Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий – одна из главных задач технического университета. В числе важнейших направлений обучения дипломированного специалиста, бакалавра, магистра – математическое образование [1]. Профессиональная деятельность современных выпускников технических вузов включает в себя экспериментальную, исследовательскую, производственную, управленческую, проектно-конструкторскую и другие составляющие и требует не только наличия базовых знаний в различных областях, но и способности применить их на практике, исследовательских навыков [2]. Улучшение профессиональной подготовки студентов требует новых, более эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса, совершенствования структуры и содержания математической подготовки, ее технического уровня.
В преподавании математики можно выделить ряд проблем. При изучении дисциплины делается упор на получение математических знаний и умений [3]. Но решение многих прикладных задач предполагает использование не только математических, но и общих методов, формирующих исследовательскую деятельность. Часто обучение высшей математике не связано с решением профессиональных задач, оставляя ощущение у студентов, что математика – абстрактная наука. Между тем, на вопрос: «зачем это нужно?» (имея в виду математику) будущий специалист должен получить ответ уже на первых курсах и желательно с участием преподавателей специальных дисциплин. В рамках самого курса высшей математики должны быть выделены связи между отдельными частями (алгеброй, математическим анализом, дифференциальными уравнениями и т.д.). Обучение дисциплине предполагает наличие у студентов классических знаний элементарной математики. Но проверка первокурсников технического университета выявила несоответствие между имеющимися у части учащихся знаниями школьной математики и требованиями к ним со стороны вузовской программы. При изучении математики мало используются интерактивные формы и методы обучения, не учитываются достижения педагогики и психологии [4]. В связи с переходом на многоуровневую систему образования происходит уменьшение времени, отведенного на учебный процесс.
Решение этих проблем – важная задача совершенствования образовательной деятельности. Высокий уровень требований к студентам, преподавателям, образовательным технологиям повысит качество подготовки специалистов, упрочит конкурентоспособные позиции университета в динамично развивающемся пространстве. Обеспечит этот высокий уровень, единство учебной, научной, творческой деятельности, позволяющее студентам приобретать глубокие научные знания, профессиональные навыки, умение учиться, возможность реализовать свой творческий потенциал, в частности, создание и развитие новых образовательных технологий. Совершенствовать математическую подготовку в техническом университете позволит поиск новых средств, приемов и методов обучения [5].
Системное построение содержания курса высшей математики выделяет предмет изучения, рассматриваемый как систему, фиксируя его целостные свойства, выделяя подсистемы, уровни строения, системообразующие связи, различные виды подсистем элементов. Такой подход меняет структуру учебно-познавательной деятельности, формируя математические знания и приемы, усвоение общего метода системного анализа, демонстрируя еще один общенаучный метод познания – математическое моделирование. Эта методология предусматривает разработку специальных теоретических заданий, различных типов задач, позволяющих не только усваивать математические понятия, законы и методы, но и их взаимосвязь. Стимулируется самостоятельная работа студента, групповые методы работы, технологии «мозгового штурма» [6].
Рассматривая в курсе высшей математики задачи с элементами профессионального содержания, показывая универсальность математической науки, преподаватель закладывает базу для последующего успешного обучения. Принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения высшей математике в техническом вузе – один из важных принципов экспериментального обучения, позволяющий заинтересовать студента, привлечь его к научной работе, показать, как абстрактную дисциплину можно применить к решению интересных прикладных задач [7]. Принцип предметной деятельности позволяет студенту выстраивать познавательную деятельность посредством решения задач системного анализа, математического моделирования, задач профессионального содержания. Это могут быть курсовые, научные работы, организованные совместно с выпускающими кафедрами. При этом меняется форма деятельности студента от совместной с преподавателем к самостоятельной. Принцип развивающего обучения выражает установку обучения в курсе математики на развитие интеллектуальных способностей студента. Это способ осуществления педагогического процесса, направленного на развитие личности, открывающего возможность учиться самостоятельно, успешно решать профессиональные задачи.
Интеграция современных технологий обучения включает систему методов, форм и средств обучения. Например, может быть выстроена модульная система изучения курса высшей математики. Каждая математическая дисциплина может рассматриваться как отдельный модуль, организованный по принципам системного исследования, при этом важна последовательность изучения модулей и их взаимосвязь [8]. Учебный процесс, выстроенный на основах системного подхода, использовании интерактивных форм и методов, изменяет деятельность педагога, повышая его профессиональное мастерство, углубляя математические знания, усиливая прикладную направленность.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления