главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
декабрь 06, 1999г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

Каноны 2000-го

Почему это у нас индекс физического объема растет, а налогооблагаемая база нет? С таким вопросом губернатор не раз уже обращался к участникам совещаний в кремле. Прозвучал он и в Дзержинске на совещании с главами администраций городов и районов области и членами Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей. Речь шла о приоритетных направлениях социально-экономической политики на 2000 год. Пора бы уж переходить от экономики задолженностей к формированию финансовых основ развития реального сектора, справедливо считает Иван СКЛЯРОВ.
Точки роста превращаются в линию
Губернатор говорил о налогооблагаемой базе в целом по области. В то же время на многих предприятиях выросли как объемы производства, так и налогоотдача. Президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Владимир Лузянин назвал 60 таких крупных промышленных предприятий. Например, ОАО “Гидроагрегат” в том году заплатило в бюджет области налогов на сумму 2,7 млн руб., а в этом уже 3,5 млн руб. АО “Волга” соответственно 10 и 90 млн руб., АО “Борский стекольный завод” — 1 и 23 млн руб., АО “Нижегородский машиностроительный завод” — 4,3 и 12,8 млн руб., АО “Заволжский моторный завод” — 19 и 35,2 млн руб. Такова общая тенденция в промышленности Нижегородской области.

Конечно, большое количество предприятий до сих пор не набрало необходимых темпов, но они создают сейчас базу для роста производства и в будущем начнут наращивать объемы выпуска продукции и ее реализации. Речь здесь идет не о лежачих предприятиях, а о тех, кто сохранил какой-то потенциал и завершает сейчас структурные преобразования.

Подъему производства во многом способствовал закон ОЗС о налоговых льготах из областного бюджета. Их получили такие предприятия, как АО “Волга”, ОАО “ГАЗ”, АО “Борский стекольный завод” и другие. Льготы в общей сложности не так уж и велики, но они помогают создавать базу для развития промышленности. Поэтому непонятно стремление некоторых чиновников отменить их. Атаки на льготы продолжаются.

Мэр Н. Новгорода Юрий Лебедев и городская Дума приняли решение о списании с предприятий ВПК пени и штрафов в этом году на сумму 70 млн руб. Но опять же чиновники до сих пор не исполнили это решение. Нет ни методики списания долгов, ни практического результата.

Требования НАПП к правительству России остаются прежними. Это реструктуризация долгов, которая бы облегчила работу промышленных предприятий. Солидное снижение НДС, налогов на прибыль и имущество. Необходимо отменить ввозные пошлины на материалы, комплектующие и оборудование. Иначе как обновлять фонды и наращивать мощности? И самое важное, заявил Владимир Лузянин, — это создание вертикали власти для экономики в целом. Сейчас ее нет, и каждый делает, что хочет. Настало время, когда страна должна жить своим умом, а не умом МВФ.

Прогноз вместо плана?
Вопрос губернатора, почему делают больше, а налогов платят меньше, казалось бы ждал ответа директора департамента экономики и прогнозирования Михаила Теодоровича, который и появился вскоре на сцене дзержинского драмтеатра, где проходило совещание. Хотя его доклад и не был включен в повестку дня.

По словам М. Теодоровича, задача физического выживания экономики региона уже решена. И сейчас надо решать задачу выживания бюджетной системы. В течение ряда лет сложилась негативная тенденция снижения эффективности реального сектора. При росте объемов мы все меньше получаем денег на единицу произведенного продукта. Первая причина — износ основных фондов и снижение капиталоотдачи. Вторая — неофициальная экономика. Ввод единого налога на вмененный доход показал, что у нас есть инструмент борьбы с нелегальными доходами.

Почему так плохо с бюджетом, если так хорошо с производством? А потому и плохо, что управление доходами бюджета никогда не было предметом политики государства и субъектов федерации. И если мы вместе боролись за спасение промышленности — и это произошло, то теперь надо бороться за доходы бюджета.

Какие меры, на взгляд М. Теодоровича, могут быть предложены на законодательном уровне? Во-первых, повысить роль прогнозов. Сейчас хоть на федеральном, хоть на областном уровне это как бы предметы одноразового пользования. Никакой связи между прогнозом и бюджетом нет. Бюджет не является инструментом исполнения прогноза. Но может им стать, если принять соответствующий закон. Кстати, впервые в России.

Во-вторых, ввести меры бюджетного и налогового стимулирования роста доходной базы бюджета и в территориальном, и в отраслевом разрезе. Это опять же то, чего нет нигде в России, но никто не мешает нам сделать это в одной отдельно взятой области.

При уточнении бюджета лучше пользоваться применительно к доходам не термином “уточнение”, а термином “индексация”. Это создаст прогнозируемость ситуации для территорий, которые собирают деньги, и для предприятий, которые их платят. Нужно иметь целевые программы управления доходной базой.

М. Теодорович согласен с В. Лузяниным. Необходимо формировать вертикаль власти в части управления доходами. И надо установить реальные планы показателей по налогооблагаемой базе на основании прогнозов. Что самое неотложное? Нужно немедленно принять решение об индексации единого налога и ввести в закон строчку о том, что минимальный платеж по единому налогу для юридических лиц не может быть меньше платежа, исчисленного в рамках действующей системы налогообложения.

В реформаторстве М. Теодоровича можно, вероятно, усмотреть совершенно новую методологию спасения экономики и бюджета. Похоже, он предлагает ввести прогнозно-административную систему. Но хорошо, если прогноз сбудется. А если нет? Какие меры ответственности могут быть предусмотрены за неточный прогноз, если бюджет станет инструментом его исполнения? Западные экономисты давно уже сходятся во мнении, что внешняя среда стала непрогнозируемой где-то уже на 80 проц. Не обернется ли в этом случае смелость М. Теодоровича против него самого? Он может уподобиться девушке Лизе из “Пиковой дамы” А. Пушкина, которая отвечала перед старой графиней и за состояние мостовой, и за погоду.

Да и решена ли задача физического спасения экономики региона? Может быть, ее сначала следует доспасти с учетом инфляционной составляющей и реальных цен? Тогда и бюджет будет спасать намного легче.

Источник: "Курс"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде

Яндекс.Метрика