INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Практические аспекты формирования личности конкурентоспособного специалиста в процессе индивидуализированного обучения в вузе

Practical aspects of competitive specialist`s personality formation in the process of individualized training in the university



УДК 331.5

23.04.18 10:24
2673

Выходные сведения: Дмитриева Д.Д. Практические аспекты формирования личности конкурентоспособного специалиста в процессе индивидуализированного обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/prakticheskie-aspekty-formirovaniya/

Авторы:
Дмитриева Д.Д.
к. пед. н., старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России», Курск, Россия (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3), e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru

Authors:
Dmitrieva D. D.
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the «Russian Language and Speech Culture» Department of Kursk State Medical University
(305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru)

Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, индивидуализация, конкурентные преимущества, критерии и показатели конкурентоспособности, рынок труда, профессиональная квалификация, мотивационный потенциал, маркетинговый потенциал

Keyword: competitive specialist, individualization, competitive advantages, criteria and indicators of competitiveness, labor market, professional qualification, motivational potential, marketing potential

Аннотация: В статье рассматриваются практические аспекты формирования личности конкурентоспособного специалиста в процессе индивидуализированного обучения в вузе. Автором проанализированы научные исследования, посвящённые проблемам формирования конкурентоспособности специалиста, а также вопросам индивидуализации обучения в высших учебных заведениях.

В данной статье детально рассмотрены основные критерии и показатели конкурентоспособности специалиста как его качественные и количественные характеристики. Отмечается, что при формировании конкурентоспособности специалиста в процессе индивидуализированного обучения в вузе необходимо ориентироваться на рынок труда, то есть показатели конкурентоспособности будущего выпускника должны соответствовать требованиям, которые предъявляет к нему потенциальный работодатель.

Конкурентоспособность выпускника вуза складывается из его конкурентных преимуществ. В статье представлены преимущества, обусловленные внутренними и внешними условиями, а именно индивидуальные преимущества (наследственные и приобретённые) а также конкурентоспособная среда. Автором определена и представлена в виде таблицы взаимосвязь между индивидуальными конкурентными преимуществами и критериями и показателями конкурентоспособности специалиста.

В основе индивидуализированного обучения в вузе с целью формирования личности конкурентоспособного специалиста лежит концепция В.П. Кузовлева, согласно которой существует личностная, субъектная и индивидная индивидуализация. В данной работе подробно изучена взаимосвязь индивидуализации с основными аспектами обучения: образовательным, воспитательным и развивающим.

В результате исследования автором схематически представлен процесс влияния индивидуализации обучения в вузе в системе трёх её составляющих на формирование личности конкурентоспособного специалиста.

Annotation: The article considers the practical aspects of competitive specialist`s personality formation in the process of individualized training in the university. The author analyzes scientific researches devoted to the problems of the specialist`s competitiveness formation, as well as to the individualization of training in higher educational institutions.

This article details the main criteria and indicators of the specialist`s competitiveness as his qualitative and quantitative characteristics. It is noted that in the formation of the specialist`s competitiveness in the process of individualized training in the university it is necessary to focus on the labor market, that is the future graduate`s competitiveness indicators must meet the potential employer`s requirements.

The university graduate`s competitiveness consists of his competitive advantages. The article presents the advantages due to internal and external conditions, namely individual advantages (hereditary and acquired) and competitive environment. The author defines and presents in the form of a table the relationship between individual competitive advantages and criteria and indicators of the specialist`s competitiveness.

The basis of individualized training in the university in order to form the specialist`s competitiveness is the concept of V.P. Kuzovlev, according to which there is a personal, subjective and individual individualization. The article examines in detail the relationship of individualization with the main aspects of teaching: training, educational and developing.

As a result of the research, the author presents schematically the process of influence of individualization of education in the university in the system of its three components on the competitive specialist`s personality formation.

Практические аспекты формирования личности конкурентоспособного специалиста в процессе индивидуализированного обучения в вузе

Введение

Известно, что основной целью высшего профессионального образования является формирование личности высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста в определённой сфере деятельности. Для достижения данной цели необходимо ориентироваться в процессе обучения студентов в вузе на рынок труда.

В настоящее время на рынке труда существует большая конкуренция среди молодых специалистов. Данная ситуация требует от выпускников вуза в первую очередь высокого уровня профессионализма, а также определённой ответственности и психологической готовности к трудностям, появляющимся при выполнении профессиональной деятельности.

Формирование конкурентоспособности специалиста является достаточно сложной проблемой требующей всестороннего изучения. Теоретические основы и практические аспекты данного вопроса рассматривались рядом исследователей, а именно педагогами, методистами и экономистами.

В рамках нашего исследования наибольший интерес представляет изучение процесса формирования конкурентоспособности будущего специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе. Теоретические основы данного вопроса подробно рассмотрены нами в статье «Теоретические основы формирования личности конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе» [1]. Обратимся к рассмотрению практических аспектов данного процесса.

Материалы и методы

Исследование проводилось на основе систематизации имеющихся научных работ российских и зарубежных авторов по экономике и методике преподавания в высших учебных заведениях. Широко применялись такие методы как системный анализ и синтез научных знаний, сравнение и обобщение.

Теоретическую основу исследования составляют работы по экономике (Томилов В.В., Семеркова Л.Н., Фатхутдинов Р.А.) [2,3]; научные труды, посвящённые вопросам конкурентоспособности на рынке труда (Ивановская Л., Суслова Н., Сотникова С.И., Ляпкина Н. А., Шатохин А. Г.) [4,5,6,7,8]; исследования по проблемам формирования конкурентоспособности (Сапиженко В.В., Степусь А.Ф., Киржбаум О.В., Вирина И.В.) [9,10,11,12]; работы по педагогике высшей школы (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.) [13]; научные изыскания по вопросам теории и методики высшего профессионального образования (Пассов Е.И., Кудрявая Н.В., Платонов К.К.) [14,15]; публикации, посвящённые индивидуализации обучения (Кузовлев В.П., Акимова М.К., Козлова В.Т., Бударный А.А., Кирсанов А.А., Пустовалов С.Б.) [16-21].

 

Результаты и обсуждение

По нашему мнению развитие индивидуальной образовательной траектории в процессе индивидуализированного обучения в вузе способствует формированию конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.

Для изучения особенностей осуществления данного процесса с практической точки зрения необходимо разработать определённую методику оценки конкурентоспособности выпускников вуза. Для этого определим, прежде всего, критерии и показатели конкурентоспособности. У экономистов на этот счёт существуют различные точки зрения. Очень часто показатели конкурентоспособности отождествляются с критериями или факторами. Несмотря на это данные составляющие конкурентоспособности существенно отличаются друг от друга.

Отметим, что критерий представляет собой признак, который лежит в основе оценки, определения или классификации чего-либо. В свою очередь под показателем понимают характеристику определённого явления, ситуации, предмета, процесса или проблемы, которая подлежит оценке.

Таким образом, в рамках нашего исследования критерий конкурентоспособности специалиста на рынке труда представляет собой признак, по которому мы можем определить и оценить отличительные особенности выпускника вуза как будущего специалиста. Под показателем конкурентоспособности специалиста следует понимать оцененную соответствующим образом совокупность её характеристик. То есть критерии и показатели конкурентоспособности специалиста на рынке труда представляют собой соответственно его качественные и количественные характеристики.

Рассмотрим основные критерии конкурентоспособного специалиста на рынке труда, выделяемые многими исследователями. К ним относят следующие индивидуальные характеристики:

·        психологические и моральные качества;

·        умственные и творческие способности;

·        физические данные (хорошее здоровье, приятная внешность);

·        знания, умения и навыки, полученные в период обучения в вузе;

·        профессиональный опыт и личные мотивации;

·        коммуникативные способности и навыки профессионального общения [2,3,4,7,8].

Относительно показателей конкурентоспособности стоит отметить, что у исследователей нет единого мнения по поводу их классификации. Так О.В. Киржбаум считает, что основными являются следующие группы показателей конкурентоспособности: мотивационный потенциал, профессиональная квалификация и маркетинговый потенциал. Остановимся на их подробном рассмотрении.

Мотивационный потенциал включает в себя ценностные ориентации и основные профессиональные цели выпускника, а также его самооценку относительно своих личностных качеств, способностей и профессиональных возможностей.

Профессиональная квалификация позволяет определить уровень и сложность образовательной программы, а также успешность её освоения и качество подготовки выпускника вуза.

В маркетинговом потенциале заключаются способности и готовность выпускника к взаимодействию с работодателем, которые выражаются в уверенном поведении в процессе трудоустройства и успешной презентации своих знаний умений, навыков и профессиональных качеств [11].

С.И. Сотникова классифицирует все показатели конкурентоспособности на базовые и частные. Базовые показатели отражают фактическую и потенциальную эффективность труда специалиста в зависимости от уровня его знаний, умений и навыков, а также психологических, физиологических, мотивационных и демографических особенностей.

Благодаря частным показателям можно определить спрос работодателей на определённую рабочую силу и требования к качеству труда. То есть согласно С.И. Сотниковой именно частные показатели демонстрируют востребованность специалиста на рынке труда в зависимости от его способностей к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию с целью качественного выполнения работы [5].

Отметим, что рассмотренные нами критерии и показатели конкурентоспособности специалиста могут корректироваться в зависимости от специфики профессии и целей организации при оценке нового работника.

При формировании конкурентоспособности будущего специалиста в процессе индивидуализированного обучения в вузе необходимо ориентироваться на рынок труда. Таким образом, показатели конкурентоспособности выпускника должны соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны потенциального работодателя [9,10].

Рассмотрев основные критерии и показатели конкурентоспособности специалиста на рынке труда, определим методику оценки уровня её сформированности у выпускника вуза. Основываясь на классификации показателей, данной О.В. Киржбаум, определим оценку уровня сформированности конкурентоспособности специалиста как совокупность профессиональной квалификации, а также мотивационного и маркетингового потенциала.

Известно, что конкурентоспособность выпускника вуза складывается из конкурентных преимуществ. Они могут быть обусловлены внешними и внутренними условиями. Под внутренними условиями подразумевают индивидуальные преимущества, которые делятся в свою очередь на наследственные и приобретённые. Наследственные преимущества включают в себя физические данные, психологические и моральные качества (темперамент), умственные и творческие способности (талант, одарённость). Приобретённые индивидуальные преимущества объединяют специальные знания, умения и навыки, определённый уровень образования, деловые качества, мотивацию деятельности, коммуникативные способности и навыки профессионального общения, профессиональный опыт и т.д. [6].

Таким образом, мы видим определённую взаимосвязь между индивидуальными конкурентными преимуществами и критериями и показателями конкурентоспособности специалиста.

В следующей таблице представлена данная взаимосвязь (см. Таб.1).

Таблица 1.

 

Среди внешних условий, влияющих на конкурентные преимущества специалиста, следует выделить в первую очередь конкурентоспособную среду. Только благодаря определённой среде возникает стимул для поддержания соответствующего уровня конкурентоспособности.

Молодому специалисту необходимо не только обладать определёнными знаниями, но и уметь управлять ими, то есть формировать соответствующее информационное поле [12]. Выпускник вуза должен постоянно самосовершенствоваться в профессиональном и личностном плане. Определённые навыки к этому должны быть сформированы в процессе индивидуализированного обучения в вузе.

В рамках нашего исследования индивидуализация обучения в вузе предполагает учёт всех свойств студента как индивидуальности, то есть, в первую очередь, его личностных свойств, а также его способностей, умений осуществлять учебную и профессиональную деятельность. Целью индивидуализации в процессе обучения в вузе является развитие индивидуальной образовательной и профессиональной траектории будущего конкурентоспособного специалиста.

Отметим, что в нашем исследовании мы будем основываться на концепции индивидуализации, разработанной В.П. Кузовлевым. В соответствии с ней существует три вида индивидуализации: индивидная, субъектная и личностная. Существование данных видов индивидуализации обусловлено тем фактором, что в процессе образования каждый студент представляет собой индивидуальность и является индивидом, субъектом учебной деятельности и личностью. Рассмотрим особенности студента как индивидуальности в системе трёх её составляющих. Итак, как индивид каждый студент обладает определёнными свойствами, а именно природными задатками (памятью, воображением, вниманием, мышлением и т.д.), а также умственными и творческими способностями. Как субъект учебной деятельности студент может обладать или не обладать умением выполнять различные задания. Как личности ему присущи определённые свойства, такие как наличие контекста деятельности, личного опыта, мировоззрения, чувств и эмоций, интересов и желаний, определённых моральных качеств [16].

Известно, что всестороннее развитие личности конкурентоспособного специалиста предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Таким образом, индивидуализация в процессе формирования личности специалиста с конкурентными преимуществами на рынке труда связана с основными аспектами обучения: образовательным, воспитательным и развивающим [13,15].

Следует отметить, что личностная индивидуализация проявляется во всех аспектах обучения, однако в большей степени используется в процессе решения задач воспитательного аспекта. Она заключается в том, что приёмы обучения соотносятся со свойствами личности каждого студента, то есть эти свойства учитываются при выполнении упражнений и заданий. Использование личностной индивидуализации гарантирует истинную мотивацию, а также подлинную внутреннюю активность студента.

Во время решения задач развивающего аспекта особое значение имеет индивидная индивидуализация, которая направлена на развитие психических функций, а также умственных и творческих способностей. Основной целью индивидуализации данного вида является учёт и развитие способностей будущих конкурентоспособных специалистов [14,17].

Известно, что эффективность деятельности зависит от того, насколько развиты способности. Своевременное выявление способностей студентов помогает преподавателю осуществлять профилактическую функцию индивидной индивидуализации и развивать эти способности на начальном этапе обучения параллельно с усвоением общей программы.

С целью решения задач образовательного аспекта используется, прежде всего, субъектная индивидуализация, целью которой является развитие индивидуального стиля учебной деятельности. Данный вид индивидуализации заключается в обучении студентов выполнять разные виды заданий. Так, чем лучше студент будет выполнять задания, тем успешнее он овладеет материалом и быстрее достигнет конечной цели обучения.

Особенность субъектной индивидуализации заключается в том, что она должна предусматривать одновременное применение различных по форме дидактических материалов, подобранных с учётом своеобразия приёмов учебной деятельности студента, но приводящих в итоге к одинаковым результатам по возможности за равные временные отрезки [20, 21].

Таким образом, в процессе индивидуализированного обучения в вузе происходит развитие индивидуальных конкурентных преимуществ будущего специалиста, а также формирование и совершенствование его приобретённых конкурентных преимуществ.

Процесс влияния индивидуализации обучения в вузе в системе трёх её составляющих на формирование личности конкурентоспособного специалиста представлен нами схематически в следующей таблице (см. Таб. 2).

Таблица 2.

 

Выводы

Итак, проблема индивидуализации обучения в вузе с целью формирования личности конкурентоспособного специалиста на рынке труда является многоаспектной проблемой теории и практики высшей школы, включающей в себя педагогическую, психологическую и методическую составляющие. Все составляющие процесса индивидуализации обучения в вузе будущих конкурентоспособных специалистов взаимосвязаны и направлены на формирование индивидуальной образовательной и профессиональной траектории, которая определяет всё дальнейшее становление и развитие личности профессионала, обладающего конкурентными преимуществами на рынке труда.



Библиографический список


1. Дмитриева Д.Д. Теоретические основы формирования личности конкурентоспособного специалиста на основе индивидуализации обучения в вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya/
2. Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы: лекции. – СПб.: СПбУЭФ, 1997. – 84с.
3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. 9-е изд./ Р. А. Фатхутдинов. – М.: Дело, 2008.
4. Ивановская Л., Суслова Н. Конкурентоспособность управленческого персонала // Маркетинг. – 2004. – №6.
5. Сотникова С.И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – №2.
6. Ляпкина Н. А. Обеспечение конкурентоспособности персонала в условиях его старения: на примере машиностроительных предприятий г. Рубцовска: дисс…. к. экон. н. – Бийск, 2007. – 160 с.
7. Шатохин А. Г. Конкурентоспособность работников на рынке труда: дисс. к. экон. н. – Ярославль, 2000. –149 с.
8. Конкурентоспособность как фактор успешности молодого специалиста на рынке труда: монография / под общ. ред. Е.В. Масловой. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. – 74 с.
9. Сапиженко В.В. Формирование конкурентоспособности управленческого персонала крупных промышленных предприятий: дис…. к. экон. н. – Иркутск, 2004. – 147 с.
10. Степусь А.Ф. Формирование конкурентоспособности работника: автореф. дисс…. к. экон. н. – Ижевск, 2007. – 30 с.
11. Киржбаум О.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: автореф. дисс.... к. экон. н. – Омск, 2007. – 23 с.
12. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: автореф. дисс… к. экон. н. – М., 2007. – 46 с.
13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 288 с.; Ч. 2. – 256 с.
14. Пассов Е.И., Кудрявая Н.В. и др. Сорок лет спустя или 101 методическая идея. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
15. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 255 с.
16. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения речевой деятельности // Иностр. яз. в школе. – 1979. – №1. – С. 21–27.
17. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992. – 77 с.
18. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. – 1965. – № 7. – С. 70–83.
19. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1982. – 224 с.
20. Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: автореф. дисс. … докт. пед. наук. – М., 1983. – 21 с.
21. Пустовалов С.Б. Индивидуализация обучения в современном вузе: Актуальные проблемы, диагностика, технологии: дисс. … канд. пед. наук. – Саратов, 1999. – 131 с.


References


1. Dmitrieva D.D. Teoreticheskie osnovy formirovaniya lichnosti konkurentosposobnogo specialista na osnove individualizacii obucheniya v vuze. Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya/
2. Tomilov V.V., Semerkova L.N. Marketing rabochej sily: lekcii. SPb.: SPbUEF, 1997. 84p.
3. Fathutdinov R.A. Strategicheskij menedzhment: uchebnik. 9e izd. R. A. Fathutdinov. M.: Delo, 2008.
4. Ivanovskaya L., Suslova N. Konkurentosposobnost' upravlencheskogo personala. Marketing. 2004. No 6.
5. Sotnikova S.I. Konkurentosposobnost' rynka truda: genezis social'no-ehkonomicheskogo soderzhaniya. Marketing v Rossii i za rubezhom. 2006. No 2.
6. Lyapkina N. A. Obespechenie konkurentosposobnosti personala v usloviyah ego stareniya: na primere mashinostroitel'nyh predpriyatij g. Rubcovska: diss…. k. ehkon. n. Bijsk, 2007. 160 p.
7. Shatohin A. G. Konkurentosposobnost' rabotnikov na rynke truda: diss. k. ehkon. n. Yaroslavl', 2000. 149 p.
8. Konkurentosposobnost' kak faktor uspeshnosti molodogo specialista na rynke truda: monografiya. pod obshch. red. E.V. Maslovoj. Voronezh: Izdatel'skij dom VGU, 2017. 74 p.
9. Sapizhenko V.V. Formirovanie konkurentosposobnosti upravlencheskogo personala krupnyh promyshlennyh predpriyatij: diss... k. ehkon. n. Irkutsk, 2004. 147 p.
10. Stepus' A.F. Formirovanie konkurentosposobnosti rabotnika: avtoref. diss…. k. ehkon. n. Izhevsk, 2007. 30 p.
11. Kirzhbaum O.V. Povyshenie konkurentosposobnosti vypusknikov vuzov na rynke truda: organizacionnyj aspekt: avtoref. diss.... k. ehkon. n. Omsk, 2007. 23 p.
12. Virina I.V. Formirovanie i razvitie konkurentosposobnosti molodyh specialistov na rynke truda: avtoref. diss. k. ehkon. n. M., 2007. 46 p.
13. Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov E.N. Obshchaya pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij: v 2 ch. M.: VLADOS, 2003. CH.1. 288 s.; CH. 2. 256 p.
14. Passov E.I., Kudryavaya N.V. i dr. Sorok let spustya ili 101 metodicheskaya ideya. M.: Akademiya, 2006. 320 p.
15. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. M.: Nauka, 1986. 255 p.
16. Kuzovlev V.P. Struktura individual'nosti uchashchegosya kak osnova individualizacii obucheniya rechevoj deyatel'nosti. Inostr. yaz. v shkole. 1979. No 1. P. 21–27.
17. Akimova M.K., Kozlova V.T. Individual'nost' uchashchegosya i individual'nyj podhod. M.: Znanie, 1992. 77 p.
18. Budarnyj A.A. Individual'nyj podhod v obuchenii. Sovetskaya pedagogika. 1965. No 7. P. 70–83.
19. Kirsanov A.A. Individualizaciya uchebnoj deyatel'nosti kak pedagogicheskaya problema. Kazan': Izd-vo Kazansk. un-ta, 1982. 224 p.
20. Kirsanov A.A. Pedagogicheskie osnovy individualizacii uchebnoj deyatel'nosti uchashchihsya: avtoref. diss. … dokt. ped. nauk. M., 1983. 21 p.
21. Pustovalov S.B. Individualizaciya obucheniya v sovremennom vuze: Aktual'nye problemy, diagnostika, tekhnologii: diss. … kand. ped. nauk. Saratov, 1999. 131 p.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления