Введение
В модусе происходящих реформ в системе образования происходит снижение значимости роли преподавателя, как только транслятора научных знаний при возрастании роли - эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации, менеджера образовательных услуг [1].
В связи с введением Профессионального стандарта [1] произошло изменение требований к преподавателю ВУЗа, осуществляющих административную деятельность. Происходит включение административно- сервисных компетенций, которые рассматриваем как группу знаний и способностей, которые обеспечивают реализацию преподавателями функционала планирования и организации деятельности, при чем не только своей, управления процессами, осуществления эффективного делопроизводства, администрирования и эффективного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса [2]. Данные преобразования в политической и экономической жизни общества стимулируют разработку и актуализируют потребность применения новых более действенных методов повышения эффективности деятельности у преподавателей высшей школы, занимающиеся административной деятельностью.
Существующие исследования отечественной зарубежной психологии, посвященных изучению проблемы взаимосвязи удовлетворенности и успешности профессиональной деятельностью, к сожалению, не дают нам однозначного ответа по направленности влияния [3-8].
Материалы и методы
Цель исследования: изучение влияния успешности на удовлетворенности профессиональной деятельностью преподавателей высшей школы, административного сектора.
Для достижения цели исследования применялась следующие методики: «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду (адаптированная М.В. Соколовой); «Методика диагностики удовлетворенности деятельностью» В.А. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана); «Шкала самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема» (адаптация В. Ромека).
Достоверность сделанных выводов достигалась с помощью методов качественного анализа данных, непараметрического критерия U-Манна-Уитни и метода ранговой корреляции r Спирмена. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы Stat Soft Statistica v 6.0 Multilingual.
В выборку вошло 28 преподавателей высших учебных заведений, занимающихся административной деятельностью. Группу сравнения составили 23 преподавателя высших учебных заведений, не занимающихся административной деятельностью.
Изучение категории «успешность деятельности» в психологии непосредственно связано с разработкой A.Н. Леонтьевым психологической модели деятельности и ее основных компонентов [9].
Оценка успешности бывает внутренней и внешней. Внутренняя оценка успешности деятельности возникает в результате соотнесения вознаграждения за совершенные действия с представлениями личности об их результативности. Если внешняя оценка успешности опирается главным образом на результативность, то для внутренней оценки не менее важно, ценой каких затрат достигается этот результат. [10] Результативность как правило выражается в абсолютных значениях, а эффективность — это соотношение результатов к ресурсам, затраченным на их достижение [11] .
Изучением проблемы профессиональной успешности в различных сферах деятельности занимаются многие научные деятели.
И.В. Арендачук на основе анализа ряда исследований разработала следующее определение профессиональной успешности: «это оценочный критерий (как со стороны субъекта деятельности, так и со стороны окружающих и коллег), непосредственно связанный с эффективностью и конечными результатами деятельности; выражается в удовлетворённости субъекта своим трудом; является условием профессиональной самореализации» [12]. Данное определение объединяет целый ряд современных исследований профессиональной успешности личности.
Исследования показали, что на профессиональную успешность влияет много различных внешних и внутренних факторов. Среди них удовлетворённость трудом как один из значительных параметров оценки успешности деятельности. Он рассматривается «как психологическое состояние, вызванное соотношением определённых притязаний субъекта, трудовой деятельностью и возможностью их осуществления» [13].
Однако в связи с наличием разнообразных критериев в оценке успешности в последнее время она все чаще рассматривается как интегральная характеристика субъекта деятельности. Среди универсальных критериев можно выделить оценку эффективности деятельности: продуктивность и удовлетворённость трудом.
Как мы уже говорили удовлетворенность трудом зависит от ряда факторов, включая внешние и внутренние составляющие, объективно и субъективно регистрируемые, включающие оплату труда, санитарно-гигиенические условия, престиж профессии, стабильность занятости и др., все эти нашло свою представленность в научных работах отечественных и зарубежных авторов (А.Я. Кибанов, А.П. Ерошкин, Ф. Герцберг, Э. Мэйо, Л. Портер, Э. Лоулер) [14-18]. Однако направленность влияния неясна, результаты одних исследований говорят о влиянии удовлетворенности на успешность, а другие считают, что успешность влияет на удовлетворенность.
Исходя, из выше сказанного возникает необходимость исследования данной проблемы не только с точки зрения теоретического анализа, но и целостного эмпирического исследования с целью планирования мероприятий, усиливающих эффективность профессиональной деятельности.
Результаты и их обсуждение
Исследование реализовано по экспериментальному плану ex-post-facto («эксперимент на который ссылаются»)[19].
Для решения поставленных нами задач – мы исследовали уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью, уровень субъективного благополучия и уровень самоэффективности сотрудников основной группы и группы сравнения.
По результатам методики диагностики удовлетворенности деятельностью В.А. Ядова было выявлены значимые показатели по факторам: «Работа (не) вызывает переутомления» в основной группе (хср.= -0,01071), в группе сравнения (хср.= -0,40909); «(Не) Возможность достичь социального признания, уважения» в основной группе (хср.= 0,56364), в группе сравнения (хср.= 0,19143). В результате проверки уровня статистической значимости (U-критерием Манна-Уитни) было выявлено, что показатель по данным факторам у испытуемых основной группы достоверно выше показателей группы сравнения (р<0,05).
Отрицательный показатель был выявлен по фактору «Работа (не) вызывает переутомления» свидетельствующий о том, что преподаватели высшей школы, занимающиеся административной деятельностью в большей степени придают значимость переутомлению на работе нежели преподаватели, незанимающиеся административной деятельностью. Для преподавателей высших учебных заведений, занимающихся административной деятельностью переутомление является одним из ведущих факторов, который приводит к снижению уровня удовлетворенности на работе, чего не наблюдается в работе у сотрудников в группе сравнения.
Так же были выявлены положительные значения показателей по фактору «(Не) Возможность достичь социального признания, уважения». В основной группе в отличие от группы сравнения показатель по данному фактору завышен, что свидетельствует о высокой значимости социального признания и уважения к их профессиональной деятельности. Профили факторов удовлетворенности деятельностью основной группы и группы сравнения представлены на рисунке 1.
*Условные обозначения: 1. Деятельность одна из важнейших в обществе / Мало оценивается важность труда, 2. Работа с людьми / Не умею работать с людьми, 3 Работа требует постоянного творчества / Работа не требует творчества, 4. Работа не вызывает переутомления / Работа вызывает переутомление, 5. Большая зарплата / Небольшая зарплата, 6. Возможность самосовершенствования / Невозможность самосовершенствания, 7. Работа соответствует моим способностям / Работа не соответствует моим способностям, 8. Работа соответствует моему характеру / Работа не соответствует моему характеру, 9. Небольшой рабочий день / Большой рабочий день, 10. Частый контакт с людьми / Отсутствие частого контакта с людьми, 11. Возможность достичь социального признания, уважения / Невозможность достичь социального признания, уважения
Рис 1. Сравнительная характеристика факторов удовлетворенности деятельностью основной группы и группы сравнения (по методике диагностики удовлетворенности деятельностью В.А. Ядова)
Исходя из выше сказанного, можно предположить, что уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью у преподавателей высшей школы, занимающихся административной деятельностью в большей степени зависит от внешних факторов, то есть от социального признания и уважения.
По результатам методики диагностики субъективного благополучия были полученные статистически значимые различия показателей в группах. В основной группе (хср.= 49,85714) показатель достоверно (р<0,05) выше, чем в группе сравнения (хср.= 35,09091).
По результатам методики диагностики уровня самоэффективности были полученные статистически значимые различия. В основной группе (хср.= 32,64286) показатель достоверно (р<0,05) выше, чем в группе сравнения (хср.= 24,36364).
Сопоставительный профиль представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительная характеристика самоэффективности (по методике шкала самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема), субъективного благополучия (по методике «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду (адаптированная М.В. Соколовой)) основной группы и группы сравнения
Для преподавателей высшей школы, занимающихся административной деятельностью характерно умеренное субъективное благополучие, воспринимают отсутствие серьезных проблем у них, но при снижении эмоционального комфорта, а для преподавателей высших учебных заведений, не занимающихся административной деятельностью, наоборот, характерен эмоциональный комфорт, они достаточно уверены в себе, активны, успешно взаимодействует с окружающими, адекватно управляют своим поведением. У преподавателей высшей школы есть уверенность в своих способностях организовывать и осуществлять собственную деятельность, необходимую для достижения определенных целей, чего нельзя сказать о тех, чьи показатели ниже среднего уровня самоэффективности.
Следующим этап исследования выступило изучение особенностей взаимосвязи успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью преподавателей высшей школы, занимающихся административной деятельностью, для рассмотрения этого вопроса мы воспользовались корреляционным анализом r Спирмена (в табл. 1.).
Таблица 1
Значимые корреляции между показателями успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью у испытуемых основной группы (n=28),
Шкалы |
r Спирмен, (р<0,05) |
Работа вызывает переутомления & Работа с людьми |
0,434418 |
Работа соответствует моему характеру & Работа с людьми |
0,526201 |
Работа соответствует моему характеру & Возможность самосовершенствования |
0,530411 |
Небольшой рабочий день & Работа не соответствует моим способностям |
-0,493296 |
Частый контакт с людьми & Возможность самосовершенствования |
0,748015 |
Возможность достичь социального признания, уважения & Возможность самосовершенствования |
0,600437 |
Возможность достичь социального признания, уважения & Работа соответствует моему характеру |
0,487107 |
Возможность достичь социального признания, уважения & Частый контакт с людьми |
0,518664 |
Субъективное благополучие & Возможность достичь социального признания, уважения |
0,48966 |
Самоэффективность &Работа соответствует моему характеру |
0,482404 |
За счет рода своей деятельности приходится не только контактировать с людьми, а администрировать, что зачастую эмоционально отрицательно окрашено и может привести к напряжению, а в следствие к снижению удовлетворенности трудом, так как не происходит разрядки негативных эмоций и возникает накопительный эффект. Однако объективно они понимают, что только через коммуникацию с людьми они смогут самосовершенствоваться и достигать успеха. Но, к сожалению, неудовлетворенность трудом может привести к серьезным психоэмоциональным нарушения, а в следствии к снижению эффективности.
Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод, о том, что у преподавателей высшей школы, занимающихся административной деятельностью профессиональная деятельность ориентирована на результат (ориентация на карьеру, признание, славу), свой личный успех они оценивают лишь через внешнее признание.
Выводы
В результате проведенного исследования нами выявлено влияние успешности на удовлетворенности профессиональной деятельностью. Успешность в профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, занимающихся административной деятельностью проявляется в уверенности в своих способностях организовывать и осуществлять собственную деятельность, необходимую для достижения определенных целей. Удовлетворенности профессиональной деятельностью у них в большей степени зависит от внешних факторов, то есть от социального признания и уважения, а неудовлетворенность от высокого уровня перенапряжения, которое они испытывают во время педагогической деятельности. Полученные данные могут быть использованы при планировании мероприятий по мотивации трудового поведения кадров, по формированию их заинтересованности в качественной работе. Актуальность данного вида деятельности руководителя возрастает при изменениях, происходящих в ходе модернизации системы образования (переход на эффективный контракт, внедрение профессиональных стандартов и тд.).
[1] http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186767/
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления