Введение
Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют совершенствования системы высшего профессионального образования. Высшие учебные заведения должны не только обеспечить усвоение будущим выпускником совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и сформировать его как конкурентоспособную личность на рынке труда. Следовательно, основная задача высших учебных заведений заключается в поиске совершенных способов передачи знаний, а также эффективных методов и приёмов, повышающих качество обучения и ускоряющих данный процесс.
Материалы и методы
Теоретическую основу данного исследования составляют научные работы по проблемам формирования конкурентоспособности специалиста (Вирина И.В., Максимова Е. В., Шатохин А. Г., Андреев В. И., Степусь А.Ф., Дмитриева Д.Д.) [1-10]; научные труды по вопросам теории и методики высшего профессионального образования (Платонов К.К., Пассов Е.И., Кудрявая Н.В.) [11,12]; а также исследования, посвящённые вопросам применения метода проектов в образовательном процессе и осуществления проектной деятельности (Полат Е.С., Зимняя И.А., Сахарова Т.Е., Душеина Т.В., Пахомова Н.Ю.) [13-18].
Методологической базой исследования являются методы сравнения, изучения источников, анализа и синтеза.
Результаты и обсуждение
Отметим, что для формирования конкурентоспособности будущих выпускников высших учебных заведений необходимо использовать в образовательном процессе наиболее эффективные методы обучения, способствующие приобретению опыта самостоятельного решения различных задач. По нашему мнению к ним относятся коммуникативные методы, метод обучения как учебного исследования, информационные технологии, игровые методы, метод Case-study и метод проектов [19].
Рассмотрим каждый из этих методов и особенности их применения в образовательном процессе, направленном на формирование конкурентоспособности молодого специалиста. Итак, информационные технологии предполагают использование компьютерных средств в процессе обучения не только на занятии, но и при выполнении студентами самостоятельной работы.
В процессе применения игровых методов учащиеся участвуют в деловых, ролевых и имитационных играх, моделирующих профессиональные проблемы и задачи. Во время игры студенты исполняют роли и осуществляют функции, которые адекватны социальному контексту их будущей профессиональной деятельности. В результате этого будущие специалисты приобретают опыт решения профессиональных, социальных и личностных задач [20].
Под коммуникативными методами подразумевают активные формы деятельности и методы, направленные на организацию работы в группе и эффективное сотрудничество. Данные методы формируют у будущих специалистов универсальные умения, которые связаны с принятием решения и осмыслением, самопрезентацией, культурой доказательства собственных суждений, оценкой разных точек зрения и т. д. К таким методам можно отнести пресс-конференцию, дискуссию, учебные дебаты, спор-диалог, мозговой штурм и т. д.
В рамках применения метода обучения как учебного исследования студенты осуществляют различные виды деятельности. Их можно представить в виде следующей цепочки: постановка проблемы, сбор имеющихся данных, их «верификация», экспериментирование, составление плана исследования, формулировка выводов, рефлексия результатов.
Метод Case-study заключается в анализе определённых ситуаций, которые соответствуют будущей профессиональной деятельности студентов.
В современной системе высшего профессионального образования достаточно актуальным и наиболее эффективным представляется метод проектов. Он заключается в выполнении студентами в процессе обучения в университете проектной деятельности. Необходимо отметить, что проекты должны носить прикладной, междисциплинарный характер. Таким образом, содержание и способы их выполнения должны соответствовать содержанию и технологиям профессиональной деятельности будущих специалистов определённой сферы деятельности [21].
По нашему мнению метод проектов является одним из эффективных средств формирования конкурентоспособности будущего выпускника вуза.
Обратимся к подробному рассмотрению данного метода и особенностей его применения в образовательном процессе высших учебных заведений.
Известно, что любая деятельность человека, в том числе профессиональная, заключается в выполнении ряда проектов. Понятия «проект» и «проектирование», то есть процесс создания проекта, определяются как поиск аргументированных и доказательных решений применительно к конкретным условиям и определённым целям. Выбор целей часто является важной частью проекта. Таким образом, проектирование представляет собой неотъемлемую составляющую любой сферы деятельности людей. Следует отметить, что проектирование основывается на ряде требований, предъявляемых к данному процессу с научной и практической точки зрения.
Рассмотрим данные требования:
· анализ всех элементов проблемы, ситуации перед принятием решения (при этом метод «проб и ошибок» не является рациональным);
· разделение каждого вопроса на части для облегчения его решения;
· установление закономерностей (даже в тех случаях, когда последовательность не очевидна);
· системный и разносторонний подход к решению любого вопроса или проблемы.
При проектировании следует находить решения определённого вопроса в большей степени соответствующие конкретным условиям, функциям и назначению объекта [13]. Применение проектной деятельности в высших учебных заведениях позволяет сделать учебный процесс личностно значимым для студента. Отметим, что работа над проектами может осуществляться как на практических занятиях, так и во внеаудиторное время. Например, на заседаниях студенческого клуба профессиональной ориентации или студенческого научного кружка [14,15,16]. При выполнении проектов студенты получают возможность применить на практике знания, полученные в процессе обучения, а также раскрыть свой творческий потенциал, проявить исследовательские способности, активность, креативность и самостоятельность. В процессе проектной работы студенты самостоятельно планируют и реализуют свою деятельность [17,18]. Таким образом, развиваются индивидуальные конкурентные преимущества, а также навыки самомаркетинга будущих выпускников.
Проектная деятельность может выполняться не только отдельными студентами, но и совместно несколькими обучающимися, образующими проектную группу. В обоих случаях ответственным за обучение является студент как индивид или как участник проектной группы. Несмотря на это, на успешность проекта большое влияние оказывает личность преподавателя, создающего определённые условия для осуществления проектной деятельности. Важно, чтобы данные условия стимулировали формирование и развитие индивидуальных конкурентных преимуществ будущих специалистов, в том числе их организаторских, интеллектуальных, креативных, коммуникативных умений, а также навыков профессионального общения.
Изучив теоретические основы проектной деятельности студентов в процессе обучения в вузе, перейдём к рассмотрению её практической реализации. Следует отметить, что в общем виде работа над проектом включает в себя подготовительный, основной и завершающий этапы.
Рассмотрим детально этапы работы над проектами:
· анализ имеющихся данных и постановка проблемы;
· составление плана деятельности по разрешению поставленной проблемы;
· реализация проектной деятельности;
· рефлексия промежуточных результатов;
· коррекция средств и способов достижения поставленных целей и получения результатов;
· рефлексия, проверка, оценка результатов [14].
На завершающем этапе работы над проектами студентами осуществляется их оформление (в виде плаката, стенгазеты, презентации и т.д.), а также защита.
Выводы
В результате нашего исследования можно сделать вывод, что применение проектной методики в образовательном процессе высших учебных заведений является достаточно эффективным. Работа над проектами стимулирует формирование у студентов внутренней мотивации к обучению и самосовершенствованию. В процессе создания и презентации проектов, у студентов развиваются индивидуальные конкурентные преимущества и формируются навыки самомаркетинга. Таким образом, метод проектов является одним из наиболее эффективных средств формирования конкурентоспособности будущего выпускника вуза.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления