Structural crisis 2014-2016. the state of the Russian financial system was significantly affected, as it was accompanied by a drop in prices for energy and raw materials, the export of which is the main source of Federal budget revenues. Financial policy is the basis of government regulation and is a set of rules and actions for the use and allocation of financial resources and consists of two interrelated parts: fiscal and budgetary policy. Budget anti-crisis regulation is achieved by changing the funding of programs and spheres: social, industrial, defense, investment, foreign economic and other Costs on them may not be supported by budget revenues, leading to budget deficits. Effective solution of the problems of budget policy in the context of the global crisis is possible only if it takes into account the focus of anti-crisis measures on the formation of conditions for further development and overcoming the crisis, and the Federal budget should act as a tool for structural reforms. The current financial and economic crisis, combined with the all-Russian systemic crisis, leaves significant imprints on the functioning of the entire budgetary system of the country, its regions and municipalities, necessitating the organization of budget expenditures. Anti-crisis measures of both Executive authorities and anti-crisis proposals of the RF subjects were aimed at solving this problem. However, Russia's multi-level budget system does not fully meet the country's development strategy and its regions in a crisis.
Введение
Структурный кризис, произошедший в Российской Федерации, способствовал изменениям в финансовой системе, вызывая преобразования ее звеньев, их внутреннее строение. Замедление поступления капитала, а также снижение цен на нефть послужили основой экономического кризиса в России. Поэтому ряд авторов [1-3] отмечает, что сильная зависимость экономического благополучия организаций в стране от состояния экономики в ней и во всем мире остается на высоком уровне. Это также обуславливает возникновение трудностей в исполнении доходной части федерального бюджета, что проявляется и в структуре расходов федерального бюджета, своевременности их финансирования [4, 5].
Рецессия и кризисные явления в российской экономике ставят бюджетную политику на одно из центральных мест в наборе инструментов макроэкономической политики (через российскую фискальную систему ежегодно перераспределяется более 36% ВВП страны, в том числе около 20% – на федеральном уровне).
Материалы и методы
Исследование осуществлялось на основе монографического метода оценки влияния кризисов и рецессий на бюджетную политику России.
Основные результаты исследования
На сегодняшний день можно выделить два фактора, оказывающих существенное влияние на возникновение кризисных явлений в стране: политические и внешнеторговые [6, 7]. К первым можно отнести введение санкций, что негативно отразилось на экономике страны. Однако можно выделить и положительные последствия, так произошло техническое перевооружение многих отраслей экономики в рамках проведения импортозамещения, однако оценить полученный эффект можно будет по прошествии значительного времени.
В структуре внешнеторгового фактора, лежащего в основе кризисных явлений, наиболее крупными элементами являются объемы экспорта страны и его структура, что и определяет высокую зависимость отечественной экономики от изменений мирового рынка [8-10]. Среди экспортируемых товаров наибольшую долю составляют товары нефтепереработки, удельный вес которых незначительно меняется в последнее десятилетие, в частности в 2015 г. он составил 68 %, в 2016 г. — 61 % [11]. Такой значительный объем реализации данной категории товаров в структуре экспорта формирует тесную зависимость развития экономики России от изменения цен на нефть (таблица 1).
Таблица 1 - Изменение макроэкономических показателей в краткосрочном периоде 2011-2016 гг.
Годы |
ВВП, % |
Средняя цена на нефть, баррель/долл. США |
Объем экспорта, % |
2011 |
104,3 |
123,13 |
130,0 |
2012 |
103,5 |
120,32 |
101,6 |
2013 |
101,3 |
103,12 |
100,3 |
2014 |
100,7 |
108,1 |
100,6 |
2015 |
97,0 |
56,8 |
70,0 |
2016 |
98,2 |
47,7 |
70,0 |
Последние шесть лет цена на нефть на мировом рынке снижалась и как следствие, росли курс доллара и евро по отношению к национальной валюте. Это отражается на уменьшении стоимостного объема многих российских товаров, а не физических (стоимостной объем топливно-энергетических товаров в 2016 г. по сравнению с 2015 г. упал на 38,9 %, физический — на 0,6 % [12]). Доля экспорта в ВВП падает, как и значение самого основного макроэкономического показателя.
Размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке для покрытия дефицита могло бы решить ряд экономических проблем, однако Правительство РФ останавливает возможность негативного влияния на ликвидность [13, 14]. Так как вливание больших объемов средств на внутренний рынок будет способствовать вытеснению государством средств частного сектора с финансового рынка, а также скажется на деятельности банковской системы в виду снижения возможности кредитования реального сектора [15-17].
По причине наличия устойчивой тенденции к снижению ВВП, Счетная палата РФ и ЦБ РФ прогнозируют сокращение поступления денежных средств в федеральный и региональный бюджеты. Поэтому органам исполнительной власти придется прибегнуть к использованию средств резервных фондов и изыскивать возможности сбора налогов внутри страны. К положительным аспектам применения такого механизма следует отнести экономию ресурсов и оптимизацию финансовых процессов:
1) сбалансированность пенсионной системы с постепенным снижением дотации Пенсионному фонду РФ;
2) оптимизация государственных закупок;
3) оптимизация бюджетной сети и численности госслужащих;
4) обеспечение обязательных публичных аудиторских проверок;
5) выявление и сокращение неэффективных и обанкротившихся государственных компаний;
6) разработка региональными и муниципальными властями благоприятных условий для частного сектора экономики;
7) ужесточение регулирования со стороны ЦБ РФ:
а) усиление надзора и формирование дополнительных резервов;
б) обеспечение сокращения риска компаний, имеющие большое значение для отдельных регионов, но накопившие большие долги;
8) сохранение ликвидности за счет эмиссии гособлигаций [18].
При имеющихся проблемах на внешнем рынке становится необходимым скорректировать денежно-кредитную и финансовую политику. Однако курс, выбранный Центральным банком РФ, направлен на дальнейшее таргетирование инфляции при этом снижая контроль за стабильностью курсов валют. Данное направление монетарной политики определило высокую волатильность курса рубля и постоянному росту процентных ставок по кредитам [19, 20]. В связи с этим можно судить о том, что кризис, наблюдаемый в РФ, вызван экзогенными факторами, порожденными особенностями эндогенных характеристик национальной экономики.
Заключение
Структурный кризис в Российской Федерации выявил все проблемные зоны в экономике страны, решением которых было озадачено Правительство РФ. Наиболее уязвимым оказался реальный сектор экономики, так как кризис сопровождался повышением ставок по кредитованию, что проявлялось на фоне роста инфляции (не смотря на политику таргетирования), снижением экспорта и ростом цен на нефть. Поэтому были направлены усилия на улучшение делового климата, сопровождающееся оптимизацией налоговой политики и таможенного законодательства, а также снижением административных барьеров. Также оказана финансовая помощь банкам, а гражданам предоставлены гарантии по вкладам.
Однако осуществленных мероприятий руководством страны оказалось недостаточным, чтобы преломить тренд сокращению производства. Резкий рост ставок по кредитам и займам (которого придерживались все представители банковского сектора) привел к банкротству и снижению платежеспособности многих предприятий. Также из-за сильного влияния, оказываемого экзогенными и эндогенными факторами, многие предприниматели перевели активы организации в личные, там самым снизив оборотные активы. Такая политика способствовала сдерживанию проведения государственной антикризисной политики, так как представители отечественного бизнеса являются важными субъектами экономики.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления