Введение
Все мировые процессы конца XX и начала XXI века проходят в условиях глобализации, рассматриваемой как процесс формирования целостного мирового хозяйства, в котором формируется и региональная интеграция, то есть создание единого регионального комплекса, что, безусловно, следует оценивать как взаимосвязанные явления [1, с.229]. Интеграционные процессы охватывают все сферы деятельности: интеграционные союзы оформляются в различные формы, виды и структуры международных организаций, охватывают экономическую и социальную сферы жизнедеятельности общества, образование и науку [2, с.6-7].
Маркетинговые исследования – та сфера экономики, которая может распространяться все стороны жизнедеятельности общества. Особенно эти исследования актуальны в условиях современной конкуренции на рынке всевозможных услуг. Не является исключением и сфера образовательных услуг, чрезвычайно востребованных в условиях международной интеграции. Так, российского образование проходит закономерные этапы реформирования и модернизации, которые позволят ему органично, на равных правах войти в систему международного образования, стать равноправным конкурентоспособным партнером. Результаты многолетнего интеграционного процесса реализуются в таких формах, как активизация иностранных студентов, желающих получить высшее специальное образование в вузах РФ; академическая мобильность, осуществляемая в форме семестрового обмена студентами и преподавателями;формирование интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза; комплексное применение знаний, их синтез, владение методологией научной деятельности как основой творчества.
Медицинское образование, получаемое иностранными гражданами в России, считается наиболее престижным и востребованным. Это налагает особую ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг на принимающую страну, высшее учебное заведение. Соответственно, уровень требований к системе и методике преподавания в медицинских вузах РФ чрезвычайно высок [3].Насущная необходимость в определении потребностей вуза, обусловленных спецификой и оптимизацией образовательных услуг, оказываемых иностранным студентам, является проблемой данного исследования. Целью данной работы является анализ связей и отношений экономического и методического характера, которые являются основой маркетинга образовательных услуг в медицинских вузах РФ.
Материал и методы
Маркетинговые исследования результатов интеграционных процессов и реформ российского образования за последние десятилетия XX и начала XXI века позволили сделать некоторые обобщения. Так, в результате анализаисследователи выяснили, что об этой сфере написано немало разноплановых научных работ [1-20]. Так, научная парадигма исследований интеграции в различных её аспектах в целом представлена в исследованиях М.Н. Чечуриной [2], Б.А. Ахлибинского [4], Д.Д. Дмитриевой [5], О.Н. Исаевой [6], А.П. Лиферова [7]; интеграционные процессы и модернизация в области образования рассматриваются в ряде работ Л.В. Хоревой, Е.В. Васиной [8], Е.И. Бражник [9], В.М. Чирковой [10], А.В. Хуторского [11], В.Ш. Масленниковой, Н.М. Угаровой, Т.А. Фисиной, Л.П. Шигаповой [12]; внутривузовская междисциплинарная интеграция анализируется в научных трудах О.И. Охотникова, И.А. Ковыневой [1], Н.Э. Эминовой [14], М.Г. Газазян, Н.А. Пономарёвой[15], Е.Н. Прокофьевой [16] и др. Экономические процессы в современной системы образования обсуждаются как в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [16], так и в статьях Л.В. Соловьевой, В.И. Соловьевой, И.В. Захаровой, Е.С. Скляр [17-19] и др.
В ходе работы по исследуемой тематике авторы использовали следующие методы: анализа и синтеза, систематизации имеющихся научных подходов к изучению заявленной темы.
Результаты и обсуждение
Маркетинг образовательных услуг медицинского вуза РФ предполагает изучение потребностей иностранных студентов, живущих и получающих образование в России. Как показал анализ, для студентов важны как социально-бытовые условия, так и учебно-профессиональная подготовка. Вуз берёт на себя обязательства не только обеспечить хорошие условия проживания, но и предоставить образовательные услуги высокого качества. Исходя из этих потребностей, вузы постепенно переходят на наиболее востребованную иностранными билингвами форму обучения на английском языке, то есть с использованием языка-посредника. Однако это отнюдь не снижает потребность в знании русского языка, так как студентам необходимо адаптироваться к жизни в русскоязычной среде и подготовиться к прохождению практики в российских больницах, поликлиниках, госпиталях.
Современная система менеджмента качества и маркетинг предполагают наличие «заказчика» и «исполнителя», которых объединяют «потребитель», «предмет заказа», цели, мотивы, которые в систематизированном виде могут быть представлены в схеме (см. Таблицу 1).
Выстраивая систему экономических отношений в вузе, представим её как трёхкомпонентную структуру, где «заказчик» – профессорско-преподавательский состав (ППС) клинической кафедры (в данном случае кафедры внутренних болезней), «исполнитель» – ППС кафедры русского языка как иностранного, «потребители» – иностранные учащиеся медицинского университета. Каковы запросы заказчиков и чем они обусловлены?
Таблица 1
Как уже сказано выше, существует социальный заказ, обусловленный потребностью иностранных студентов в получении качественного профессионального образования, которое возможно лишь при приобретении знаний в ходе прослушивании лекций по специальности, усвоении материала и формировании навыков на семинарах и практикумах и, наконец, и умений в на практике в лечебных учреждениях. Таким образом, мотивированный «потребитель» формулирует свой запрос к клиническим кафедрам, которые должны дать возможность студентам реализовать стремления в получении качественного профессионального образования. Те в свою очередь, выступая в роли «заказчика», обращаются к исполнителю с «заказом на услуги», которые заключаются в подготовке учебно-методических пособий, специализированных учебных программ, спецкурсов, методических рекомендаций, разработке тематических уроков. Всё это необходимо для ведения устного расспроса больного, написания истории болезни, осуществления учебно-профессиональная коммуникация с преподавателем, медицинским персоналом.
В ответ на такой запрос кафедра-исполнитель предлагает обучение таким видам речевой деятельности, как «разговорная речь», «книжная речь», «медицинская терминология», «знания, умения навыки осуществления коммуникации на русском языке».Все это осуществляется на основе изученной общеупотребительнойлексики, сформированной терминологической базы, с опорой на методику преподавания языка в специальных целях, современные технологии, в частности, технические средстваобучения и интерактивные методы обучения.
Выводы
Таким образом, маркетинговые исследования образовательных услуг в условиях международной интеграции и возрастающей конкуренции дают возможность обеспечить эффективный менеджмент качества этих услуг, выстраивая сложную структуру учебно-методических и экономико-правовых отношений в вузах РФ. Так, требования, рекомендуемые государственными образовательными стандартами как русского языка как иностранного [20], так и высшего образования медицинского профиля для формирования общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, и «тесное сотрудничество клинических и языковой кафедр позволяют создавать модульные интегрированные курсы, интегрированные учебно-методические материалы [21]. Система занятий обеспечивает активизацию всех видов языковой и речевой деятельности и направлена на поэтапную подготовку студента к эффективной профессиональной коммуникации» в процессе цикловой клинической практики и других видов практик. Осуществление этой деятельности возможно в результате эффективного маркетинга образовательных услуг, менеджмент системы качества образования иностранных студентов и чёткого выстраивания экономических отношений на уровне внутривузовской интеграции.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления