главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
октябрь 12, 1999г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

"Дешевые" магазины бьют по карману предпринимателей

Неоднократно "Монитор" затрагивал тему социальных магазинов для малообеспеченных граждан. О том, что подобные магазины реально экономят деньги людей, мы уже писали. А вот выгодно ли это предпринимателям, открывающим такие магазины? Об этом и пойдет речь.

Так называемых "дешевых" магазинов на сегодняшний день в Нижнем Новгороде насчитывается девять. Все они были открыты предпринимателями и оптовыми фирмами, которые выиграли конкурс, проводившийся городской администрацией. В планах открытие еще девяти магазинов, под них уже подысканы помещения. Но и это не предел: мэрия хочет, чтобы в городе было около 35--40 магазинов для малообеспеченных, но, по мнению предпринимателей, это нереально.

Но сначала конкурс

Ни для кого не секрет, что экономическая ситуация в нашей стране крайне тяжелая. Прошлогодний августовский кризис особенно сильно ударил по кошельку населения. Власти Нижнего Новгорода решили поддержать свой народ и создать сеть магазинов для малоимущих. Естественно, что бюджет города не способен всех обеспечить, к тому же во властных кругах стало модным привлекать внебюджетные средства, то бишь инвестиции. Мол, пусть предприниматели откроют такие магазины, а мы им дадим некоторые льготы. А чтобы все было по-честному, проведем конкурс.

Городской комитет по управлению имуществом находит заброшенные помещения, где раньше находились магазины, и выставляет эти площади на конкурс. Городской департамент развития предпринимательства и потребительского рынка объявляет конкурс среди оптовых фирм, которые готовы открыть социальные магазины. Есть одно очень важное условие: цены в таких магазинах на основные группы продуктов питания (их тринадцать) должны быть ниже среднегородских в среднем на 25 процентов.

Итак, конкурс объявлен. Предприниматели, исходя из собственных возможностей, обещают скидки на эти основные товары. Жюри оценивает, у кого цены будут меньшими. И выбирается самая "выгодная", по мнению властей, фирма. Победитель подписывает рамочное соглашение с администрацией района, где расположен этот магазин, и с департаментом развития предпринимательства и потребительского рынка. Оформляются документы о передаче помещения в аренду на определенный срок.

Не все так просто

Прежде чем запустить магазин, предпринимателям приходится существенно раскошелиться. Как правило, помещения, предлагаемые под социальные магазины, пребывают в крайнем запустении и требуют капитального ремонта.

Сразу отмечу: ремонт полностью производится на средства предпринимателя, да еще все это время он обязан вносить арендную плату по полной ставке. Например, в июле фирмой "Саюс" был открыт социальный магазин на набережной Федоровского (в бывшем магазине "1000 мелочей"). Площадь, отведенная под магазин, довольно большая, а внутри царил полный разгром. Ремонт длился два месяца, на него, как рассказал генеральный директор "Саюса" Александр Бочкарев, было потрачено около миллиона рублей. И все это время оплачивалась стоимость аренды -- всего 37,5 тысячи рублей. И это не единичный случай -- подобные неудобства переживают практически все предприниматели. Может быть, поэтому многие из них (например, "Альянс") отказываются от этих магазинов, несмотря на выигранный конкурс.

Помещения ремонтируются, магазины открываются... Но где же обещанные льготы по аренде? А вот с этим просят подождать. Кому-то, правда, везет немного больше. Если, к примеру, открываешь магазин не для всех, а лишь для самых незащищенных и товар отпускается по так называемым социальным спискам, то есть шанс получить помещение в безвозмездную аренду. Летом фирма "Демпо" получила на этих условиях помещение в Московском районе. Но если магазин обслуживает всех желающих, то придется ждать, когда тебе сосчитают понижающий коэффициент.

На протяжении двух месяцев после открытия магазина фирме "Саюс" приходилось платить арендную плату по полной программе. Потом КУГИ все-таки установил понижающий коэффициент, но без возмещения предыдущих затрат. Теперь "Саюс" открыл еще один магазин, и, похоже, история повторяется. Магазин уже работает, а арендная ставка не снижается.

Вообще, предприниматели и оптовые фирмы считают, что гораздо выгоднее было бы выкупить эти площади в собственность. Как рассказал г-н Бочкарев, "мы готовы отпускать продукты питания по низкой цене, но рентабельность уже будет выше. Да и хлопот будет меньше. Не надо платить арендную плату и многие другие налоги. И не будет никаких проверок". Как выяснилось, городские власти регулярно, каждый месяц, проверяют "дешевые" магазины, требуют отчеты -- все это мешает работе. А выкупить магазин в собственность, даже при условии сохранения социально низких цен, на данный момент невозможно. По мнению предпринимателей, КУГИ невыгодно продавать помещения. Ведь надо же пополнять казну города! Так почему же этого не делать за счет предпринимателей, которые и так уже неплохо потратились на социальные магазины.

"Г-жа Конобеева и КУГИ не работают так, как положено работать. Чтобы что-нибудь получить от нее, приходится высиживать в очереди по два месяца", -- пожаловался Александр Бочкарев. Все это тормозит работу.

Выгодно ли иметь "дешевый" магазин?

Если абстрагироваться от того, во сколько встанут ремонт помещения и довольно высокие арендные ставки, то все равно получается, что содержать социальный магазин предпринимателям не очень-то выгодно. В первую очередь потому, что цены в таких магазинах на некоторые группы товаров ниже оптовых. Иногда оптовики могут себе это позволить. Например, если они сами производят какой-нибудь продукт -- допустим, хлеб: если фирма сама выпекает хлеб и сама же его продает, то вся прибыль идет этой фирме. Но такие случаи все же редки.

Мешают работе магазинов отчасти и власти, а точнее, департамент развития предпринимательства и потребительского рынка, который проводит проверки каждый месяц. С одной стороны, проверять работу "дешевых" магазинов надо, чтобы цены не повышались, что в принципе бывает. Например, оптовая фирма "ВКТ" спустя примерно месяц после начала работы стала завышать цены. А все потому, что во время участия в конкурсе установила слишком низкие цены, соблюсти которые оказалось нереальным. Поняв, что магазин работает в убыток, ВКТ начал повышать цены, чем вызвал негодование как со стороны покупателей, так и у властей.

Безусловно, если бы подобная торговля была совсем убыточной, то и заниматься ею никто бы не захотел. Но необязательность властей заставляет предпринимателей лишний раз задуматься о том, стоит ли рисковать. А потому рассчитывать на открытие в городе 40 "дешевых" магазинов, пожалуй, трудно.

Источник: "Монитор"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде


Яндекс.Метрика