Глобализация рынка, предстоящее вступление России в ВТО, проблемы с быстрым старением и выводом из оборота основных промышленных фондов ставят вопрос об инновационном пути развития легкой промышленности.
В условиях современного развития российской экономики, протекающей на фоне глобализации и общемировых интеграционных процессов, предприятия вынуждены вести конкурентную борьбу на рынке не только между собой, но и с иностранными производителями. Необходимой составляющей деятельности предприятий при этом становится ведение активной инновационной деятельности. Глобализация рынка [1], предстоящее вступление России в ВТО, проблемы с быстрым старением и выводом из оборота основных промышленных фондов ставят вопрос об инновационном пути развития легкой промышленности.
Анализ проблем легкой промышленности позволил выявить ряд факторов, являющихся основными ограничениями ее развития [2, 3]:
· физически и морально устаревшее оборудование;
· острый недостаток оборотных средств;
· неучтенный импорт и производство;
· слабая научно-технологическая база;
· недостаток специалистов с высшим и средним специальным образованием.
Несмотря на принимаемые меры по активизации борьбы с контрабандой и контрафактом и повышению прозрачности отечественного рынка [4] , доля российской продукции легкой промышленности на сегодняшний день составляет не более 20%. Одновременно продолжается ускоренный рост поступления на рынок огромных объемов импортных товаров легкой промышленности, опережающий рост объемов производства отечественных товаров. Статистические отчеты за последние два года подтверждают тенденции снижения производства, уменьшение количества предприятий и численности персонала, снижение индекса промышленного производства [5, 6, 7].
В современных условиях возможные пути инновационного развития отечественных предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и реализации продукции легкой промышленности, сводятся к выбору одной из общепринятых в мировой практике данной экономической сферы стратегий деятельности.
Известны четыре базовых перспективных варианта развития, в рамках которых осуществляют свою деятельность предприятия во всем мире:
1. Организация предприятия по принципу «производственного оператора»;
2. Организация бизнеса по принципу самостоятельного дизайнерско-сбытового комплекса;
3. Организация бизнеса по принципу единого конгломерата дизайнерско-сбытовой и производственной структур;
4. Организация бизнеса через создание собственного торгового дома с собственной брендовой политикой.
В рамках первого варианта развития предприятие организует свою деятельность в рамках концепции «бизнес для бизнеса», т.е. формирование прибыли происходит за счет инноваций в сфере оказания услуг по выполнению заказов.
Согласно второму варианту развития, предприятие занимается разработкой модельного ряда изделий и организует их сбыт. В рамках этой стратегии предполагается активное привлечение в качестве технического исполнителя продукта сторонних производственных операторов.
В третьем варианте производственная деятельность ориентирована на обслуживание собственных нужд предприятия.
Четвертый вариант предполагает самостоятельную разработку и выбор дизайнерских марок и получение прибыли за счет создания добавочной стоимости товара в системе их продаж через собственные брендовые сети.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления