RU
EN   Информационное агентство INNOV.RU | Воскресенье, 04 декабря 2016 г. 02:47
Иннов: электронный научный журнал

Контрактная система в РФ: новые возможности для российского бизнеса

Contract system in the Russian Federation: new opportunities for Russian business


28.10.15 12:20
61

Выходные сведения: Сироткина Н.Г., Павловская С.В. Контрактная система в РФ: новые
возможности для российского бизнеса // Иннов: электронный научный журнал, 2015. №4 (25). URL:
http://www.innov.ru/science/economy/kontraktnaya-sistema-v-rf-novye-voz/

Авторы:
Сироткина Н.Г., к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Нижний Новгород. Российская Федерация. (603014, Нижний Новгород, Сормовское шоссе, 30) e-mail: nsirotkina@hse.ru

Павловская С.В., к.и.н., доцент, зав. кафедрой государственного и муниципального управления. Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Нижний Новгород. Российская Федерация. (603014, Нижний Новгород, Сормовское шоссе, 30) e-mail: spavlovskaya@hse.ru

Authors:
Sirotkina N.G., Candidate of Economics, Associated Professor; Public Administration Department;
Faculty of Management;National Research University Higher School of Economics (603014 Russian Federation, Nizhny Novgorod, 30, Sormovskoe highwa), e-mail: nsirotkina@hse.ru

Pavlovskaya S.V., Candidate of Historical Sciences, Associated Professor, Head of the Public Administration Department;
Faculty of Management;National Research University Higher School of Economics (603014 Russian Federation, Nizhny Novgorod, 30, Sormovskoe highway), e-mail: spavlovskaya@hse.ru

Ключевые слова: Контрактная система, государственные и муниципальные закупки, преференции, малый бизнес, импортозамещение, коррупция

Keyword: Сontract system, public procurement, preferences, small business, import substitution, сorruption

Аннотация: В статье решается задача систематизации возможностей и рисков, связанных с коммерческой деятельностью бизнеса на рынке государственного и муниципального заказа.

Выявлено, что рынок государственного и муниципального заказа является одним из наиболее емких и перспективных для российского бизнеса, а реформирование контрактной системы способствует повышению привлекательности сферы государственных и муниципальных закупок.

Особое внимание уделено реализации антикризисных мер и политики импортозамещения применительно к исследуемому рынку. Результаты анализа могут быть использованы коммерческими организациями для разработки стратегии выхода на рынок государственного и муниципального заказа в условиях экономической нестабильности.

Annotation: In article the problem of systematization of the opportunities and risks connected with commercial activity of business in the public procurement market is solved.

It is revealed that the public procurement market is one of the most capacious and perspective for the Russian business, and reforming of contract system promotes increase of appeal of the sphere of the government and municipal procurements.

The special attention is paid to realization of anti-recessionary measures and policy of import substitution. Results of the analysis can be used by the commercial organizations for development of strategy of entry into the market of the public procurement in the conditions of economic instability.

Контрактная система в РФ: новые возможности для российского бизнеса

Последнее десятилетие в России происходит интенсивное реформирование системы государственного и муниципального заказа. На современном этапе осуществляется поэтапное внедрение контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее  Закон № 44-ФЗ). В Законе № 44-ФЗ декларируются принцип открытости и прозрачности информации, а также принцип обеспечения конкуренции. Принцип открытости и прозрачности информации предполагает свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Реализация принципа обеспечения конкуренции направлена на создание равных условий для участников закупок. Вышеуказанные тенденции в реформировании рынка государственного и муниципального заказа предоставляет бизнесу новые коммерческие возможности. При этом постоянные изменения законодательства и "правил игры" требуют от коммерческих организаций, работающих на рынках государственного и муниципального заказа, все больше ресурсов и усилий. Кроме того, в условиях экономической нестабильности, возрастает конкуренция и риски, связанные с участием в закупочных процедурах. Сказанное актуализирует задачу систематизации возможностей и рисков, связанных с коммерческой деятельностью бизнеса в сфере поставок для государственных и муниципальных нужд.

Рынок государственного заказа большинства развитых стран характеризуется значительными объемами и высокой динамикой роста. Доля государственного заказа в валовом внутреннем продукте стран Европейского Союза варьируется в диапазоне от 15 до 20 процентов, аналогичный показатель в США составляет около 15 процентов. В России общий объем бюджетных средств, выделяемых на закупку товаров, работ, услуг, составляет 10 процентов валового внутреннего продукта страны. По итогам 2015 года объем закупок снизился по сравнению с 2014 годом на 5 процентов [5]. Однако, после преодоления кризисных явлений в экономике, можно ожидать его роста объемов государственного заказа. Увеличивая расходы на закупки, государство, кроме задачи обеспечения государственных нужд, создает дополнительный спрос на товары, работы и услуги, что способствует росту валового внутреннего продукта. Получив оплату по государственным контрактам, коммерческие организации увеличивают свои расходы, что в конечном итоге способствует увеличению общего спроса и росту ВВП. Как отвечают И.Смотрицкая и С. Черных "государственные закупки выступают в качестве стимулирующего фактора для повышения макроэкономических показателей" [7]. По мнению авторов, российские власти в дальнейшем будут активно стимулировать внутренний спрос через систему госзаказа. Если исходить из сегодняшних тенденций, ключевыми отраслями, формирующими значительную часть государственного заказа, будут строительство, транспортная инфраструктура, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство.

Исследование, проведенное Российским союзом промышленников и предпринимателей в конце 2015 года, свидетельствует, что большинство российских предпринимателей считают одним из главных негативных последствий кризиса снижение платежеспособного спроса [6]. В этой связи рынок государственного и муниципального заказа может стать хорошей альтернативой традиционным рынкам сбыта. Кроме отмеченной выше большой емкости, указанный рынок характеризуется тем, что не требует значительных усилий и средств на продвижение товаров, работ, услуг.

С вступлением в силу Закона № 44-ФЗ значительно выросла степень открытости информации о государственных и муниципальных нуждах. Высокая степень открытости данных является отличительной особенностью российской системы государственных и муниципальных закупок. Сравнительный анализ российского законодательства и законодательства стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) свидетельствует о том, что по сравнению с практикой закупок стран ОЭСР, Россия является лидером по раскрытию данных в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд [3]. Открытость и прозрачность информации о государственных и муниципальных закупках обеспечиваются путем ее размещения в единой информационной системе. Информация и данные, содержащиеся в единой информационной системе, являются общедоступными и предоставляются безвозмездно. Используя указанную систему, представители бизнеса могут получать информацию об актуальных заказах в разрезе способа определения поставщика (электронный аукцион, открытый конкурс, запрос котировок и т.д.), вида товара (работы, услуги), субъекта федерации, места поставки (выполнения работ, оказания услуг).

Отличительной чертой современной системы государственных и муниципальных закупок является широкое использование электронных аукционов. Требование о закупке товаров, работ, услуг на электронных аукционах стало обязательным для государственных и муниципальных заказчиков, начиная с 2011 г., до вступления в силу законодательства о контрактной системе. В соответствии с действующим законодательством электронный аукцион также является самой распространенной процедурой закупок и имеет наибольшую долю среди способов осуществления закупки. По данным официального сайта единой информационной системы в сфере закупок, на электронных аукционах размещается более половины бюджетных средств, выделяемых государственным и муниципальным заказчикам на осуществление закупок, за исключением закупок, сведения о которых составляют государственную тайну. [8] (см.рисунок 1)


Рис 1. Распределение заказа по способам определения поставщика в 2015 г. [8]

Процедуры участия в электронных аукционах для государственных и муниципальных нужд практически не имеют барьеров, ограничивающих участие бизнеса. Если в зарубежной практике основным препятствием для участия в публичных закупках является процедура оценки квалификации претендента на заключение контракта, то законодательство о контрактной системе не содержит требований к квалификации и опыту работы участников электронных аукционов. Безусловно, принимающие участие в электронных аукционах организации должны соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам закупки в соответствии с законодательством РФ (наличие лицензий, допусков саморегулируемых организаций и т.д.), не находиться в процессе ликвидации или банкротства. Также, начиная с августа 2015 года, действуют нормы, исключающие возможность участия в государственных и муниципальных закупок офшорных фирм.

Процедура электронного аукциона практически исключает сговор между заказчиком и аффилированным с ним участником закупки, что позволяет коммерческим организациям получать государственные и муниципальные заказы в честной конкурентной борьбе. Преимуществом электронного аукциона как способа закупки также является возможность участия в торгах дистанционно, на сайте электронной торговой площадки. В России в сфере государственного и муниципального заказа функционирует пять выбранных на конкурсной основе электронных торговых площадок: ОАО «Единая электронная торговая площадка» (roseltorg.ru), ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» (ets-micex.ru), ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (zakazrf.ru), ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов» (sberbank-ast.ru), ООО «Индексное агентство РТС» (rts-tender.ru). Получение аккредитации на каждой из указанных площадок для участников закупок бесплатно, срок, в течение которого оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника электронного аукциона либо, по объективным причинам, отказать ему, не превышает пяти рабочих дней с даты подачи документов. Отметим, что особенностью процедуры электронного аукциона является требование заключения контракта через интерфейс электронной площадки, с использованием электронной подписи заказчика и участника закупки.

Дополнительные возможности для ведения бизнеса на рынке государственного и муниципального заказа обеспечивают нормы по планированию закупок. Законом № 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчиков публиковать на сайте единой информационной системы планы и планы-графики закупок. Открытость информации об объекте закупки, способе определения поставщика, дате начала закупки, размере обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта позволяет представителям бизнеса планировать коммерческую деятельность и рационально распределять финансовые ресурсы.

Закупки для государственных и муниципальных нужд выполняют целый ряд комплиментарных функций, связанных с реализацией широкого спектра социально-экономических задач, таких, как поддержка субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций и отечественных производителей. Предоставление преимуществ малому бизнесу является широко распространенным в мировой практике способом стимулирования предпринимательства. Поддержка малого бизнеса обеспечивает занятость, развитие конкуренции и повышение налоговых поступлений в бюджеты, что особенно  актуально в кризисные периоды. Действовавшее до 1 января 2014 года законодательство содержало нормы о поддержке субъектов малого предпринимательства, однако с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ возможности участия малого бизнеса в системе государственного и муниципального заказа существенно расширились. Так, согласно Закону № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в размере не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения конкурентных процедур, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и СОНКО.  Кроме того, в Законе № 44-ФЗ появился совершенно новый инструмент поддержки малого бизнеса. Заказчик получил право установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и СОНКО. Указанная норма дает возможность малому бизнесу и некоммерческим организациям получать контракты по правилу "второй руки". В этом вопросе Россия повторяет зарубежный опыт, где также есть практика выбора субподрядчиков из малого бизнеса.

Заметим, что законодательством предусмотрена единая норма для поддержки субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Единая система поддержки указанных категорий участников закупок является достаточно специфичной особенностью российского законодательства, но, как показывает практика, она не создает значительных проблем ни для малого предпринимательства, ни для некоммерческих организаций.

По данным мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2015 г., проведенного Министерством экономического развития РФ, наиболее активно субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации проявляют свое участие в электронных аукционах, что подтверждает тезис о достаточно высокой привлекательности электронных аукционов для бизнеса [7].

Контрактная система характеризуется единым порядком предоставления преференций при осуществлении закупок за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, что отличает ее от зарубежной практики, где чаще практикуется разделение регулирования по уровням бюджетной системы. Такой подход является реализацией принципа единства контрактной системы. Единые правила участия в процедурах закупок на федеральном, региональном и местном уровнях делают работу на рынке государственного заказа более комфортной для бизнеса, учитывая то, что ни малый бизнес, ни социально ориентированные некоммерческие организации, как правило, не располагают большим штатом специалистов по продвижению продукции на рынок государственного и муниципального заказа.

Начиная с 2014 году в сфере государственных  и муниципальных закупок стали широко применяться меры, направленные на поддержку импортозамещения. В рамках мероприятий по поддержке импортозамещения в 2015 году было заключено 870 тысяч государственных и муниципальных контрактов на общую сумму более 1043 млрд. руб. Реализация политики импортозамещения в сфере государственных и муниципальных закупок осуществляется по трем основным направлениям:

·                        Запрет на поставку товаров иностранного происхождения. Одним из нормативных актов, запрещающих поставки указанных выше товаров, является Постановление Правительство РФ от 14.07.2014 г. N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На сегодняшний день введены запреты на закупку 97 видов иностранных товаров, а также всех товаров в рамках государственного оборонного заказа.

·                        Ограничение допуска товаров иностранного происхождения. Например, Постановление Правительства РФ от 5.02.2015 г. № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ограничивает возможность поставок некоторых видов медицинских изделий. Механизм ограничения следующий: заказчик отклоняет заявки о поставке иностранных товаров, если на процедуру определения поставщика подано не менее двух  заявок, удовлетворяющих следующим условиям: заявки содержат предложения о поставке медицинских изделий из России, Армении, Белоруссии или Казахстана (государства - члены Евразийского экономического союза) и не содержат предложений о поставке медицинских изделий одного производителя. Всего ограничения введены на закупку 47 видов иностранных товаров.

·                        Предоставление преференций (особых условий участия в процедурах закупок для отдельных категорий участников). Так, Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере пятнадцати процентов поставщикам из государств - членов Евразийского экономического союза, поставляющим широкий спектр товаров, включая продукты питания, компьютеры и коммуникационное оборудование, медицинские инструменты и лекарственные средства.

Участнику закупки, поставляющему отечественную продукцию, для получения  преимуществ или более выгодных конкурентных условий достаточно декларации о стране происхождения товара либо, в некоторых случаях, предоставления сертификата СТ-1, который можно получить в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Таким образом, рынок государственного заказа дает возможность бизнесу расширить рынок сбыта в условиях снижения платежеспособного спроса, воспользоваться возможностью участия в конкурентной и прозрачной процедуре электронного аукциона, получить преимущества, связанные преференциями в рамках  политики импортозамещения. Нормы законодательства по предоставлению квоты субъектам малого предпринимательства позволят даже относительно небольшому, не имеющему значительного опыта бизнесу, найти свою нишу на рынке государственного и муниципального заказа. При этом необходимо учитывать, что это деятельность требует профессионализма и учета рисков, специфичных именно для этого сегмента рынка.

Систематизируя риски, связанные с коммерческой деятельностью на рынке государственного и муниципального заказа, мы выделили четыре типа рисков:

· коммерческие;

· коррупционные;

· экономические;

· политические.

К типу коммерческих рисков целесообразно отнести риск занесения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об организациях, уклонившихся от заключения контрактов и о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключен, а в последствии расторгнут контракт по решению суда или в случае одностороннего решения заказчика. Срок, на который недобросовестный поставщик вносится в реестр, составляет два года. В течение этого периода организация теряет возможность работы на рынке государственного и муниципального заказа.

К коммерческим рискам можно также отнести риск невыполнения контрактных условий, например, из-за недостатка финансирования. Государственные и муниципальные контракты, за редким исключением, не предусматривают авансирования. Оплата по контрактам, в силу особенностей бюджетного процесса, может осуществляться через два-три месяца после выполнения обязательств по контракту. Необходимость привлекать на этот период финансовые ресурсы, как собственные, так и заемные, может негативно сказаться на финансовых показателях организации. С целью смягчения условий работы на рынке государственного и муниципального заказа, в 2015 году были приняты изменения в Закон № 44-ФЗ, обязывающие заказчиков включать в контракты обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы не более чем в течение 30-ти дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Отметим, однако, что эта норма распространяется только на контракты, заключенные по результатам закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

К категории коммерческих рисков следует также отнести риск потери обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта при участии в конкурентных процедурах. Обеспечение заявки может быть удержано в случаях уклонения или отказа участника закупки заключить контракт, непредоставления обеспечения исполнения контракта, а также в случае,  если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, аукционной комиссией приняты решения об их отклонении.  Обеспечение контракта удерживается заказчиком в случае, если поставщик не исполняет свои обязательства по контракту и заказчик инициировал его расторжение. Кроме этого, сведения об участнике, с которым расторгается контракт, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков. К сожалению,  причиной финансовых потерь участников закупки не всегда является намеренное нарушение требований законодательства и контрактных условий. Потеря обеспечения может быть результатом плохого менеджмента, а также неправильной трактовки положений законодательства и документации о закупке.

Переходя к коррупционным рискам, необходимо отметить, что, по мнению исследователей, сферой, наиболее подверженной коррупции во всех странах, является именно закупочная деятельность государства [2]. Коррупционные риски присутствуют на всех стадиях закупочного цикла. Спектр проявления коррупционных рисков в сфере государственного и муниципального заказа очень широк: формирование заказчиком документации о закупке под конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика), предоставление неоправданного преимущества какому-либо участнику закупки, манипуляция критериями оценки (при закупках на конкурсе и запросе предложений). Распространенным видом коррупционных действий является включение в документацию о закупке  неясного, неадекватного технического задания.

Под экономическим риском понимаются риски изменения макроэкономических показателей (курса национальной валюты, уровня инфляции). Особенно чувствительны к этому виду риска долгосрочные контракты. Отметим, что, в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, цена контракта должна быть твердой и корректировка цены контракта из-за изменения макроэкономических показателей не допускается. С целью нивелирования экономического риска в 2015 года Правительством РФ были приняты антикризисные меры в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, позднее они были продлены на 2016 год. Комплекс антикризисных мер включает:

·                  предоставление заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек в установленных Правительством РФ случаях;

·                  изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта и (или) цены контракта в  случаях, установленных Правительством РФ;

·                  право заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в документации о закупке в ряде случаев, например, при проведении конкурентных закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Изменение уровня конкуренции также целесообразно отнести к категории экономических рисков. Учитывая нестабильную экономическую ситуацию и снижение платежеспособного спроса в коммерческом секторе экономики, можно ожидать роста конкуренции среди участников закупок рынке государственного и муниципального заказа. Так, за 2015 год на российском рынке наблюдался рост среднего количества участников государственных и муниципальных закупок с 2,5 до 3-х участников на одну процедуру. Наиболее заметен рост конкуренции на рынке строительных работ, в сфере поставок фармацевтической продукции и медицинского оборудования [7].

Геополитическая турбулентность последних двух лет серьезно влияет на состояние рынка государственного и муниципального заказа, порождая политические риски. К числу нормативных актов, изменивших привычные схемы ведения бизнеса, можно отнести Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 года № 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено".

Существенно меняет конфигурацию рынка российского государственного заказа договор об Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанный 29 мая 2014 г. в г. Астане. Договор предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в границах государств - членов Евразийского экономического союза. Таким образом, в рамках ЕАЭС создается единый рынок государственных закупок, доступ к которому на равных условиях получат коммерческие организации государств - членов ЕАЭС. Безусловно, меры по расширению рынка государственного заказа находится в русле государственной экономической политики, позволяющей  повысить качество закупаемых товаров, работ, услуг, а также увеличить экономию бюджетных средств. Однако отечественному бизнесу следует ожидать увеличения конкуренции со стороны предпринимателей из ЕАЭС и появления новых игроков.

В таблице 1 систематизированы риски,  связанные с коммерческой деятельностью на рынке государственного и муниципального заказа

 

Таблица 1

Классификация рисков коммерческой деятельности

на рынке государственного и муниципального заказа

Тип риска

Характеристика риска

Коммерческий

·        риск занесения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков;

·        риск невыполнения контрактных условий;

·        риск потери обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.

Коррупционный

 

·        формирование заказчиком документации о закупке под конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика);

·        предоставление неоправданного преимущества какому-либо участнику закупки;

·        манипуляция критериями оценки;

·        неясное, неадекватное техническое задание.

Экономический

·        Колебания курса национальной валюты;

·        Рост уровня инфляции;

·        Повышение стоимости кредитных ресурсов;

·        Усиление конкуренции.

Политический

·        Риск введения новых экономических санкций;

·        Выход на рынок конкурентов - организаций из государств - членов ЕАЭС.

 

Несмотря на обозначенные риски, рынок государственного и муниципального заказа остается одним из наиболее емких и перспективных для российского бизнеса, особенно субъектов малого предпринимательства. Прозрачность информации, возможность планирования коммерческой деятельности на основе данных единой информационной системы, выделение квот малому бизнесу и социально-ориентированным некоммерческим организациям, реализация политики импортозамещения - это те возможности, которые помогут бизнесу выжить в непростых экономических условиях. При этом деятельность на рынке государственного и муниципального заказа требует от бизнеса продуманной стратегии, хорошего знания законодательства в сфере закупок и учета всего спектра рисков, связанных с работой в условиях контрактной системы.



Библиографический список


1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Собрание законодательства Российской Федерации от 2013 г., № 14, ст.1652
2. Кабашов, С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниц. службе: теор. и практ.: Уч.пос. [Текст] / С.Ю.Кабашов - М.: ИНФРА-М, 2011 - 192 с.
3. Сироткина, Н.Г. Система государственных и муниципальных закупок в РФ: анализ механизмов повышения информационной открытости [Текст] / Н. Г. Сироткина // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 3. С. 13-20
4. Сироткина, Н.Г. Механизмы реализации политики преференциальной поддержки и национального режима в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд [Текст] / Н. Г. Сироткина // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 4. С. 118-124
5. Смотрицкая, И.И. Черных С.И. Государственные закупки и формирование основ инновационной экономики [Текст] / И.И. Смотрицкая, С.И. Черных // Вопросы экономики, № 6, Июнь 2010, C. 108-117
6. http://www.rspp.ru официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей
7. http://economy.gov.ru/ Официальный сайт департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ
8. www.zakupki.gov.ru Официальный сайт Единой информационной системы



  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления