Введение
Развитие экономики, отраслей и рынков – постоянный динамичный процесс, особенно в условиях технологического прогресса и становления информационного общества, которые заставляют предприятия всегда быть готовыми к изменениям и адаптировать свою производственно-хозяйственную деятельность, стратегии конкурентной борьбы и способы организации бизнеса к новым обстоятельствам.
В этой ситуации происходят изменения и в управлении и организации маркетинга. Постоянно появляются новые маркетинговые проблемы, требующие научного и практического решения и создающие обширное поле для исследований в области управления маркетинговой деятельностью. Материал, изложенный в нашем исследовании, отражает основные аспекты современного состояния знаний в сфере маркетинга и может служить исходным пунктом для поиска практических способов управления маркетингом торговой компании.
В современной России торговля относится к одному из самых успешных и динамично развивающихся секторов экономики.
Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления и в условиях рыночных отношений важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
Как мы уже отмечалось в предыдущих исследованиях авторов, [1-5] в деятельности торговой компании маркетинговой информации должно отводится центральное место. Система маркетинговой информации играет особую роль среди других функциональных стратегий предприятия. Ее особенность состоит в том, что, определяя направления развития предприятия на рынке, она оказывает влияние на другие функциональные стратегии. Как известно маркетинг также выполняет координирующую функцию, поскольку при реализации маркетинговой стратегии необходимо, чтобы другие функциональные стратегии были увязаны со стратегическими маркетинговыми решениями. Кроме того, информация о внешней и внутренней среде предприятия и его положении на рынке, получаемая в результате маркетингового анализа, необходима для разработки системы маркетинговой информации торговой организации.
Материалы и методы
В работе над темой исследования использовались такие научные методы как: анализ, синтез и систематизация полученных результатов, сравнение источников информации, прогностический научный метод. Теоретическую и методологическую база представлена в трудах ведущих отечественных и зарубежных специалистов по маркетингу, публикации в периодических изданиях. [6-21]
Основные результаты исследования
Разработку и реализацию маркетинговой информационной системы в магазине ООО «Гастроном 41» мы предлагаем решить следующим образом. Процесс разработки и реализации системы маркетинговой информации ООО «Гастроном 41» требует тесного взаимодействия всех ключевых служб предприятия. Детализация системы маркетинговой информации ООО «Гастроном 41», в свою очередь, должны осуществляться при обмене информацией между отделом маркетинга и другими подразделениями для взаимного согласования всех функциональных стратегий и планов. Процесс формирования системы маркетинговой информации ООО «Гастроном 41» должен начинаться с определения стратегических задач магазина. С организационной точки зрения можно определить три принципиальных варианта определения стратегических ориентиров: - подход «сверху вниз» - авторитарный; - подход «снизу вверх» - коллективный; - соединяющий оба подхода - адаптивный.
В первом случае стратегические задачи устанавливаются единолично руководителем или специальным представителем и доводятся до подразделений ООО «Гастроном 41».
Во втором случае собираются предложения, исходящие из низовых звеньев, которые затем рассматриваются, систематизируются и учитываются при формировании системы маркетинговой информации ООО «Гастроном 41».
Адаптивный подход сочетает элементы обоих способов определения стратегических задач. Руководство определяет ориентиры развития, в рамках этих ориентиров подразделения самостоятельно определяют цели, при этом постоянно производится согласование:
- в направлении «сверху вниз» осуществляется прогнозирование ситуации и формируется видение бизнеса, определяются стратегические цели, касающиеся распределения ресурсов;
- в направлении «снизу вверх» цели ставятся на основе лучшего понимания потребителей, знания каналов распределения; эти цели встраиваются в общие стратегические ориентиры.
Таким образом, при адаптивном подходе реализуется диалог между уровнями бизнеса. После того как стратегические ориентиры предприятия определены, осуществляется конкретизация системы маркетинговой информации ООО «Гастроном 41»и формируются стратегические планы предприятия. Процесс разработки и реализации системы маркетинговой информации ООО «Гастроном 41»может быть организован по-разному. На некоторых предприятиях может быть создан специальный отдел маркетинга. Иногда для организации разработки и контроля за ходом реализации системы маркетинговой информации формируется специальная рабочая группа или координационный центр из сотрудников ключевых отделов предприятия, которые одновременно с деятельностью в своих отделах осуществляют или координируют процессы формирования и выполнения стратегических планов маркетинга. В любом случае разработка и реализация системы маркетинговой информации ООО «Гастроном 41» требуют вовлечения высшего руководства предприятия. Для рассмотрения стратегических вопросов ООО «Гастроном 41» может создавать специальные комитеты или советы на высшем уровне управления. Такие комитеты принимают основные стратегические решения и контролируют их реализацию, при этом структурные подразделения Общества должны подготавливать проекты стратегических планов и отчеты о ходе их выполнения.
Организационные задачи, возникающие при разработке и реализации ООО «Гастроном 41» маркетинговой информационной системы, должны включать:
1) определение организационной формы разработки и реализации системы маркетинговой информации ООО «Гастроном 41» (конкретное подразделение, межфункциональная рабочая группа, рассмотрение проектов комитетом и т.п.);
2) назначение сотрудников, ответственных за разработку системы маркетинговой информации ООО «Гастроном 41» и координацию ее осуществления;
3) определение состава должностных лиц и подразделений, участвующих в процессе реализации системы маркетинговой информации ООО «Гастроном 41»;
4) реорганизация при необходимости организационной структуры предприятия для обеспечения реализации системы маркетинговой информации ООО «Гастроном 41»;
5) формирование или реорганизация маркетинговой информационной системы предприятия для наиболее эффективного обмена информацией в процессе реализации;
6) обеспечение понимания сотрудниками стратегических целей и задач предприятия.
Маркетинговые исследования могут проводиться силами ООО «Гастроном 41» или при использовании услуг специализированных консалтинговых организаций. При выборе между этими способами проведения маркетинговых исследований учитываются финансовые ограничения предприятия, наличие у него опыта проведения маркетинговых исследований и необходимых специалистов, целесообразность содержания персонала для осуществления маркетинговых исследований исходя из информационных потребностей предприятия и возможности обеспечения постоянной загрузки соответствующих сотрудников, масштаб конкретного запланированного исследования, возможность сбора необходимых данных и наличие программно-технических средств их обработки.
Различные предприятия осуществляют выполнение функции маркетинговых исследований разными способами. Некоторые организации создают специальную службу маркетинговых исследований (маркетингового анализа, изучения рынка, рыночных исследований и т.п.) внутри отдела маркетинга или в качестве самостоятельного подразделения. Обычно большие отделы маркетинговых исследований имеют достаточно крупные компании.
Существуют организации, в структуре которых формально отсутствует функция маркетинговых исследований, а обязанности по изучению ситуации на рынке возлагаются на отдел сбыта. Большие отделы маркетинговых исследований в крупных компаниях чаще всего используют следующие структуры:
- организация отдела по товарному, региональному или сегментному принципу;
- организация, основанная на аналитической работе по основным функциям маркетинга (например, исследование продукции, цен, рекламы);
- организация отдела, при которой субподразделения специализируются на методах аналитической и исследовательской работы (например, количественные и качественные исследования, статистическая обработка информации и т.д.).
В нашем случае ООО «Гастроном 41» целесообразнее будет содержать в штате одного специалиста, ответственного за маркетинговые исследования. Такой специалист будет изучать внутренние данные о продажах, вести мониторинг ситуации на рынке по вторичным источникам, самостоятельно или с привлечением других сотрудников магазина проводить ограниченные по масштабу маркетинговые исследования и при необходимости организовывать приобретение услуг у консультационных фирм.
При разработке системы маркетинговой информации ООО «Гастроном 41» собственными силами большое значение имеет формирование плана и календарного графика исследования и рациональное распределение работ между сотрудниками. Если магазином проводится полевое исследование, много важной организационной работы приходится на этап сбора первичной информации. На этом этапе необходимо:
- определить требования к персоналу, привлекаемому для сбора первичной информации, провести его подбор, инструктаж и при необходимости тренинг;
- обеспечить полевой персонал бланками рабочих документов и, если это предусмотрено, средствами поощрения респондентов;
- четко определить места и время сбора информации и довести их до полевого персонала;
- разработать систему оплаты труда полевого персонала, ориентирующую его на добросовестное выполнение поставленных перед ним задач;
- организовать контроль работы полевого персонала.
В процессе проведения исследования большую роль будет иметь текущий контроль, позволяющий в случае необходимости вносить корректировки в организацию работы.
Таким образом, специалист, ответственный за маркетинговые исследования ООО «Гастроном 41», должен активно участвовать в информационных потоках предприятия. Результаты маркетинговых исследований ООО «Гастроном 41» и разработанные на их основе рекомендации не будут иметь практического значения, если они не учитываются в деятельности других подразделений предприятия, в этом произведенные расходы на маркетинговые исследования окажутся бесполезными. Необходимо также предусмотреть, чтобы специалист, ответственный за маркетинговые исследования ООО «Гастроном 41» регулярно или по мере возникновения такой потребности получал необходимую ему информацию из других отделов предприятия.
Как показывают практика, внедрение маркетинговой информационной системы в других организациях сопровождается повышением эффективности работы торговой организации и снижением, в перспективе, внутренних затрат.
Принимая во внимание вышеизложенное в итоге отметим, что для того, чтобы маркетинговая составляющая магазина ООО «Гастроном 41» могла считаться качественной и приносила действительно ощутимые результаты, следует выделить следующее.
Во-первых – это понимание потребителя. Не нужно замыкаться на классических исследованиях специализированных компаний, нужно зайти в торговый зал и провести опрос покупателей, что им нравится, а что – нет, при каком условии они уйдут из магазина, что бы они предложили, как еще можно усовершенствовать магазин или обслуживание. Таким способом можно узнать много полезной информации.
Во-вторых – не следует считать, что рекламная продукция ООО «Гастроном 41» должна быть экстраординарной и демонстрировать что-то невероятное. Наоборот, есть ежедневные потребности конкретных людей, которые магазин может удовлетворить. Следует сказать им о том, что эти потребности магазин удовлетворит лучше, чем кто-то другой.
В-третьих, если есть цель, чтобы через пять лет потребитель мог сказать – «Да, ООО «Гастроном 41» мой любимый магазин, он мне нравится, я его никогда не предам потому что…», то нужно составить план продвижения к этой цели. При этом не нужно больших списков – должны быть конкретные преимущества, чтобы потребитель мог чувствовать заботу о нем в каждый свой приход. Своей цели ООО «Гастроном 41» должно придерживаться постоянно. Каждый раз, когда потребитель приходит в магазин, пусть его встречает либо отработанная фраза кассира, либо система бонусов, поощрений.
Четвертое – стоит немного отойти от банальных решений. Зачастую компании из боязни совершить ошибку делают то же самое, что и конкуренты или кто-нибудь другой. Страх перед новыми идеями – во многом естественная реакция человека, склонного к традиционным проверенным приемам. Но ведь вполне допустимо дарить каждому посетителю не по дисконтной карточке, а по подарку с логотипом магазина: решение не тривиальное, оно запомнится, и, возможно, именно это привлечет к вам внимание.
И последнее, используя изобретенный прием, следует помнить, что наряду с этим магазин должен постоянно развиваться: потребитель не стоит на месте, и нужно быть всегда на полшага впереди него, оставаясь нужным, интересным, привлекательным и любимым для большей части покупателей.
Выводы
Направление поиска путей решения проблемы разработки системы маркетинга предприятия лежит в области изменения маркетинговой организационной структуры – ее реорганизации. Данное обстоятельство указывает на необходимость учреждения в ООО «Гастроном 41» должности маркетолога. Нам видится, что именно в этом состоит главная проблема разработки системы маркетинговой информации Общества.
Таким образом, для реализации в жизнь разработанных в нашем исследовании мероприятий необходимо создать в ООО «Гастроном 41» службу маркетинга или, как минимум, штатную единицу маркетолога.
Предложенные в исследовании мероприятия по разработке маркетинговой системы в магазине «Гастроном 41» позволят предприятию привлечь новых покупателей, увеличить объем продаж, повысить свою долю на рынке продовольственных товаров, занять более выгодную нишу на этом рынке, сформировать более квалифицированные кадры.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления