Введение
Известно, что в настоящее время на рынке труда достаточно остро стоит проблема трудоустройства молодых специалистов. Для решения этой проблемы будущие выпускники вузов должны обладать не только всеми необходимыми для их специальности знаниями, умениями и навыками, но и способностью их эффектно представить работодателю. Таким образом, одним из средств успешного трудоустройства молодого специалиста является владение навыками самомаркетинга.
Материалы и методы
При работе над данным исследованием были использованы методы анализа, синтеза и систематизации имеющихся научных трудов по рассматриваемой теме. Итак, теоретическую основу данной работы составили исследования по экономике (Фатхутдинов Р.А.), а также научные изыскания, посвящённые вопросам маркетинга, самомаркетинга (Орехова А.Ю., Котлер Ф., Цахаев Р. К., Муртузалиева Т. В., Кибанов А. Я., Дуракова И.Б., Ильина И.Ю., Семенова Л.М., Реутов Н.Н., Уварова Н.В., Перерва П., Зайцев Г. Г.) и формирования конкурентоспособности специалиста (Кузнецова Е.Ю., Сотникова С.И., Дмитриева Д.Д.) [1-17].
Результаты и обсуждение
Каждый специалист на рынке труда представляет собой своего рода товар, нуждающийся в хорошей рекламе. Так для успешной реализации какого-либо товара необходимо его продвижение на рынке, то есть маркетинг, то при продвижении молодого специалиста на рынке труда речь идёт о самомаркетинге [2].
Стоит отметить, что понятие «самомаркетинг» является достаточно новым в словаре рыночной экономики, оно непосредственно связано с понятием «маркетинг». Таким образом, для детального изучения сущности самомаркетинга и его особенностей рассмотрим различные определения маркетинга.
Маркетинг (анг. marketing) образовано от английского слова market (рынок). В словаре современных экономических терминов Б.А. Райзберга и Л.Ш. Лозовского данное понятие трактуется как исследования и организация деятельности на рынке товаров, услуг, ценных бумаг. Данная деятельность направлена на обеспечение сбыта и продвижение товаров от производителя к потребителю. Маркетинг нацелен на приспосабливание производства к требованиям рынка [18].
В другом словаре современных экономических терминов даётся следующее определение маркетинга – это «анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции» [19].
В современном экономическом словаре-справочнике М.М. Гацалова маркетинг определяется как «система организации и управления хозяйственной деятельностью, ориентирующаяся на требования рынка, максимально возможное удовлетворение потребностей и запросов потребителей». Там же отмечается, что конечная цель маркетинга заключается в получении максимальной прибыли в результате проведения сбытовой политики нацеленной на расширение объёмов продаж выпускаемой продукции и оказываемых услуг [20].
Проанализировав различные трактовки понятия «маркетинг», перейдём к рассмотрению теоретических основ и особенностей реализации самомаркетинга. Различие данных понятий заключается в том, что в центре внимания маркетинга стоит производитель, продвигающий свой товар (услуги), в то время как в самомаркетинге в качестве производителя и товара выступает человек с его знаниями, умениями и навыками.
Существуют различные мнения специалистов относительно самомаркетинга. Рассмотрим следующие основные определения данного понятия:
· умелое представление себя и своих возможностей на рынке труда для того, чтобы заинтересовать потенциального работодателя;
· маркетинговое исследование собственной рабочей силы;
· имидж, помогающий специалисту представить себя работодателю в качестве профессионала;
· организация рекламы самого себя на рынке труда для выгодной продажи своих знаний, умений и навыков;
· умение демонстрировать свои компетенции и лучшие качества окружающим людям [3,4].
В нашем исследовании под самомаркетингом мы будем понимать комплекс взаимосвязанных действий, включающий в себя объективную оценку своих знаний, умений, навыков, личностных и деловых качеств применительно к конкретному рабочему месту, а также совокупность методов и средств для самосовершенствования и самопрезентации. Основная цель самомаркетинга заключается в собственном продвижении на рынке труда и выгодной продаже своей рабочей силы. По нашему мнению самомаркетинг является одним из средств успешного трудоустройства и карьерного роста молодого специалиста [14,15,16,17].
Самомаркетинг представляет собой процесс, включающий в себя две составляющие. Во-первых, это изучение и совершенствование собственных знаний, умений и навыков. Во-вторых, это исследование рынка труда и изучение требований работодателя [5,6].
Итак, самомаркетинг – это многоэтапный и последовательный процесс, основанный на ситуационном анализе. Данный анализ состоит из таких основных взаимосвязанных этапов как анализ внешней среды и анализ внутренней среды. Основываясь на результатах данного процесса необходимо ориентироваться на формирование и представление личностных и профессиональных качеств, востребованных на рынке труда и соответствующих будущей специальности.
Основными этапами самомаркетинга являются следующие:
· анализ ситуации на рынке труда;
· получение необходимой квалификации в процессе прохождения соответствующей подготовки, самосовершенствование;
· самореклама, представление сведений о себе потенциальным работодателям;
· грамотное собеседование с работодателями.
Обратимся к детальному рассмотрению данных этапов. Анализ ситуации на рынке труда предполагает изучение и определение потребительского спроса на целевом рынке. Необходимо выяснить, специалисты, каких специальностей являются самыми востребованными на рынке труда, а также, какими знаниями, умениями и навыками они должны обладать. Достаточно важно также узнать уровень заработной платы для специалиста определённой профессии. Для полного анализа ситуации на рынке труда следует проводить её непрерывный мониторинг. Его можно осуществлять с помощью изучения статей и объявлений работодателей в профессионально-направленной прессе, интернете, а также сайтов поиска работы.
Относительно второго этапа самомаркетинга следует отметить, что для успешного трудоустройства молодой специалист должен обладать желанием к постоянному совершенствованию. В условиях развития новых технологий и программ для того, чтобы быть востребованным и конкурентоспособным специалистом необходимо повышать свой уровень знаний, относящихся к профессиональной сфере деятельности.
Следующий этап самомаркетинга заключается в проведении эффективной саморекламы и представлении сведений о себе потенциальным работодателям. Информацию о себе можно размещать в периодических изданиях и на сайтах поиска работы. Отметим, что в настоящее время существует большое количество сайтов для работодателей и соискателей, которые нацелены соответственно на поиск специалистов и рабочих мест.
Эффективное проведение данного этапа самомаркетинга требует от молодых специалистов навыков составления резюме и портфолио. При написании резюме необходимо помнить о грамотности и логичности его построения. Резюме должно содержать информацию о соискателе, представленную таким образом, чтобы привлечь внимание потенциального работодателя на личность данного специалиста и подчеркнуть его заинтересованность в получении определённой должности [7,8,9].
Отметим, что в самомаркетинге важную роль играет также портфолио соискателя, которое позволяет представить работодателю все сведения о профессиональных достижениях молодого специалиста. Портфолио должно содержать необходимое количество материалов для потенциального работодателя, доказывающих квалификацию, компетентность и профессионализм молодого специалиста. Портфолио и резюме раскрывают лучшие качества молодого специалиста, как личности, так и профессионала. Таким образом, резюме и портфолио являются эффективными средствами саморекламы соискателя.
Заключительный этап самомаркетинга представляет собой собеседование с работодателем. На данном этапе молодому специалисту важно уметь правильно себя преподнести, то есть показать все свои достоинства и скрыть недостатки. Для получения желаемой работы во время прохождения собеседования необходимо заинтересовать работодателя и произвести на него хорошее впечатление. Итак, при собеседовании с работодателем молодой специалист должен грамотно презентовать себя как профессионала.
Выводы
В результате нашего исследования можно сделать вывод о том, что самомаркетинг является одним из эффективных средств повышения конкурентоспособности, успешного трудоустройства и карьерного роста молодого специалиста.
По мнению автора, материал исследования может составить теоретическую основу для разработки специальных тренингов для обучения самомаркетингу будущих выпускников вузов.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления