчивый рост совокупных расходов из федерального бюджета на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. В настоящее время за счет средств федерального бюджета финансируется основная часть расходов по лекарственному обеспечению граждан Российской Федерации. Данная тенденция обусловлена недофинансированием обеспечения лекарственными средствами в Российской Федерации за счет средств ОМС. Действующая бюджетно-страховая система нуждается в реформировании, так как осуществление государственных гарантий в системе лекарственного обеспечения за счет средств ОМС невозможно в полной мере, в виду ограничений страховых поступлений. Государство разрабатывает и использует различные механизмы финансовой поддержки федерального бюджета. Одним из них является ДМС, однако данное направление сталкивается с рядом ограничений нормативно-правовой базы, а также низким уровнем доходов. Однако для повышения лекарственного обеспечения населения наиболее эффективной моделью будет являться система задействования всех финансовых потоков, а именно использование средств федерального бюджета, ОМС, ДМС, а также применение механизмов соплатежей и накопительной системы.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления