Введение
В современных рыночных условиях существует социальный заказ на подготовку компетентных и конкурентоспособных специалистов, которые нацелены на постоянное профессиональное самосовершенствование и саморазвитие. Данный факт обусловливает необходимость модернизации системы высшего профессионального образования. Таким образом, в процессе обучения будущих специалистов в вузе следует использовать соответствующий комплекс средств и методов, направленных на формирование и развитие не только умений и навыков, но и профессионально-значимых качеств личности будущего конкурентоспособного специалиста. По нашему мнению их формированию способствует индивидуализация обучения и профессиональной подготовки в вузе.
Материалы и методы
При работе над данным исследованием автором использовались методы анализа, синтеза и систематизации имеющихся научных трудов, касающихся рассматриваемой темы. Таким образом, теоретическую основу данной работы составили исследования по экономике (Фатхутдинов Р.А., Кузнецова Е.Ю., Сотникова С.И.); теории и методике высшего профессионального образования, педагогике высшей школы (Ходусов А.Н., Мокоусова Л.В., Пассов Е.И., Кудрявая Н.В., Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.), а также научные изыскания, посвящённые вопросам индивидуализированного обучения (Кузовлев В.П., Кирсанов А.А., Пустовалов С.Б., Акимова М.К., Козлова В.Т.) и формирования конкурентоспособности специалиста (Вирина И.В., Киржбаум О.В., Шатохин А. Г., Ляпкина Н. А., Дмитриева Д.Д., Степусь А.Ф.) [1-18].
Результаты и обсуждение
Стоит отметить, что конкурентоспособность выпускника вуза формируется из его конкурентных преимуществ. Под конкурентными преимуществами подразумевают факторы, определяющие превосходство над конкурентами и измеряемые экономическими показателями для работодателя и профессиональными показателями для работника [1,3]. По нашему мнению в роли профессиональных показателей могут выступать компетенции, отражённые в квалификационных требованиях к специалисту.
В свою очередь конкурентные преимущества могут быть обусловлены внешними и внутренними условиями. Внутренние условия представляют собой индивидуальные преимущества. Их можно разделить на два вида: наследственные и приобретённые. К наследственным индивидуальным преимуществам относят психологические и моральные качества (темперамент), физические данные, а также умственные и творческие способности (талант, одарённость).
Приобретённые индивидуальные преимущества включают определённый уровень образования, специальные знания, умения и навыки, деловые качества, мотивацию деятельности, профессиональный опыт, коммуникативные способности и навыки профессионального общения и т.д. [12,14].
Одним из основных внешних условий, которые оказывают влияние на конкурентные преимущества специалиста, является конкурентоспособная среда. Таким образом, только определённая среда стимулирует поддержание соответствующего уровня конкурентоспособности [11,18].
Отметим, что на формирование конкурентоспособности специалиста оказывают влияние определённые факторы. Например, Е.Ю. Кузнецова, изучая данные факторы относительно продолжительности и силы воздействия, разделяет их на две группы: стратегические и тактические. Обратимся к их подробному рассмотрению.
К стратегическим можно отнести следующие факторы:
· фундаментальная подготовка по направлению обучения и освоение основ будущей профессиональной деятельности с начала обучения;
· формирование и развитие навыков организаторской деятельности, жизненного успеха и предпринимательских способностей;
· контроль факторов, влияющих на жизненное везение, удачу и самоконтроль результатов и процессов личной жизнедеятельности;
· постоянное формирование долговременных деловых связей;
Под тактическими факторами подразумевают те факторы, которые непосредственно влияют на становление и самореализацию работника как индивида. Рассмотрим их содержание. Это, прежде всего освоение технологий обучения в современных высших учебных заведениях, личная организованность, планирование деятельности на определённый промежуток времени, расширение кругозора, а также повышение собственной привлекательности через культуру общения и поведения [2,13].
Таким образом, в процессе применения технологии формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников на основе индивидуализации обучения в вузе необходимо учитывать рассмотренные нами стратегические и тактические факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности специалиста [4].
Под технологией формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников вузов на основе индивидуализации обучения мы будем понимать определённую систему действий, процедур, операций и коммуникаций, нацеленную на профессионально-личностное саморазвитие будущих специалистов. Данная система действий должна соотноситься с закономерностями саморазвития и предусматривать интеграционное единство индивидуально-ориентированных методов, форм и средств обучения, а также сотрудничество студентов с преподавателями на основе совместного творчества. Это взаимодействие студентов с преподавателями осуществляется в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности по решению научных проблем и профессиональных проектов, направленных на развитие индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий будущих специалистов [5,6,8].
Технология формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников на основе индивидуализации обучения в вузе направлена на раскрытие индивидуальности личности каждого студента и развитие его профессионального потенциала с учётом индивидуальных особенностей. Данная технология способствует созданию благоприятных условий для профессиональной самореализации студента, а также оказывает положительное воздействие на личностную и профессиональную адаптацию будущего специалиста в определённой сфере деятельности [7, 9, 10].
Выделим основные этапы технологии формирования конкурентоспособности будущего специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе и охарактеризуем основные компоненты реализации данного процесса.
Технология формирования конкурентных преимуществ у будущих выпускников высших учебных заведений на основе индивидуализации обучения включает в себя следующие этапы:
· целеполагание;
· прогнозирование;
· проектирование;
· сбор информации относительно личности каждого студента в группе; обработка информации;
· использование полученной информации в индивидуализированном обучении с целью формирования и развития индивидуальных конкурентных преимуществ будущего специалиста;
· анализ конкурентоспособности будущего выпускника;
· корректировка системы подготовки будущего конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализации обучения;
· самопрезентация будущего выпускника как специалиста обладающего конкурентными преимуществами на рынке труда [15, 16, 17].
Применение технологии формирования конкурентоспособности специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе должно содержать следующие аспекты:
· постановка диагностических целей обучения;
· выбор содержания, которое обеспечивает подготовку специалиста, обладающего конкурентными преимуществами, в соответствии:
- с требованиями социального заказа общества;
- с ситуацией на рынке труда и требованиями работодателей, предъявляемых к будущим выпускникам;
- с образовательной программой и требованиями ФГОС ВПО по определённой специальности;
Выводы
В результате нашего исследования необходимо отметить, что применение технологии формирования конкурентных преимуществ у будущих специалистов на основе индивидуализации обучения в вузе позволяет осуществить построение прогнозируемого процесса и избежать неупорядоченности и бессистемности действий.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления