The problem of more active use of strategic planning is considered in the article. The research identified factors that determine the need for its application in Russia - an unstable external environment; economic transformation in the country require managers to anticipate and determine the dignity and competitive advantages, as well as to prevent threats. Features of strategic planning: the essence, stages and approaches in Russia and in developed countries are investigated on the basis of content analysis. The historical aspect of the implementation of the strategic planning tool in the practice of management and analysis is given in the article.
The research examines the approaches to the term «strategic planning» and concludes that there is currently no single definition, therefore, presents a variety of author's interpretations, most fully reflecting the specificity of the term. Strategic planning can be presented in the form of successive, interconnected stages (analysis of the environment, the definition of the mission and goals of the organization, the formation and selection of strategies, the implementation of the strategy, evaluation and monitoring of the strategy). The research proves that strategic planning tools can be used at different levels: Federal, regional, local, as well as organizations, enterprises, institutions.
Введение
В России принят федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который определяет правовые основы стратегического планирования в России и координирует государственное, муниципальное управление. Согласно данному закону под стратегическим планированием на государственном уровне понимается «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития…».
Актуальность применения стратегического планирования в Российской Федерации заключается в следующем: неустойчивая внешняя среда; экономические преобразования в стране требуют от руководителей предвидеть и определять достоинство и конкурентные преимущества, а также предотвращать угрозы, т.е. использовать инструменты стратегического планирования. Их использование позволяет повысить эффективность не только на уровне отдельных предприятий, но и на государственном уровне.
Материалы и методы
В статье исследуются на основе контент-анализа особенности стратегическое планирование: сущность, этапы и подходы в России и в развитых странах.
Основные результаты исследования
Применение долгосрочного планирования в организациях относится к 50-ым годам 20 века. В настоящее время стратегическое планирование является неотъемлемой частью деятельности любого предприятия. Однако не существует единой интерпретации данного понятия. Анализ научной литературы показал, что авторы по-разному трактуют термин «стратегическое планирование».
Первым кто соединил два понятия «стратегия» и «планирование» был А. Чандлер, который определил данный процесс как «предопределение основных долговременных целей и задач предприятия, выбор курса деятельности и размещение необходимых для достижения этих целей ресурсов» [1].
Согласно мнению Е.П. Голубкова, стратегическое планирование позволяет «разработать и поддерживать стратегическое равновесие между целями и возможностями организации в меняющихся рыночных условиях» [2].
Заслуживает внимание и определение, которое дает О.С. Сиденко. Проанализировав эволюцию стратегического планирования, автор сделал вывод, что данный процесс позволяет объективно обосновать приоритетные цели развития экономического субъекта и методы их эффективного достижения [49].
Огромный вклад в науку внесли Т.И. Козюбро и О.М. Ли, которыми был выполнен терминологический анализ, по итогам которого сформулировано следующее понятие: «стратегическое планирование – это процесс, выстроенный на организационных и институциональных основах взаимодействия собственников, топ-менеджмента, персонала, потребителей (реальных и потенциальных) предприятия и государства с использованием определенных экономических методов, целью которого является разработка стратегии развития бизнеса» [3].
Профессор Алекс Скотт провел опрос среди менеджеров, пытаясь выяснить, что они понимают под данным термином, и выделил наиболее распространенные ответы: знание, определяющее, куда ты идешь и как собираешься попасть туда; постановка целей и привлечение ресурсов для их достижения; мышление в долгосрочной перспективе; разработка методов, которые будут способствовать достижению поставленных целей; установление и выбор курса/образа действий [4].
Современная экономика характеризуется глобализацией, нарастанием конкуренции, развитием информационных технологий, что свидетельствует, что стратегическое планирование является важнейшим процессом выживания и развития предприятий в долгосрочном периоде [5]. Однако при исследовании применения стратегического планирования в деятельности предприятия И.В. Козел и А.А. Барданосова выделяют недостатки данного процесса: нет точного описания развития предприятия; высочайшие затраты времени и ресурсов при его составлении; конкретный инструментарий зависит от личных качеств менеджера [6].
Бондарь А.Р., Касабова К.И. и Кодуа Л.К. утверждают, что хотя и существуют недостатки при разработке стратегий всё же данный процесс «позволяет организации сохранять свою долю на рынке и защитить свои позиции, повышает эффективность компании за счет рационального управления рентабельностью и сокращения издержек» [7].
Таланов А.Я. и Тимиргалеева Р.Р. подчеркивают, что «стратегическое управление предприятием должно осуществляется на основе системного подхода» [8]. Именно системный подход в управлении позволяет оптимизировать все этапы работы на предприятии, что, в свою очередь, должно приводить к снижению издержек, повышению управляемости бизнеса, созданию основ для разработки прогнозных планов развития [9]. С позиции системного подхода стратегическое планирование деятельности организации включает совокупность следующих подсистем: подсистема анализа внутренней среды, подсистема анализа внешней среды, подсистема определения и корректировка целей, подсистема выбора стратегии и алгоритма её выполнения, подсистема реализации выбранной стратегии [10]. Следовательно, стратегическое планирование можно представить в виде последовательных, взаимосвязанных этапов, где каждый, как отмечает Андреева Т.В. [11], имеет особенное значение и материализуется на основе специфического набора процедур и подходов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Этапы процесса стратегического планирования
Согласно схеме, приведенной на рисунке 1, на первом этапе стратегического планирования следует осуществлять анализ внешней и внутренней среды организации. Диваева Л.П. дает следующее определение внешней среде - «это все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, не зависимо от деятельности организации, но оказывающие влияние на её функционирование» [12]. Внешняя среда подразделяется на макросреду, т.е. факторы косвенного воздействия и микросреду, т.е. факторы которые прямо влияют на деятельность организации. Среди факторов внешней среды Арутюнова Д.В. выделяет [13], следующие, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Факторы косвенного воздействия
Согласно рисунку 2, классически к факторам косвенного воздействия относятся: экономические, политические, природно-климатические, технологические, международные, социально-культурные. Наиболее популярным методом исследования макросреды является PEST-анализ, который предполагает выявление политических, экономических и технологических факторов, влияющих на деятельность предприятия [14]. Однако, по мнению Филичкиной А.Ю. и Агафоновой М.С. , руководитель организации не всегда исследует все факторы, а сам выбирает, что важно и как учитывать при анализе внешней среды [15]. В тоже время анализировать факторы косвенного воздействия нелегко и зачастую приходится прибегать к прогнозам.
Рисунок 3 – Факторы прямого воздействия
Микросреда организации состоит из конкурентов, потребителей, поставщиков, законов и профсоюзов. Данные факторы прямо влияют на функционирование организации, а также испытывают на себе влияние от деятельности предприятия [16].
На данном этапе необходимо анализировать не только внешнюю среду, но и внутреннюю, которая позволит оценить слабые и сильные стороны организации и разработать стратегию развития. Внутренняя среда состоит из элементов: структура, технологии, задачи, цели и люди. Все элементы внутренней среды так или иначе взаимосвязаны между собой и изменение одного элемента ведет к изменениям других (рисунок 4).
Рисунок 4 – Главные элементы внутренней среды организации
Для анализа среды организации классически используются такие методы как: SWOT-анализ; конкурентный анализ по модели «5 сил» М. Портера; анализ ресурсов, конкурентный анализ [14]. Брыкалов С.М. отмечает, что SWOT-анализ является наиболее распространенным методом, в рамках которого производится исследование изменений внешней и внутренней среды предприятия [17]. Благодаря данному методу можно выявить слабые и сильные стороны организации, а также определить угрозы и возможности, которые влияют на деятельность предприятия [18].
По мнению Ниценко К.В.: «…от того как руководитель относится к проведению данного анализа зависит выбор дальнейшего направления деятельности организации, а также успех функционирования в целом». Данный метод не требует особых финансовых или компьютерных средств, он проводится быстро, с высокой эффективностью и не требует множество данных [19].
Метод «анализ пяти сил Портера» ориентируется на анализ 5 основных сил, которые влияют на прибыльность организации: потребители, поставщики, товары-заменители, новые конкуренты, иногда добавляется и шестая сила – государство [20]. Следовательно, конкурентоспособность организации зависит от конкурентоспособности окружения. Маллабаев Р.Ю. на основании проведенного анализа утверждает, что главными недостатками является то, что модель функционирует только при стабильной рыночной ситуации, а поставщики, конкуренты и потребители никак не взаимосвязаны между собой и не объединяются [21]. Однако Иванишина В.А., проведя своё исследования данной методики, выявила её недостатки: существование множества факторов, которые влияют на выбор стратегии организации (повышение качества услуг; снижение цены; снижение себестоимости); выбор стратегии определяется системным сочетанием многими факторами формирования стратегии развития [22].
Трифонов Ю.В. отмечает, что выбор того или иного метода стратегического менеджмента определяется различными факторами «горизонтом стратегического менеджмента, размером фирмы, используемые управленческие модели и организационные формы управления» [23].
На втором этапе стратегического планирования необходимо определить миссию и цели организации. Абушик А.Б. считает, что данный этап значимый для разработки стратегии, так как миссия и правильно поставленные цели позволяют работникам организации лучше видеть и осознавать не только то, что они должны делать, но и то, для чего они осуществляют свои действия [24].
Определению миссии и цели предприятия способствуют методы: мозговой штурм, дерево целей. Под мозговым штурмом понимается генерация идей и выбором наилучшего варианта, а дерево целей представляет собой иерархическую систему, которая выстраивается от основной цели к наименьшим [25].
На основе полученных данных формируется и выбирается стратегия. Данный этап осуществляется с помощью использования таких методов как метод Бостонской консалтинговой группы, метод жизненного цикла товара, матричный метод, метод прямых освоения.
Наиболее известным во всем мире является метод Бостонская консалтинговая группа (матрица БКГ). Данная матрица строится по принципу системы координат, где по вертикали – доля предприятия на рынке, а по горизонтали – темпы роста/сокращения объема продаж. На основе полученной матрицы оцениваются позиции конкурентов, вырабатывается стратегия поведения предприятия на рынке [26].
После того как организация выбрала стратегию, наступает этап её реализации. Данный этап характеризуется тем, что каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и выполняет функции, которые за ним были закреплены. Наиболее распространенными методами являются: методы сетевого планирования и структура разбиения работ. Суть метода сетевого планирования заключается в том, что он помогает сократить до минимума продолжительность проекта, а под структурой разбиения работ понимается расчленение процесса на части, т.е. иерархический формат, который помогает руководителям разработать систему ответственности за реализацию работ, а также эффективно структурировать работу для достижения поставленных целей [27].
Завершающим этапом процесса стратегического планирования является оценка и контроль выполнения стратегии. Этот этап сопровождается стратегическим аудитом, внутренним аудитом.
Заключение
Таким образом, основываясь на результатах анализа научной литературы по исследуемым вопросам, можно сделать следующие выводы:
- авторы по-разному трактуют термин «стратегическое планирование», так как в настоящее время не существует единого определения;
- классически стратегическое планирование можно представить в виде последовательных, взаимосвязанных этапов (анализ среды, определение миссии и целей организации, формирование и выбор стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии);
- инструменты стратегического планирования могут использоваться на различных уровнях: федеральном, региональном, местном, а также организациями, предприятиями, учреждениями и т.д.;
- методические подходы к организации стратегического планирования в России и за рубежом характеризуются отличительными особенностями.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления