Введение
При создании установок, имеющих в своём составе роторы, применяются соединительные муфты, использование которых не должно приводить к превышению нормативного уровня вибрации. На вибрацию оказывают сильное влияние конструктивные особенности и характеристики муфт, главная из которых – способность муфт компенсировать неизбежные расцентровки осей валов и снижать степень взаимовлияния валов в роторной системе.
По принципу работы конструкции муфт можно разделить на подвижные и жёсткие [1, 2, 3].
Подвижные соединительные муфты [4, 5] применяются для обеспечения относительных осевых смещений валов при их тепловых расширениях, в тех случаях, когда приводной механизм не допускает смещений ротора относительно статора и имеет в своём составе упорный подшипник, для компенсации расцентровок валов и для уменьшения взаимовлияния валов в роторных системах. Методы расчёта таких муфт рассматривались, например, в [6, 7, 8, 9]. Также в существующей на данный момент литературе предлагается множество путей совершенствования подвижных соединительных муфт [10, 11, 12].
Жёсткие муфты наиболее просты в изготовлении и компактны. В большинстве случаев они выполняются в виде двух хорошо пригнанных по плоскостям фланцев, скреплённых при помощи призонных болтов. Такая конструкция способна передавать высокий крутящий момент и применяется во многих тяжелонагруженных роторных машинах [13, 14].
Некоторые виды подвижных муфт (например, зубчатые или шлицевые) в условиях сильных расцентровок также могут вести себя как жёсткое соединение, и компенсация расцентровок осуществляется только за счёт деформации соединяемых валов.
При жёстком соединении валов роторная система превращается в статически неопределимый многоопорный валопровод, нагрузка на его опорные подшипники зависит от веса ротора от его жесткостных характеристик, податливости подшипниковых опор и фундаментных конструкций, а также от уровня их нагрева, тепловой стабильности и действующих на них сил [15, 20].
Постановка задачи
Целью данной работы является разработка методики расчёта постоянных и переменных сил и моментов в соединении роторов жёсткой муфтой при расцентровке осей соединяемых валов, а также деформаций валов в месте расположения муфты.
Для оценки вибрационного и напряжённо-деформированного состояния роторной системы с жёстким соединением валов необходимо произвести расчёт уровней динамических сил, возникающих из-за несоосности соединяемых валов.
Поскольку расцентровка осей валов является кинематическим возбудителем колебаний роторов, то силы и моменты, возникающие в месте соединения роторов, зависят от степени сопротивления роторов деформированию, т.е. от инерционно-жесткостных характеристик валов, входящих в роторную систему, и их опор.
Расцентровка (несоосность) соединяемых муфтой валов может быть двух видов [16, 17]:
1) Радиальная (параллельное смещение концов валов);
2) Угловая (взаимный поворот концов валов в местах расположения полумуфт).
Вначале рассматривалось поведение валов при радиальной расцентровке.
В качестве исходных данных используются следующие величины:
- радиальная расцентровка соединяемых роторов Δy;
- геометрические размеры элементов роторов;
- модули упругости материалов роторов Е;
- массы элементов роторов.
Разработка методики
Схема соединения валов с параллельно смещёнными в вертикальной плоскости осями показана на рис. 1.
Рис. 1. Валы с параллельно смещёнными в вертикальной плоскости осями.
Характерным для этой схемы является:
- расстояние между центрами валов постоянно: ;
- фланцы полумуфт поворачиваются при расцентровке на одинаковый угол:
- поскольку принято, что система валов изотропна, то при вращении валов их центры и
двигаются по окружностям с центром в точке О.
Введём следующие обозначения:
– постоянная сила, действующая в вертикальной плоскости
;
– постоянный момент, действующий в вертикальной плоскости
;
и
– переменные силы, действующие в вертикальной (
) и в горизонтальной (
) плоскостях;
и
– переменные моменты, действующие в вертикальной (
) и в горизонтальной (
) плоскостях.
На рис. 2 показана схема движения концов валов.
Рис. 2. Схема движения концов валов.
Для расчёта деформации ротора при расцентровках необходимо знать коэффициенты статической и динамической податливости соединяемых роторов при приложении к концу вала единичной силы и момента:
- смещение конца вала от единичного вектора силы;
- угол между направлением единичного вектора силы и смещением от него;
- смещение конца вала от единичного момента;
- угол между плоскостью действия единичного момента и смещением от него;
- поворот плоскости полумуфты от единичного вектора силы;
- угол между направлением поворота плоскости полумуфты и единичным вектором силы, вызывающим этот поворот;
- поворот плоскости полумуфты от единичного момента;
- угол между направлением поворота плоскости полумуфты и плоскостью действия единичного момента, вызывающего этот поворот.
Эти податливости должны вычисляться с учётом податливостей опор и свойств масляной плёнки в подшипниках. Их расчёт возможен с помощью точных формул сопромата (для простейших роторных систем), а также с помощью систем трёхмерного моделирования, использующих метод конечных элементов [18], например, Ansys, SolidWorks и др. На многих предприятиях имеются собственные программы [19].
Зная найденные коэффициенты, можно вычислить значения постоянных ( ,
) и переменных (
,
,
,
) сил и моментов с помощью системы (1) [20] – цифрой 1 в индексах обозначены коэффициенты для первого вала, цифрой 2 – коэффициенты для второго; индекс 0 имеют статические податливости, динамические податливости - без индекса:
(1)
Формулы для расчёта коэффициентов а1, b1, c1, d1, а2, b2, c2, d2 приведены в системе (2) [20]:
(2)
Схема соединения валов с перекосом осей (поворотом полумуфт на угол ) в вертикальной плоскости показана на рис. 3.
Характерным для этой схемы является:
- центры валов и
совмещены;
- между фланцами муфты сохраняется постоянный угол .
Рис. 3. Излом осей валов.
Поскольку принято, что система валов изотропна, то деформация валов при вращении будет такова, как если бы точки на поверхностях фланцев двигались по окружности относительно оси k–k (рис. 3), при этом поверхности фланцев будут описывать конические поверхности с вершиной в точке О.
Все обозначения остаются теми же, что и при параллельном смещении осей валов.
1. Определяются характеристики соединяемых роторов при приложении к концу вала единичной силы и момента (так же, как при радиальной расцентровке).
2. Вычисляем значения постоянных ( ,
) и переменных (
,
,
,
) сил и моментов с помощью системы (3) [21]:
(3)
Формулы для расчёта коэффициентов а1, b1, c1, d1, а2, b2, c2, d2 приведены в системе уравнений (2).
Выводы и рекомендации
Решение полученных уравнений позволяет найти следующие характеристики:
1) Если требуется определить не только амплитудные значения динамических сил и моментов ,
,
и
при заданном значении
, но и их фазовые соотношения, то решения следует находить в виде
и
. Подставив эти зависимости в уравнения и сгруппировав выражения при
и
, получим восемь уравнений для нахождения всех значений
и
.
2) Если требуется определить только амплитудные значения ,
,
и
, то можно поступить проще.
При заданном значении из полученных четырёх уравнений находятся промежуточные значения
,
,
и
для выбранного значения
(например, для
). Поскольку центры валов совершают круговые движения, амплитудные значения сил и моментов будут равны
и
.
3) Задаваясь различными значениями , можно найти критическую скорость составного ротора.
4) Выведенные зависимости позволяют определить деформации валов и напряжения, возникающие в них под действием найденных возмущающих сил.
В связи с полученными результатами рекомендуется использование разработанной методики при проектировани роторных машин с жёсткими муфтами с целью учёта влияния расцентровки осей соединяемых валов на напряжённо-деформированное состояние роторов. Также данная методика будет полезна при исследовании существующих роторных машин для наиболее полного понимания причин возникновения повышенных напряжений и деформаций при их работе.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления