INNOV.RU | технологии Blockchain в экономике; ICO
Иннов: электронный научный журнал
 

Финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений на селе

Financial provision of educational institutions in rural areas



УДК 371.

19.06.18 7:23
853

Выходные сведения: Чиркова В.М. Финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений на селе // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №6 (39). URL: http://www.innov.ru/science/economy/finansovoe-obespechenie-deyatelnost/

Авторы:
Чиркова В.М.
к. п. н., старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России», Курск. Россия (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса 3),
e-mail: michutka.2010@yandex.ru)

Authors:
Chirkova V.M.
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the «Russian Language and Speech Culture» Department of Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: michutka.2010@yandex.ru)

Ключевые слова: образовательное учреждение, сельская школа, финансирование, качество образования, реструктуризация, количество учащихся

Keyword: educational institution, rural school, financing, quality of education, restructuring, number of students

Аннотация: Система образования в России в настоящее время переживает существенные изменения, что связано во многом с происходящими в стране экономическими, социальными и политическими процессами. В последние пятнадцать лет приходилось решать сложнейшие проблемы деятельности сельского образовательного учреждения. Многие отрицательные факторы сказывались на развитии образовательных учреждений села в последнее время: недостаточный уровень обеспечения социально-культурных потребностей населения; неполная трудовая занятость, нестабильная и невысокая оплата труда, отсутствие перспективы улучшения этих условий; отнесение ряда сельских населенных пунктов и районов к числу депрессивных; ухудшение демографической ситуации и др. В статье автором проанализированы работы исследователей по проблеме финансирования деятельности образовательных учреждений на селе. Так же в статье представлен анализ структуры сельских образовательных учреждений, который свидетельствует о том, что порядка 30% составляют начальные школы, несколько более 40% - школы основного общего образования, порядка 25% - школы среднего (полного) общего образования. Автор акцентирует внимание на важной особенности образовательных учреждений на селе, которой является малочисленность учеников. Однако законодательство не предусматривает, что для малокомплектных сельских образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. В заключение автор подчеркивает важность реорганизации сельской школы и повышения качества оказываемых ею образовательных услуг.

Annotation: The education system in Russia is currently undergoing significant changes, which is largely due to the economic, social and political processes taking place in the country. In the last fifteen years, it was necessary to solve the most complicated problems of the rural educational institution. Many negative factors affected the development of rural educational institutions in recent times: insufficient level of social and cultural needs of the population; incomplete employment, unstable and low pay, lack of prospects for improving these conditions; the inclusion of a number of rural settlements and districts as depressive; deterioration of the demographic situation, etc. In the article the author analyzed the work of researchers on the problem of financing the activities of educational institutions in the countryside. Also, the article presents an analysis of the structure of educational institutions in the countryside, which indicates that about 30% are primary schools, slightly more than 40% are schools of basic general education, and about 25% are schools of secondary (complete) general education. The author focuses attention on the important feature of educational institutions in the countryside, which is the small number of pupils. However, the law does not provide that for small rural educational institutions the funding standard must take into account costs that do not depend on the number of students. In conclusion, the author emphasizes the importance of reorganizing the rural school and improving the quality of its educational services.

Финансовое обеспечение деятельности образовательных  учреждений на селе

Введение

На развитии образовательных учреждений села в последнее время отрицательно сказывались различные негативные факторы: недостаточный уровень обеспечения социально-культурных потребностей населения; неполная трудовая занятость, нестабильная и невысокая оплата труда, отсутствие перспективы улучшения этих условий; отнесение ряда сельских населенных пунктов и районов к числу депрессивных; ухудшение демографической ситуации; трудности с исполнением бюджетов муниципальных образований и выделением необходимых средств на образование; сложности с укомплектованием школ квалифицированными педагогическими работниками.

В то же время возросли потребности в повышении качества образования, материально-технического и информационного переоснащения сельских образовательных учреждений; адаптации их выпускников к требованиям современного рынка труда; совершенствовании нормативно-правовой базы и государственного управления образованием.

Появилась необходимость в усилении государственной помощи и поддержки образовательных учреждений на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном); расширении видов финансовых ресурсов, направляемых на развитие сельской школы, включая инновационную деятельность и внебюджетные источники; снижении зависимости ее финансово-экономического обеспечения от наполняемости бюджетов местных муниципальных образований (это прежде всего касается заработной платы учителей, школьных автобусов, компьютеризации учебного процесса и подключения к интернету)[1].

Сельские школы составляют порядка двух третей от общего числа школ России, в них обучается до одной трети всех учащихся страны. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет реструктуризацию сельских школ. При этом идет процесс создания базовых школ, в которых концентрируются финансовые, материальные и кадровые ресурсы.

Материалы и методы

Проблема финансирования деятельности образовательных учреждений на селе волнует многих исследователей [2-12]. Её анализ имеет большое значение для оптимизации процесса реструктуризации сельских школ. Реструктуризация сельских школ - процесс весьма сложный, требующий тщательной подготовки, анализа ситуации, проведения экспериментов, мониторинга (наблюдения), научно обоснованного прогнозирования отдаленных последствий. На все эти обязательные подготовительные виды работ необходимы финансовые средства, которые следует отдельной строкой предусматривать при утверждении бюджетов всех уровней (федерального, субъектов РФ, муниципальных образований) [13]. Важнейшими элементами процесса реструктуризации являются подготовка экспериментов, методическое их обеспечение, выбор регионов и конкретных объектов. Что касается финансового обеспечения реструктуризации, то надо иметь в виду, что финансирование - определение расходов на содержание школ - напрямую зависит от уровня реализуемых образовательных программ и численности учащихся.

Результаты и обсуждение

Анализ структуры образовательных учреждений на селе свидетельствует о том, что порядка 30% составляют начальные школы, несколько более 40% - школы основного общего образования, порядка 25% - школы среднего (полного) общего образования. Кроме того, функционируют школы для детей с недостатками физического и умственного развития, а также санаторно-лесные школы. Функционируют на селе и отдельные учреждения начального профессионального образования (профтехучилища).

Другой существенной особенностью образовательных учреждений на селе является малочисленность обучающихся. Например, менее 10 учеников обучаются в 5 тысячах сельских школ, от 10 до 100 детей учатся в 30 тысячах школ на селе. В связи с демографическим спадом и миграцией сельского населения в города (со своими детьми) фактически значительно сокращается количество школ в деревнях. Если в 1995 году их насчитывалось 47,5 тысячи, то в 2005 году - уже где-то 40 тысяч.

Эффективность проводимой реструктуризации зависит не от быстроты ее проведения и максимального охвата ею сельских образовательных учреждений, а от глубины проработки всех вариантов ее осуществления и наиболее широкого экспериментирования как по территории страны, так и по типам и видам образовательных учреждений.

Требуется при выборе территории для проведения экспериментов стремиться охватывать исследованиями объекты самые разнообразные по уровню экономического развития и трудовой занятости населения, социально-культурной обеспеченности, бюджетной стабильности, укомплектованности и квалификации педагогического состава [14]. О проблеме управления социально-экономическим развитием сельских территорий написано много работ различных исследователей [15-20].

Принятая в России национальная программа «Образование» предусматривает ряд финансовых мероприятий, затрагивающих и образовательные учреждения на селе.

В утвержденном федеральном бюджете на 2006 год предусмотрено направить 1 млрд. рублей на централизованную закупку автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Однако нужно учитывать состояние российских дорог и то, что у региональных властей не всегда находятся средства на ремонт дорог, а также на профилактическое обслуживание школьных автобусов.

Поэтому к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2006 год» имеется приложение 41 «Распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, в том числе в границах поселений, муниципальных районов, городских округов, а также связывающих населенные пункты сельских дорог с включением их в сеть дорог общего пользования, осуществляемых в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы (подпрограмма «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы) в 2006 году».

Целесообразно проследить за тем, чтобы выделяемые из федерального бюджета средства на эти цели получались и в сельских школах. Необходимо не забывать поощрять авторские и инновационные школы на селе (в них всегда было мало учеников). Поощрять лучших учителей надо не только в крупных городских, но и в небольших сельских школах.

В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» предусмотрено, что для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

Однако в этом случае закон не является законом прямого действия. Во-первых, он не охватывает все сельские школы, поскольку среди них пять тысяч школ на селе имеет более ста учащихся. Во-вторых, не определен конкретный механизм расчета затрат независимо от количества обучающихся, в результате этот порядок практически не применяется. В-третьих, научно не разработан перечень необходимых затрат в сельских школах и их размеров, независимых от количества учащихся.

Все это не позволяет руководителям сельских школ и органов управления образованием законодательно обосновывать планируемые ими на очередной финансовый год размеры государственного финансирования и твердо защищать планируемые показатели в финансовых органах, находить поддержку в органах исполнительной и законодательной власти в процессе формирования и исполнения соответствующих бюджетов.

Законодательно не определен в полном объеме порядок государственного финансирования сельских школ за счет бюджетов муниципальных образований, виды целевой государственной поддержки (субсидий) из бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета.

Выводы

Реорганизация сельской школы, существенное повышение качества оказываемых ею образовательных услуг замедляется во многом из-за слабости правовой базы ее развития. В законе РФ «Об образовании», несмотря на значительное количество сельских школ, их повсеместное расположение, практически не раскрыта специфика деятельности этих самых многочисленных образовательных учреждений.

Именно в сельских школах решается один из важнейших принципов государственной образовательной политики - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, поэтому так важно и необходимо содействие финансово-экономическому обеспечению деятельности образовательных учреждений на селе.



Библиографический список


1. Арженовский С. Об оценке стоимости подготовки специалиста
в вузе / С. Арженовский // Вестник высшей школы. — 2002. —№ 10. — С. 59–60.
2. Шкиндер В. И. Управление развитием сельской школы в современных условиях (экспериментальная площадка лицей) Текст. / В. И. Шкиндер. - Екатеринбург. - 1997. - 150 с.
3. Андрейко А. 3. Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования Текст. : автореф. дис. канд. пед. наук / А. 3. Андрейко М., 1996.-24 с.
4. Басов В. Н. Подготовка директора сельской малокомплектной школы к организационно-педагогической деятельности Текст. : дис. канд. пед. наук / В. Н. Басов. Белгород, 1998. - 224 с.
5. Безруков В. И. Сельская малокомплектная школа инновационный ресурc образования Текст. / В. И. Безруков // Инновации в обучении и воспитании учащихся сельских малочисленных и национальных школ / под. ред. В. И. Безрукова. - М., 2002. - С. 3-9.
6. Даванов В. Н. Педагогические основы дифференциации профессионального образования в сельской школе Текст. : автореф. дис. канд. пед. наук / В. Н. Даванов. М., 1999. - 18 с.
7. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России Текст. : дис. д-ра пед. наук / М. П. Гурьянова. М., 2001. -412 с.
8. Ильенко Л. П. Программа развития школы : Структура, содержание, перспективное планирование работы Текст. : опытноориентированная монография, пос. для руководителей различных видов образовательных учреждений / JI. П. Ильенко. М. : АРКТИ, 2001. -17 с.
9. Крылов А. Д. Организационно-педагогическая деятельность сельской малочисленной школы Текст. / А. Д. Крылов, В. К Кишало-ва, В. И. Терновская, М. : Изд-во АСОПиР. - 2000. - С. 35-36.
10. Макаров П. В. Социально-педагогическая деятельность сельской школы как фактор возрождения традиций коренных народностей Севера Текст. : автореф. дис. канд. пед. наук / П. В. Макаров М., 1997. -15 с.
11. Михайлов А. А. Инновационная деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема Текст. : автореф. дис. канд. пед. наук / А. А. Михайлов. Чебоксары, 2000.- 18 с.
12. Мишукова Т. Экспериментальная работа в сельской малокомплектной школе Текст. / Т. Мишукова // Сельская школа. 1998. - № 4. - С. 69-98.
13. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект / Г. А. Балыхин. — М.: Экономика,2003. — 428 с.
14. Пчелинцев О.С. Региональная экономика: в системе устойчивого развития: М: Наука, 2004. – C 12-13.
15. Олейникова И.Н. Воспроизводственный процесс в системе региональной экономики: инновационная составляющая и механизм управления (структурный аспект). Ростов1 н/Д: Терра, 2004. – C 20-21.
16. Новоселов A.C. Методологические проблемы- управления экономикой региона // Регион: экономика и социология. 2008. - № 2.
17. Малыхин Ю.В. Товарная политика диверсифицированных производств // Регион: экономика и социология. 2008. - № 4.
18. Алиев Б.Х., Алимирзоева М.Г. Социально-экономические параметры российских регионов и перспективы перехода к устойчивому развитию // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №25.
19. Чернова Л. Методы анализа и регулирования пропорций регионального развития // Экономист. 2009. - № 7.
20. Чернявский И. Развитие сельских территорий и жизнедеятельности населения // Экономист. 2005. - № 6.


References


1. Arzhenovskij S. Ob ocenke stoimosti podgotovki specialista
v vuze. S. Arzhenovskij. Vestnik vy`sshej shkoly`. 2002. No 10. Pp. 59–60.
2. Shkinder V. I. Upravlenie razvitiem sel`skoj shkoly` v sovremenny`x usloviyax (e`ksperimental`naya ploshhadka licej) Tekst. V. I. Shkinder. - Ekaterinburg. 1997. 150 p.
3. Andrejko A. 3. Sel`skij sociokul`turny`j kompleks kak faktor razvitiya obrazovaniya Tekst. : avtoref. dis. kand. ped. nauk. A. 3. Andrejko M., 1996. 24 p.
4. Basov V. N. Podgotovka direktora sel`skoj malokomplektnoj shkoly` k organizacionno-pedagogicheskoj deyatel`nosti Tekst. : dis. kand. ped. nauk V. N. Basov. Belgorod, 1998. 224 p.
5. Bezrukov V. I. Sel`skaya malokomplektnaya shkola innovacionny`j resurc obrazovaniya Tekst. V. I. Bezrukov. Innovacii v obuchenii i vospitanii uchashhixsya sel`skix malochislenny`x i nacional`ny`x shkol / pod. red. V. I. Bezrukova. M., 2002. Pp. 3-9.
6. Davanov V. N. Pedagogicheskie osnovy` differenciacii professional`nogo obrazovaniya v sel`skoj shkole Tekst. : avtoref. dis. kand. ped. nauk. V. N. Davanov. M., 1999. 18 p.
7. Gur`yanova M. P. Teoreticheskie osnovy` modernizacii sel`skoj shkoly` Rossii Tekst. : dis. d-ra ped. nauk. M. P. Gur`yanova. M., 2001. 412p.
8. Il`enko L. P. Programma razvitiya shkoly` : Struktura, soderzhanie, perspektivnoe planirovanie raboty` Tekst. : opy`tnoorientirovannaya monografiya, pos. dlya rukovoditelej razlichny`x vidov obrazovatel`ny`x uchrezhdenij. JI. P. Il`enko. M. : ARKTI, 2001. 17 p.
9. Kry`lov A. D. Organizacionno-pedagogicheskaya deyatel`nost` sel`skoj malochislennoj shkoly` Tekst. A. D. Kry`lov, V. K Kishalo-va, V. I. Ternovskaya, M. : Izd-vo ASOPiR. 2000. Pp. 35-36.
10. Makarov P. V. Social`no-pedagogicheskaya deyatel`nost` sel`skoj shkoly` kak faktor vozrozhdeniya tradicij korenny`x narodnostej Severa Tekst. : avtoref. dis. kand. ped. nauk. P. V. Makarov M., 1997. 15p.
11. Mixajlov A. A. Innovacionnaya deyatel`nost` sel`skogo uchebno-vospitatel`nogo kompleksa kak social`no-pedagogicheskaya problema Tekst. : avtoref. dis. kand. ped. nauk. A. A. Mixajlov. Cheboksary`, 2000. 18 p.
12. Mishukova T. E`ksperimental`naya rabota v sel`skoj malokomplektnoj shkole Tekst. T. Mishukova. Sel`skaya shkola. 1998. No 4. - Pp. 69-98.
13. Baly`xin G. A. Upravlenie razvitiem obrazovaniya: organizacionno-e`konomicheskij aspect. G. A. Baly`xin. M.: E`konomika, 2003. 428 p.
14. Pchelincev O.S. Regional`naya e`konomika: v sisteme ustojchivogo razvitiya: M: Nauka, 2004. Pp. 12-13.
15. Olejnikova I.N. Vosproizvodstvenny`j process v sisteme regional`noj e`konomiki: innovacionnaya sostavlyayushhaya i mexanizm upravleniya (strukturny`j aspekt). Rostov1 nD: Terra, 2004. Pp 20-21.
16. Novoselov A.C. Metodologicheskie problemy`- upravleniya e`konomikoj regiona. Region: e`konomika i sociologiya. 2008. No 2.
17. Maly`xin Yu.V. Tovarnaya politika diversificirovanny`x proizvodstv Region: e`konomika i sociologiya. 2008. No 4.
18. Aliev B.X., Alimirzoeva M.G. Social`no-e`konomicheskie parametry` rossijskix regionov i perspektivy` perexoda k ustojchivomu razvitiyu Regional`naya e`konomika: teoriya i praktika. 2011. No 25.
19. Chernova L. Metody` analiza i regulirovaniya proporcij regional`nogo razvitiya. E`konomist. 2009. No 7.
20. Chernyavskij I. Razvitie sel`skix territorij i zhiznedeyatel`nosti naseleniya. E`konomist. 2005. No 6.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления