Введение
Главной целью государственной политики в сфере здравоохранения является обеспечение реализации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, а также гарантии лекарственного обеспечения граждан РФ. Оказание качественной и доступной медицинской и фармацевтической помощи сейчас является государственным приоритетом [1, 2]. За счет обеспечения населения лекарственными средствами в соответствии с терапевтическими показаниями осуществляется возможность удовлетворения потребности пациентов в их доступности. Данное направление связано, в первую очередь, с экономической доступностью, то есть с ценовым регулированием и возмещением населению понесенных затрат. Однако в условиях дефицита бюджета Правительство РФ стремится к экономии бюджетных средств, что влияет на номенклатуру используемых лекарственных средств. Для достижения этой цели государственное обеспечение населения РФ (в том числе и социально незащищенные группы), постепенно переходит на более дешевые препараты - дженерики и воспроизведенные препараты, которые являются аналогами оригиналов. При этом ассортимент лекарственных средств огромен, а весомую долю высокоэффективных препаратов составляет продукция зарубежного производства. С данной позицией согласен ряд ученых [3, 4, 5, 6], которые отмечают недостаток технического перевооружения отрасли и внедрения в производство современных высокотехнологических процессов. При этом Правительство РФ уже начало проводить политику в области лекарственного обеспечения, которая включает систему управления фармацевтической деятельностью, производством, контролем качества, что выраженно в принятии Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 г. и Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [7].
Материалы и методы
В исследовании применяются методы организационно-экономического, структурно-логического, сравнительного и контент-анализов. Использованы документы, предоставленные департаментом здравоохранения и социальной защиты населения.
Основные результаты исследования
В России отмечается сложная демографическая ситуация, характеризующаяся медленным увеличением уровня продолжительности жизни при сохранении высокой смертности населения, ростом распространенности хронических заболеваний, сохранением социально-экономической дифференциации населения в доступе к услугам здравоохранения. Доступное, эффективное, качественное и безопасное лекарственное обеспечение важно для достижения целей системы здравоохранения – сохранения и укрепления здоровья населения [8, 9].
Ситуация в стране складывается таким образом, что развитие обеспечения лекарственными препаратами и фармацевтической отрасли сдерживает целый ряд факторов. Одним из них является увеличение продолжительности жизни, что влечет за собой увеличение обеспечения лекарственными средствами. Однако лицам, не входящих в льготную категорию граждан (дети-инвалиды, инвалиды, инвалиды войны, участники ВОВ и другие), не доступно лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях.
Еще важно выделить следующий аспект - не смотря на государственное финансирование обеспечения лекарственными препаратами населения, 80% из них покупается населением за собственный счет через сети аптек. При этом те, кто относится к категории граждан, имеющих право на государственную помощь по программе «7 нозологий», отказались от предоставления им лекарственных препаратов в пользу денежной компенсации [10]. Это обусловлено отсутствием необходимых медикаментов в регламентируемом перечне для отдельных болезней, дефектуры лекарств в аптеках, а также нехватка аптечных пунктов, оказывающих услуги данной категории населения [11, 12]. Даже те медикаменты, которые находятся в доступе льготников, не являются оригиналами, а весомую их долю представляют дженерики. Данные препараты имеют похожие фармацевтические свойства, что и прототип, но не обладают таким эффектом. Их преимущество только в ценовом факторе. Поэтому большая доля населения обращается за консультацией к частным фармацевтическим пунктам, так как в поликлиниках отмечается длительность ожидания приема, низкий профессиональный уровень врачей, а также неблагоприятное состояние материально-технической базы не соответствует требованиям пациентов. Качество лекарственного обеспечения, эффективность и безопасность лечения зависит от профессиональной консультации фармацевтического специалиста и ассортимента [13, 14]. С целью регулирования деятельности аптек Правительство РФ с 1 января 2017 года ужесточило контроль за продажей лекарственных препаратов, обязав рецептурные товары продавать с предъявлением выписки врача или рецепта [15].
В последнее время политика лекарственного обеспечения населения направлена на развитие инструментов и механизмов ценообразования на медикаменты. Данное направление реализовывалось с помощью тендерных торгов. Однако данный механизм достаточно длительный в реализации на фоне растущего спроса и предложения, увеличения логистических расходов, а также сложности учета и управления товарных запасов, что делает далеким от эффективности. Поэтому сейчас осуществляется переход на лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях на принципах свободных рыночных цен на медикаменты, ограничение расходов на которые осуществляются с помощью паритета соплатежей граждан [16, 17].
Государство использует два механизма ценообразования: регистрация цен производителя (возможен ежегодные пересмотр цен) и установление фиксированных тарифов за доставку и продажу лекарственных средств для дистрибуторов и аптечных организаций [18]. Первый механизм имеет также две разновидности. Во-первых, регистрация цен на всю товарную номенклатуру. Регистрировать при этом можно не только упаковку необходимого препарата, но и эффективную разовую или курсовую дозу. Эта форма предполагает соотношение качества, цены и эффективности применения лекарственных средств. Однако существуют существенные риски отсутствия препаратов конкретного наименования, указанного в рецепте, с одной стороны, и риски нехватки средств бюджета (например, на предоставление дорогостоящих препаратов при существующих более дешевых аналогов - дженериков).
Во-вторых, регистрация цен по международному непатентованному названию. В данной форме применяется референтная цена, которая устанавливает максимальную стоимость препарата. В случае превышения цены фактической над референтной пациент возмещает эту разницу по принципу соплатежей. Для государства данная форма регистрации цен является выгодной, так как можно заблаговременно спланировать максимальный уровень расходов на оплату лекарственных средств. Однако существуют и отрицательные явления, в основном связанные с рисками для пациента, а именно при несовпадении референтных и фактических цен медикаментов снижаются социальная помощь и гарантии со стороны государства, а расходы особой категории граждан возрастают. При этом также существует риск повышения уровня цен на препараты-дженерики до референтных цен уровня оригиналов. В таком случае будут нарушаться главные принципы лекарственного обеспечения, так как качество воспроизведенных препаратов ниже дорогостоящих прототипов и не оказывают такой терапевтический эффект от их применения.
Регистрация цен и торговых наценок может осуществляться по результатам согласований с каждым производителем или в форме заключения публичного отраслевого соглашения [19]. В последнем случае производители объединяются в саморегулируемые организации, что позволяет установить степень ответственности производителей за удорожание реализации программ возмещения расходов на лекарственное обеспечение.
Регистрация уровня наценок и тарифов также может осуществляться путем заключения соглашения с участниками оборота лекарственных средств, а именно аптеками, дистрибьюторами, которые также могут объединяться в саморегулируемые организации [20]. Однако необходимо контролировать работу данных объединений, поэтому следует создать многокомпонентную систему контроля над ценами, с установлением прямой персональной ответственности участников системы за качество исполнения возложенных функций.
Заключение
По мере развития государственных программ льготного лекарственного обеспечения и российского фармацевтического рынка все более актуальным становится вопрос оптимизации расходов на льготное лекарственное обеспечение. В последнее время отмечено уменьшение обращений за лекарственными препаратами в амбулаторных условиях. Из-за низкой квалификации врачебного персонала, а также длительности ожидания приема большинство пациентов осуществляют консультацию в аптечных пунктах и не пользуются предоставленными государственными гарантиями в лекарственном обеспечении. Однако на осуществление качественного и доступного обеспечения лекарственными препаратами значительно влияет политика ценообразования. Имея ограниченный бюджет, Правительство старается сэкономить средства, тем самым обеспечивая граждан неоригинальными медикаментами, а импортными дженериками.
Современным направлением регулирования ценовой политики является переход на регистрацию цен производителя по международному непатентованному наименованию лекарственного средства, то есть использование референтных цен. Благодаря им финансирующие организации могут получать финансовые поступления от больных напрямую через сборы, а также система доплат позволяет сократить объём необоснованно завышенной стоимости медицинской помощи.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления