Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации введена в действие с 2010 года [3]. Ее реализация должна была обеспечить постепенное снижение доли импортного продовольствия и сельскохозяйственного сырья [6,с. 67]. Для решения этой задачи предполагалось использовать меры государственной поддержки, которые были весьма ограничены в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию[5,с.69]. Экономические проблемы, с которыми столкнулась Российская Федерация в настоящее время, привели к существенному снижению налоговых и неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, что вызывает необходимость корректирования объемов финансирования бюджетных расходов. В этих условиях снижаются возможности государственной поддержки малого бизнеса как одного из приоритетных направлений развития экономики страны и сельского хозяйства в частности.
Целью данного исследования является анализ изменений налоговой поддержки малого бизнеса в Российской Федерации в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. Для реализации поставленной цели была предпринята попытка решения следующих задач: 1) рассмотреть существующую систему государственной поддержи малого бизнеса; 2) определить результативность такой поддержки на примере сельскохозяйственных предприятий; 3) рассмотреть новации в налоговом стимулировании малого бизнеса на современном этапе. Исследование базируется на использовании монографического и абстрактно-логического методов, позволяющих проводить сопоставление экономических категорий, абстрагируясь от несущественных деталей.
Малый бизнес в Российской Федерации развивается, что подтверждает увеличение количества малых предприятий, отраженное на рис.1.
Рисунок 1 - Число малых предприятий, 2010-2014 гг, тыс.
Поддержка малого бизнеса осуществляется в виде льготного налогообложения и бюджетного субсидирования.
С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. В соответствии с Бюджетным кодексом, субсидия - это средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целенных расходов [1].Традиционно субсидируется часть ставки по банковским кредитам, но в сельском хозяйстве предоставляются субсидии и на иные цели (на развитие растениеводства и животноводства).
Рассмотрим размеры государственной поддержки на примере ООО «Сельское», которое находится в Соликамском муниципальном районе Пермского края и является малым предприятием. ООО «Сельское» в 2014 году получило государственных субсидий на сумму 620 тыс. руб. Большая часть этих средств поддержки была предоставлена за счет средств регионального бюджета(58%), из Федерального бюджета поступило 27% и из местного бюджета – 15%. Средства не большие, однако, за счет субсидий предприятие увеличило размер чистой прибыли в 1, 6 раза [7,c.87].
Налоговое стимулирование предполагает использование специальных налоговых режимов, обеспечивающих уплату единого налога вместо всей совокупности налогов [2]. В соответствии с методикой Минфина России, налоговая нагрузка ООО «Сельское» составила в 2011 году - 8,4%; в 2012 году – 10,45; в 2013 году - 14,6%. Таким образом, налоговое бремя малого сельскохозяйственного предприятия действительно не велико, но имеет тенденцию к росту [8,с. 75].
Как бы ни были оригинальны оригинальны идеи малого бизнеса с минимальными вложениями, высокие налоги могут сделать любое предприятие не выгодным. Особенно сложным может стать положение в условиях экономического кризиса. Учитывая данное обстоятельство, правительство РФ разработало и реализует меры налоговой поддержки малого бизнеса в 2016 году, заключающиеся в следующем:
-снижение ставки налогов;
-расширение области применения налоговых льгот.
Для реализации поставленных целей предполагается использование налоговых каникул и применение патентной системы налогообложения.
Воспользоваться специальными налоговыми режимами смогли не все представители малого бизнеса, так как это зависит от конкретного дохода, количества наемных работников и других обстоятельств [11, 13].
Для облегчения налогового бремени в 2016 году предусмотрено снижение налоговых ставок. Органы власти в регионах имеют официальные полномочия снижать ставку по упрощенной системе налогообложения (УСНО) с шести до одного процента от оборота. Для тех представителей малого бизнеса, которые выбрали в качестве объекта налогообложения прибыль, никаких изменений не предусматривается. Ставку в шесть процентов обычно выбирают те представители бизнеса, деятельность которых не связана с затратами на приобретение товара либо сырья.
Усовершенствованная система при соблюдении перечисленных условий подразумевает и уменьшение в половину налога от суммы взносов в государственные внебюджетные фонды. Индивидуальные предприниматели, у которых нет наемных работников, могут сократить платежи на все сто процентов.
Еще одним нововведением стало увеличение перечня сфер бизнеса, где можно будет использовать патент, как основание для легальной работы. Власти на местах уже имеют полномочия по своему усмотрению добавлять в данный федеральный перечень дополнительные позиции, а вот сокращать перечень права не имеют. В совокупности государственный список сегодня охватывает все существующие отрасли народного хозяйствования.
Патент может использовать только индивидуальный предприниматель (ИП), который ведет деятельность, предусмотренную патентным законодательством. Например, в 2015 году этот был список из 47 видов деятельности. С 2016 года этот список увеличился до 63 видов деятельности. Данный список приведен в статье 346.43 Налогового Кодекса Российской Федерации (вступил в силу с 01.01.2016). Важное дополнение: региональные власти могут самостоятельно дополнять этот список видами бытовых услуг, которые оказываются населению (подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Помимо ограничений по видам деятельности ИП должен выполнить еще несколько условий: среднее количество сотрудников не должно превышать 15 человек, выручка в течение календарного года не должна превышать 60 миллионов рублей
Расширена возможность использования налоговых каникул. Перечень законов, который был представлен Министерством финансов, предусматривает расширение круга индивидуальных предпринимателей. Федеральным Законом N 477-ФЗ установлено, что с 10.01.2015 года до 2020 года вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель может воспользоваться налоговыми каникулами в двухлетний срок после регистрации. В первую очередь, это постановление относится к производственной, научной и социальной сферам деятельности [4, с. 10].
В таблице представлено количество индивидуальных предпринимателей Российской Федерации на 1.08.2016 года.
Таблица - Количество индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 01.08.2016 г., шт.
Российская Федерация |
Индивидуальные предприниматели |
|||
Всего |
Микро предприятия |
Малое предприятия |
Среднее предприятие |
|
2929410 |
2900065 |
26953 |
372 |
Анализирую данные таблицы можно сделать вывод от том, что среди индивидуальных предпринимателей преобладают представители микропредприятий, что составляет 99 %, малые предприятия занимаю менее 1%, а средние представлены только количеством 372 единиц.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что 2016 стал периодом преобразования условий деятельности малого бизнеса. Несмотря на то, что налоговое законодательство требует совершенствования, все же намеченную тенденцию многие эксперты оценивают положительно – налоговое бремя реально снижено за счет ряда льгот, а это немаловажно в условиях кризиса. Налоговая поддержка со стороны государство будет мотивировать население страны заниматься предпринимательством, что окажет положительное влияние на развитие экономики, обеспечит снижение безработицы и увеличение реальных доходов граждан.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления