ВВЕДЕНИЕ
Уровень жизни в суровых Арктических условиях достаточно низок и необходимо выстраивать политику, которая отвечает арктическим вызовам.
Необходимо понимать, что на Арктических территориях жизнь дороже, затраты на производство выше чем в среднем по России.
Общая численность населения Арктической территории уменьшается, необходимо наращивать Российское присутствие. В настоящее время существует угроза неспособности поддержать Арктические территории в социальном и экономическом аспекте [1].
Качество жизнедеятельности населения, социальная значимость, проблемы накопления человеческого капитала остаются основными арктическими вызовами для современной России.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
На Арктической территории проживает свыше миллиона человек, из них 70 тыс. – представители коренных малочисленных народов Севера, ведущие привычный им кочевой образ жизни. В российской Арктике проживает 82,5 тыс. представителей коренных малочисленных народов (ненцы, чукчи, ханты, эвены, эвенки, селькупы, саамы, эскимосы, долганы, чуванцы, кеты, нганасаны, юкагиры, энцы, манси, вепсы, коряки, ительмены, кереки). Средний показатель плотности населения для арктических регионов составляет 0.88 чел. на кв.км. Это меньше среднероссийского показателя в 9,5 раз [1]. Из 517 млн.человек восьми приарктических стран постоянно проживает менее одного процента северян (0,88%) (рис.1)
Рис.1 Численность населения Арктики, тыс.чел (*1)
Снижение численности населения северных регионов наблюдается как за счет естественной убыли (старение населения), так и за счет миграционного оттока. Миграционный процессы связаны со следующими причинами: высокий уровень бедности, неразвитая социальная инфраструктура суровые климатические условия [12].
Среди наиболее значимых проблем по оценкам жителей Арктических территорий России является инфляция и низкий уровень жизни (табл.1)
Таблица 1
Проблемы социальной сферы Арктических территорий России в оценках жителей
Актуальные проблемы социальной сферы |
% |
Расслоение на «бедных» и «богатых» |
18,8 |
Высокий уровень преступности |
17,4 |
Социальная незащищенность |
19,9 |
Инфляция |
36 |
Неудовлетворительное состояние инфраструктуры(дороги, ЖКХ) |
35,9 |
Алкоголизм |
29,4 |
Плохая экология |
30,6 |
Низкий уровень жизни |
28,1 |
Проблемы жилищного обеспечения |
23,3 |
Недоступность и низкое качество здравоохранения |
24,9 |
http://narfu.ru/upload/uf/451/aan_2015_15.pdf (дата обращения 09.06.2016)
Анализ Постановления Правительства Российской Федерации от № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020года»» и «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года»[8] выявил слишком большое количество приоритетов, необходима не многоцелевая а целевая стратегия, т.к. социальная среда нуждается в гораздо большей поддержке государства нежели крупный топливно-энергетический комплекс. Необходимо сделать акцент на развитие человеческого капитала Арктики, решение социальных проблем это даст положительный результат в экономическом аспекте [11].
Таким образом, проанализировав демографическую и социальную ситуацию в Арктической территории РФ можно выделить следующие ее ключевые характеристики (табл. 2) [9].
Таблица 2
SWOT анализ социальной среды Арктической территории РФ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы |
Сохранение культурного населения и традиционного уклада жизни КМНС |
Малая численность и плотность население АЗ РФ |
Решение социальных проблем, повышение качества жизни населения |
Отток населения |
Большая, по сравнению с другими практическими странами, численность населения АЗ РФ, его качественный состав |
Слабое развитие социальной среды, низкий уровень и качество жизни населения |
Создание новых рабочих мест, формирование условий для самореализации населения |
Бедность, безработица, социальные заболевания |
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Арктический регион обладает огромным экономическим потенциалом:
· уникальной транспортной сеть с портами;
· залежам месторождений (рис. 2.);
· большие возможности для предпринимательской деятельности.
Рисунок 2 – Распределение общемировых запасов нефти и углеводородных энергоресурсов
Согласно оценке Геологического Общества США ресурсов Арктики которая основывается на геологических исследованиях и вероятностном моделировании, которые позволяют оценить размеры и количество месторождений неразведанных ресурсов нефти и газа. Согласно этим исследованиям примерно 61 крупное месторождение нефти и газа было открыто в Арктике, 43 из этих месторождений находятся на российской территории, из них — 2 нефтяных.
В Арктике сосредоточено 90 % извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа Российской Федерации (рис.3.) [4].
Рисунок 3. Распределение углеводородных ресурсов по морским акваториям,%
Перспективными в отношении нефти и газа на континентальном шельфе Российской Федерации около 4 млн км2 площади. Углеводородные ресурсы распределены по 16 крупным морским нефтегазоносным провинциям и бассейнам. Основная часть газа (около 70%) приходится на шельфы северных – Баренцева, Печорского и Карского морей. Наиболее изученными с геологической точки зрения являются Печоро-Баренцевоморский регион (Штокмановский и прилегающие районы, открытые месторождения и перспективные участки Печорского моря), Карский регион (район акватории Обской и Тазовской губ, Приямальский шельф), шельф Охотского моря.
Из-за таяния полярных льдов может стать возможным прямое грузовое сообщение между Европой и Азией, благодаря чему сроки доставки сократятся вдвое. Возникнут новые торговые маршруты, появятся новые порты и узлы транспортного сообщения. Так как северный морской путь является главной магистралью в Арктике [5].
СМП должен стать конкурирующей магистралью для Суэцкого канала и других крупнейших мировых объектов морской инфраструктуры. По оценкам некоторых аналитиков, максимальная пропускная способность СМП – порядка 50 млн тонн грузов в год. Сами мореплаватели считают, что СМП будет с каждым годом все более востребованным – особенно на фоне роста активности нефтяных и газовых компаний в регионах Ямала и Арктики (таб.3) [7].
Таблица 3
Интенсивность судоходства по Северному морскому пути
Транзитные проводки судов |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Количество судов,ед. |
4 |
34 |
46 |
71 |
82 |
94 |
Грузооборот,тыс.тонн |
111 |
820,7 |
1261,5 |
1355,9 |
1489,6 |
1511,2 |
Источник: Norther sea route information office. Режим доступа: http:// ww.arctic-lio.com/nsr_transits
Для комплексного социально-экономического развития Арктических территорий России необходима поддержка малого предпринимательства. Только крупные корпорации не способны решить социально-экономические проблемы региона, т.к. малые предприятия более быстро реагируют на изменения рынка и более устойчивы к кризисам [6].
Взаимодействие крупных корпораций и малого предпринимательства благотворно скажется на социально-экономическом положении региона:
· сотрудничество в освоении и использовании местных источников сырья и переработки отходов;
· сотрудничество в инновационной сфере (внедрение в малом предпринимательстве и независимые изобретатели);
· малая энергетика;
· туризм;
· животноводческие фермы.
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо стимулирование сотрудничества малого и крупного бизнеса [3].
Благодарность: Статья подготовлена по результатам исследования, выполненного при финансовой поддержке гранта Российского Научного Фонда (проект 14-38-00009) «Программно-целевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления