INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Исследования в области эффективного маркетинга образовательных услуг в работе с иностранными студентами

Researches in the field of effective marketing of educational services in work with foreign students



УДК 371

17.06.18 8:18
1245

Выходные сведения: Петрова Н.Э. Исследования в области эффективного маркетинга образовательных услуг в работе с иностранными студентами // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/issledovaniya-v-oblasti-effektivnog/

Авторы:
Петрова Наталья Эдуардовна, кандидат педагогических наук,доцент кафедры «Русского языка и культуры речи»
Курский государственный медицинский университет
(305 041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: na_tali68@mail.ru)

Authors:
Petrova Natalia Eduardovna,candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department
of «Russian Language and Speech Culture»
Kursk State Medical University
(305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail:na_tali68@mail.ru)

Ключевые слова: маркетинг образовательных услуг, менеджмент системы качества, интеграционные процессы в образовательной системе РФ, образовательные услуги, стратегические направления, образовательные учреждения, заказчик и «исполнитель», предмет заказа

Keyword: marketing of educational services, management of the quality system, integration processes in the educational system of the Russian Federation, educational services, strategic directions, educational institutions, the customer and the "executor", the subject of the order

Аннотация: Данная статья представляет собой маркетинговые исследования образовательных услуг, оказываемых иностранным студентам в вузах РФ. Интеграционные процессы, обусловленные как мировой глобализацией в целом, так и вступлением РФ в Болонский процесс (сентябрь 2003 года),направлены на реформирование и модернизацию системы образования в Российской Федерации. В условиях академической мобильности увеличился приток иностранных студентов, желающих получить высшее образование в вузах Российской Федерации. Как показали исследования, наиболее востребованным оказывается медицинское образование. Работа с иностранцами имеет принципиальные отличия от работы с отечественными студентами, вследствие чего была определена проблема и цели данного исследования.

За последние десятилетия XX и начала XXI века об интеграционных процессах и реформах российского образования написано немало научных работ. Однако маркетинговым исследованиям организации внутривузовской интеграции уделяется недостаточно внимания, хотя в каждом вузе работают такие структуры, как менеджмент качества оказываемых образовательных услуг.

Кроме того, в силу вступают экономико-правовые отношения, поскольку создание условий как для эффективного обучения, так и комфортного проживания в стране - важнейшая обязанность вуза, принимающего иностранных студентов. Для наиболее оптимального и эффективного обучения многие вузы осуществляют переход на обучение с использованием языка-посредника. Как правило, это английский язык. Однако русский язык является обязательным по целому ряду причин, начиная с адаптации и комфортного проживания в стане и заканчивая прохождением обязательной медицинской практики в лечебных учреждениях РФ, которая предполагает беседу-опрос с русскоговорящими пациентами, оформление медицинских карт. Требования к преподаванию русского языка предъявляются высокие, так как преподавателю необходимо научить иностранцев владению русским языком как для общения и снятия социально-бытовых проблем, так и для осуществления профессиональной коммуникации. Потребности вуза, обусловленные спецификой образовательных услуг, можно представить как систему отношений «заказчика» и «исполнителя», которых объединяет «потребитель», «предмет заказа», цели, мотивы.

Annotation: This article represents the marketing researches of educational services provided to foreign students in Russian universities. The integration processes, conditioned both by global globalization in general, and by Russia's entry into the Bologna process (September 2003), are aimed at reformation and modernization of the education system in the Russian Federation. In terms of academic mobility, the influx of foreign students wishing to receive higher education in the Russian Federation has increased. According to research, medical education is the most popular now. Working with foreigners is fundamentally different from working with domestic students, so that the problem and the goals of this study were determined.

During the last decades of the twentieth and the beginning of the 21st centuries, a lot of scientific work has been written about the integration processes and reforms of the Russian education. However, marketing researches of the organization of intra-university integration is not paid enough attention, although in each institution there are such structures as quality management of the provided educational services.

Besides, economic and legal relations inure, since the creation of conditions for both effective education and comfortable living is the most important responsibility of the institution that accepts foreign students. For the most optimal and effective teaching, many universities are transitioning to training using the language of the intermediary. As a rule, this is English. However, the Russian language is compulsory for a variety of reasons, from adaptation and comfortable living in the country to compulsory medical practice in medical facilities in the Russian Federation, which involves a conversation-interview with Russian-speaking patients, registration of medical records. Requirements for teaching the Russian language are high, since the teacher needs to teach foreigners the knowledge of Russian language both for communication and as the removal of social and domestic problems, and for the implementation of professional communication as well. The university's needs, conditioned by the specifics of educational services, can be represented as a system of relations between the "customer" and the "executor", which are united by the "consumer", "subject of the order", goals, motives.

Исследования в области эффективного маркетинга   образовательных услуг в работе с иностранными студентами

Введение

Все мировые процессы конца XX и начала XXI века проходят в условиях глобализации, рассматриваемой как процесс формирования целостного мирового хозяйства, в котором формируется и региональная интеграция, то есть создание единого регионального комплекса, что, безусловно, следует оценивать как взаимосвязанные явления [1, с.229]. Интеграционные процессы охватывают все сферы деятельности: интеграционные союзы оформляются в различные формы, виды и структуры международных организаций, охватывают экономическую и социальную сферы жизнедеятельности общества, образование и науку [2, с.6-7].

Маркетинговые исследования – та сфера экономики, которая может распространяться все стороны жизнедеятельности общества. Особенно эти исследования актуальны в условиях современной конкуренции на рынке всевозможных услуг. Не является исключением и сфера образовательных услуг, чрезвычайно востребованных в условиях международной интеграции. Так, российского образование проходит закономерные этапы реформирования и модернизации, которые позволят ему органично, на равных правах войти в систему международного образования, стать равноправным конкурентоспособным партнером. Результаты многолетнего интеграционного процесса реализуются в таких формах, как активизация иностранных студентов, желающих получить высшее специальное образование в вузах РФ; академическая мобильность, осуществляемая в форме семестрового обмена студентами и преподавателями;формирование интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза; комплексное применение знаний, их синтез, владение методологией научной деятельности как основой творчества.

Медицинское образование, получаемое иностранными гражданами в России, считается наиболее престижным и востребованным. Это налагает особую ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг на принимающую страну, высшее учебное заведение. Соответственно, уровень требований к системе и методике преподавания в медицинских вузах РФ чрезвычайно высок [3].Насущная необходимость в определении потребностей вуза, обусловленных спецификой и оптимизацией образовательных услуг, оказываемых иностранным студентам, является проблемой данного исследования. Целью данной работы является анализ связей и отношений экономического и методического характера, которые являются основой маркетинга образовательных услуг в медицинских вузах   РФ.

Материал и методы

Маркетинговые исследования результатов интеграционных процессов и реформ российского образования за последние десятилетия XX и начала XXI века позволили сделать некоторые обобщения. Так, в результате анализаисследователи выяснили, что об этой сфере написано немало разноплановых научных работ [1-20]. Так, научная парадигма исследований интеграции в различных её аспектах в целом представлена в исследованиях М.Н. Чечуриной [2], Б.А. Ахлибинского [4], Д.Д. Дмитриевой [5], О.Н. Исаевой [6], А.П. Лиферова [7]; интеграционные процессы и модернизация в области образования рассматриваются в ряде работ Л.В. Хоревой, Е.В. Васиной [8], Е.И. Бражник [9], В.М. Чирковой [10], А.В. Хуторского [11], В.Ш. Масленниковой, Н.М. Угаровой, Т.А. Фисиной, Л.П. Шигаповой [12]; внутривузовская междисциплинарная интеграция анализируется в научных трудах О.И. Охотникова, И.А. Ковыневой [1], Н.Э. Эминовой [14],    М.Г. Газазян, Н.А. Пономарёвой[15], Е.Н. Прокофьевой [16] и др. Экономические процессы в современной системы образования обсуждаются как в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [16], так и в статьях Л.В. Соловьевой, В.И. Соловьевой, И.В. Захаровой, Е.С. Скляр [17-19] и др.

В ходе работы по исследуемой тематике авторы использовали следующие методы: анализа и синтеза, систематизации имеющихся научных подходов к изучению заявленной темы.

Результаты и обсуждение

Маркетинг образовательных услуг медицинского вуза РФ предполагает изучение потребностей иностранных студентов, живущих и получающих образование в России. Как показал анализ, для студентов важны как социально-бытовые условия, так и учебно-профессиональная подготовка. Вуз берёт на себя обязательства не только обеспечить хорошие условия проживания, но и предоставить образовательные услуги высокого качества. Исходя из этих потребностей, вузы постепенно переходят на наиболее востребованную иностранными билингвами форму   обучения на английском языке, то есть с использованием языка-посредника. Однако это отнюдь не снижает потребность в знании русского языка, так как студентам необходимо адаптироваться к жизни в русскоязычной среде и подготовиться к прохождению практики в российских больницах, поликлиниках, госпиталях.

Современная система менеджмента качества и маркетинг предполагают наличие «заказчика» и «исполнителя», которых объединяют «потребитель», «предмет заказа», цели, мотивы, которые в систематизированном виде могут быть представлены в схеме (см. Таблицу 1).

Выстраивая систему экономических отношений в вузе, представим её как трёхкомпонентную структуру, где «заказчик» – профессорско-преподавательский состав (ППС) клинической кафедры (в данном случае кафедры внутренних болезней), «исполнитель» – ППС кафедры русского языка как иностранного, «потребители» – иностранные учащиеся медицинского университета. Каковы запросы заказчиков и чем они обусловлены?

                                                                                                         Таблица 1


Как уже сказано выше, существует социальный заказ, обусловленный потребностью иностранных студентов в получении качественного профессионального образования, которое возможно лишь при приобретении знаний в ходе прослушивании лекций по специальности, усвоении материала и формировании навыков на семинарах и практикумах и, наконец, и умений в на практике в лечебных учреждениях. Таким образом, мотивированный «потребитель» формулирует свой запрос к клиническим кафедрам, которые должны дать возможность студентам реализовать стремления в получении качественного профессионального образования. Те в свою очередь, выступая в роли «заказчика», обращаются к исполнителю с   «заказом на услуги», которые заключаются в подготовке учебно-методических пособий, специализированных учебных программ, спецкурсов, методических рекомендаций, разработке тематических уроков. Всё это необходимо для ведения устного расспроса больного, написания истории болезни, осуществления учебно-профессиональная коммуникация с преподавателем, медицинским персоналом.

В ответ на такой запрос кафедра-исполнитель предлагает обучение таким видам речевой деятельности, как «разговорная речь», «книжная речь», «медицинская терминология», «знания, умения навыки осуществления коммуникации на русском языке».Все это осуществляется на основе изученной общеупотребительнойлексики, сформированной терминологической базы, с опорой на методику преподавания языка в специальных целях, современные технологии, в частности, технические средстваобучения и интерактивные методы обучения.

Выводы

Таким образом, маркетинговые исследования образовательных услуг в условиях международной интеграции и возрастающей конкуренции дают возможность обеспечить эффективный менеджмент качества этих услуг, выстраивая сложную структуру учебно-методических и экономико-правовых отношений в вузах РФ. Так, требования, рекомендуемые государственными образовательными стандартами как русского языка как иностранного [20], так и высшего образования медицинского профиля для формирования общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, и «тесное сотрудничество клинических и языковой кафедр позволяют создавать модульные интегрированные курсы, интегрированные учебно-методические материалы [21]. Система занятий обеспечивает активизацию всех видов языковой и речевой деятельности и направлена на поэтапную подготовку студента к эффективной профессиональной коммуникации» в процессе цикловой клинической практики и других видов практик. Осуществление этой деятельности возможно в результате эффективного маркетинга образовательных услуг, менеджмент системы качества образования иностранных студентов и чёткого выстраивания экономических отношений на уровне внутривузовской интеграции.



Библиографический список


1. Ковынева И.А. Интеграционные процессы в педагогике и лингвистике // Историческая и социально-образовательная мысль / И.А. Ковынёва, О.И. Охотников, Н.Э. Петрова. 2015. Т. 7, № 5, ч. 2. С. 229-233. URL: http://www.hist-edu.ru/hist/article/view/1715
2. Чечурина М.Н. Международная интеграция и международные организации: учебное пособие. Мурманск, 2012. 269 с.
3. Ковынева И.А., Петрова Н.Э. Междисциплинарная интеграция русского языка и профильных дисциплин в медицинском вузе при обучении иностранных студентов языку специальности (из опыта преподавания) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18541 (дата обращения: 18.05.2018).
4. Ахлибинский Б.А. Категорийный аспект понятия интеграции //Диалектика как основа интеграции научного знания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. С.50-60.
5. Дмитриева Д.Д.Педагогические условия профессионально-ориентированного обучения русскому языку как иностранному в медицинских вузах. //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6.№ 3 (20). С. 30-33.
6. Исаева О.Н.Интеграционные процессы в области образования как фактор формирования мировой образовательной системы: анализ мировых тенденций // Российский научный журнал, №3, 2008. С45-49.
7. Лиферов А.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства .М.: Педагогический поиск, 1997.
8. Хорева Л.В., Васина Е.В.Образовательные и профессиональные стандарты в национальной системе образования. //Креативная экономика. № 2 (50). 2011. С. 45-51.
9. Бражник Е.И. Европейские образовательные программы в России //Совет Европы и Россия. 2000. № 1. С.24-26.
10. Чиркова В.М. Оценка эффективности реорганизации системы образования в России // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL: http://www.innov.ru/science/economy/otsenka-effektivnosti-reorganizatsi/
11. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика : учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / А.В. Хуторской. М. : Академия, 2008. 255 с.
12. Масленникова В.Ш.Теория и практика развития интеграционных процессов в воспитании и обучении в учреждениях профессионального образования. / В.Ш. Масленникова, Н.М. Угарова, В.Р. Шамсутдинова и др. Монография. Казань, 2012. 260 с.
13. Эминова Н.Э. Интеграционные процессы в отечественной сфере высшего образования //Креативная экономика, № 3 (51) , 2011, С. 97-101.
14. Газазян М.Г., Пономарёва Н.А. Место русской культуры в преподавании клинических дисциплин [Электронный ресурс] // Материалы Международной научно-практической конференции: «Межкультурная коммуникация: лингвистический, социальный и медицинский аспекты» (11-12 апреля 2012 г.). Курск: КГМУ, 2012.
15. Прокофьева Е.Н. Событийно-интегративная форма подготовки в системе формирования профессиональных компетенций // Вестник НЦБЖД. 2012. № 2. С. 58-65.
16. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 13.07. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
17. Соловьева Л.В., Соловьева В.И. Образование как фактор социально-экономического развития России и ее регионов/ Л.В. Соловьева, В.И. Соловьева // Научные ведомости. Серия Экономика. Информатика. 2016. № 23 (244). Выпуск 40. С. 22–29.
18. Захарова И.В. Маркетинг образовательных услуг / И.В. Захарова. Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 170 с.
19. Скляр Е.С. Конкурентоспособность преподавателя ВУЗа как одно из условий повышения качества образовательных услуг // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №5 (38). URL: http://www.innov.ru/science/economy/konkurentosposobnost-prepodavatelya/
20. Государственный образовательный стандарт по русскому как иностранному. Первый уровень. Второй уровень. Профессиональные модули / Н.П.Андрюшина и др. СПб., 2000.
21. Ковынева И.А., Петрова Н.Э. Формирование коммуникативной компетенции у иностранных студентов-медиков. // Язык для специальных целей: система, функции, среда: сборник научных статей VI международной научно-практической конференции. 2016. С. 155-160.


References


1. Kovyneva I.A. Integracionnye processy v pedagogike i lingvistike // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl' / I.A. Kovynyova, O.I. Ohotnikov, N.EH. Petrova. 2015. T. 7, № 5, ch. 2. S. 229-233. URL: http://www.hist-edu.ru/hist/article/view/1715
2. CHechurina M.N. Mezhdunarodnaya integraciya i mezhdunarodnye organizacii: uchebnoe posobie. Murmansk, 2012. 269 s.
3. Kovyneva I.A., Petrova N.EH. Mezhdisciplinarnaya integraciya russkogo yazyka i profil'nyh disciplin v medicinskom vuze pri obuchenii inostrannyh studentov yazyku special'nosti (iz opyta prepodavaniya) // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18541 (data obrashcheniya: 18.05.2018).
4. Ahlibinskij B.A. Kategorijnyj aspekt ponyatiya integracii //Dialektika kak osnova integracii nauchnogo znaniya. L.: Izd-vo LGU, 1984. S.50-60.
5. Dmitrieva D.D. Pedagogicheskie usloviya professional'no-orientirovannogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu v medicinskih vuzah. //Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2017. T. 6.№ 3 (20). S. 30-33.
6. Isaeva O.N. Integracionnye processy v oblasti obrazovaniya kak faktor formirovaniya mirovoj obrazovatel'noj sistemy: analiz mirovyh tendencij // Rossijskij nauchnyj zhurnal, №3, 2008. S45-49.
7. Liferov A.P. Global'noe obrazovanie put' k integracii mirovogo obrazovatel'nogo prostranstva.M.: Pedagogicheskij poisk, 1997.
8. Horeva L.V., Vasina E.V. Obrazovatel'nye i professional'nye standarty v nacional'noj sisteme obrazovaniya. //Kreativnaya ehkonomika. № 2 (50). 2011. S. 45-51.
9. Brazhnik E.I. Evropejskie obrazovatel'nye programmy v Rossii //Sovet Evropy i Rossiya. 2000. № 1. S.24-26.
10. CHirkova V.M. Ocenka ehffektivnosti reorganizacii sistemy obrazovaniya v Rossii // Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. №5 (38). URL: http://www.innov.ru/science/economy/otsenka-effektivnosti-reorganizatsi/
11. Hutorskoj A. V. Pedagogicheskaya innovatika : ucheb.posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij, obuchayushchihsya po ped. spec. / A.V. Hutorskoj. M. : Akademiya, 2008. 255 s.
12. Maslennikova V.SH. Teoriya i praktika razvitiya integracionnyh processov v vospitanii i obuchenii v uchrezhdeniyah professional'nogo obrazovaniya. / V.SH. Maslennikova, N.M. Ugarova, V.R. SHamsutdinova i dr. Monografiya. Kazan', 2012. 260 s.
13. EHminova N.EH. Integracionnye processy v otechestvennoj sfere vysshego obrazovaniya //Kreativnaya ehkonomika, № 3 (51) , 2011, S. 97-101.
14. Gazazyan M.G., Ponomaryova N.A. Mesto russkoj kul'tury v prepodavanii klinicheskih disciplin [EHlektronnyj resurs] // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: «Mezhkul'turnaya kommunikaciya: lingvisticheskij, social'nyj i medicinskij aspekty» (11-12 aprelya 2012 g.). Kursk: KGMU, 2012.
15. Prokof'eva E.N. Sobytijno-integrativnaya forma podgotovki v sisteme formirovaniya professional'nyh kompetencij // Vestnik NCBZHD. 2012. № 2. S. 58-65.
16. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (red. ot 13.07. 2015) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015).
17. Solov'eva L.V., Solov'eva V.I. Obrazovanie kak faktor social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossii i ee regionov/ L.V. Solov'eva, V.I. Solov'eva // Nauchnye vedomosti. Seriya EHkonomika. Informatika. 2016. № 23 (244). Vypusk 40. S. 22–29.
18. Zaharova I.V. Marketing obrazovatel'nyh uslug / I.V. Zaharova. Ul'yanovsk: UlGTU, 2008. – 170 s.
19. Sklyar E.S. Konkurentosposobnost' prepodavatelya VUZa kak odno iz uslovij povysheniya kachestva obrazovatel'nyh uslug // Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. №5 (38). URL: http://www.innov.ru/science/economy/ konkurentosposobnost-prepodavatelya/ 20. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart po russkomu kak inostrannomu. Pervyj uroven'. Vtoroj uroven'. Professional'nye moduli / N.P.Andryushina i dr. SPb., 2000.
21. Kovyneva I.A., Petrova N.EH. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii u inostrannyh studentov-medikov. // YAzyk dlya special'nyh celej: sistema, funkcii, sreda: sbornik nauchnyh statej VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 155-160.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления