главная
поиск
содержание
новости
ввиц    
Нижегородские новости
декабрь 22, 1999г.
Внимание! Нижегородские предприятия и организации могут разместить свои новости или объявления в разделе "Нижегородские новости", заполнив ФОРМУ.

По волнам Deutsche Welle

В начале сентября наша газета провожала Марию Жоглеву, ведущую ток-шоу "В центре внимания" ТК "Диалог", на учебу в Открытый университет Берлина. Спустя три месяца Мария вернулась со стажировки в телекомпании "Дойче Велле" и поделилась своими впечатлениями.

-- Часто наших репортеров, стажирующихся за границей, местные журналисты не воспринимают всерьез. Начинают рассказывать азы и показывать буквально на пальцах, что откуда берется. Вам удалось избежать этой участи?

-- В первый день на телестудии происходило все именно так. Журналистка, которая монтировала свой очередной репортаж, попросила меня сходить в архив и найти "картинки" к ее сюжету. Я проходила так день, два...

Вскоре пришлось объясниться с немецкими коллегами, что я умею пользоваться аппаратурой класса "Бетакам", сама могу монтировать видеоряд и, ко всему прочему, работаю на телеканале ведущей ток-шоу.

Дело в том, что принципы работы со стажерами там разительно отличаются от наших. На планерке тебя представляют коллективу, а дальше как ты сам сможешь выкарабкаться, так и сложится твоя "трудовая биография".

-- Работа журналиста на немецкой телекомпании резко отличается от темпа и организации в российских, в частности нижегородских, телекомпаниях?

-- Начнем с того, что принципы работы в центральных немецких СМИ, одним из которых и является "Дойче Велле", несколько другие. Например, вопросы организации, вопросы журналистской этики и взаимодействия с органами власти.

На российской телевизионной "кухне" репортер -- и спец, и жнец, и на дуде игрец. Он сам может взвалить камеру на плечо и отправиться снимать репортаж, сам может смонтировать сюжет и озвучить "картинки". В немецкой же телекомпании все делают специалисты. Вплоть до доставки кассет в монтажную. Курьеру дается задание найти ту или иную кассету, и он доставляет ее прямо к столу репортера.

На еженедельной планерке расписываются все графики передвижения операторов. Репортеры перемещаются совершенно независимо от операторов -- на такси, например. Все оплачивает фирма. Все расходы. У нас на такую многочисленную армию просто нет денег. Хотя основной акцент немцы перенесли именно на организацию службы информации в телекомпании.

Почем нынче свобода слова
-- Во время своей поездки вас наверняка приглашали на встречи с политиками и первыми лицами ФРГ. Как ведут себя государственные и политические деятели, общаясь с журналистами?

-- Демократичность в общении с первыми лицами меня приятно удивила. За барной стойкой можно было пообщаться со Шредером и его супругой. Никакой охраны или телохранителей. К слову, на встречах были и наши политики: приезжали Горбачев, Зюганов, Лужков. Немцы боготворят Горбачева за "падение" Берлинской стены, и он чувствует там себя как дома.

Остальных же окружало плотное кольцо охраны, но мы смогли пробиться к Лужкову. Он был открыт для общения с прессой и откровенно отвечал на вопросы нашей делегации. Про Зюганова или Явлинского, которые тоже пребывали там с визитами, ничего сказать не могу. Встреч с ними у нас не было.

-- Что же, на твой взгляд, привлекает наших политиков в Германии перед выборами в Российскую Госдуму?

-- Лидеры фракций и партий излагают свои взгляды на ситуацию в России. Предлагают свои варианты выхода из экономического кризиса. Лужков приезжал к мэру Берлина, остальные -- по приглашениям партий и общественных движений.

-- Известно ли тебе, как делится право собственности на государственные телеканалы?

-- Никакого секрета это не представляет. В совет директоров государственной телекомпании так называемой открытой формы собственности входят представители лидирующих партий. Преимуществ какой-либо партии и, как следствие, представления ее интересов в сетке вещания не существует.

Само телевидение финансируется гражданами страны. За каждую точку -- транслятор телеканала немец платит небольшую сумму. Пять телевизоров -- платит за пять, один -- платит за один. Так же и за радио. Налог платится даже за радиоточку в автомобиле. Таким образом, каждый гражданин страны вправе требовать достоверной информации за свои деньги.

-- Редакция службы информации проводит какую-то свою линию в освещении событий?

-- Мы такого не видели. По крайней мере, если это и делается, то как-то незаметно. От нашего пристального внимания такой факт бы не ускользнул.

Чем нас удивили немцы
-- Что тебе особенно запомнилось за время поездки?

-- Экскурсия в архивы "Штази". Гид нам рассказал небольшую историю, весьма любопытную. Когда пришло время спецслужбам ФРГ вскрывать секретные архивы, работники "Штази" сидели в подвалах и рвали на части содержимое личных дел. Дел скопилось множество. На каждого человека было заведено досье.

Мне стало даже жутковато от всего этого, ведь "Штази" -- точная копия нашего КГБ. Значит, в нашей стране существует подобное хранилище. У нас-то никто этих дел не рвал.

Теперь у немецкой службы разведки другая работа -- собирать по кусочкам материалы архивов. Любой гражданин ФРГ может прийти в архив и посмотреть свое дело. В нем указано все, вплоть до "стучавших" на тебя. Многие граждане не спешат ознакомиться со своим досье. Грустно будет осознавать, что твои муж или жена долгое время рассказывали и доносили на тебя в "Штази".

Еще один любопытный экспонат -- баночка с запахом. Такие баночки прикладывались в личному делу. Процедура "добычи" запахов была незатейливо проста. Во время обыска или вызова в "Штази" подозреваемого раздевали и протирали куском материи. После кусочек материи клали в баночку и хранили "до лучших времен". При малейшем подозрении в каком-либо проступке собаке давали нюхать этот кусок, и человека находили по запаху.

От этого посещения мне и нашим ребятам стало не по себе. Это такое ярко негативное впечатление, хотя и любопытное.

-- Не хотелось остаться там работать или жить?

-- Работать там было бы интересно. Однако речевой акцент не красит репортера на ТВ. Газетчикам было проще в этом смысле. Они писали статьи, их редактировали и платили гонорары. По 500 марок за статью. За репортаж мы получили бы такие же деньги, но произношение не спрячешь и не отредактируешь.

Если же будут какие-либо предложения по работе здесь, в России, то я была бы не против их рассмотреть. На самом деле, по линии обмена сейчас очень много организуется стажировок и поездок. Мы, к сожалению, многого не знаем. Общение с коллегами из-за рубежа очень многое дает в информационном и профессиональном плане. Жаль, что по финансовым причинам мы не может расширять контакты.

Источник: "Монитор"

Архив


Нижегородский бизнес on-line | Поиск | Содержание

Copyrigth ©1999 AZINNOV.COM: создание сайтов в Нижнем Новгороде

Яндекс.Метрика