главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
ноябрь 24, 1999г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Легко ли быть Сергеем Вороновым

В центре внимания по-прежнему остаются выборы депутатов Государственной думы, причем интерес к избранию нового парламента в ближайшее время будет только расти. Стремясь выделиться среди серой массы встреч кандидатов с избирателями, политики и политтехнологи изобретают все новые ходы. Среди кандидатов, не входящих в предвыборные блоки, на этой неделе запомнился депутат областного Законодательного собрания Сергей Воронов. Организованное им сожжение "чучела власти" в Семенове, где он баллотируется в Госдуму, и презентация его же книги "Легко ли быть "белой вороной?" вызвали в нашем городе заметный резонанс.
Он не стал "мочить обитателей спецсортиров"
Иван Юдинцев, руководитель группы координации агитационной кампании центрального штаба избирательного блока "Союз правых сил":
-- Первое впечатление от книги Сергея Воронова "Трудно быть "белой вороной" -- некоторое разочарование. По телевизионным анонсам и кулуарным разговорам от книги ждали большего с точки зрения агитационного потенциала, большей, если хотите, скандальности. От книги ждали конкретной критики экономической политики губернатора -- того, чего, собственно, ждут сейчас от каждой книги, написанной кандидатом в депутаты и изданной в период избирательной кампании. От автора ждали эксплуатации протестных настроений. Но Сергей Воронов обманул эти ожидания.

Правда, разочарование -- только первое впечатление от книги. Когда оно прошло, у меня возникло чувство, которое всегда возникает при анализе действий Сергея Воронова, -- большое уважение к нему лично. Внутренняя цензура -- единственная цензура, которую признает автор (о чем он пишет в книге), -- не позволила ему вести агитацию по правилам предвыборной кампании 1999 года. Он не стал "мочить обитателей спецсортиров". Все приведенные в книге факты относятся уже к прошедшим событиям и завершившимся политическим процессам. Обращение к ним понадобилось автору, чтобы показать логику развития собственной политической биографии и взаимоотношений с другими политическими фигурами. Что касается событий, близких к сегодняшнему дню, связанных с еще не завершившимися процессами, то они в книге практически не нашли отражения. Политический процесс решения острых проблем требует кропотливой работы по поиску компромиссов, а не хлестких оценок в расчете на читательский интерес.

В целом книга получилась умная и честная. С такой книгой можно стать сенатором или губернатором в США. Она и по тексту, и по полиграфии образец современной цивилизованной предвыборной литературы. Остается надеяться, что в 2003 году мы будем узнавать кандидатов в депутаты думы не через компромат, публикуемый их врагами, а через такие книги, которые неспешно, без лишних эмоций (но и не сухо) раскрывают и их личность, и их экономические и политические взгляды.

У меня сложилось впечатление, что книга занесена к нам либо из другого времени (хочется надеяться, из недалекого будущего), либо из другого пространства (страны с развитой демократией).

Что касается сожжения чучела, то я там не присутствовал и не знаю, что это была за акция, было ли это пародией на то, как на каждом телеканале сегодня ежевечерне или каждую субботу или воскресенье "сжигают чучело" на глазах у телезрителей, или это было всерьез. По крайней мере, если это было всерьез, то это не вяжется со стилем книги. У меня складывается впечатление, что это делали два разных человека. По крайней мере, у меня с подросткового возраста симпатии на стороне героини Кристины Орбакайте.

"На службе ни-ни про вражду или дружбу"
Юрий Лебедев, мэр Нижнего Новгорода:

-- Юрий Исакович, вы видели новую книгу Сергея Воронова "Трудно быть "белой вороной"?

-- Нет.

-- А как вы относитесь к самому Сергею Воронову?

-- Спокойно. Как ко всем кандидатам, которые сегодня зарегистрированы. Поскольку я больше сказать ничего не могу (я на службе), я, когда возьму отпуск, скажу.

"Говорить полунамеками не очень корректные вещи для политика недопустимо"
Евгений Крестьянинов, директор центра маркетинга:

-- Евгений Владимирович, как вы относитесь к книге Сергея Воронова "Трудно быть "белой вороной"?

-- Я о ней ничего не знал, даже о самом факте выхода этой книги я узнал сию минуту от вас.

-- А что вы можете сказать о самом Сергее Воронове?

-- Я с Сергеем Васильевичем практически не контактирую. Если говорить о моих впечатлениях о том, что становится известно, могу ответить, что манера ведения его рассуждений, его высказывания мне часто, честно говоря, претит. Любой человек, чем бы он ни занимался, должен быть корректен и компетентен. Говорить полунамеками не очень корректные вещи для политика недопустимо.

-- В книге освещается, в частности, эпизод с отменой выборов мэра в 1994 году. Что вы можете рассказать об этих событиях?

-- Говорить об этом я не вижу смысла. Дмитрий Иванович по этому поводу уже все сказал, что мог. Мне возвращаться к этой теме пять лет спустя, честно говоря, не хочется. А комментировать книгу, которую я не читал, я не могу.

"Отличительная черта книги политика -- бесконечное самолюбование"
Валентина Бузмакова, политический консультант:

-- Круг писателей расширился. Скоро будет трудно найти хотя бы одного человека с политическими амбициями, который ничего не пишет. Они сейчас все стали ведущими, публицистами, эссеистами... Кому эта книга будет интересна? Наверное, политическому бомонду. То что на селе с удовольствием ее примут, -- наверное, да. Я не думаю, что на селе сейчас у людей есть возможность покупать книги, так что поставят на "красную полку", может быть даже почитают: вечера долгие -- осенние, зимние...

Сергей Васильевич Воронов -- человек мне очень симпатичный. Когда он еще был помощником Игоря Богданова, я уже тогда знала, что не будет Верховного Совета СССР, а Воронов во власти останется. Потому что Сергей Васильевич обладает совершенно недюжинными способностями, очень много занимается связями с общественностью -- он умел делать это всегда, и настолько виртуозно, что даже, пожалуй, делал это лучше, чем Борис Ефимович Немцов. Немцов -- ученик его в этом деле. То что Воронов в своей книге отдает пальму первенства в этой области Немцову, еще раз доказывает, что Сергей Васильевич Воронов -- политик.

Верить тому, что написано в этой книжке, можно настолько же, насколько можно верить любой другой книжке. Если мы будем писать "чистую правду" -- или мы все перестреляем друг друга, или будет просто очень скучно, никто читать не будет. Все, что без примесей, -- это не интересно. Всегда нужно немножко куража, если ты готовишь кашу, или суп варишь, или завариваешь какое-то дело. И отличает хорошего писателя от писаки чувство меры, вот это чувство куража -- у кого сколько.

Воронов в своей книге опять "мочит" Склярова -- это уже наскучило, будто больше ни на что фантазии не хватает. Тем более что Иван Петрович сейчас не в самой хорошей форме.

Сжигание чучела чиновника -- смелая акция. Она хорошо задумана, но между задумкой и исполнением дистанция огромного размера. То, что я видела по телевизору, меня не поразило. Из этого легенд не сложат. Во-первых, на сцене я видела только одного человека -- депутата Воронова. Народ стоял с плакатами -- купленный, организованный в массу. Было видно, что это нужно Воронову. Что чучело власти сжег депутат Воронов. А надо было, чтоб народ сжег.

Если сравнить книги Воронова, Немцова и Лебедева, видно, что основная отличительная черта книги политика -- бесконечное самолюбование. Повесть о том, "какой я самый-самый".

"По взглядам Сергей Воронов больше народник, нежели кто-либо другой из кандидатов"
Владимир Ионов, политический обозреватель газеты "Биржа": -- Мое отношение к Сергею Воронову разное. С точки зрения Ионова -- члена Союза писателей я должен сказать, что книга написана непритязательным и привлекательным языком. Она очень легко читается. К автору не возникает каких-либо вопросов по способу изложения его мыслей.

С точки зрения журналиста, пишущего на политические темы, мне созвучны очень многие мысли Сергея Воронова -- относительно, скажем, земли, относительно оценки нижегородских высших должностных лиц. Мне кажется, что здесь Сергей Васильевич не до конца откровенен, потому что, мне-то представляется, о том же Иване Петровиче он мог сказать более резко. Оглядка какая-то присутствует. Может быть, на должность, может быть, на какие-то человеческие отношения. Мне очень понравилась его глава -- размышления о жизни. Я пытался определить его политическую стезю, пытался отнести его к какой-нибудь политической силе, и у меня это не получилось исходя из книги. Дело в том, что по взглядам он больше народник, нежели кто-либо другой из кандидатов. Поскольку народных партий и в думе и вообще не существует, то я понимаю, почему он идет на выборы в качестве независимого кандидата в депутаты.

Книги писать -- все равно что на рыбок смотреть
Александр Котюсов, координатор регионального отделения движения "Россия молодя", помощник Бориса Немцова:

-- К последней акции Сергея Воронова я отношусь плохо, и даже резко негативно, -- имею на это право, потому что сам много лет был чиновником и считаю, что плохих людей среди чиновников в процентном отношении ничуть не больше, чем в обычной жизни. Тем более что хотим мы этого или нет, но Скляров избран народом Нижегородской области, и сжигать чучело, сильно смахивающее на губернатора, на мой взгляд, просто неэтично. Воронов, кстати, тоже был одно время чиновником, вице-губернатором, -- значит, он и свое прошлое сжег?

Что касается описанного в книге эпизода губернаторских выборов, могу сказать, что Евгений Владимирович Крестьянинов вместе с Борисом Самуиловичем Духаном действительно очень активно убеждали Немцова, в том, что он должен поддержать Склярова на выборах губернатора. Подкрепляли свои доводы социологическими исследованиями, которые приносил Духан. Исследования показывали, что если в борьбу вмешается Лебедев, то некоммунистические голоса могут разделиться между ним и Скляровым, и тогда проходит Ходырев. Эти рейтинги демонстрировались за три месяца до выборов. Немцов действительно колебался: Лебедев ему был и остается симпатичен. Но в данном случае было важно, чтобы не выиграли коммунисты. Хотя, на мой взгляд, сейчас совершенно очевидно: если бы Лебедев вел активную предвыборную кампанию в течение этих трех месяцев, он бы мог выиграть.

Что касается квартиры, которая якобы была личной причиной этих уговоров, -- я в этой истории непосредственно не участвовал, утверждать, что все было именно так, не могу.

За жизненным путем Сергея Васильевича Воронова я наблюдаю много лет. Человек он очень неординарный, и у него были во взаимоотношениях с Немцовым как светлые полосы, так и не очень. Были случаи, когда качество работы Воронова в Москве Немцова не устраивало. Этим и обусловлен тот факт, что Немцов его уволил с должности полномочного представителя области. Поэтому, возможно, он с некоторой обидой вспоминает именно этот эпизод. Но, насколько мне известно, у Воронова серьезных обид на Немцова нет, и несмотря на то, что они сейчас общаются мало, мне почему-то кажется, что в недалеком будущем -- может быть, как раз в этой Госдуме, в которую, я надеюсь, изберутся оба, -- они будут и соратниками, и товарищами и будут помогать нижегородцам.

Для политика литературное творчество, наверное, необходимость. Жизнь людей, которые работают в администрации, в каких-то верхах в правительстве, насыщена интересными событиями, они не умещаются внутри головы -- хочется поделиться. На мой взгляд, то что Немцов, Лебедев, Воронов написали книжки, абсолютно естественно. Никаких коммерческих интересов они не преследуют, просто каждому хочется выговориться. Это такой... релакс -- как на рыбок смотреть.

"Это популизм чистой воды"
Валерий Александрович Гольцев, заместитель председателя городской думы Н. Новгорода: -- То что сделал Воронов -- это популизм чистой воды, дешевая акция. С действиями губернатора можно соглашаться либо не соглашаться.

У Воронова достаточно полномочий депутата областного Законодательного собрания, чтобы критиковать чиновников, и не просто критиковать, а предлагать что-то взамен. Уместно спросить, что сделал сам Воронов и не хотят ли многие избиратели сжечь его чучело. А вообще, это не просто смешно -- мягко говоря, неэтично, недостойно человека, который стремится попасть в Государственную думу.

Растущий политик с "закидонами"
Дмитрий Бедняков, адвокат, депутат ОЗС

-- Дмитрий Иванович, вы читали книгу Сергея Воронова "Трудно быть "белой вороной"?

-- Я только вчера ее получил и еще читаю. Поэтому про книгу меня рано спрашивать. И потом, я такие книги не читаю.

-- А что вы можете сказать о самом Сергее Воронове?

-- Отношение у меня к Сергею Васильевичу очень хорошее, нормальное. Он человек в политике, с одной стороны, начинающий, в силу своего возраста, а с другой стороны, он достаточно опытный уже в политике человек. С моей точки зрения, политическое будущее у него достаточно большое. Он понимает, что такое политика, что такое компромиссы в политике, а компромисс -- это основа любого политического решения, любого законодательного решения. Я отношусь к нему как к будущему, я считаю, растущему политическому деятелю. Нормально, даже очень хорошо отношусь. Хотя, конечно, у него бывают "закидоны" и, что свойственно достаточно молодому человеку, эмоциональные оценки, может быть, иногда излишне резкие оценки.

Чаще всего это проявляется, когда он отстаивает интересы "своей" территории, которую он представляет в Законодательном собрании, когда решаются вопросы обеспечения районов газом, дровами. При этом все понимают существо проблемы, ее остроту, но его захлестывают эмоции, и он очень часто входит в кураж. В этот момент он упускает предмет спора, который отходит на второй план, а сам выходит на первый план, и тогда иногда все это превращается или в эпатаж, или в показуху.

"С точки зрения избирательных технологий это то же самое, что сравнивать эффективность цирка и балагана"

Василий Сарычев, и. о. директора пресс-службы губернатора Нижегородской области, кандидат исторических наук:

-- По поводу недавнего сожжения чучела чиновника я отмечу две вещи. Вещь первая: кандидаты сейчас стремятся привлечь к себе внимание. Дело в том, что информационное поле для предвыборной агитации сузилось. Нынешний закон о выборах заставляет кандидатов ограничиться небольшим количеством заказных статей. Это подействовало с двух сторон -- и со стороны СМИ, и со стороны заказчика. Если на прошлых выборах, имея хорошие деньги, человек мог выстроить сериальный цикл передач или публикаций, которые развивали какую-нибудь тему, то сейчас он этого не может сделать. Именно поэтому он должен сотворить что-то особенное, чтобы напомнить о своем существовании, пускай даже делается это ценой скандала.

Вторая сторона. В истории с сожжением чучела чиновника есть вопросы. Адресовать их можно больше избирательной комиссии и правоохранительным органам. Есть ограничения в законе, по которым разжигание конфликтов на межнациональной, расовой и социальной почве недопустимо. Нас интересует именно разжигание на социальной почве. Когда говорят о чучеле чиновника, надо признать, что чиновник -- это либо несуществующая категория людей (такое определение отсутствует в российском законодательстве), или речь идет об определенной категории -- о государственных служащих. Но тогда покажите мне страну, где нет госслужащих. То есть при такой постановке вопроса сожжение чучела -- это дикость какая-то. Если же посмотреть на вопрос с другой стороны, то это, конечно же, разжигание неприязни к одному из социальных слоев. Кстати, если сравнивать по количеству госслужащих Россию и западные страны, то их у нас не так уж и много, а то что говорят по поводу раздутости штатов служащих в России, так это наш очередной миф.

Так что я отрицательно отношусь к этой акции, и, кстати, в нынешнем положении вещей в стране, в несовершенстве государственной власти виноваты все: и депутаты Государственной думы, и депутаты областного Законодательного собрания. Можно спорить, кто больше, а кто меньше, но и те и другие несут ответственность за происходящее в России. И уж если связывать проблемы государства с так называемой раздутостью штатов государственных чиновников, то проблема здесь не в количестве сотрудников аппарата, а в том, что у нас, скажем, приняты такие законы, при которых местное самоуправление оказалось практически отсоединенным от государственной системы. Надо сказать, что наш герой был депутатом Государственной думы в тот момент, когда формировалась система государственного управления и местного самоуправления.

Возвращаясь к акции сожжения чучела чиновника, можно сказать, что толку от нее немного. С точки зрения избирательных технологий это то же самое, что сравнивать эффективность цирка и балагана. Я не уверен в ее эффективности. Но, с другой стороны, Сергей Воронов входит в число кандидатов, которые имеют шансы попасть в новую Государственную думу. Я не могу сказать больше, потому что госслужащим запрещено агитировать за того или иного кандидата, но таких претендентов несколько, и он один из них.

Игра другого уровня
Избиркомы всех уровней, до предела ограничив возможности кандидатов доносить до избирателей свои программы, заставляют политиков придумывать все более экстравагантные трюки, позволяющие привлечь внимание избирателей. В этом ряду уличная (сожжение чучела) и домашняя, камерная (презентация книги) акции Сергея Воронова обращают на себя внимание не столько своей экстравагантностью, сколько адекватностью уже сложившемуся имиджу этого политика и творческим использованием опыта стран с долгой демократической традицией.

Правда, создается впечатление, что нижегородские политики оказались просто не готовы к использованию избирательных технологий такого рода. Иначе как объяснить отказ дать свою оценку этим событиям, например, коллеги Воронова по Законодательному собранию Александра Листкова? Интересно, что те эксперты, которые согласились прокомментировать эти два события, выделяют прежде всего личность Сергея Воронова, причем чаще говорят о нем, как о человеке, положительно. С другой стороны, ни один из экспертов не сказал, что какие-либо факты, приведенные в книге, -- вымышленные. Соответственно этот литературный труд никак нельзя отнести к "компромату высшего класса". Нет, наверное, здесь следует согласиться с позицией самого Воронова и определить жанр книги как "современная нижегородская публицистика".

Что же касается резко отрицательных отзывов, то печально слышать примерно следующее клише: "Сам я книгу не читал, но Воронова осуждаю". Это напоминает критику сталинских времен.

Источник: "Монитор"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде

Яндекс.Метрика