Под моделью корпоративного управления [1, 2] понимают систему организации корпораций с точки зрения нахождения собственника по отношению к внутренней среде корпорации. В современной корпорации собственник отделен от менеджмента, происходит практически раздвоение интересов и не только. Подчас собственник – лицо или лица – инкогнито. Их не знают, и они не желают, чтобы их знали. С этих позиций существуют две модели: модель инсайдеровская и модель аутсайдеровская.
Рассмотрим сравнительную характеристику моделей корпоративного управления .
1. Система аутсайдеров:
· контроль рынков капитала и внешний контроль;
· рассредоточенная собственность, пассивные акционеры;
· акционерная демократия, конкуренция интересов и контрактные решения;
· одноуровневые корпоративные советы, в которых властвуют инсайдеры;
· важные элементы: ликвидность для акционеров; хорошая защита мелких акционеров; прозрачность, раскрытие информации; сильная защита прав кредиторов; запрет на внутренние сделки; четкие правила передачи; ясные процедуры банкротства; более активные рынки ценных бумаг.
2. Система инсайдеров:
· универсальный банковский контроль и внутренний контроль собственности;
· сосредоточенная собственность, активные акционеры;
· долгосрочное сотрудничество акционеров;
· двухуровневые корпоративные советы, взаимное владение акциями, пирамидальные схемы, холдинговые структуры;
· важные элементы: участие работников в управлении; правила управления по доверенности; активное участие универсальных банков в финансовых решениях; активные владельцы, более пристальное наблюдение за руководством, контроль инсайдеров; распространено семейное владение.
Собственники могут выступать как инсайдеры, так и аутсайдеры.
При инсайдеровской модели собственник осуществляет контроль, находясь внутри структуры корпорации. Наиболее яркий пример – собственник (собственники) является руководителем менеджмента. Инсайдеровской модели свойственно незначительное число акционеров.
Аутсайдеровская модель предусматривает контроль над корпорацией извне. Здесь большее количество акционеров, контроль собственников носит обычно непостоянный характер, основное внимание уделяется стратегическим вопросам.
Какая из моделей лучше, трудно сказать. Американские ученые (Макконелл и Серваес), исследовав более тысячи фирм [3], получили данные, что рыночная стоимость фирмы растет при увеличении собственности инсайдеров до 40-50% акций, а затем начинает снижаться.
Одним из ярких примеров модели корпоративного управления [4]: системы инсайдеров является ОАО «ГАЗ» .
Основными направлениями инвестиционной деятельности ОАО «ГАЗ» в 2007 г. являются:
обязательные инвестиции [5, 6] – более 56%, проводимые с целью доведения конструкции автомобилей до соответствия требованиям, предъявляемым при сертификации, осуществления противопожарных мероприятий, экологических и лизинговых платежей;
инновационные инвестиции – более 31%, проводимые с целью организации производства дизельного двигателя, технологической подготовки производства по освоению автомобиля “Соболь” 4х4 и реализации прочих инновационных проектов;
инвестиции в поддержание существующих мощностей – более 8%, проводимые с целью стабилизации действующего производства, замены физически изношенного оборудования и штамповой оснастки.
Реализация Инвестиционной программы ОАО “ГАЗ” на 2007 г. должна обеспечить выполнение следующих первоочередных целей:
с минимальными инвестициями осуществить сертификацию выпускаемой продукции, экологические платежи (за природоиспользование) и противопожарные мероприятия;
произвести инвестиции в действующее производство с целью исключения возможных потерь, связанных с простоем оборудования, вышедшего из строя;
обеспечить реновацию изношенного оборудования и штамповой оснастки для стабильной работы подразделений ОАО “ГАЗ” [7]
;
произвести инвестиции в подразделения, задействованные во внедрении новой технологии при производстве шестерен главной передачи автомобилей марки “ГАЗ”;
реализовать инвестиционные проекты, направленные на снижение себестоимости продукции и снижение производственных затрат;
продолжить технологическую подготовку производства по освоению следующих видов продукции:
организация производства автомобиля “Волга” 2007 модельного года;
увеличение производства автомобилей марки ГАЗ, соответствующих нормам ЕВРО-3;
организация производства дизельного двигателя.
обеспечить необходимый уровень работоспособности, бесперебойности и информационной безопасности существующей информационной системы ОАО “ГАЗ”;
повысить конкурентоспособность продукции ОАО “ГАЗ”.
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления