INNOV.RU | Информационный портал 

Иннов: электронный научный журнал
 

Менеджмент высшей школы: самоэффективность и удовлетворенность профессиональной деятельностью преподавателей высшей школы административного сектора

Management of higher education: self-effectiveness and satisfaction with professional activity of teachers of higher education in the administrative sector



УДК 331.224

26.04.18 11:37
1832

Выходные сведения: Кузнецова А.А., Никишина В.Б. Менеджмент высшей школы: самоэффективность и удовлетворенность профессиональной деятельностью преподавателей высшей школы административного сектора // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/menedzhment-vysshey-shkoly-samoeffe/

Авторы:
Кузнецова А.А.1, Никишина В.Б.2

1 к.. психол. н., доцент кафедры «Психология здоровья и коррекционная психология, ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ, Курск, Российская Федерация (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3),e-mail: kuznetsova.a80@mail.ru

2 д. психол. н., профессор, заведующий кафедрой «Психология здоровья и коррекционная психология, ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ, Курск, Российская Федерация (305041, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3),e-mail: vbnikishina@mail.ru

Authors:
Kuznetsova A. A. 1, Nikishina V. B. 2

1 Cand. Sci. (Psychology), associate Professor of " Psychology of health and correctional psychology, FGBOU vo Kursk state medical University of the Ministry of health of the Russian Federation, Kursk, Russian Federation (305041, Kursk, Karl Marx str., 3), e-mail: kuznetsova.a80@mail.ru

2 Dr. Sci. (Psychology), Prof., head of the Department " Psychology of health and correctional psychology, Federal state budgetary EDUCATIONAL institution Kursk state medical University of the Ministry of health of the Russian Federation, Kursk, Russian Federation (305041, Kursk, Karl Marx str., 3), e-mail: vbnikishina@mail.ru

Ключевые слова: управление персоналом, трудовая мотивация, успешность профессиональной деятельностью, удовлетворенность трудом

Keyword: personnel management, labor motivation, professional success, job satisfaction

Аннотация: В настоящее время происходит расширение компетенций преподавателей административного сектора, включение административно- сервисных составляющих. Эффективно управлять профессиональной деятельностью педагога возможно только через понимание его мотивации и повышении удовлетворенности трудом. Для разработки и внедрения эффективной системы мотивации персонала, необходимо корректировать показатели эффективности педагогических работников. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью явилось выявление наличия влияния успешности на удовлетворенности профессиональной деятельностью преподавателей высшей школы, занимающихся административной деятельностью. Преподаватели высшей школы административного сектора в профессиональной деятельности ориентированы на результат (ориентация на карьеру, признание, славу), свой личный успех они оценивают лишь через внешнее признание.

Annotation: Now there is an expansion of competences of teachers of administrative sector, inclusion of administrative and service components. It is possible to effectively manage the professional activity of a teacher only through understanding his motivation and increasing job satisfaction. To develop and implement an effective staff motivation system, it is necessary to adjust the performance indicators of teachers. The article presents the results of empirical research, the aim was to identify the impact of success on the satisfaction of the professional activities of higher school teachers engaged in administrative activities. Teachers of the higher school of the administrative sector in their professional activities are focused on results (career orientation, recognition, fame), their personal success they evaluate only through external recognition.

Менеджмент высшей школы: самоэффективность и удовлетворенность профессиональной деятельностью преподавателей высшей школы административного сектора

Введение

В модусе происходящих реформ в системе образования происходит снижение значимости роли преподавателя, как только транслятора научных знаний при возрастании роли - эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации, менеджера образовательных услуг [1].

В связи с введением Профессионального стандарта [1] произошло изменение требований к преподавателю ВУЗа, осуществляющих административную деятельность. Происходит включение административно- сервисных компетенций, которые рассматриваем как группу знаний и способностей, которые обеспечивают реализацию преподавателями функционала планирования и организации деятельности, при чем не только своей, управления процессами, осуществления эффективного делопроизводства, администрирования и эффективного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса [2]. Данные преобразования в политической и экономической жизни общества стимулируют разработку и актуализируют потребность применения новых более действенных методов повышения эффективности деятельности у преподавателей высшей школы, занимающиеся административной деятельностью.

Существующие исследования отечественной зарубежной психологии, посвященных изучению проблемы взаимосвязи удовлетворенности и успешности профессиональной деятельностью, к сожалению, не дают нам однозначного ответа по направленности влияния [3-8].

Материалы и методы

Цель исследования: изучение влияния успешности на удовлетворенности профессиональной деятельностью преподавателей высшей школы, административного сектора.

Для достижения цели исследования применялась следующие методики: «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду (адаптированная М.В. Соколовой); «Методика диагностики удовлетворенности деятельностью» В.А. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана); «Шкала самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема» (адаптация В. Ромека).

Достоверность сделанных выводов достигалась с помощью методов качественного анализа данных, непараметрического критерия U-Манна-Уитни и метода ранговой корреляции r Спирмена. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы Stat Soft Statistica v 6.0 Multilingual.

В выборку вошло 28 преподавателей высших учебных заведений, занимающихся административной деятельностью. Группу сравнения составили 23 преподавателя высших учебных заведений, не занимающихся административной деятельностью.

Изучение категории «успешность деятельности» в психологии непосредственно связано с разработкой A.Н. Леонтьевым психологической модели деятельности и ее основных компонентов [9].

Оценка успешности бывает внутренней и внешней. Внутренняя оценка успешности деятельности возникает в результате соотнесения вознаграждения за совершенные действия с представлениями личности об их результативности. Если внешняя оценка успешности опирается главным образом на результативность, то для внутренней оценки не менее важно, ценой каких затрат достигается этот результат. [10] Результативность как правило выражается в абсолютных значениях, а эффективность — это соотношение результатов к ресурсам, затраченным на их достижение [11] .

Изучением проблемы профессиональной успешности в различных сферах деятельности занимаются многие научные деятели.

И.В. Арендачук на основе анализа ряда исследований разработала следующее определение профессиональной успешности: «это оценочный критерий (как со стороны субъекта деятельности, так и со стороны окружающих и коллег), непосредственно связанный с эффективностью и конечными результатами деятельности; выражается в удовлетворённости субъекта своим трудом; является условием профессиональной самореализации» [12]. Данное определение объединяет целый ряд современных исследований профессиональной успешности личности.

Исследования показали, что на профессиональную успешность влияет много различных внешних и внутренних факторов. Среди них удовлетворённость трудом как один из значительных параметров оценки успешности деятельности. Он рассматривается «как психологическое состояние, вызванное соотношением определённых притязаний субъекта, трудовой деятельностью и возможностью их осуществления» [13].

Однако в связи с наличием разнообразных критериев в оценке успешности в последнее время она все чаще рассматривается как интегральная характеристика субъекта деятельности. Среди универсальных критериев можно выделить оценку эффективности деятельности: продуктивность и удовлетворённость трудом.

Как мы уже говорили удовлетворенность трудом зависит от ряда факторов, включая внешние и внутренние составляющие, объективно и субъективно регистрируемые, включающие оплату труда, санитарно-гигиенические условия, престиж профессии, стабильность занятости и др., все эти нашло свою представленность в научных работах отечественных и зарубежных авторов (А.Я. Кибанов, А.П. Ерошкин, Ф. Герцберг, Э. Мэйо, Л. Портер, Э. Лоулер) [14-18]. Однако направленность влияния неясна, результаты одних исследований говорят о влиянии удовлетворенности на успешность, а другие считают, что успешность влияет на удовлетворенность.

Исходя, из выше сказанного возникает необходимость исследования данной проблемы не только с точки зрения теоретического анализа, но и целостного эмпирического исследования с целью планирования мероприятий, усиливающих эффективность профессиональной деятельности.

Результаты и их обсуждение

Исследование реализовано по экспериментальному плану ex-post-facto («эксперимент на который ссылаются»)[19].

Для решения поставленных нами задач – мы исследовали уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью, уровень субъективного благополучия и уровень самоэффективности сотрудников основной группы и группы сравнения.

По результатам методики диагностики удовлетворенности деятельностью В.А. Ядова было выявлены значимые показатели по факторам: «Работа (не) вызывает переутомления» в основной группе (хср.= -0,01071), в группе сравнения (хср.= -0,40909); «(Не) Возможность достичь социального признания, уважения» в основной группе (хср.= 0,56364), в группе сравнения (хср.= 0,19143). В результате проверки уровня статистической значимости (U-критерием Манна-Уитни) было выявлено, что показатель по данным факторам у испытуемых основной группы достоверно выше показателей группы сравнения (р<0,05).

Отрицательный показатель был выявлен по фактору «Работа (не) вызывает переутомления» свидетельствующий о том, что преподаватели высшей школы, занимающиеся административной деятельностью в большей степени придают значимость переутомлению на работе нежели преподаватели, незанимающиеся административной деятельностью. Для преподавателей высших учебных заведений, занимающихся административной деятельностью переутомление является одним из ведущих факторов, который приводит к снижению уровня удовлетворенности на работе, чего не наблюдается в работе у сотрудников в группе сравнения.

Так же были выявлены положительные значения показателей по фактору «(Не) Возможность достичь социального признания, уважения». В основной группе в отличие от группы сравнения показатель по данному фактору завышен, что свидетельствует о высокой значимости социального признания и уважения к их профессиональной деятельности. Профили факторов удовлетворенности деятельностью основной группы и группы сравнения представлены на рисунке 1.


*Условные обозначения: 1. Деятельность одна из важнейших в обществе / Мало оценивается важность труда, 2. Работа с людьми / Не умею работать с людьми, 3 Работа требует постоянного творчества / Работа не требует творчества, 4. Работа не вызывает переутомления / Работа вызывает переутомление, 5. Большая зарплата / Небольшая зарплата, 6. Возможность самосовершенствования / Невозможность самосовершенствания, 7. Работа соответствует моим способностям / Работа не соответствует моим способностям, 8. Работа соответствует моему характеру / Работа не соответствует моему характеру, 9. Небольшой рабочий день / Большой рабочий день, 10. Частый контакт с людьми / Отсутствие частого контакта с людьми, 11. Возможность достичь социального признания, уважения / Невозможность достичь социального признания, уважения

Рис 1. Сравнительная характеристика факторов удовлетворенности деятельностью основной группы и группы сравнения (по методике диагностики удовлетворенности деятельностью В.А. Ядова)

Исходя из выше сказанного, можно предположить, что уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью у преподавателей высшей школы, занимающихся административной деятельностью в большей степени зависит от внешних факторов, то есть от социального признания и уважения.

По результатам методики диагностики субъективного благополучия были полученные статистически значимые различия показателей в группах. В основной группе (хср.= 49,85714) показатель достоверно (р<0,05) выше, чем в группе сравнения (хср.= 35,09091).

По результатам методики диагностики уровня самоэффективности были полученные статистически значимые различия. В основной группе (хср.= 32,64286) показатель достоверно (р<0,05) выше, чем в группе сравнения (хср.= 24,36364).

Сопоставительный профиль представлен на рисунке 2.


Рис. 2. Сравнительная характеристика самоэффективности (по методике шкала самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема), субъективного благополучия (по методике «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду (адаптированная М.В. Соколовой)) основной группы и группы сравнения

Для преподавателей высшей школы, занимающихся административной деятельностью характерно умеренное субъективное благополучие, воспринимают отсутствие серьезных проблем у них, но при снижении эмоционального комфорта, а для преподавателей высших учебных заведений, не занимающихся административной деятельностью, наоборот, характерен эмоциональный комфорт, они достаточно уверены в себе, активны, успешно взаимодействует с окружающими, адекватно управляют своим поведением. У преподавателей высшей школы есть уверенность в своих способностях организовывать и осуществлять собственную деятельность, необходимую для достижения определенных целей, чего нельзя сказать о тех, чьи показатели ниже среднего уровня самоэффективности.

Следующим этап исследования выступило изучение особенностей взаимосвязи успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью преподавателей высшей школы, занимающихся административной деятельностью, для рассмотрения этого вопроса мы воспользовались корреляционным анализом r Спирмена (в табл. 1.).

Таблица 1

Значимые корреляции между показателями успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью у испытуемых основной группы (n=28),

Шкалы

r Спирмен,

(р<0,05)

Работа вызывает переутомления & Работа с людьми

0,434418

Работа соответствует моему характеру & Работа с людьми

0,526201

Работа соответствует моему характеру & Возможность самосовершенствования

0,530411

Небольшой рабочий день & Работа не соответствует моим способностям

-0,493296

Частый контакт с людьми & Возможность самосовершенствования

0,748015

Возможность достичь социального признания, уважения & Возможность самосовершенствования

0,600437

Возможность достичь социального признания, уважения & Работа соответствует моему характеру

0,487107

Возможность достичь социального признания, уважения & Частый контакт с людьми

0,518664

Субъективное благополучие & Возможность достичь социального признания, уважения

0,48966

Самоэффективность &Работа соответствует моему характеру

0,482404

 

За счет рода своей деятельности приходится не только контактировать с людьми, а администрировать, что зачастую эмоционально отрицательно окрашено и может привести к напряжению, а в следствие к снижению удовлетворенности трудом, так как не происходит разрядки негативных эмоций и возникает накопительный эффект. Однако объективно они понимают, что только через коммуникацию с людьми они смогут самосовершенствоваться и достигать успеха. Но, к сожалению, неудовлетворенность трудом может привести к серьезным психоэмоциональным нарушения, а в следствии к снижению эффективности.

Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод, о том, что у преподавателей высшей школы, занимающихся административной деятельностью профессиональная деятельность ориентирована на результат (ориентация на карьеру, признание, славу), свой личный успех они оценивают лишь через внешнее признание.

Выводы

В результате проведенного исследования нами выявлено влияние успешности на удовлетворенности профессиональной деятельностью. Успешность в профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, занимающихся административной деятельностью проявляется в уверенности в своих способностях организовывать и осуществлять собственную деятельность, необходимую для достижения определенных целей. Удовлетворенности профессиональной деятельностью у них в большей степени зависит от внешних факторов, то есть от социального признания и уважения, а неудовлетворенность от высокого уровня перенапряжения, которое они испытывают во время педагогической деятельности. Полученные данные могут быть использованы при планировании мероприятий по мотивации трудового поведения кадров, по формированию их заинтересованности в качественной работе. Актуальность данного вида деятельности руководителя возрастает при изменениях, происходящих в ходе модернизации системы образования (переход на эффективный контракт, внедрение профессиональных стандартов и тд.).




[1] http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186767/





Библиографический список


1. Никишина В. Б., Кузнецова А. А. Методика исследования редукции достижений в условиях педагогической деятельности (СОРД): методология и технология стандартизации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 24. 26 (197). С.154-161.
2. Природова О.Ф., Никишина В.Б., Кузнецова А.А. Моделирование системы непрерывного педагогического образования преподавателей медицинского вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. 2 (26). С.60-68.
3. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. М.: Политиздат. 1983.142с.
4. Марадзе Л.М., Кузнецова А.А. Удовлетворенность профессиональной деятельностью: критериально-феноменологический анализ. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2012. 2. С. 308-313.
5. Шендель Т.В. Удовлетворенность трудом персонала как интегрированный показатель социальной эффективности предприятия//Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. 2017. № 7. С. 287-294.
6. Keeley M. A. Contingency Framework for Performance Evaluation. Academy of Management Reveiw (July 1978), pp. 428–438.
7. Lawler E.E., Rhode J.G. Information and Control in organizations. Goodyear, 1976.- p. 245
8. Levinson H. Appraisal of What What Performance? Harvard Business Review (July-August, 1976), pp. 30
9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат. 1975. 304 с.
10. Храпенко И.Б. Проблема успешности в профессиональном развитии психолога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. 1. С.162-168.
11. Кузнецова А.А., Никишина В.Б. Эффективный контракт как технология управления результативностью профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnyy-kontrakt-kak-tekhnologi/
12. Арендачук И.В. Индивидуально-психологические факторы успешности личности в научно-педагогической деятельности // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. 1. С 29-34.
13. Филатова О.В. Контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) как детерминанты эффективности профессиональной деятельности // Психология XXI столетия. Ярославль: МАПН. 2008. 2. С. 257-262.
14. Кибанов А.Я. Еще раз о парадигме и философии управления персоналом организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2015. Т. 4.( 2). С. 6-8.
15. Романова И.М., Романова Ф.А., Шарабарина К.А. Основные факторы влияющие на удовлетворенность трудом работников//Вестник современных исследований. 2018. № 1.1 (16). С. 86-91.
16. Hackman J.R., Lawler E.E. Employee Reactions to Job Characteristics. Journal of Applied Psychology, Vol. 55 (1971), pp. 259–286.
17. Porter L.W., Hackman J.R. Behavior in organizations. McGraw-Hill, 1975. – p. 300
18. Кузнецова А.А., Никишина В.Б. Стимулирование через мотивацию профессиональной деятельности педагогов как функция управления образовательным учреждением // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/stimulirovanie-cherez-motivatsiyu-p/
19. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Издательство «Питер». 2000. 320с.


References


1. Nikishina V. B., Kuznetsova А. А. Metodika issledovaniya reduktsii dostizhenij v usloviyakh pedagogicheskoj deyatel'nosti (SORD): metodologiya i tekhnologiya standartizatsii. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014. T. 24. No 26 (197). p 154-161.
2. Prirodova O.F., Nikishina V.B., Kuznetsova А.А. Modelirovanie sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya prepodavatelej meditsinskogo vuza. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017. No2 (26). p. 60-68.
3. Zamfir K. 1983. Udovletvorennost' trudom. Mnenie sotsiologa. M.: Politizdat. 142p.
4. Maradze L.M., Kuznetsova А.А. 2012. Udovletvorennost' professional'noj deyatel'nost'yu: kriterial'no-fenomenologicheskij analiz. Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i pedagogika. No2: 308-313.
5. SHendel' T.V. Udovletvorennost' trudom personala kak integrirovannyj pokazatel' sotsial'noj ehffektivnosti predpriyatiya//Upravlenie chelovecheskimi resursami – osnova razvitiya innovatsionnoj ehkonomiki. 2017. No 7. p. 287-294.
6. Keeley M. A. Contingency Framework for Performance Evaluation. Academy of Management Reveiw (July 1978), p. 428–438.
7. Lawler E.E., Rhode J.G. Information and Control in organizations. Goodyear, 1976.- p. 245
8. Levinson H. Appraisal of What What Performance? Harvard Business Review (July-August, 1976), p. 30
9. Leont'ev А.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. – M.: Politizdat. 1975. 304p.
10. KHrapenko I.B. Problema uspeshnosti v professional'nom razvitii psikhologa. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. 2011. No1. P162-168.
11. Kuznetsova А.А., Nikishina V.B. EHffektivnyj kontrakt kak tekhnologiya upravleniya rezul'tativnost'yu professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti prepodavatelya vuza // Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnyy-kontrakt-kak-tekhnologi/
12. Аrendachuk I.V. Individual'no-psikhologicheskie faktory uspeshnosti lichnosti v nauchno-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Uchenye zapiski Pedagogicheskogo instituta SGU im. N.G. CHernyshevskogo. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. 2010.No1. p. 29-34.
13. Filatova O.V. Kontrol' (samokontrol') i otsenka (samootsenka) kak determinanty ehffektivnosti professional'noj deyatel'nosti. Psikhologiya XXI stoletiya. YAroslavl': MАPN. 2008.No 2. p.257-262.
14. Kibanov А.YA. Eshhe raz o paradigme i filosofii upravleniya personalom organizatsii. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii. 2015. No. 4 (2). p. 6-8.
15. Romanova I.M., Romanova F.А., SHarabarina K.А. Osnovnye faktory vliyayushhie na udovletvorennost' trudom rabotnikov//Vestnik sovremennykh issledovanij. 2018. No 1(16). p. 86-91.
16. Hackman J.R., Lawler E.E. Employee Reactions to Job Characteristics. Journal of Applied Psychology, Vol. 55 (1971), p. 259–286.
17. Porter L.W., Hackman J.R. Behavior in organizations. McGraw-Hill, 1975. – p. 300
18. Kuznetsova А.А., Nikishina V.B. Stimulirovanie cherez motivatsiyu professional'noj deyatel'nosti pedagogov kak funktsiya upravleniya obrazovatel'nym uchrezhdeniem // Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2018. No4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/stimulirovanie-cherez-motivatsiyu-p/
19. Druzhinin V. N. EHksperimental'naya psikhologiya. SPb.: Izdatel'stvo «Piter». 2000. 320 p.


  Яндекс.ВиджетINNOV

архив: 2013  2012  2011  1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления