INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Инновационные методы преподавания математики в техническом вузе

Innovative methods of teaching mathematics in technical College



УДК 378.1

15.04.13 16:02
5716

Выходные сведения: Кольчик И.В. Инновационные методы преподавания математики в техническом вузе // Иннов: электронный научный журнал, 2013. №2 (15). URL: http://www.innov.ru/science/tech/innovatsionnye-metody-prepodavaniya/

Авторы:
И.В. Кольчик (НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

Authors:
I. V. Kolchik (NSTU n. a. R. E. Alekseev)

Ключевые слова: инновационные методы, преподавание математики, технический вуз, учебный процесс, математическое образование

Keyword: innovative methods, teaching of mathematics, technical College, educational process, mathematics education

Аннотация: Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях ин­форматизации общества и развития наукоемких технологий – одна из глав­ных задач технического университета. 

Annotation: Training of highly qualified specialists, capable to professional growth and professional mobility in the conditions of Informatization of society and development of technologies is one of the main tasks of the technical University.

Инновационные методы преподавания математики  в техническом вузе

Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях ин­форматизации общества и развития наукоемких технологий – одна из глав­ных задач технического университета. В числе важнейших направлений обу­чения дипломированного специалиста, бакалавра, магистра – математическое образование [1]. Профессиональная деятельность современных выпускников технических вузов включает в себя экспериментальную, исследовательскую, производственную, управленческую, проектно-конструкторскую и другие составляющие и требует не только наличия базовых знаний в различных об­ластях, но и способности применить их на практике, исследовательских на­выков [2]. Улучшение профессиональной подготовки студентов требует новых, более эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса, совершенствования структуры и содержания математической подготовки, ее технического уровня.

В преподавании математики можно выделить ряд проблем. При изуче­нии дисциплины делается упор на получение математических знаний и уме­ний [3]. Но решение многих прикладных задач предполагает использование не только математических, но и общих методов, формирующих исследователь­скую деятельность. Часто обучение высшей математике не связано с реше­нием профессиональных задач, оставляя ощущение у студентов, что матема­тика – абстрактная наука. Между тем, на вопрос: «зачем это нужно?» (имея в виду математику) будущий специалист должен получить ответ уже на пер­вых курсах и желательно с участием преподавателей специальных дисцип­лин. В рамках самого курса высшей математики должны быть выделены связи между отдельными частями (алгеброй, математическим анализом, дифференциальными уравнениями и т.д.). Обучение дисциплине предпола­гает наличие у студентов классических знаний элементарной математики. Но проверка первокурсников технического университета выявила несоответст­вие между имеющимися у части учащихся знаниями школьной математики и требованиями к ним со стороны вузовской программы. При изучении мате­матики мало используются интерактивные формы и методы обучения, не учитываются достижения педагогики и психологии [4]. В связи с переходом на многоуровневую систему образования происходит уменьшение времени, от­веденного на учебный процесс.

Решение этих проблем – важная задача совершенствования образова­тельной деятельности. Высокий уровень требований к студентам, преподава­телям, образовательным технологиям повысит качество подготовки специа­листов, упрочит конкурентоспособные позиции университета в динамично развивающемся пространстве. Обеспечит этот высокий уровень, единство учебной, научной, творческой деятельности, позволяющее студентам приоб­ретать глубокие научные знания, профессиональные навыки, умение учиться, возможность реализовать свой творческий потенциал, в частности, создание и развитие новых образовательных технологий. Совершенствовать матема­тическую подготовку в техническом университете позволит поиск новых средств, приемов и методов обучения [5].

Системное построение содержания курса высшей математики выделяет предмет изучения, рассматриваемый как систему, фиксируя его целостные свойства, выделяя подсистемы, уровни строения, системообразующие связи, различные виды подсистем элементов. Такой подход меняет структуру учебно-познавательной деятельности, формируя математические знания и приемы, усвоение общего метода системного анализа, демонстрируя еще один общенаучный метод познания – математическое моделирование. Эта методология предусматривает разработку специальных теоретиче­ских заданий, различных типов задач, позволяющих не только усваивать ма­тематические понятия, законы и методы, но и их взаимосвязь. Стимулиру­ется самостоятельная работа студента, групповые методы работы, техноло­гии «мозгового штурма» [6].

Рассматривая в курсе высшей математики задачи с элементами про­фес­сионального содержания, показывая универсальность математической науки, преподаватель закладывает базу для последующего успешного обуче­ния. Принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессио­нальной направленности обучения высшей математике в техническом вузе – один из важных принципов экспериментального обучения, позволяющий за­интересо­вать студента, привлечь его к научной работе, показать, как абст­рактную дисциплину можно применить к решению интересных прикладных задач [7]. Принцип предметной деятельности позволяет студенту выстраивать познавательную деятельность посредством решения задач системного ана­лиза, математического моделирования, задач профессионального содержа­ния. Это могут быть курсовые, научные работы, организованные совместно с вы­пускающими кафедрами. При этом меняется форма деятельности студента от совместной с преподавателем к самостоятельной. Принцип развивающего обучения выражает установку обуче­ния в курсе математики на развитие интеллектуальных способностей студента. Это способ осуществления педагогического процесса, направленного на развитие личности, открывающего возможность учиться самостоятельно, успешно решать профессиональные задачи.

Интеграция современных технологий обучения включает систему ме­тодов, форм и средств обучения. Например, может быть выстроена модуль­ная система изучения курса высшей математики. Каждая математическая дисциплина может рассматриваться как отдельный модуль, организованный по принципам системного исследования, при этом важна последовательность изучения модулей и их взаимосвязь [8]. Учебный процесс, выстроенный на основах системного подхода, ис­пользовании интерактивных форм и методов, изменяет деятельность педа­гога, повышая его профессиональное мастерство, углубляя математические знания, усиливая прикладную направленность.



Библиографический список


1. Князева О.Г. Проблема профессиональной направленности обучения математике в технических вузах // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 14-18.

2. Носков М.В., Шершнева В.А. К теории обучения математике в технических вузах // Педагогика. 2005. № 10. С. 62-67.

3. Подошва Н.В. Интенсификация самостоятельной работы студентов вузов при изучении математики // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 5. С. 155-160.

4. Лунгу К.Н. Наглядное моделирование как средство обучения математике студентов технических вузов // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 1. С. 135-139.

5. Парыгина С.А. Трудности в обучении математике у студентов вузов и психологические условия их преодоления // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 3. С. 26-32.

6.Болотюк Л.А. К вопросу об организации обучения высшей математике студентов технических вузов // Молодой ученый. 2009. № 2. С. 265-268.

7.Лисичко Е.В., Люрья Н.А., Созоров Н.Г. Принципы междисциплинарности в интерактивной модели обучения математике и физике студентов вузов //Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3. С. 110-112.

8.Пирназаров А., Шарипов Н., Ёров Н., Муродова Д. Дифференциальное обучение математики в вузах // Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. 2010. № 2. С. 54-58.


References


1. Knjazeva O.G. Problema professional'noj napravlennosti obuchenija matematike v tehnicheskih vuzah Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. No 9. P. 14-18.

2. Noskov M.V., Shershneva V.A. K teorii obuchenija matematike v tehnicheskih vuzah Pedagogika. 2005. No 10. P. 62-67.

3. Podoshva N.V. Intensifikacija samostojatel'noj raboty studentov vuzov pri izuchenii matematiki Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2010. No 5. P. 155-160.

4. Lungu K.N. Nagljadnoe modelirovanie kak sredstvo obuchenija matematike studentov tehnicheskih vuzov Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2010. T. 2. No 1. P. 135-139.

5. Parygina P.A. Trudnosti v obuchenii matematike u studentov vuzov i psihologicheskie uslovija ih preodolenija Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. No 3. P. 26-32.

6.Bolotjuk L.A. K voprosu ob organizacii obuchenija vysshej matematike studentov tehnicheskih vuzov Molodoj uchenyj. 2009. No 2. P. 265-268.

7.Lisichko E.V., Ljur'ja N.A., Sozorov N.G. Principy mezhdisciplinarnosti v interaktivnoj modeli obuchenija matematike i fizike studentov vuzov Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija. 2008. No 3. P. 110-112.

8.Pirnazarov A., Sharipov N., Jorov N., Murodova D. Differencial'noe obuchenie matematiki v vuzah Vestnik Kurgan-Tjubinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Nosira Husrava. 2010. No 2. P. 54-58.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления